рабочая программа по истории для 5 класса на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
рабочая программа к учебнику История Древнего мира 5 класс (Вигасин, Годер, Свенцицкая)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по истории для 5 класса | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Суслово
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла _______ /Байболдина Д.А./
Протокол № 1 от 25 августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______ /Ахмадеева Н.Н./
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Суслово ________ / Князев А.В./ Приказ № 113-К от 29 августа 2017 г. (МП) |
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2017 – 2018 учебный год Составил учитель истории Илтубаев Владимир Илаевич
|
Нормативные документы,
в соответствии с которыми составлена рабочая программа
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с учетом изменений, внесенных приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577);
Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями на 20 июня 2017 года (приказ Минобрнауки РФ от 20 июня 2017 года № 581);
Приказ МБОУ СОШ с. Суслово от 29 августа 2017 года № 113-К «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году»;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Суслово;
Положение МБОУ СОШ с. Суслово «О рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям)»;
Учебный план МБОУ СОШ с. Суслово на 2017-2018 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Суслово на 2017-2018 учебный год;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (с изменениями на 2016 г.)
Сведения о примерной программе по учебному предмету,
на основе которой разработана рабочая программа
Вигасин А.А., Годер Г.И., Шевченко Н.И. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Учебно-методический комплект
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2015.
1. Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
- Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. (7 уроков)
Введение. (1 урок)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. (3 урока)
Понятие «первобытные люди». Представление о присваивающем хозяйстве Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. (2 урока)
Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Освоение ремёсел. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Выделение ремесленников в общине. От родовой общины к соседской.
Глава 3. Счёт лет в истории. (1 урок)
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся.
Раздел 2. Древний Восток. (18 часов)
Глава 4. Древний Египет. (7 часов)
Местоположение и природные условия. Оросительные сооружения. Возникновение единого государства. Неограниченная власть фараонов. Завоевательные походы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Скульптурный портрет. Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы
Глава 5. Западная Азия в древности. (7 часов)
Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Законы Хаммурапи. Религиозные верования. Научные знания. Литература.. Города Финикии. Виноградарство и оливководство. Ремесла. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. Три царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи.
Глава 6. Индия и Китай в древности. (4 часа)
Местоположение и природа Древней Индии. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования. Сказание о Раме. Представление о кастах. Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Раздел 3. Древняя Греция. (20 часов)
Глава 7. Древнейшая Греция. (5 часов)
Местоположение и природные условия. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла. Микенское царство. Каменное строительство. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита. Понятие «полис». Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Бедственное положение земледельцев. Реформы Солона. Спартанский полис. Спартанцы и илоты. Управление Спартой. Спартанское воспитание. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Отношения колонистов с местным населением. Понятия «эллины», «Эллада». Олимпийские игры. Победа афинян в Марафонской битве. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Причины победы греков.
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. (5 часов)
Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Быт афинян. Положение афинской женщины. Особенности архитектуры храмов. Образование афинян. Взгляды греческих ученых на природу человека. Возникновение театра. Трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин.
Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. (3 часа)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра. Поход Александра Македонского на Восток. Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Александрия Египетская
Раздел 4. Древний Рим. (17 часов)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа)
Легенда об основании Рима. Управление древнейшим Римом. Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска.
Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья. (3 часа)
Первые победы Рима над Карфагеном. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Победа Сципиона над Ганнибалом. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Глава 13. Гражданские войны в Риме. (4 часа)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Крупнейшее в древности восстание рабов. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Захват власти Цезарем. Социальная опора Цезаря и его политика. Убийство Цезаря в сенате. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа.
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. (5 часов)
Территория империи. Соседи Римской империи. Обожествление императоров. Возникновение христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Отношение римских властей к христианам. Расцвет Римской империи Правление Траяна. Последние завоевания римлян. Повседневная жизнь римлян. Архитектурные памятники Рима.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. (2 часа)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Разделение Римской империи на два государства. Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Ликвидация власти императора на Западе.
Повторение пройденного материала (7 часов)
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Основные виды учебной деятельности:
- слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей;
- анализ, сравнение, нахождение общего и различий в исторических событиях и процессах, обнаружение и составление закономерности;
- самостоятельная работа с учебником, поиск нужной информации по заданной теме;
- работа с научно-популярной литературой, извлечение необходимой информации, отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Раздел (количество часов) Глава (количество часов) Тема | примечание | |
план | факт | |||
Раздел I. Жизнь первобытных людей. (7 часов) | ||||
1 | 4.09 | Введение. (1 час) | ||
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. (3 часа) | ||||
2 | 6.09 | § 1. Древнейшие люди. | ||
3 | 11.09 | § 2. Родовые общины охотников и собирателей. | ||
4 | 13.09 | § 3. Возникновение искусства и религиозных верований. | ||
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. (2 часа) | ||||
5 | 18.09 | § 4. Возникновение земледелия и скотоводства. | ||
6 | 20.09 | § 5. Появление неравенства и знати. | ||
Глава 3. Счет лет в истории. (1 час) | ||||
7 | 25.09 | Счет лет в истории. | ||
Раздел II. Древний Восток. (18 часов) | ||||
Глава 4. Древний Египет. (7 часов) | ||||
8 | 27.09 | § 6. Государство на берегах Нила. | ||
9 | 2.10 | § 7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | ||
10 | 4.10 | § 8. Жизнь египетского вельможи. | ||
11 | 9.10 | § 9. Военные походы фараонов. | ||
12 | 11.10 | § 10. Религия древних египтян. | ||
13 | 16.10 | § 11. Искусство Древнего Египта. | ||
14 | 18.10 | § 12. Письменность и знания древних египтян. | ||
Глава 5. Западная Азия в древности. (7 часов) | ||||
15 | 23.10 | § 13. Древнее Двуречье. | ||
16 | 25.10 | § 14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | ||
17 | 6.11 | § 15. Финикийские мореплаватели. | ||
18 | 8.11 | § 16. Библейские сказания. | ||
19 | 13.11 | § 17. Древнееврейское царство. | ||
20 | 15.11 | § 18. Ассирийская держава. | ||
21 | 20.11 | § 19. Персидская держава «царя царей». | ||
Глава 6. Индия и Китай в древности. (4 часа) | ||||
22 | 22.11 | § 20. Природа и люди Древней Индии. | ||
23 | 27.11 | § 21. Индийские касты. | ||
24 | 29.11 | § 22. Чему учил китайский мудрец Конфуций. | ||
25 | 4.12 | § 23. Первый властелин единого Китая. | ||
Раздел III. Древняя Греция. (20 часов) | ||||
Глава 7. Древнейшая Греция. (5 часов) | ||||
26 | 6.12 | § 24. Греки и критяне. | ||
27 | 11.12 | § 25. Микены и Троя. | ||
28 | 13.12 | § 26. Поэма Гомера «Илиада». | ||
29 | 18.12 | § 27. Поэма Гомера «Одиссея». | ||
30 | 20.12 | § 28. Религия древних греков. |
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 часов) | ||||
31 | 25.12 | § 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | ||
32 | 27.12 | § 30. Зарождение демократии в Афинах. | ||
33 | 15.01 | § 31. Древняя Спарта. | ||
34 | 17.01 | § 32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | ||
35 | 22.01 | § 33. Олимпийские игры в древности. | ||
36 | 24.01 | § 34. Победа греков над персами в Марафонской битве. | ||
37 | 29.01 | § 35. Нашествие персидских войск. | ||
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. (5 часов) | ||||
38 | 31.01 | § 36. В гаванях афинского порта Пирей. | ||
39 | 5.02 | § 37. В городе богини Афины. | ||
40 | 7.02 | § 38. В афинских школах и гимнасиях. | ||
41 | 12.02 | § 39. В афинском театре. | ||
42 | 14.02 | § 40. Афинская демократия при Перикле. | ||
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 часа) | ||||
43 | 19.02 | § 41. Города Эллады подчиняются Македонии. | ||
44 | 21.02 | § 42. Поход Александра Македонского на Восток. | ||
45 | 26.02 | § 43. В древней Александрии Египетской. | ||
Раздел IV. Древний Рим. (17 часов) | ||||
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. (3 часа) | ||||
46 | 28.02 | § 44. Древнейший Рим. | ||
47 | 5.03 | § 45. Завоевание Римом Италии. | ||
48 | 7.03 | § 46. Устройство Римской республики. | ||
Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3 часа) | ||||
49 | 12.03 | § 47. Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.) | ||
50 | 14.03 | § 48. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | ||
51 | 19.03 | § 49. Рабство в Древнем Риме. | ||
Глава 13. Гражданские войны в Риме. (4 часа) | ||||
52 | 21.03 | § 50. Земельный закон братьев Гракхов. | ||
53 | 2.04 | § 51. Восстание Спартака. | ||
54 | 4.04 | § 52. Единовластие Цезаря в Риме. | ||
55 | 9.04 | § 53. Установление империи в Риме. | ||
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. (5 часов) | ||||
56 | 11.04 | § 54. Соседи Римской империи. | ||
57 | 16.04 | § 55. В Риме при императоре Нейроне. | ||
58 | 18.04 | § 56. Первые христиане и их учение. | ||
59 | 23.04 | § 57. Расцвет империи во 2-м веке. | ||
60 | 25.04 | § 58. Вечный город и его жители. | ||
Глава 15. Падение Западной Римской империи. (2 часа) | ||||
61 | 30.04 | § 59. Римская империя при Константине. | ||
62 | 2.05 | § 60. Взятие Рима варварами. | ||
Повторение пройденного материала. (7 часов) | ||||
63 | 7.05 |
| Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» | |
64 | 14.05 | Повторение по теме «Древний Восток» | ||
65 | 16.05 | Повторение по теме «Древняя Греция до 5 в. до н.э.» | ||
66 | 21.05 | Повторение по теме «Древняя Греция в 5-4 вв. до н.э.» | ||
67 | 23.05 | Повторение по теме «Древний Рим» | ||
68 | 28.05 | Повторение по теме «Римская империя» | ||
69 | 30.05 | Обобщение по теме «История древнего мира» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год
- положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...
Рабочая программа по химии 9 класс 2017-2018 учебный год
- положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...
Рабочая программа по истории. 7 класс. 2017 - 2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по истории. 6 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа по истории. 11 класс. 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...