ВИКТОРИНА к 400 - летию Дома Романовых
презентация к уроку по истории (8, 9 класс) на тему

Степанцова Елена Викторовна

Цель проведения викторины: воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, понимания необходимости осмысления прошлого и извлечения из него уроков, через воспоминание о высоких идеалах наших предков формирование чувства сопричастности своей истории и обогащение как в духовном, так и в интеллектуальном смысле.

Задачи:

  • знакомство учащихся с успехами и достижениями России во времена правления династии Романовых;
  • понимание необходимости преемственности исторического пути России и своей связи с историческим прошлым;
  • развитие интереса к великому прошлому своей страны, умения поиска логических решений поставленных задач;
  • развитие патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Общие методические указания:

Викторина приурочена к празднованию 400-летия Дома Романовых, но может также быть использована и в других внеклассных мероприятиях, посвященных историческому прошлому России. Для проведения мероприятия используется мультимедийная презентация (показ слайдов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktori1na.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИКТОРИНА к 400 - летию Дома Романовых Подготовил учитель истории МБОУ СОШ №4 Г. Льгова Степанцова Елена Викторовна

Слайд 2

1 тур Узнай по портрету правившего государя или государыню

Слайд 3

Если бы д'Артаньян поехал не в Англию, а в Россию, он застал бы здесь чрезвычайно романтический, но очень мало отраженный в литературе период истории. При дворе какого царя, почти ровесника Атоса , он бы оказался?

Слайд 4

Бывшая герцогиня Курляндская, была приглашена на Российский престол и правила страной 10 лет

Слайд 5

Этот император запретил употребление в России слов "общество", "гражданин", "отечество" и "курносый". Назовите его имя.

Слайд 6

В это время могущество государства Российского и его авторитет в мире были так велики, что канцлер Безбородко любил говорить: "...Ни одна пушка в Европе без нашего разрешения выпалить не смеет". А кто в это время был у власти?

Слайд 7

Заполняя анкету в ходе Всероссийской переписи населения, этот император в графе "род занятий" написал: "Хозяин земли русской". Назовите его имя.

Слайд 8

Первая русская женщина-драматург принадлежала к самой верхушке общества. Ее перу принадлежит пьеса "О святой Екатерине Великомученице". Ролей в театре она не играла, но в российской истории она сыграла достаточно заметную роль. Умерла она в возрасте 47 лет под именем монахини Сусанны.

Слайд 9

Сначала он был зачислен в одну из рот Преображенского полка барабанщиком, затем солдатом, а когда в полку была учреждена бомбардирская рота — первым бомбардиром, досконально знал все мелочи морской службы и кораблестроения; любил токарное дело и мог часами работать на токарном станке.

Слайд 10

Знаток церковной службы, свободное от дел время любил посвящать соколиной охоте; даже написал трактат на эту тему; сочинял стихи, увлекался театром.

Слайд 11

Его судьба была тесно связана с восстанием декабристов. Можно сказать, его жизнь и свобода из-за этого восстания висели на волоске. Не без мрачного юмора в личных письмах он называл декабристов "мои друзья по 14-му числу". Назовите его имя и отчество.

Слайд 12

Стояла глухая ноябрьская ночь. От Смольного к Зимнему шла группа людей, имеющая целью свержение существующего правительства. Назовите фамилию, имя и отчество женщины, возглавлявшей эту группу.

Слайд 13

Удостоен особого эпитета в русской исторической науке — Освободи́тель . Погиб в результате террористического акта.

Слайд 14

Известный писатель-историк русского зарубежья Марк Алданов утверждал, что "в династии Романовых, если не считать Петра", этот "коронованный Гамлет" был самым выдающимся человеком. А французская писательница де Сталь в частном разговоре сказала этому человеку: "Ваш характер — лучшая конституция для империи вашей!".

Слайд 15

В русской исторической науке получил эпитет – Миротворец. Отличался высоким (193 см) ростом. В юности обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы.

Слайд 16

На карте Москвы целых четыре Кисловских переулка: Большой, Малый, Средний и почему-то Нижний, хотя заметного перепада высот в этом районе не наблюдается. А история названия уходит еще во времена Ивана Грозного. Тогда целая слобода "узких специалистов" поставляла для царского стола то, что как раз называют "северным лимоном". Возможно, поэтому ни сам Иван Васильевич, ни Федор Иоаннович с Борисом Годуновым, ни Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы, ни их чада и домочадцы не страдали цингой. Что же поставляла Кисловская слобода к царскому столу?

Слайд 17

Ответ: Квашеную капусту.

Слайд 18

2 тур С чьим правлением связаны следующие факты?

Слайд 19

- Указ «о вольных хлебопашцах» - Негласный комитет - Тильзитский мир

Слайд 20

- Учреждена Академия художеств - Семилетняя война - Открыт Московский университет

Слайд 21

- Смоленская война - Столбовский мир - Часы с боем на Спасской башне

Слайд 22

- Туркманчайский договор с Турцией - Создан корпус жандармов во главе с А.Х.Бенкендорфом - Победа русской эскадры П.С.Нахимова в Синопской бухте

Слайд 23

- Роспуск Верховного тайного совета - Кондиции - Построен ледяной дворец на Неве

Слайд 24

- Введено крепостное право - Присоединена левобережная Украина -раскол Русской православной Церкви

Слайд 25

- Указ о трехдневной барщине - Итальянский и швейцарский поход А. В. Суворова - строительство Михайловского замка

Слайд 26

Археологи установили, что это существует уже 6000 лет. Римляне взяли это у галлов, которые использовали для этого растительное масло и красную земляную краску. В средние века центрами-поставщиками этого были Марсель и Неаполь. В России это получило распространение со времен Петра I, но до середины 19 в. было лишь утехой знати. О чем идет речь?

Слайд 27

Ответ: О мыле.

Слайд 28

3 тур Вопросы для размышления

Слайд 29

В 1913 году в Российской империи была отчеканена монета достоинством 1 рубль. На ее аверсе были изображены два человека. Кто именно?

Слайд 30

Ответ: Михаил Федорович и Николай II. Комментарий: Юбилейная монета к 300-летию дома Романовых.

Слайд 31

На коронации всех царей и императоров дома Романовых наряду с высшими церковными иерархами и придворными чинами обязательно присутствовала группа людей крестьянского происхождения в простой одежде. Все эти люди были земляками, и число их с каждой коронацией увеличивалось. А по какой причине им оказывалась подобная честь?

Слайд 32

Ответ: Родство с Иваном Сусаниным.

Слайд 33

Во время восстания декабристов командиры, агитируя своих солдат к восстанию, призывали их выступить на защиту прав Константина Павловича Романова и его жены. А кого, или что, они называли его женой?

Слайд 34

Ответ: Конституцию.

Слайд 35

Перед вами — неосуществленный проект российского герба. Назовите императора, утвердившего этот проект.

Слайд 36

Ответ: Павел I. Комментарий: В символику герба введен мальтийский крест

Слайд 37

Еще в XVII веке при царе Алексее Михайловиче при дворе существовал обычай, связанный со старинным взглядом на иностранцев, как на людей поганых, нечистых. Допустив послов к целованию руки, царь затем проделывал то, что приводило иностранцев в большое смущение. Что же он делал?

Слайд 38

Ответ: Ему приносили таз воды, и он при гостях мыл руки.

Слайд 39

Один из необычных указов Петра I по армии предписывал пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны. Понятно, что ни для "военных" надобностей, ни с точки зрения моды пуговицы были не нужны. Для чего же все-таки их пришивали?

Слайд 40

Ответ: Пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот, а при насморке — нос. Издав такой указ, Петр I без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Слайд 41

Она была подарена Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в 1716 году, а впоследствии стала главным украшением Екатерининского Дворца. На ее воссоздание, длившееся четверть века, потребовалось 6 тонн... Чего?

Слайд 42

Ответ: Янтаря.

Слайд 43

Александровскую колонну, установленную на Дворцовой площади в Петербурге в 1834 г., венчает, как известно, ангел, попирающий крестом змея. По личному указанию Николая I и ангел, и змей были изваяны с портретным сходством. Кого же напоминает лицо ангела, а кого — морда змея?

Слайд 44

Ответ: Ангел — Александр I, змей — Наполеон Бонапарт.

Слайд 45

Однажды Петр I и Меншиков в обстановке строжайшей секретности в личном кабинете жены Петра Екатерины обсуждали план похода на Персию. Какова же была ярость Петра, когда на следующий же день весь двор полнился слухами о том, что готовится персидский поход. Меншиков и Екатерина поклялись на Библии, что разболтали не они. А кто же был виновником утечки информации?

Слайд 46

Ответ: Попугай Екатерины, который за время обсуждения выучил слова "Идем на Персию!".

Слайд 47

Мелкие серебряные монеты XVIII в., чеканившиеся даже в царствование Петра I, называли "плевками". Как назывался кошелек, в котором их носили?

Слайд 48

Ответ: Рот (их носили за щекой)

Слайд 49

Автор книги "Дворцовая площадь" Виктор Бузинов предлагает установить в Большом дворе Зимнего дворца в Санкт-Петербурге памятник императрице Елизавете Петровне, по чьему повелению стали строить Зимний дворец. А на коленях императрицы, по мнению Бузинова , обязательно должна быть... Кто? И почему?

Слайд 50

Ответ: Кошка. Комментарий: Именно по инициативе любившей кошек Елизаветы Петровны они появились в Зимнем дворце и с тех пор несут своеобразную службу, уничтожая мышей и крыс.

Слайд 51

В один из зимних дней 1755 года Елизавета Петровна подписала подготовленный графом Шуваловым указ об учреждении славного Московского университета. Так граф Шувалов поздравил с днем Ангела свою матушку. А как ее звали?

Слайд 52

Ответ: Татьяна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный 400-летию Дома Романовых "Романовы и Южный Урал"

Материал к классному часу и урокам регионального компонента по истории России в 9-11 классах."Романовы и Южный Урал"....

Презентация к уроку "400-летие дома Романовых"

В 2013 году в России отмечалось торжественное событие - 400 лет дома Романовых. Данная презентация поможет учителям провести уроки на повторение пройденного материала, повторять темы для подготовки к ...

К 400-летию Дома Романовых

презентация к классному часу...

Литературно-музыкальная композиция "Венценосная семья" к 400-летию дома Романовых

Письма, стихи, песни, видеоклипы помогают понять и прочувствовать трагедию царской семьи...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

викторина к 400- летию дома Романовых

презентация содержит портреты и вопросы о царях дома Романовых...