разработка урока "За стенами замка"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
урок истории средних веков в 7 классе с использование сингапурской системы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokssss.docx | 36.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Мамадыш»
Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Заочный муниципальный конкурс открытых уроков
Методическая разработка урока истории в 6 классе
«За стенами замка»
Автор: Саматова А.З. учитель истории и обществознания
Первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №4 г. Мамадыш».
2014.
Тема урока «За стенами замков».
Цели урока
- Сформировать у учащихся представление об образе жизни типичных представителей рыцарского сословия в средние века. Познакомить учащихся с особенностями стиля поведения, рыцарским кодексом и основными занятиями рыцарей-феодалов.
- Сформировать у учащихся новые понятия: Воюющее сословие, замок, рыцарь, донжон, турнир, доспехи, забрало, герб.
- Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
- Продолжить работу по формированию культуры умственного труда.
Оборудование: компьютер, экран.
Тип урока. Комбинированный урок.
Ход урока
Оргмомент: Приветствие обучающихся.
Я вижу, что сегодня нет отсутствующих, в классе чисто и все готовы отправится в новое путешествие по средневековой Европе.
Актуализация знаний:
А прежде давайте вспомним : о чём мы говорили на прошлом уроке?
- о жизни основных сословий в средние века (ответы ребят).
Что такое сословие?
На какие сословия делилось общество в средние века?
Ответим на эти вопросы при помощи Сингл Раунд Робин (Участник №1 отвечает участнику№2, участник №2 называет участнику №3, участник №3 – участнику №4, т.е. по кругу).- 1 минута
ХАЙ ФАЙВ
– Что такое сословие?
Ответьте участники №1- что сказал ваш партнер по плечу.- 1 минута
-На какие сословия делилось общество в средние века?
Ответьте участники №3- что сказал ваш партнер по плечу.
ХАЙ ФАЙВ
Теперь с помощью структуры Раунд Тейбл (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги) вспомним какие повинности несли крестьяне (каждый записывает одну повинность) -2 минуты
ХАЙ ФАЙВ
Отвечают участники №2
Вы просто супер!
Сейчас нам на помощь придёт Модель Фрейера-3 минуты
Заполните таблицу для понятий: Сеньор (1-2 столы); (3-4 столы)
ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН
Обсудите свои ответы в команде и дополните ответы новыми идеями.
ХАЙ ФАЙВ
Кто такие сеньоры? Отвечают участники №4 столы1-2
Кто такие зависимые крестьяне? Отвечают участники №4 столы 3-4
Вы просто молодцы!
Изучение нового материала
Сейчас давайте посмотрим маленькое слайд-шоу и подумаем о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Определить тему урока нам поможет Клок Баддис
-Слайд-шоу «Замки средневековья»
Встаньте, задвиньте стульчики и встретьтесь со своим другом в 9 часов. Поделитесь своим ответом с другом. Вы выполняете ТАЙМД –ПЭА –ШЭА – начинает тот у кого светлее волосы, у каждого из вас есть 15 сек. Поехали!
ХАЙ ФАЙВ
Вам хватило времени?
Какова будет тема нашего урока? Ответьте
Садитесь на свои места.
Итак, тема нашего урока «За стенами замка». (записать в тетради)
Изучение нового материала
Учитель: Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров, в Европе начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки - большие или скромные.
Запишем определение:
Замок – это жилище феодала и его крепость.
К нам сегодня в гости приехал ваш сверстник эпохи средневековья. Он хочет поведать вам о замках своего времени.
-сообщение ученика о замках (по ходу рассказа идет показ слайдов)- Приложение №1
Учитель: В замках жили феодалы- владельцы земли с крестьянами. Феод, в переводе, означает участок земли (определение феода и феодала записать в тетради). Поэтому весь общественный строй называют феодализмом. Феодалами могли быть епископы, аббаты, но всё же, основную часть феодалов составляли светские воины. Все они считали себя рыцарями - прирождёнными воинами. Рыцарь, в переводе с немецкого, означает всадник (определение рыцаря записать в тетради).
При входе все вы получили билетики на вход (изображение рыцаря – приложение 2). Откройте и посмотрите. Что вы можете рассказать о рыцаре по рисунку. Обсудите с помощью Релли Робин. Сейчас вы должны подумать и поделиться с партнером по лицу своими ответами, начинают партнеры А, у вас есть на это 30 сек.
ХАЙ ФАЙВ
Вам хватило времени? Ответьте на этот вопрос.
Отлично!
Сейчас используем структуру Эй Ар Гайд
Давайте заполним таблицу.(Приложение 3) Участники №1 достаньте из файла карточки с таблицей и раздайте участникам своей команды. Рассмотрите таблицу. В ней есть графы ДО, УТВЕРЖДЕНИЯ, ПОСЛЕ. Прочитайте утверждения. Поставьте плюс в графе ДО, если вы считаете утверждение верным, поставьте минус, если считаете его неверным. У вас есть на это 30 секунд.
ХАЙ ФАЙВ
Сейчас мы посмотрим презентацию о рыцарях (Слайды № 9-15). По ходу идет рассказ учителя.
Вы уже посмотрели на изображение рыцаря, а сейчас ответьте на вопрос
- Как вы считаете, дорого ли стоило снаряжение? /дорого /.
Поэтому нести военную службу могли феодалы, которых обеспечивали крестьяне.
- Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог. Поэтому у каждого рыцаря был слуга, который сопровождал его, помогал ему? Это - оруженосец/.(слайд №9)
Слайды 10-13 – доспехи рыцаря
- Кольчуга- рубаха, сплетённая из железных колец.
- Латы- доспехи из железных пластин.
- Забрало- металлическая пластинка с прорезями для глаз.
- Палица- тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом
Рыцари предпочитали атаковать врага в конном строю. Тяжеловооружённые всадники, разогнавшись на скаку, могли в первой же атаке пробить большие бреши в рядах вражеской армии.(слайд №14)
Если на поле брани встречались два рыцарских войска, сражение превращалось в череду поединков. Каждый рыцарь старался выбрать себе противника познатнее, победа над которым приносила большую славу. Оба рыцаря шпорили коней и неслись друг на друга с огромной скоростью, выставив вперед тяжелые, толстые копья. Удар был такой силы, что копьё могло пробить щит и даже доспехи противника. Часто копья ломались, тогда бой продолжался на мечах.(слайд №15) Благодаря кольчугам бой редко заканчивался гибелью соперника. Обычно обессилевший рыцарь признавал своё поражение.
Рыцари соблюдали особые правила боя. Так, например, убийство сдавшегося противника считалось бесчестным. Оно, впрочем, было и невыгодно, ведь за пленного рыцаря его родственники могли заплатить большой выкуп. Ещё на поле боя победитель сразу же забирал себе боевого коня, доспехи и оружие поверженного противника.
А теперь посмотрите на вашу таблицу, прочитайте еще раз утверждение. Поставьте плюс или минус в графе ПОСЛЕ. У вас есть на это 30 секунд.
СИНГЛ РАУНД РОБИН
Обсудите свои ответы- 30 секунд
Вам хватило времени? Ответьте на вопрос.
- Изменилось ли ваше мнение?
Молодцы! Вы справились отлично!
Учитель Основное время феодалы отдавали войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.(Слайд№16)
После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.(Слайд №17)
Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из нескольких стран.(слайд №18)
Специальные глашатаи – герольды – объявляли имена девизы рыцарей, вступающих в бой.
Зум Ин
Отрывок из х\ф «Айвенго» о прохождении рыцарского турнира
-Беседа по просмотренному отрывку.
Кодекс рыцаря (зачитывает приехавший гость из средних веков). В руках у него свиток. Приложение №4
- Рыцарь должен искать подвиги;
- Бороться с врагами христианской веры;
- Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
- Быть справедливым и галантным.
Ребята, как вы думаете, есть в наше время рыцари? Каким нужно быть, чтобы тебя могли назвать рыцарем?
Наше путешествие по средневековому замку подошло к концу. Давайте посмотрим как вы сегодня усвоили урок и заполним билетики на выход.
Закрепление: Заполнение билетика на выход (для проверки учителем усвоенных знаний и выставления оценок). Участник №1 из файла в центре стола достает листочки и раздает каждому участнику.
Тестирование
С какого века в Европе начинают активно строить замки?
1.10 век 2.11 век 3.8 век 4.9век
2.Что в переводе с немецкого означает рыцарь?
1.стремя 2.копье 3.господин 4.всадник
3.Что защищало рыцаря с головы до ног?
1.шлем 2.кольчуга 3.забрало 4.лошадь
4.Что получали победители рыцарского турнира?
1.доспехи побежденного 2.коня побежденного
3.славу 4.все выше перечисленное
5.Отличительный знак рода
1.герб 2.девиз 3.флаг 4.гимн
Домашнее задание: параграф 12, нарисовать герб
Ребята, вам понравился урок? С каким настроением вы уходите с урока? Изобразите, пожалуйста, ваше настроение на билетике на выход.(Слайд № 29)
Приложение 1
Здравствуйте, ребята! Вас приветствует отрок испанского герцога Альфреда.
Прибыл я к вам, узнав, что вы заинтересовались жизнью людей в средневековье.
Хочу подробно рассказать и даже показать вам наш замок. Слайд№1
Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня. Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.
Замок часто возводился на холме или высокой скале, (Слайд №2)окружали рвом и водой.(Слайд №3) Иногда его строили на острове посреди реки или озера.(Слайд №4)
Через ров или реку перекидывали мост(Слайд №5), на ночь или при нападении врагов ворота замка поднимались(Слайд №6). Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и башнях.
Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, подойти к стенам, взобраться на них по приставным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные ворота и взять штурмом крепость. На головы штурмующим защитники замка сбрасывали камни и брёвна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали стрелами.
Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон, в которой феодал вместе со своими слугами мог выдержать долгую осаду.
Донжон – главная башня замка.(слайд №7)
Внутри башни один за другим были расположены залы(Слайд №8). В подвальном помещении делался колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром помещении томились узники. Из подвала обычно рыли подземный ход, который выводил к реке или лесу.
Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница, по которой хозяин замка вместе с семьёй могла спуститься в подземный ход.
Приложение 2
Приложение 3
До | Утверждения | После |
Рыцарь – это воин | ||
Рыцарь – тяжеловооруженный всадник | ||
Тело рыцаря защищено латами | ||
Тело коня защищено латами | ||
Латы – это щит в руках рыцаря | ||
Голова рыцаря защищена шлемом с забралом | ||
Забрало – украшение на шлеме | ||
Рыцарь - победитель всегда убивал своего противника | ||
Рыцари воевали ради славы |
Приложение 4
Кодекс рыцаря.
- Рыцарь должен искать подвиги;
- Бороться с врагами христианской веры;
- Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
- Быть справедливым и галантным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "В рыцарском замке" 6 класс
Разработка урока по теме "В рыцарском замке" выполнена в форме практической работы учащихся....
Конспект урока "За стенами замка"
урок с использованием ИКТ...
Разработка урока "За стенами замка" по истории средних веков 6 класс.
Целью разработки урока, которую я представляю, является максимальное использование различных форм подачи учебного материала. Музыка, презентация, схема на доске, мини-спектакль, видео фрагмент, все эт...
Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно
Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя социальную активность школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...
Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно
Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя социальную активность школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...
Социализация личности на уроказ истории и обществознания
В данной презентации представлены методы и приемы по социализайции личности на уроках истории и обществознания...
Формирование критического мышления на уроказ английского языка в начальной школе
Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....