Как выбрать период
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему
для исторического сочинения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vybrat_period_dlya_istoricheskogo_sochineniya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Как выбрать период для исторического сочинения?
В задании 25 ЕГЭ по истории выпускникам предлагается на выбор три темы для написания исторического сочинения. Каждая из тем представлена в виде исторического периода.
Исторический период записывается в виде дат (причём сейчас еще могут быть и с месяцами) начала и конца правления какого-либо руководителя государства, либо начала и завершения какой-то эпохи, процесса и т.д.
Важно, что три предложенных периода всегда соответствуют разным историческим эпохам:
- 1-ый период – по Руси (т.е. примерно события 9 - середины 15 вв.);
- 2-ой период – по Московскому государству / Российской империи (примерно вторая половина 15 - 19 вв.);
- 3-ий период – по ХХ веку (чаще всего советская эпоха)
Можно выделить следующие типы периодов, встречающиеся в 25 задании:
- конкретный правитель;
- несколько правителей («кроссвременные» / «сквозные» темы);
- часть эпохи (правления определённой личности);
- военные конфликты.
Как выбрать исторический период?
В задании указаны лишь даты начала и окончания периодов, поэтому название и суть периодов вы должны сформулировать сами.
1) Лучше - личность.
Достаточно часто (но не всегда) из трёх периодов два – это время нахождения у власти того или иного монарха, генсека и т.д. Если вам попался именно такой вариант, то лучше выбрать именно его. Почему?
В самом начале сочинения вам будет необходимо обозначить, о ком (или о чём) идет речь.
«Опознать» человека проще, чем разобраться, о какой эпохе идёт речь, и еще сложнее бывает правильно назвать её. Особенно если учесть, что всё чаще некоторые предлагаемые периоды представляют собой даже не целую эпоху, а лишь её часть (например, один этап Великой Отечественной войны).
И даже если вам попадется «кусок» правления той или иной персоналии, то имея представление в целом о деятельности человека, вы без труда сможете показать свои знания, только на более узком отрезке времени.
2) Сложнее всего – война.
Изложение информации, связанной с военными конфликтами, требует особенно тщательной подготовки, и поэтому тем такого рода стоит на экзамене избегать. Можно и нужно, однако, подготовить хотя бы 2-3 сочинения дома в качестве тренировки.
3) Чем продолжительнее период – тем сложнее.
При выборе крупного периода вам придется оперировать большим объёмом фактов, при этом вы должны будете не упустить ничего важного и не наделать фактических ошибок.
Выбирать большие периоды с запутанным ходом и большим числом событий – значит заведомо усложнять себе задачу. Из этого логично вытекают следующий принцип выбора периода:
4) Чем короче период – тем лучше.
Если вам попадётся кто-то «непродолжительный» вроде Ивана 2 Красного, Елены Глинской, Петра 3 или Павла 1, то вполне можно попробовать взять кого-то из них. Главное, конечно, чтобы ещё в процессе подготовки вами были написаны сочинения по этим персоналиям.
«Краткость» темы хороша тем, что так вам будет проще сосредоточиться и вспомнить всю нужную информацию.
5) Чем древнее – тем лучше.
По возможности выбирайте наиболее ранний период, это значительно облегчит вам задачу. Лучше и проще писать сочинение по одному из первых древнерусских князей, чем по кому-нибудь из советских вождей.
6) И самое главное:
Выбирайте тот период, который вы лучше всего знаете, по которому вы больше всего тренировались и готовили шаблоны.
Как проверить, достаточно ли вы знаете по выбранной теме? Составьте чек-лист по предпочтительному периоду:
1. три личности
2. три события
3. три причинно-следственные связи
4. три термина
5. одна-две оценки историков
Это критерии (но не все, разумеется), по которым будет оцениваться ваше сочинение.
Если вы выбрали период исходя из вышеприведенных принципов 1-5, но выяснилось, что вы мало помните по нему, то обратите внимание на другие эпохи. И также сделайте чек-лист – это и придаст вам уверенности, и поможет при структурировании сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Предмет который я выбрала"
Это презентация рассказывает о предмете "технология". деятельность учащихся по разделам предмета....
Эссе «Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти…»
Моя учительница была не только самой умной, но и самой красивой, самой доброй, самой замечательной. А потом открылся передо мной многообразный и удивительный мир школы....
Как правильно выбрать экзамен
Советы ученикам, студентам и молодым педагогам при выборе экзамена для учебы и работы за рубежом....
Как выбрать книгу для ребёнка?. Цикл бесед для родителей
Ццикл "Как воспитать грамотного читателя? Консультация для родителей о выборе книги....
Классный час "Время выбрало нас..."
Классный час посвящен памяти выпускника нашей школы Ефименко Андрея, погибшего в Чечне....
Воспитательский час "Время выбрало вас..."
Материал посвящён воинам-интернационалистам. Данное мероприятие будет полезно воспитателям и классным руководителям, работающим в 6-7 классах коррекционной школы VIII вида...
"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."
"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."...