Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол.час | УУД | сроки | |||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Вводный урок по истории средних веков. | 1 | Раскрывать значение терминов история, исторический источник. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям. | ||
2 | 1. Становление Средневековой Европы 1.1 Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. | 1 | формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося. | умение определять понятия, создавать обобщения. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям. | ||
3 | 1.2 Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества. | умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. | ||
4 | 1.3 Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества. | Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. | Раскрывать значение терминов история, исторический источник. | ||
5 | 1.4 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. | 1 | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества. | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям. | ||
6 | 1.5 Англия в раннее Средневековье. | 1 | приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений. | Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | формирование целостного мировоззрения. | ||
7 | 1.6 Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы». | 1 | |||||
8 | 2. Византийская империя и славяне 2.1 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников. | формулировать и обосновывать выводы. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. | ||
9 | 2.2 Культуру Византии. | 1 | Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников. | формулировать и обосновывать выводы. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. | ||
10 | 2.3 Образование славянских государств. | 1 | умение работать с разными источниками информациями. | смысловое чтение. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. | ||
11 | 2.4 Обобщающий урок по теме «Византийская империя и славяне в VI-XIвв». | 1 | |||||
12 | 3. Арабы в 6-11 веках 3.1Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. | находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда учебника, доп. источников к параграфу, доп. литературы, электр. Изданий. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | ||
13 | 3.2 Культура стран халифата. | 1 | умение работать с разными источниками информациями. | смысловое чтение. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. | ||
14 | 4. Феодалы и крестьяне 4.1 Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | умение понимать законы «Рыцарской чести». | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и делать выводы. | ||
15 | 4.2 В рыцарском зале. | 1 | Уметь подтверждать выводы примерами. | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Работа с картой в малой группе по единому заданию. | ||
16 | 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 5.1Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | 1 | Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города. | устанавливать причинно-следственные связии делать выводы. | Работа с картой в малой группе по единому заданию.
| ||
17 | 5.2 Торговля в Средние века. | 1 | Умение характеризовать условия и образ жизни горожан. | Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. | ||
18 | 5.3 Горожане и их образ жизни. | 1 | Умение характеризовать условия и образ жизни горожан. | Определять основные вопросы темы, составлять план ответа. | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека. | ||
19 | 6. Католическая церковь в 11-13 веках. 6.1Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | знать особенности религиозных верований католической церкви. | Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | ||
20 | 6.2 Крестовые походы. | 1 | воспитание уважения к историческому наследию. Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека. | ||
21 | 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15в.) 7.1Как происходило объединение Франции. | 1 | умение самостоятельно планировать пути достижения целей. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность | ||
22 | 7.2Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | воспитание уважения к историческому наследию. Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. | Формирование понимания культурного многообразия мира. | Составить путь, по которому плавали финикийские купцы. | ||
23 | 7.3Столетняя война. | 1 | Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии. | Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | ||
24 | 7.4 Усиление королевской власти в конце XVвека во Франции и в Англии. | 1 | выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. | уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | решать развивающие и проблемные задачи; | ||
25 | 7.5 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. | уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | решать развивающие и проблемные задачи. | ||
26 | 7.6 Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII –XVвеках. | 1 | выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. | уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи. | решать развивающие и проблемные задачи. | ||
27 | 7.7 Обобщающий урок по теме «Образование централизованных государств в Западной Европе». | 1 | |||||
28 | 8.Славянские государства и Византия в 14-15вв. 8.1 Гуситское движение в Чехии | 1 | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного - двух источников знаний. | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе. | ||
29 | 8.2 Завоевания турками – османами Балканского полуострова. | 1 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. | уважение прав и свобод человека. | ||
30 | 9. Культура Западной Европы в Средние века 9.1 Образование и философия. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | формирование целостного мировоззрения. | ||
31 | 9.2 Средневековая литература. | 1 | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. | владение устноймонологической контекстной речью. | владение устноймонологической контекстной речью. | ||
32 | 9.3 Средневековое искусство. | 1 | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. | владение устноймонологической контекстной речью. | владение устноймонологической контекстной речью. | ||
33 | 9.4 Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | ||
34 | 9.5 Научные открытия и изобретения. | 1 | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | ||
35 | 9.6 Обобщающий урок по теме «Культурное наследие Средневековья». | 1 | |||||
36 | 10. Народы Азии Америки и Африки в Средние века 10.1 Средневековая Азия: Китай и Индия, Япония. | 1 | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний. | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | ||
37 | 10.2 Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | формулировать и обосновывать выводы. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | ||
38 | 10.3 Итогово– обобщающий урок «Штурм крепости». | 1 | формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося. | формулировать и обосновывать выводы. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям. | ||
39 | 11. Введение в предмет «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 | формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося. | формулировать и обосновывать выводы. | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности. | ||
40 | 12. Древняя Русь в 8 пер.пол. 12в. 12.1 Восточные славяне. | 1 | раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян. | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
41 | 12.2 Соседи восточных славян. | 1 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений. | ||
42 | 12.3 Формирование древнерусского государства. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | умение работать индивидуально и в группе,аргументировать и отстаивать своё мнение. | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи. | ||
43 | 12.4 Первые киевские князья | 1 | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях связанных с деятельностью первых киевских князей | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | ||
44 | 12.5 Владимир Святославич. Принятие христианства. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | способность решать творческие задачи. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению обществе. | ||
45 | 12.6 Древнерусское государство при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе. | 1 | Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого. | умение строить логическое рассуждение, умозаключениеумение строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы. | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи. | ||
46 | 12.7 Социально-экономический строй. | 1 | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности. | умение строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы. | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи. | ||
47 | 12.8 Культура и быт Древней Руси. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира. | ||
48 | 12.9 Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.» | 1 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий | способность решать творческие задачи. | способность решать творческие задачи. | ||
49 | 13. Русь удельная в 30-е гг. 12-13в. 13.1 Раздробление Древнерусского государства. | 1 | Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века. | смысловое чтение, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения. | ||
50 | 13.2 Главные политические центры Руси. | 1 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. | составлять тезисы. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа. | ||
51 | 13.3 Нашествие с Востока. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | устанавливать причинно-следственные связи. | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | ||
52 | 13.4 Отражение удара с Запада. | 1 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. | умениеиспользовать речевые средства. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | ||
53 | 13.5 Русь и Золотая Орда. | 1 | способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. | Умение логического рассуждения, умозаключения. | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | ||
54 | 13.6 Русь и Литва. | 1 | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий. | работать индивидуально и в группе. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. | ||
55 | 13.7 Культура русских земель в XII-XIII вв. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | ||
56 | 13.8 Обобщающий урок по теме «Русь удельная в 30-е г.» | 1 | |||||
57 | 14. Московская Русь в 14-15 вв. 14.1 Усиление Московского княжества. | 1 | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий. | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | ||
58 | 14.2 Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | 1 | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий. | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. | ||
59 | 14.3 Создание единого Русского государства. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | Умение анализировать и обобщать факты. | формирование целостного мировоззрения. | ||
60 | 14.4 Московское государство в конце XV- начале XVI в. | 1 | Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства. | Умение работать в группе. | уважение к культуре других народов, толерантность. | ||
61 | 14.5 Русская культура в XIV-XV. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | ||
62 | 14.6 Обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV-XV вв.» | 1 | |||||
63 | 15. Московское государство в 16 веке 15.1Реформы Избранной рады. | 1 | Умение анализировать и обобщать факты. | осознание своей этнической принадлежностизнание истории. | формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности. | ||
64 | 15.2 Внешняя политика Ивана IV. | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | ||
65 | 15.3 Опричнина и итоги правления Ивана IV. | 1 | Уметь работать с историческими источниками. | анализировать и обобщать факты. | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | ||
66 | 15.4 Русская культура в XVI в. | 1 | Умение составлять сравнительную таблицу. | представить результаты в виде таблицы. | формирование целостного мировоззрения. | ||
67 | 15.5 Быт XV-XVI вв. | 1 | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. | способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера. | ||
68 | 15.6 Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы | 1 | способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Содержание тем учебного курса.
Распределение учебного материала по курсу история 6 класс
№ п/ п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI). | 7 |
2 | Глава 2.Византийская империя и славяне в VI-XI вв. | 4 |
3 | Глава 3. Арабы в VI – XI веках. | 2 |
4 | Глава 4. Феодалы и крестьяне. | 2 |
5 | Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 5 |
6 | Глава 6. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы. | 2 |
7 | Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.). | 7 |
8 | Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках. | 2 |
9 | Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века. | 6 |
10 | Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. | 3 |
11 | Глава 11. Введение «Народы и государства на территории нашей страны в древности». | 1 |
12 | Глава 12. Древняя Русь в VIII- первой половине XIIв. | 9 |
13 | Глава 13. Русь удельная в 30 –е. гг. XII – XIII вв. | 8 |
14 | Глава 14. Московская Русь в XIV-XV вв. | 6 |
15 | Глава 15. Московское государство в XVI в. | 4 |
Всего | 68 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Всеобщая история.
История Средних веков (не менее 30 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XVвв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XVвв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XVвв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XVвв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
История России с древности до XV в. (не менее 30 часов).
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IXвв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XVвв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...