Урок "Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Урок "Древний Египет" посвящён характеристике государства на берегах Нила, сущности его природно-климатических условий, также на уроке вкратце рассматривается появление и сущность государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_drevniy_egipet.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Государство на берегах Нила

ФИО                                   Юматова Лидия Юрьевна

Место работы                   МБОУ СОШ № 4 г. Никольска Пензенской области

Предмет                             история Древнего мира

Класс                                  5 класс

Базовый учебник             Вигасин А.А. История Древнего мира, Москва, Просвещение, 2014

Цели и задачи урока:

–  Формировать представление об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта;

–  Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;

–  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации;

–  Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками

В результате урока учащиеся смогут:

– определять местоположение Древнего Египта;

раскрывать значение рек для формирования первых цивилизаций;

– объяснять смысл понятий: «государство», «ил», «папирус», «дельта»;

– характеризовать природные условия Древнего Египта, опираясь на материал учебника, карты и дополнительные источники информации;

высказывать своё мнение, развивать умение работать с исторической картой и атласом, выполнять проблемные задания, уважительно относится к мнению других людей.

Тип урока: изучение нового материала.

Оформление доски:  тема урока, план изучения темы, карта «Древний Восток»,  основные понятия: «государство», «дельта», «пороги», «разливы Нила».


Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

Организационный и мотивационный блоки

5

Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли сформулировать цель и предполагаемый результат урока; Проинформировать учащихся относительно плана урока и предполагаемых форм работы;

Настроить учащихся на плодотворную деятельность.

Рассказывает вкратце о появлении и сущности государства.

Более пяти тысяч лет назад появились государства. Во главе государства обычно стоял царь. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В столице располагался дворец, и находилась казна. Чтобы подсчитывать хранившиеся в казне сокровища и записывать царские приказы, была изобретена письменность. Люди многому научились, но не все в одинаковой мере пользовались результатами этих достижений.

Первые государства возникли там, где земледелие было гдавным занятием.

Спрашивает, что необходимо для того, чтобы заниматься земледелием?

Выслушивает ответы учеников и акцентирует внимание на важности наличия реки, а, следовательно, мягкой и плодородной почвы, для процесса формирования государства. Одно из первых крупных царств возникло на берегах Нила – это Египет.

С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке цели и задач урока.

Для того чтобы узнать много нового и интересного об этом государстве нам необходимо ответить на ряд вопросов. Попробуйте их сформулировать?

Слушают рассказ учителя.

Предлагают варианты ответов (Рабочие руки, земля, вода, реки)

Формулируют вопросы, которые помогут в раскрытии темы:

– Выяснить особенности географического положения

 и природных условий Египта?

– Охарактеризовать процесс объединения Египта?

– Объяснить, в чём заключалась роль Нила для египтян?

Информационный блок

15

1.Показывает местоположение Египта на карте. Объясняет материал. Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил, в северо-восточной Африке. Нил – одна из самых больших рек в мире. По берегам реки росли финиковые пальмы, высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. Течение Нила встречало на своём пути пороги - каменистые преграды, на дне реки мешающие судоходству, В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство Древний Египет.

Воспринимают объяснение учителя

Работают с картой, атласом, отвечают на вопрос учителя

Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они могли воспринимать и осознавать информацию, актуализировать ранее полученные знания, самостоятельно выявлять причинно-следственные связи.

К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Древние египтяне боялись раскалённой пустыни.  Жить там было невозможно. Горе человеку, если он заблудится в пустыне. Над головой пылающее солнце, воды нет, а кругом одни пески, поэтому жить можно было только в долине.  Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки – оазисы.  

Организует работу учащихся с текстом учебника (пункт «Разливы Нила» и проводит беседу по прочитанному, спрашивает какие природные условия были благоприятны для земледелия? Чем? Просит сформулировать и записать определение «Египта» в тетрадь, а также рассмотреть иллюстрации на 32, 33 странице

Записывают определение, с помощью учителя анализируют иллюстрации

Анализируя материал учебника,  формулируют ответы на вопросы (мягкие, жирные почвы, ил и влага, остававшиеся на полях после разлива Нила, высокие урожаи и т.д.)

2.Осуществляет контроль выполнения задания.

Представляют результаты проделанной работы, в случае неточностей вносят корректировки.

3. Предлагает учащимся в ходе работы с документом  (Приложение 1) ответить на вопрос «за что египтяне восхваляли Нил и солнце» и  почему Геродот называл Египет «даром Нила»

Слушают учителя

Работают с документом, выделяют в нём главное(Нил орошает землю, даёт пищу и богатство, солнце оживляет всё вокруг, помогает людям сделать жизнь лучше)

4. Продолжает объяснение материала: На территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. (иллюстрация в учебнике стр.34, египетский рельеф на стр. 35) Примерно за 3 тыс. до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

Предлагает ответить на ряд вопросов, содержащихся в раздаточном материале (Приложение 2)

Слушают объяснение учителя, анализируют иллюстрации

Воспринимают объяснение учителя

Обдумывают вопрос и предлагают варианты ответа

Аналитический блок

15

Создать условия для более глубокого изучения, обобщения, систематизации информации о содержании развития Египте

1. Раздаёт дополнительные материалы обучающимся и организует работу с историческим источником (Приложение 3)

Используя раздаточный материал, более подробно характеризуют египетское государство

2. Организует работу учащихся с историческим источником и картой (Приложение 3)

С помощью вопросов осуществляет закрепление материала (Приложение 4)

Работают с текстом Диодора Сицилийского, анализируют и обобщают полученные знания, отвечают на вопросы учителя.

Оценочно-рефлексивный блок

10

Подведение итогов занятия, оценивание, рефлексия.

1. Организует итоговое обсуждение

Просит назвать местоположение и природные условия Египта, а также охарактеризовать значение Нила для египетской цивилизации. Предлагает назвать три прилагательных, три существительных, и три глагола, создающих представление о Египте. Слушает ответы учеников, просит детей при необходимости внести поправки и объяснить своё мнение.

Подводит итоги обсуждения.

Высказывают, аргументируют своё мнение, внимательно слушают и дополняют мнения одноклассников.

2. Оценивает работу учащихся на уроке.

3.Даёт домашнее задание.

Для всех: Прочитать параграф 6, ответить устно на вопросы в конце параграфа, выучить записи в тетради.

По желанию: Творческое задание: Сделать рекламное объявление на тему «Египет – дар Нила»

Записывают задание в дневники.


Приложение 1 «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу»

Слава тебе, Нил приходящий.

Чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна

И травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает

И люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

Ликует и всё живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему

И богатства обретают по его воле.

Когда ты заходишь на западе –

Земля погружается во тьму, подобную смерти.

Когда ты восходишь на востоке – вся земля торжествует

От лучей твоих оживают растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу

Сияние твоё проникает в глубину вод,

и на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются и поднимают руки к тебе.


Приложение 2 «Первичное закрепление изученного на уроке»

Древний Египет расположен

а) в Западной Африке;

б) в Юго-Восточной Африке;

в) в Северо-Восточной Африке.

Пороги Нила – это

а) сооружения на берегах реки;

б) опасные каменистые преграды по течению Нила;

в) горы.

3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств;

б) союз богов неба и земли;

в) царство мертвых и царство живых.


Приложение 3 «Работа с историческим источником. Диодор Сицилийский»

Диодор (жил в I в. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским») на протяжении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укреплённостью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. ...Четвертая сторона вся омывается Египетским (средиземным) морем, почти не имеющих пристани;

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые…

32. ...Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...

34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений, и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо, в то время как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. С. 31-33.


Приложение 4 Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте

– Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)

– Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)

– Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)

– Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами или «безднами».)

– Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)

– Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)

– О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)

– Где берет свое начало река Нил? (В центральной Африке.)

– Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)

– Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)

– Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории древнего мира "Египет-сын тысячелетий"

разработка нестандартного урока по истории древнего мира по теме "Египет - сын тысячелетий"...

презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"

слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...

Древний Египет(урок игра)

Повторительно-обобщающий урок по теме Древний Египет в форме игры....

Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.

В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...

Древний Египет

Урок истории "Древний Египет" 5 класс....

Тест по теме «Древний Египет»

После изучения темы "Древний Египет"...

Обобщающий урок «Древний Египет»

Обобщение и систематизация  знаний учащихся по теме «Древний Египет»...