Урок "Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок "Древний Египет" посвящён характеристике государства на берегах Нила, сущности его природно-климатических условий, также на уроке вкратце рассматривается появление и сущность государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_drevniy_egipet.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государство на берегах Нила
ФИО Юматова Лидия Юрьевна
Место работы МБОУ СОШ № 4 г. Никольска Пензенской области
Предмет история Древнего мира
Класс 5 класс
Базовый учебник Вигасин А.А. История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2014
Цели и задачи урока:
– Формировать представление об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта;
– Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;
– Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;
– Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками
В результате урока учащиеся смогут:
– определять местоположение Древнего Египта;
– раскрывать значение рек для формирования первых цивилизаций;
– объяснять смысл понятий: «государство», «ил», «папирус», «дельта»;
– характеризовать природные условия Древнего Египта, опираясь на материал учебника, карты и дополнительные источники информации;
– высказывать своё мнение, развивать умение работать с исторической картой и атласом, выполнять проблемные задания, уважительно относится к мнению других людей.
Тип урока: изучение нового материала.
Оформление доски: тема урока, план изучения темы, карта «Древний Восток», основные понятия: «государство», «дельта», «пороги», «разливы Нила».
Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (в мин.) | |
Организационный и мотивационный блоки | 5 | |||
Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли сформулировать цель и предполагаемый результат урока; Проинформировать учащихся относительно плана урока и предполагаемых форм работы; Настроить учащихся на плодотворную деятельность. | Рассказывает вкратце о появлении и сущности государства. Более пяти тысяч лет назад появились государства. Во главе государства обычно стоял царь. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В столице располагался дворец, и находилась казна. Чтобы подсчитывать хранившиеся в казне сокровища и записывать царские приказы, была изобретена письменность. Люди многому научились, но не все в одинаковой мере пользовались результатами этих достижений. Первые государства возникли там, где земледелие было гдавным занятием. Спрашивает, что необходимо для того, чтобы заниматься земледелием? Выслушивает ответы учеников и акцентирует внимание на важности наличия реки, а, следовательно, мягкой и плодородной почвы, для процесса формирования государства. Одно из первых крупных царств возникло на берегах Нила – это Египет. С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и задач урока. Для того чтобы узнать много нового и интересного об этом государстве нам необходимо ответить на ряд вопросов. Попробуйте их сформулировать? | Слушают рассказ учителя. Предлагают варианты ответов (Рабочие руки, земля, вода, реки) Формулируют вопросы, которые помогут в раскрытии темы: – Выяснить особенности географического положения и природных условий Египта? – Охарактеризовать процесс объединения Египта? – Объяснить, в чём заключалась роль Нила для египтян? | ||
Информационный блок | 15 | |||
1.Показывает местоположение Египта на карте. Объясняет материал. Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил, в северо-восточной Африке. Нил – одна из самых больших рек в мире. По берегам реки росли финиковые пальмы, высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. Течение Нила встречало на своём пути пороги - каменистые преграды, на дне реки мешающие судоходству, В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство Древний Египет. | Воспринимают объяснение учителя Работают с картой, атласом, отвечают на вопрос учителя | |||
Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они могли воспринимать и осознавать информацию, актуализировать ранее полученные знания, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи. | К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Древние египтяне боялись раскалённой пустыни. Жить там было невозможно. Горе человеку, если он заблудится в пустыне. Над головой пылающее солнце, воды нет, а кругом одни пески, поэтому жить можно было только в долине. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки – оазисы. Организует работу учащихся с текстом учебника (пункт «Разливы Нила» и проводит беседу по прочитанному, спрашивает какие природные условия были благоприятны для земледелия? Чем? Просит сформулировать и записать определение «Египта» в тетрадь, а также рассмотреть иллюстрации на 32, 33 странице | Записывают определение, с помощью учителя анализируют иллюстрации Анализируя материал учебника, формулируют ответы на вопросы (мягкие, жирные почвы, ил и влага, остававшиеся на полях после разлива Нила, высокие урожаи и т.д.) | ||
2.Осуществляет контроль выполнения задания. | Представляют результаты проделанной работы, в случае неточностей вносят корректировки. | |||
3. Предлагает учащимся в ходе работы с документом (Приложение 1) ответить на вопрос «за что египтяне восхваляли Нил и солнце» и почему Геродот называл Египет «даром Нила» | Слушают учителя Работают с документом, выделяют в нём главное(Нил орошает землю, даёт пищу и богатство, солнце оживляет всё вокруг, помогает людям сделать жизнь лучше) | |||
4. Продолжает объяснение материала: На территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. (иллюстрация в учебнике стр.34, египетский рельеф на стр. 35) Примерно за 3 тыс. до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис. Предлагает ответить на ряд вопросов, содержащихся в раздаточном материале (Приложение 2) | Слушают объяснение учителя, анализируют иллюстрации Воспринимают объяснение учителя Обдумывают вопрос и предлагают варианты ответа | |||
Аналитический блок | 15 | |||
Создать условия для более глубокого изучения, обобщения, систематизации информации о содержании развития Египте | 1. Раздаёт дополнительные материалы обучающимся и организует работу с историческим источником (Приложение 3) | Используя раздаточный материал, более подробно характеризуют египетское государство | ||
2. Организует работу учащихся с историческим источником и картой (Приложение 3) С помощью вопросов осуществляет закрепление материала (Приложение 4) | Работают с текстом Диодора Сицилийского, анализируют и обобщают полученные знания, отвечают на вопросы учителя. | |||
Оценочно-рефлексивный блок | 10 | |||
Подведение итогов занятия, оценивание, рефлексия. | 1. Организует итоговое обсуждение Просит назвать местоположение и природные условия Египта, а также охарактеризовать значение Нила для египетской цивилизации. Предлагает назвать три прилагательных, три существительных, и три глагола, создающих представление о Египте. Слушает ответы учеников, просит детей при необходимости внести поправки и объяснить своё мнение. Подводит итоги обсуждения. | Высказывают, аргументируют своё мнение, внимательно слушают и дополняют мнения одноклассников. | ||
2. Оценивает работу учащихся на уроке. | ||||
3.Даёт домашнее задание. Для всех: Прочитать параграф 6, ответить устно на вопросы в конце параграфа, выучить записи в тетради. По желанию: Творческое задание: Сделать рекламное объявление на тему «Египет – дар Нила» | Записывают задание в дневники. |
Приложение 1 «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу»
Слава тебе, Нил приходящий.
Чтобы оживить Египет!
Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна
И травы для скота.
Если он медлит, жизнь замирает
И люди гибнут.
Когда же он приходит, земля
Ликует и всё живое в радости.
Еда появляется после его разлива.
Все живут благодаря ему
И богатства обретают по его воле.
Когда ты заходишь на западе –
Земля погружается во тьму, подобную смерти.
Когда ты восходишь на востоке – вся земля торжествует
От лучей твоих оживают растения на полях.
Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу
Сияние твоё проникает в глубину вод,
и на поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются и поднимают руки к тебе.
Приложение 2 «Первичное закрепление изученного на уроке»
Древний Египет расположен
а) в Западной Африке;
б) в Юго-Восточной Африке;
в) в Северо-Восточной Африке.
Пороги Нила – это
а) сооружения на берегах реки;
б) опасные каменистые преграды по течению Нила;
в) горы.
3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств;
б) союз богов неба и земли;
в) царство мертвых и царство живых.
Приложение 3 «Работа с историческим источником. Диодор Сицилийский»
Диодор (жил в I в. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским») на протяжении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укреплённостью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31. ...Четвертая сторона вся омывается Египетским (средиземным) морем, почти не имеющих пристани;
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые…
32. ...Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений, и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо, в то время как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. С. 31-33.
Приложение 4 Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте
– Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)
– Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
– Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
– Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами».)
– Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
– Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
– О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
– Где берет свое начало река Нил? (В центральной Африке.)
– Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
– Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
– Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории древнего мира "Египет-сын тысячелетий"
разработка нестандартного урока по истории древнего мира по теме "Египет - сын тысячелетий"...
презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"
слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...
Древний Египет(урок игра)
Повторительно-обобщающий урок по теме Древний Египет в форме игры....
Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.
В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...
Древний Египет
Урок истории "Древний Египет" 5 класс....
Тест по теме «Древний Египет»
После изучения темы "Древний Египет"...
Обобщающий урок «Древний Египет»
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»...