ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок истории по теме: «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.»
Класс - 10
Дата: 29.09.2017 года
Макеев Дмитрий Дмитриевич – учитель истории
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и методы:
Методы: наглядный, частично-поисковый.
Методы контроля: устный, письменный.
Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками.
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян в VIII – IХ вв.
Задачи урока:
образовательные задачи:
- выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;
- охарактеризовать хозяйственную жизни славян;
- изучить общественный строй восточных славян;
- рассмотреть особенности славянской религии.
развивающие задачи:
- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме
- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа
-развивать умение работать в группах.
воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
воспитание коллективизма, товарищества.
План урока:
I. Повесть временных лет
II. Восточнославянские племена в VIII-IХ вв.
III. Славяне и их соседи
IV. Хозяйство восточных славян.
V. Путь « Из варяг в греки »
VI. Предпосылки к образованию государства
VII. Общественный строй восточных славян
VIII. Религия восточных славян
IХ. Рефлексия
Ход урока:
Мотивация – просмотр видеофрагмента ( слайд 6)
Социологические опросы показывают резкое возрастание интереса россиян к древнерусской истории. С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?»
( Учащиеся высказывают свои предположения.)
Обобщив ответы обучающихся, преподаватель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.
Давайте вместе сформулируем задачи урока
( учащиеся высказывают свои предположения)
I. Повесть временных лет
Нестор- самый знаменитый монах Киево-Печерского монастыря . На рубеже XI-XII вв. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет», в которой рассказал о наших предках. Первыми словами летописи Нестора было: Откуда есть пошла Русская земля…
Нестор удивительно точно определил истоки восточного славянства. Он поместил славян на Дунае, посчитав эту территорию прародиной славян. Особенно подробно рассказывает Нестор о восточнославянских племенах накануне их объединения в единое государство. (слайд 4-5)
II. Восточнославянские племена в VIII-IХ вв.
В VIII в. образовалось около 15 племён восточных славян. (слайд 7-9)
Заполнение учащимися таблицы «Расселение восточнославянских племён в VIII-IХ вв. »
Название племени | Территория расселения |
III. Славяне и их соседи
Между славянами и окрестными племенами случались столкновения, но в основном отношения были мирными и добрососедскими.
На рубеже VII – IХ вв. поляне освободились от власти хазар и перестали выплачивать им дань. С мечом в руках поляне отстояли независимость своих земель.
Племена радимичей , северян и вятичей ещё оставались в зависимости от Хазарии.
Нестор красочно описывает освобождение полян от хазарской неволи. Когда хазары в очередной раз потребовали у славян дань от дыма, т.е. от каждого дома, то в ответ получили меч. Хазарские вожди сказали своему кагану: Не добра дань та, княже: мы доискались её оружием, острым с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель.
Хазары отступились. За этой легендой стоит суровая реальность – упорная борьба полян за независимость своих земель.
Южными соседями славян были – греки и Византия. ( слайд 10-11 )
IV. Хозяйство восточных славян.
Стр. 28-29 – работа с учебником
Вопросы:
- перечислите основные виды занятий восточных славян
- назовите предметы хозяйственной деятельности восточных славян
Плодородные почвы и климат способствуют развитию земледелия. А также скотоводства, охоты, рыболовства и пчеловодства.
Идёт ранняя специализация ремёсел: древоделие, гончарное и кожевенное дело.
Залежи железа благоприятствуют развитию кузнечного дела.
Из-за нахождения Киева на торговом пути «из варяг в греки», развивается торговля.
Основными предметы хозяйственной деятельности восточных славян были:
рало, борона, борть, жернова. (слайд 13)
ФИЗМИНУТКА
V. ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»
- это название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. (Балтийское м. — Нева — Ладожское оз. — Волхов — оз. Ильмень — Ловать — Днепр — Черное м.). Он сыграл важную роль в становлении древнерусской государственности, в частности — в формировании раннегородс-ких центров (Ладога, Новгород, Смоленск, Киев). ( слайд 19)
VI. Предпосылки к образованию государства
VII. Общественный строй восточных славян
VIII. Религия восточных славян
Мы живем в государстве Россия. Это привычное и родное нам название. Я думаю, что каждый из Вас задумывался над тем, а откуда появилось это название, когда и как сформировалось государство. Оказывается этими вопросами ученые - историки занимаются уже давно. Одни считают, что государство восточным славянам принесли варяги, и связывают это с началом правления варяжского князя Рюрика в IXв. , который был основателем династии Рюриковичей и термин «русь» скандинавского происхождения. Варяг еще называют норманнами, поэтому сторонников этой позиции называют норманнистами, а теорию норманнская. К ним относились немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что сами славяне не могли создать свое государство. А вот выдающийся ученый М. Ломоносов был антиннорманистом и доказывал, что к IXв. до появления варяг у восточных славян были все условия для создания государства и происхождение слова «Русь» связывал с названием реки Рось и племенем сарматов, которых называли «россоланами».
Из истории создания государств у других народов мы знаем, что прежде чем образовывались государства, обществу необходимо было пройти определенные этапы развития, необходимы были предварительные условия для этого или как их называют предпосылки.
Работа в группах.
1-я группа
Стр. 29-31 , выписать предпосылки образования государства.
2-я группа
Стр. 31-32, охарактеризовать общественный строй восточных славян
3-я группа
Стр. 34-35, охарактеризовать религию восточных славян
Выступления по одному представителю от групп
Предпосылки к образованию государства ( слайд 15)
политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати - князь, дружина, появление системы правления);
экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);
социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);
внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов).
Общественный строй восточных славян (слайд 16-18)
К концу 9 в. сложилась четкая иерархия общества:
На его вершине – князь, в чьих руках сосредоточилось все управление. Он опирался на преданных ему воинов- дружинников. Рядом с князем выделялся воевода –предводитель племенного войска. Личная охрана князя – отроки (младшие дружинники).
Обособилась и племенная знать – главы родов, больших и сильных патриархальных семей
Они были помощниками и советниками князя ( из их числа формировались будущие бояре).
- Основную часть племени составляли свободные люди – смерды
- Наиболее зажиточные назывались мужами
- Вои – снаряжали себя для военных предприятий
- Челядь – женщины, дети, подчинявшиеся мужам
- В семьях появились слуги:
- Сироты
- Холопы
- Убогие
- Скудные
- Нищие
Религия восточных славян ( слайд 20-21)
- Религией славян было – язычество, многобожие.
- Все славянские боги, входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род) . Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости и магии, Стрибог - бог ветров.
- Славянские идолы — каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. Волхвы — жрецы, служители религиозного культа.
IХ. Рефлексия
1.В каком веке была написана летопись «Повесть временных лет»?
а) в 10 в. в) в 12 в.
б) в 11 в. г) в 13 в.
2. Назовите самый мощный племенной союз восточных славян, центром которого стал город Киев?
а) словене
б) поляне
в) древляне
г) северяне
3. Предводитель племенного войска у восточных славян
а) князь
б) воевода
в) отрок
г) смерд
4. Бог Вселенной у восточных славян
а) Сварог
б) Перун
в) Хорс
г) Стрибог
Х. Домашнее задание.
& 2, вопросы 1,2, 4, 8,9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...
Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".
Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....
Урок по истории в 6 классе по теме:"Восточные славяне в VI-VIII в.в."
Рассматриваются вопросы по занятиям восточных славян. религии. используются дополнительные исторические источники....
Урок истории по теме «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.» 10 класс
Тип урока: изучение нового материала. Формы и методы: Методы: наглядный, частично-поисковый. Методы контроля: устный, письменный. Приёмы: работа с учебником и дополнительными исто...
Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"
Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...
Восточные славяне в VIII-IX вв. (проверка домашнего задания)
Восточные славяне в XIII-IX вв. (проверка домашнего задания)...
"Восточные славяне VI - VIII в.в."
Разработка урока содержит интересный материал о жизни, быте, верованиях, соседях восточных славян. Разработка подкреплена схемами, таблицей, наглядным материалом...