Сценарий для ученического мини-театра "Гусарская баллада: из "Записок" гусар-девицы Н.А. Дуровой"
проект по истории (8 класс) на тему

Федорова Лариса Михайловна

Эмоциональное переживание исторической эпохи обучающимися - один из путей формирования уважительного отношения к своей истории, ценностям отечественной и мировой культуры. Использование театральных методик в школьной системе образования сегодня может быть реализовано как игровой проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_gusarskaya_ballada_.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

К.п.н., Л.М. Федорова,

учитель МБОУ гимназия №11 г. Дубны МО.

Сценарий внеклассного мероприятия по истории для 8-х классов

«Гусарская баллада: из «Записок» гусар-девицы Н.А. Дуровой»

Сцена 1. Вступление.

Из воспоминаний о детстве.

ВЕДУЩИЙ 1

ВЕДУЩИЙ 2

А.С. Пушкин

В.Г. Белинский

Н.А. Дурова

Слуга Астахов (бывший гусар)

Матушка Н. Дуровой

<Звучит музыкальная тема из к\ф «Давным-давно». На сцену выходят ведущие, Белинский и Пушкин. В глубине сцены письменный стол, подсвечник, чернильница с пером, книга-дневник. Действия происходят на фоне презентации>

ВЕДУЩИЙ 1: «Записки кавалерист-девицы» Надежды Андреевны Дуровой… Вы с ними знакомы? Уверена, что нет. А вот Александр Сергеевич Пушкин и Виссарион Григорьевич Белинский не только их читали, но и отозвались об этом сочинении очень лестно.

БЕЛИНСКИЙ:  «И что за язык, что за слог у Девицы-кавалериста! Кажется, сам Пушкин отдал ей своё прозаическое перо, и ему-то обязана она этою мужскою твердостию и силою, этой яркою выразительностью своего слога…»

ПУШКИН: «Сейчас прочел переписанные «Записки»: прелесть! Живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомнителен».

ВЕДУЩИЙ 2: Кто же она – автор «Записок», которые нашли такой отзыв критика и гения XIX столетия?

ВЕДУЩИЕ (вместе): Представляем!

<Звучит вальс … На экране слайд «Усадьба Дуровых», выходит Н.А. Дурова>

Н. А. ДУРОВА: «Мать моя, урожденная Александровичева, была одна из  прекраснейших девиц в Малороссии. В конце пятнадцатого года её от рождения женихи толпою предстали искать руки её. Из всего  их множества сердце матери моей отдавало преимущество гусарскому ротмистру Дурову;

< звучит песня «В лунном сиянье…»>

но, к несчастию, выбор этот не был выбором отца её, гордого, властолюбивого пана малороссийского… В одну  бурную осеннюю ночь мать моя… бросается в объятия ротмистра, ожидавшего её с коляскою, запряженною четырьмя сильными лошадьми, которые, подобно ветру, тогда бушевавшему, понесли их по киевской дороге. В первом селе они обвенчались и поехали прямо в Киев, там квартировал полк Дурова».

<Звучит «Тройка». Г. Свиридова. Выходит  слуга, Астахов. >

АСТАХОВ: Позвольте представиться! Бывший гусар – Астахов, слуга в семействе Дуровых.

Расскажу я вам, что отец Надюши был моим командиром. Человек он был строгий, но с доброй душой. А вот матушка добрым нравом не отличалась. Замуж-то она вышла, вырвалась из-под отцовской власти, а вот мудрости материнской в ту пору еще не имела. Молодая была, сыночка хотела страстно. Очень уж она разочаровалась, когда дочка первой родилась. На зависть всем девочка была крупная и здоровая. Мать никогда не смогла её полюбить. Более того, однажды в ярости от того, что малышка своим криком мешает ей спать, она попросту выбросила её из кареты. Только богатырское здоровье да ещё везение позволили девочке выжить. Отец больше никогда не оставлял Надюшу наедине с матерью. Он поручил её мне. На моих руках целыми днями подрастала девчушка. Потом мы с ней стали ходить в эскадронную конюшню. Я стал её на лошадку сажать. Потом стал давать играть с пистолетом, учил махать саблей.

Н. ДУРОВА:  Спасибо тебе, мой добрый Астахов, за то, что научил меня не быть трусихой, ездить верхом, крепко в руке саблю держать и стрелять метко! Ты был моим настоящим учителем!

ВЕДУЩИЙ 1: А как же матушка относилась к увлечениям своей дочери?

<матушка мимоходом…>

МАТУШКА Н. Дуровой: Я всячески пыталась переломить непокорную девочку, заставляла заниматься её рукоделием, домашней работой; била, наказывала, запирала в комнате и, главное, без устали ей повторяла, что женщина ни на что не способна и вообще она самое несчастное, ничтожное и презренное творение.

ВЕДУЩИЙ 2: Вот так относилась матушка к своей доченьке.

… нелюбовь матери, мужское воспитание и связанная с этим свобода – сформировали у Надежды стойкое желание сбежать в действующую армию… к тому времени отец подарил Надюше своего коня, дикого и необузданного, по кличке Алкид. А тот настолько привязался к девушке, что ходил за ней по пятам, как собачонка.

ВЕДУЩИЙ 1: Время шло. Пролетело детство. В 1801 году Наде исполнилось 18 лет. По настоянию родителей она вышла замуж, родила сына Ваню. Но брак был настолько неудачным, что в мемуарах нет даже намёка на этот период времени.

Сцена 2. «По коням!»

ВЕДУЩИЙ 3

ВЕДУЩИЙ 4

Н. ДУРОВА

Чтец (Д. ДАВЫДОВ)

<звучит музыка 18-19 веков>

ВЕДУЩИЙ 3: Начало XIX века. Царствует Александр I. Время великих надежд, великих свершений и великих разочарований. На международной арене идут военные действия. Наполеон, объявивший себя императором, ведет грабительские войны. Александр , желая помочь Австрии, заключает с ней союз. В декабре 1805 года близ деревни Аустерлиц Наполеон наголову разбил объединенные русско-австрийские войска. Поражение переживали очень тяжело. Наша армия дралась ожесточенно. В 1806 году в город Сарапул, где было имение Дуровых вступил полк Донских казаков.

<Звучит Марш из к/ф «Жестокий романс»>

Н. ДУРОВА: Когда казаки вступили в наш город, мой ум озарил луч света! Теперь я видела верный способ исполнить так давно предпринятый план; видела возможность, дождавшись выступления казаков, дойти с ними до места, где стоят регулярные полки. В сего в пятидесяти верстах от города должна была быть у них днёвка.  Приближался  день моих именин, и день , в который судьбою ли, стечением ли обстоятельств, но только определено было мне оставить дом отцовский и начать совсем новый род жизни.

<Видео с наложенным музыкальным фрагментом «Колыбельная из к/ф «Гусарская баллада»> <Видеофрагмент «Лунные поляны» из к/ф «Гусарская баллада»>

В день 17 сентября 1806 года я проснулась до зари и села у окна дожидаться её появления: может быть, это будет последняя заря, которую я увижу в стране родной! Что ждет меня в бурном свете! Не понесется ли вслед за мною проклятие матери и горесть отца! Будут ли они живы! Дождутся ли успехов гигантского замысла моего! Ужасно, если смерть их отнимет у меня цель действий моих! Мысли эти то толпились в голове моей, то сменяли одна другую! Сердце моё стеснилось, и слезы заблистали на ресницах.

Н. ДУРОВА: Вот и занялась заря, разлилась алым заревом, и прекрасный свет её, пролившись в мою комнату, осветил предметы: отцовская сабля, висевшая на стене прямо против окна, казалась горящею. Я сняла саблю со стены, вынула её из ножен и, смотря на неё, погрузилась в мысли; сабля эта была игрушкою моею, когда я была ещё в пеленах, утехою и упражнением в отроческие лета, и почему ж теперь не была бы она защитою и славою моею на военном поприще? «Я буду носить тебя с честию!»

 <вынув клинок, целует его и вкладывает в ножны>

…Матушка подарила мне золотую цепь; батюшка триста рублей и гусарское седло с алым вальтрапом; даже маленький брат отдал мне золотые часы свои. …им даже в мысль не приходит, что они снаряжают меня в дорогу дальнюю и опасную… Вот и солнце взошло. <уходит>

<музыкальный фрагмент «Рассвет на Москве-реке». М.Мусоргский>

ВЕДУЩИЙ 3: Наутро девушка догнала казаков. Она назвалась именем великого Александра Васильевича Суворова и временно была принята в отряд. Первое время в обществе мужчин Надежда смущалась и краснела, но затем освоилась и привыкла.

ВЕДУЩИЙ 4: Девица-воин дошла с казаками до Гродно. Тщательно всё взвесив, она выбрала для службы Конно-польский уланский полк. Ротмистр Казимирский, поверил под честное слово в дворянское звание Надежды, и приказал одному из своих подчиненных заняться с ней воинской наукой. Так на свет появился улан Александр Васильевич Соколов. Про эту службу написал песню Денис Давыдов.

ЧТЕЦ (Д. Давыдов): Станем, братцы, вечно жить

Вкруг огней, под шалашами,

Днём – рубиться молодцами,

Вечером – горилку пить!

Станем, братцы, вечно жить

Вкруг огней под шалашами!

О, как страшно смерть встречать

На постели господином,

Ждать конца под балдахином

И всечастно умирать!

О, как страшно смерть встречать

На постели господином,

То ли дело средь мечей:

Там о славе лишь мечтаешь,

Смерти в когти попадаешь,

И не думая о ней!

То ли дело средь мечей:

Там о славе лишь мечтаешь. <…>

 <видеофрагмент сражения из к/ф «Война и мир»/ «Василиса»>

Сцена 3. «Солдатские будни».

ВЕДУЩИЙ 5

ВЕДУЩИЙ 6

Н. ДУРОВА

ВЕДУЩИЙ 5: В Конно-польском уланском полку начались для юного улана суровые солдатские будни.

<Звучит барабанная дробь, труба…>

Н. ДУРОВА: Каждый день я вставала на заре и вместе со всеми отправлялась на конюшню, училась воинскому обращению с лошадью. Потом меня учили маршировать, рубиться, стрелять, владеть пикою. Уставала я смертельно. Но зато свобода, драгоценный дар неба! Я ею дышала, наслаждалась. Никто не говорил мне: «Ты, девка, сиди. Тебе неприлично ходить одной прогуливаться!» через три недели мне дали мундир, саблю, пику, такую тяжелую, что она казалась мне бревном; дали шерстяные эполеты, каску с султаном, белую перевязь с подсумком, наполненным патронами; все это очень красиво и очень тяжело. А вот больше всего я не могла привыкнуть к сапогам. Они <были> как железные.

ВЕДУЩИЙ 6: Боевое крещение корнет  Соколов принял под городом Гудштадт. Смелость и отвагу юного улана заметил сам генерал П.Г. Каховский: «Ему 18 лет, а до того храбрый, что его надо держать на уздечке».

ВЕДУЩИЙ 5: Значит, привыкла Надежда к сапогам и эскадронным атакам?

ВЕДУЩИЙ 6: Она-то привыкла, а вот отец её был неутешен, он очень переживал и искал её. Вмешался  дядюшка Николай, брат отца. Он отправил прошение самому императору Александру I.

ВЕДУЩИЙ 5: Надо сказать, что слух об отважной девушке, переодетой в мужскую форму и сражающейся против наполеоновской армии, давно ходил по стране.

ВЕДУЩИЙ 6: Говорили, что она очень красива, отважна, несколько смугла, имеет свежий цвет и кроткий взгляд. Необыкновенная девушка – очень сильная и ловкая.  Следствием прошения и слухов стал вызов Надежды Дуровой к царю.

Сцена  4. «Встречи с императором».

ДЯДЯ (Николай Дуров)

Н. ДУРОВА

ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I

ВЕДУЩИЙ 7

ВЕДУЩИЙ 8

ДЯДЯ <дядя Н.А. Дуров пишет прошение>: Всемилостивейший государь! Коллежский Советник Дуров ищет повсюду дочь Надежду… Отец и брат его всеподданнейше просят высочайшего повеления о возвращении несчастной».

ВЕДУЩИЙ 7: Прошение дошло до императора. Впрочем, дошли слухи и о девице, отважно сражавшейся среди мужчин. Это предрешило неизбежность их встречи.

ВЕДУЩИЙ 8: Заметим, что ничего не заподозрив, император уже однажды встречался с отважным уланом. Это было в 1807 году в Тильзите. После подписания унизительного для России мира, был устроен смотр русской армии.  

<выходит друг Н.Дуровой, Вышемирский>

В первых рядах стояли два друга – два молодых улана: один – Вышемирский, другой – корнет Соколов. Тогда император обратил внимание на Соколова и осведомился о нем у генерала Каховского. Без всяких сомнений командир отрекомендовал юношу наилучшим образом: «Ему 18 лет, а до того храбрый, что его надо держать на уздечке».

ВЕДУЩИЙ 7: А что же будет теперь?...

Н. ДУРОВА:  Участь моя решалась! Я была у государя! Видела Его! Говорила с Ним! Сердце моё слишком полно!.. О, государь! От сего часа жизнь моя принадлежит тебе!

< звучит «Славься!». М. Глинка>

ИМПЕРАТОР: Будете называться теперь по моему имени – Александровым! Не сомневаюсь, что вы сделаетесь достойною этой чести отличностию вашего поведения и поступков; не забывайте ни на минуту, что имя это всегда должно быть беспорочно и что я не прощу вам никогда и тени пятна на нем!..

ВЕДУЩИЙ 7: Через несколько дней новоиспеченный офицер образцового кавалерийского Мариупольского гусарского полка ещё раз был у государя.

ИМПЕРАТОР: Мне сказывали, что вы спасли офицера! Неужели вы отбили его у неприятеля? Расскажите мне это обстоятельство.

<видеофрагмент из к/ф «Гусарская баллада»: спасение генерала Балмашова>

ИМПЕРАТОР: За геройство и спасение жизни генерала офицеру русской армии Александрову полагается Георгиевский крест!

Надеюсь, что крест этот будет вам напоминать меня в важных случаях жизни!

<хором исполняется песня «Гусары»>

ВЕДУЩИЙ 7: Получив высокую награду, Надежде все же пришлось сменить блестящий мундир на синий колет с малиновым отворотом. Офицера Александрова направили в Литовский уланский полк. В нем Надежда Александрова  провела в боях всю войну против Наполеона.

ВЕДУЩИЙ 8: Русские войска отступали, ведя тяжелые бои. Французы стремились догнать русских и навязать битву. А наши отступали, чтобы измотать противника. Позади осталось страшное сражение за Смоленск …и снова отступление. Уже недалеко до Москвы.

Н. ДУРОВА: Мы идем и день, и ночь; отдохновение наше состоит в том только, что, остановя полк, позволят нам сойти с лошадей на полчаса; уланы тотчас ложатся у ног своих лошадей, а я, облокотясь на седло, кладу голову на руку, не смею закрыть глаз, чтоб невольный сон не овладел мною. Мы не только не спим, но и не едим… Жажда палит мою внутренность; воды нет нигде…

Если б я имела миллионы, отдала бы их теперь все за позволение уснуть. Я в совершенном изнеможении.

Сцена 5. Бородино.

Чтец (М. Лермонтов)

Н. Дурова

Л. Наполеон

Ведущий 9

Ведущий 10

<звучит музыкальный фрагмент «Вставайте, люди русские!», 

Чтец выходит:

… Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двигались, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

<видеофрагмент из к/ф «Война и мир», эпизод артиллерийской засады>

Н. ДУРОВА: Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолчного рёва обеих артиллерий. Ружейные пули не обращали на себя ничьего внимания, даже и тех, кого ранили: до них ли было нам! Эскадрон наш ходил несколько раз в атаку…  У меня нет перчаток, руки мои окоченели от холодного ветра… Левая нога очень ощутительно дает мне знать, что я имею её: она распухла, почернела и ломит нестерпимо: я получила контузию от ядра.

Л. НАПОЛЕОН: Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.

<звучит песенка Лепелетье. (Анри IV)>

ВЕДУЩИЙ 9: Москву по приказу Кутузова всё же пришлось оставить. Вместе с армией отступил и Литовский уланский полк. Среди командующих генералов были немцы. По слухам, в них видели причину отступления. Нелицеприятный отзыв в их адрес прозвучал из уст поручика Александрова. Это стало поводом для придирок. Командир Штакальберг даже пригрозил расстрелом.

ВЕДУЩИЙ 10: Не дожидаясь исполнения угрозы, поручик уехал в ставку главнокомандующего фельдмаршала Кутузова с предложением быть ординарцем. Михаил Илларионович, узнав, что перед ним тот самый Александров, немедленно удовлетворил просьбу. Зная о доблести и исполнительности поручика, его буквально завалили поручениями.

Сцена 6. Возвращение домой.

Н. Дурова

Ведущий 9:

Отец Н. Дуровой

Ведущий 1

Ведущий 2

<домашняя обстановка, Н. Дурова пишет и вспоминает>

Н. ДУРОВА: Вспоминаю, как лихорадка изнуряет меня. Я дрожу, как осиновый лист!..меня посылают двадцать раз на день в разные места…

    Наконец, Кутузов велел  позвать меня. Я принуждена была сказать правду, что нога моя болит до нестерпимости, что от этого у меня всякий день лихорадка и что я держусь только машинально на лошади, по привычке, но что силы у меня нет и за пятилетнего ребенка.

   По настоянию фельдмаршала я получила отпуск на лечение и отдых и, наконец, побывала дома.

   Вернулась я в Москву в мае 1813 года, и с глубоким прискорбием узнала о кончине Кутузова.

ВЕДУЩИЙ 9: После взятия Парижа военные действия закончились. Еще три года Надежда вместе со своим братом служила в Литовском уланском полку. Уезжая из очередного отпуска, она услышала предложение отца, которое её потрясло.

ОТЕЦ Н, ДУРОВОЙ: Не пора ли оставить меч! Я стар; мне нужен покой и замена в хозяйстве; подумай об этом.

Н. ДУРОВА: Я испугалась такого предложения… Мне казалось, что вовсе не нужно оставлять меч, а особенно в мои годы, - что я буду делать дома? Но отец хочет этого. Его старость! Ах! Нечего делать. Надо сказать всему прости: и светлому мечу, и добромукому строю, скачке, рубке – всему, всему конец. Минувшее счастье! Слава! Опасности! Жизнь, кипящая деятельностью!.. <уходит>

<звучит Прелюдия.до минор. Шопен>

Финал.

ВЕДУЩИЙ 1: В 1817 году Надежда Андреевна Дурова была уволена в отставку в чине штабс-ротмистра и с правом ношения уланского мундира. Военный мундир с Георгиевским крестом она носила до самой смерти. Умерла кавалер-девица в возрасте 83 лет, уважаемая и любимая всеми. На памятнике выбита надпись:

ВЕДУЩИЙ 2: «Надежда Андреевна Дурова, по велению императора Александра – корнет Александров, Кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Участвовала в походах и кровопролитных сражениях, спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра. Родилась в 1783 г. скончалась в 1866 г. мир её праху! Вечная память в назидание потомству о её доблестной душе!»

https://my-hit.me/ – музыка

г. Дубна, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сценария итоговой ученической конференции

СЦЕНАРИЙтрадиционной итоговой ученической конференции «Итоги, проблемы, задачи»Время проведения: 23 мая 2011 годаМесто проведения: актовый зал лицея №590.Художественное оформление: на заднем пла...

Исследовательская работа "Имена в судьбе Н.А.Дуровой"

Цель данной исследовательской работы заключается в том, чтобы выяснить, как имена (данное при рождении и изменённое в связи с обстоятельствами) повлияли на жизнь известной кавалерист-девицы....

Презентация "Имена в судьбе Н.А.Дуровой"

Данный материал познакомит с биографией и творчеством Н.А. Дуровой, возможно использование презентации как наглядности к исследовательской работе, а также как самостоятельный материал на уроках и внек...

Судьба женщины - воина (презентация повести Н.А.Дуровой "Записки кавалерист-девицы")

Материал поможет в проведении урока внеклассного чтения по повести Н.Дуровой "Записки кавалерист-девицы"...

Надежда Дурова: воин и писатель

Реферат посвящен изучению биографии и творчества  Н.А.Дуровой...

Сценарий внеклассного мероприятия "Гусарская баллада"

Возникла интересная идея провести осенний бал в стиле 19 века. Мероприятие предназначено для учащихся старшей школы (8-11 классы) и способствует не только реализации воспитательных задач, но и повышен...

Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»

Литература6 класс  (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение:  Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...