Древнейшая Греция. Греки и критяне
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

получение представления о местоположении и природных условиях Древней Греции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_fgos.tehnologicheskaya_karta_uroka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

5 класс

Учитель: Джериева Светлана Дзантемировна      

Предмет

История

Тема урока

Древнейшая Греция. Греки и критяне

Цели урока

Образовательная  получение  представления о местоположении и природных условиях Древней Греции, её населении и основных занятиях жителей, о древнейшем периоде греческой истории, об основных источниках по истории Древней Греции.

Деятельностная -  формирование умения читать карту, работать с текстом, со схемой, решать проблемные задачи.

Задачи урока

  • Формировать  систему знаний  с помощью ключевых понятий урока.
  • Развивать  навык  работы с исторической картой
  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать  и презентовать ее.
  • Развивать умение составлять учебную задачу

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; устанавливать связь между занятиями жителей Крита и природно-географическими условиями страны; получить представление о мифах как специфическом историческом источнике для изучения прошлого

Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и

культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, классифицировать, структурировать в таблицы).

Обнаруживать учебную проблему.

Анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.

Коммуникативные.

Слушать и слышать друг друга.

Строить монологическое контекстное высказывание Формулировать свою точку зрения.

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Формирование ответственного отношения к учению.

Обрести мотивацию к изучению нового материала.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Осмысливать роль и значение памятников истории и культуры.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Мультимедийная презентация

1. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2014

2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2015.

1.Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2015. – 284 с.  Крючкина Н.Б.

  1. Персональный компьютер.
  2. Видеопроектор.
  3. Экран.
  4. Аудиоколонки.
  5. Карта «Древняя Греция»

Основные понятия

Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минотавр, лабиринт, Кносс, световые колодцы, Фера.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Этап урока

(название, время, цели)

Время

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

УУД

  1. Организационный этап

1 мин.

Приветствие учащихся. Формирование мотивации учащихся

Приветствуют учителя. Настраиваются на восприятие материала урока

  1. Мотивация

к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

7 мин.

На прошлых уроках мы изучали историю государств Древнего Востока и Азии.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения  в деятельность (хочу узнать)

Вспомните, историю каких государств мы изучали?

Проверим, насколько хорошо вы помните историю Древнего Востока? Об истории каких стран расскажут нам названия, представленные на экране. (Слайд 1)

Одно название является лишним в ряду. Какое?

Афины – это столица Греции, государства, которое располагается на юге Балканского полуострова. Город Афины и сейчас являются столицей современного государства Греции.

Греция до сих пор привлекает туристов, а история Древней Греции является очень интересной.

Учитель демонстрирует сувенир из Греции – керамическую вазу.

Перечисляют государства: Египет, Двуречье, Финикия, Вавилонское царство, Ассирия, Персия, Древнееврейское царство, Китай, Индия.

Ответы учащихся.

Нил – Египет,

Ур – Двуречье,

Сидон – Финикия,

Ганг – Индия,

Ниневия – Ассирия

Афины.

Регулятивные:

Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

 

  1. Информационно-аналитический этап

30 мин.

Подводит учащихся к определению целей урока.

Учитель дополняет ответы учащихся: Олимпийские игры, Древнегреческий театр.

Мы определили, что самым большим островом на юге Греции был остров Крит.

Тема нашего урока «Греки и критяне». Главный вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить: Как складывались отношения между греками и критянами?

Сегодня мы выступим в роли юных историков – исследователей.

Сегодня на уроке мы познакомимся с письменными и вещественными историческими источниками по истории Древнейшей Греции. Поскольку мы с вами являемся юными историками – исследователями, то мы должны не просто рассмотреть источники, но и сравнить их, а затем сделать вывод.

К письменным историческим источникам по истории Древней Греции ученые относят мифы.

Сегодня мы познакомимся с мифом о Тесее и Минотавре.

Прежде чем ответить на главный вопрос, давайте мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку.

Вернемся к нашему главному вопросу.

Несмотря на могущество и непобедимость Крита, просуществовало это государство недолго. В 15 веке до н.э. на о. Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Огромная волна и тучи пепла обрушились на Крит и разрушили многие постройки на нем. После катастрофы на Крит стали переселяться греки.

На какие вопросы нам необходимо ответить при изучении истории государства? Что нам нужно изучить?

Открыть учебник на с.

О чем нам может рассказать карта Древней Греции?

Определить особенности географического положения и природных условий, пользуясь картой.

Из предложенных суждений выбрать верные и неверные.

Открыть в учебнике с.

Что нам помогает узнать о жизни людей в далеком прошлом?

Какие виды исторических источников мы изучали?

Приведите примеры вещественных источников.

Приведите примеры письменных источников?

Вспомнить, что такое миф?

Как вы думаете, можно ли в полной мере доверять мифу?

Выступление группы учащихся с опережающим заданием. Представление «Мифа о Тесее и Минотавре».

Можно ли на основании мифа предположить, как складывались отношения между греками и критянами?

Представьте, что на ваш город напали враги и вам необходимо защитить его.

А теперь попробуйте установить добрососедские отношения.

Можно ли на основании мифа предположить, как складывались отношения между греками и критянами?

Как историкам проверить достоверность письменных источников, в том числе достоверность мифа?

Прочитать п.2 §24.

Раздаточный материал – схема (у каждого учащегося).

Как вы думаете, случайно или нет греки придумали запутанный лабиринт и злого Минотавра? Может быть, у них были основания?

Что еще обеспечивало непобедимость Крита? Что было создано царями Крита?

Почему у жителей Крита не было крепостных стен?

Мы изучили, как складывались отношения между греками и критянами, основываясь на письменных и вещественных источниках. Какой мы можем сделать вывод?

Определяют вопросы, на которые необходимо ответить. Географическое положение, природные условия, занятия населения, военные походы, религия, торговля, культура.

 

О географическом положении, природно-климатических условиях, занятиях, о военных походах, торговых путях.

Работают самостоятельно с раздаточным материалом. Проверка по эталону на экране. Самооценка (выставляют баллы).

Исторический источник.

Вещественные и письменные.

Вещи, найденные на археологических раскопках.

Грамоты, летописи, законы, мифы.

Миф – это сказания о героях, их подвигах.

Нельзя, так как в мифе наряду с реальными событиями, есть события вымышленные.

Выступление творческой группы. Учащиеся слушают миф.

Выполняют задания (показывают жестами).

Ученики делают выводы:

  1. Греки платили дань Криту?
  2. Греки вели борьбу за свою свободу.
  3. Возможно, на Крите у греков были союзники.
  4. Иногда борьба греков была успешна.
  5. Крит был опасным врагом Греции.
  6. Крит – сильное государство.

Проверить можно с помощью вещественных источников, так как они несут более достоверную информацию.

Учащиеся самостоятельно читают текст пункта.

Лабиринт в реальности – это Кносский дворец со множеством помещений, коридоров, лестниц.

Минотавр – это символ могущества, непобедимости, силы Крита.

Сильнейший военный флот, благодаря которому критяне стали властвовать на всем Эгейском море.

Потому что они никого не боялись.

Любой историк должен опираться на исторические источники. А самое главное, уметь их сравнивать.

Познавательные. Исследовать географическое положение Греции на исторической карте. Охарактеризовать природно-климатические условия Греции. Используют знаково-символические средства; осуществляют поиск и выделение необходимой информации из карты, иллюстраций для выполнения учебных задач.

Коммуникативные. Умение высказывать свое мнение и отношение по изучаемой проблеме. Владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного зыка и современных средств коммуникации.

Регулятивные. 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.  

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости;  работают в группе, контролируют действия партнеров, умеют задавать вопросы, формулирую собственное мнение и позицию, оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений.

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

5 мин.

Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.

Установить последовательность событий.

Продолжите высказывания.

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Материал урока не вызвал никаких затруднений, так как…

Мне было сложно понять…

Самостоятельно выполняют задания. Проверяют по эталону на экране. Выставляют баллы.

Учащиеся устно по желанию продолжают высказывания.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Коммуникативные:

Полно и точно выражают свои мысли, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного зыка и современных средств коммуникации.

V.Домашнее задание

2 мин.

Комментирует домашнее задание.

  1. §24 (прочитать)
  2. В рабочей тетради №1,2
  3. Прочитать миф о Дедале и Икаре.
  4. Объяснить смысл высказывания «нить Ариадны»

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Урок истории в 6 классе...

«ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. ГРЕКИ И КРИТЯНЕ. МИФОЛОГИЯ»

ПЛАН -  КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ...

Проект урока по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данный урок по истории представляет собой технологическую карту деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения....

Презентация к уроку по истории древнего мира "Древняя Греция. Греки и критяне".

Данная презентация составлена к уроку истории древнего мира в 5 классе. Она отражает все задания урока, наглядный материал....

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока – «Древнейшая Греция. Греки и критяне».  Разработка урока представлена в соответствии ФГОС...

5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

План-конспект урока с применением технологии критического мышления....