разработка урока "За стенами замка"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Саматова Альфия Зиннуровна

урок истории средних веков в 7 классе с использование сингапурской системы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokssss.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Мамадыш»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Заочный муниципальный конкурс открытых уроков

Методическая разработка урока истории в 6 классе

«За стенами замка»

Автор: Саматова А.З. учитель истории и обществознания

Первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №4 г. Мамадыш».

2014.

Тема урока «За стенами замков».

Цели урока

  • Сформировать у учащихся представление об образе жизни типичных представителей рыцарского сословия в средние века. Познакомить учащихся с особенностями стиля поведения, рыцарским кодексом и основными занятиями  рыцарей-феодалов.

 

  • Сформировать у учащихся новые понятия: Воюющее сословие, замок, рыцарь, донжон, турнир, доспехи, забрало, герб.
  • Продолжить работу над известными понятиями и выводами:

  • Продолжить работу по формированию культуры умственного труда.

Оборудование: компьютер, экран.

Тип урока. Комбинированный урок.

Ход урока

Оргмомент: Приветствие обучающихся.

Я вижу, что сегодня нет отсутствующих, в классе чисто и все готовы отправится в новое путешествие по средневековой Европе.

Актуализация знаний:

А прежде давайте вспомним : о чём мы говорили на прошлом уроке?

- о жизни основных сословий в средние века (ответы ребят).

Что такое сословие?

На какие сословия делилось общество в средние века?

Ответим на эти вопросы при помощи Сингл Раунд Робин (Участник №1 отвечает участнику№2, участник №2 называет участнику №3, участник №3 – участнику №4, т.е. по кругу).- 1 минута

ХАЙ ФАЙВ

 Что такое сословие?

Ответьте участники №1-  что сказал ваш партнер по плечу.- 1 минута

-На какие сословия делилось общество в средние века?

Ответьте участники №3-  что сказал ваш партнер по плечу.

ХАЙ ФАЙВ

Теперь с помощью структуры Раунд Тейбл (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги) вспомним какие повинности несли крестьяне (каждый записывает одну повинность) -2 минуты

ХАЙ ФАЙВ

Отвечают участники №2

Вы просто супер!

Сейчас нам на помощь придёт Модель Фрейера-3 минуты

Заполните таблицу для понятий: Сеньор (1-2 столы);  (3-4 столы)

ОЛ  РАЙТ РАУНД РОБИН

Обсудите свои ответы в команде и дополните ответы новыми идеями.

ХАЙ ФАЙВ

Кто такие сеньоры?  Отвечают участники №4 столы1-2

Кто такие зависимые крестьяне? Отвечают участники №4 столы 3-4

Вы просто молодцы!

Изучение нового материала

Сейчас давайте посмотрим маленькое слайд-шоу и подумаем о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Определить тему урока нам поможет Клок Баддис

-Слайд-шоу «Замки средневековья»

Встаньте, задвиньте стульчики и встретьтесь со своим другом в 9 часов.  Поделитесь своим ответом с другом. Вы выполняете  ТАЙМД –ПЭА –ШЭА – начинает тот у кого светлее волосы, у каждого из вас  есть 15 сек. Поехали!

ХАЙ ФАЙВ

Вам хватило времени?

Какова будет тема нашего урока? Ответьте

Садитесь на свои места.

Итак,  тема нашего урока «За стенами замка». (записать в тетради)

Изучение нового материала

Учитель: Начиная с VIII века,   для защиты от нападений норманнов и венгров,  в Европе начали строить замки. Постепенно каждый господин стал строить замки  - большие или скромные.

  Запишем определение:

Замок – это жилище феодала и его крепость.

К нам сегодня в гости приехал ваш сверстник эпохи средневековья. Он хочет поведать вам о замках своего времени.

-сообщение ученика о замках (по ходу рассказа идет показ слайдов)- Приложение №1

Учитель: В замках жили феодалы- владельцы земли с крестьянами. Феод, в переводе, означает участок земли (определение феода и феодала записать в тетради). Поэтому весь общественный строй называют феодализмом. Феодалами могли быть епископы, аббаты, но всё же, основную часть феодалов составляли светские воины. Все они считали себя рыцарями - прирождёнными воинами. Рыцарь, в переводе с немецкого, означает всадник (определение рыцаря записать в тетради).

При входе все вы получили билетики на вход (изображение рыцаря – приложение 2). Откройте и посмотрите. Что вы можете рассказать о рыцаре по рисунку. Обсудите с помощью Релли Робин. Сейчас вы должны  подумать и поделиться с партнером по лицу своими ответами, начинают партнеры А, у вас есть на это 30 сек.

ХАЙ ФАЙВ

Вам хватило времени? Ответьте на этот вопрос.

Отлично!

Сейчас используем структуру Эй Ар Гайд

Давайте заполним таблицу.(Приложение 3) Участники №1 достаньте из файла карточки с таблицей и раздайте участникам своей команды.  Рассмотрите таблицу.  В ней есть графы ДО, УТВЕРЖДЕНИЯ, ПОСЛЕ. Прочитайте утверждения. Поставьте плюс в графе ДО, если вы считаете утверждение верным, поставьте минус,  если считаете его неверным. У вас есть на это 30 секунд.

ХАЙ ФАЙВ

Сейчас мы посмотрим презентацию о рыцарях (Слайды № 9-15). По ходу идет рассказ учителя.

Вы уже посмотрели на изображение рыцаря, а сейчас ответьте на вопрос

- Как вы считаете, дорого ли стоило снаряжение? /дорого /.

 Поэтому нести  военную службу могли феодалы, которых обеспечивали крестьяне.

- Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог. Поэтому у каждого рыцаря был слуга, который сопровождал его, помогал ему? Это - оруженосец/.(слайд №9)

Слайды 10-13 – доспехи рыцаря

  • Кольчуга- рубаха, сплетённая из железных колец.
  • Латы- доспехи из железных пластин.
  • Забрало- металлическая пластинка с прорезями для глаз.
  • Палица- тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом

Рыцари предпочитали атаковать врага в конном строю. Тяжеловооружённые всадники, разогнавшись на скаку, могли в первой же атаке пробить большие бреши в рядах вражеской армии.(слайд №14)

Если на поле брани встречались два рыцарских войска, сражение превращалось в череду поединков. Каждый рыцарь старался выбрать себе противника познатнее, победа над которым приносила большую славу. Оба рыцаря шпорили коней и неслись друг на друга с огромной скоростью, выставив вперед тяжелые, толстые копья. Удар был такой силы, что копьё могло пробить щит и даже доспехи противника. Часто копья ломались, тогда бой продолжался на мечах.(слайд №15) Благодаря кольчугам бой редко заканчивался гибелью соперника. Обычно обессилевший рыцарь признавал своё поражение.

Рыцари соблюдали особые правила боя. Так, например, убийство сдавшегося противника считалось бесчестным. Оно, впрочем, было и невыгодно, ведь за пленного рыцаря его родственники могли заплатить большой выкуп. Ещё на поле боя победитель сразу же забирал себе боевого коня, доспехи и оружие поверженного противника.

А теперь посмотрите на вашу таблицу, прочитайте еще раз утверждение. Поставьте плюс или минус  в графе ПОСЛЕ. У вас есть на это 30 секунд.

СИНГЛ  РАУНД РОБИН

Обсудите свои ответы- 30 секунд

Вам хватило времени? Ответьте на вопрос.

-   Изменилось ли ваше мнение?

Молодцы! Вы справились отлично!

Учитель Основное время феодалы  отдавали  войнам и военным упражнениям, охоте и пирам. Охота служила не только развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи.(Слайд№16)

После охоты феодал устраивал пир, на котором присутствовало много  гостей, столы ломились от угощений. Музыканты развлекали гостей.(Слайд №17)

Турниры – военные состязания  рыцарей в силе и ловкости. Там собиралось много зрителей, порой даже из  нескольких стран.(слайд №18)

 Специальные глашатаи – герольды – объявляли имена  девизы рыцарей, вступающих в бой.

Зум Ин

Отрывок из х\ф «Айвенго» о прохождении рыцарского турнира

-Беседа по просмотренному отрывку.

Кодекс рыцаря (зачитывает приехавший гость из средних веков). В руках у него свиток. Приложение №4

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

Ребята, как вы думаете, есть в наше время рыцари? Каким нужно быть, чтобы тебя могли назвать рыцарем?

Наше путешествие по средневековому замку подошло к концу. Давайте посмотрим как вы сегодня усвоили урок и заполним билетики на выход.

Закрепление: Заполнение билетика на выход (для проверки учителем усвоенных знаний и выставления оценок). Участник №1 из файла в центре стола достает листочки и раздает каждому участнику.

Тестирование

 С какого века в Европе начинают активно строить замки?

1.10 век   2.11 век   3.8 век    4.9век

2.Что в переводе с немецкого означает рыцарь?

1.стремя       2.копье       3.господин        4.всадник

3.Что защищало рыцаря с головы до ног?

1.шлем       2.кольчуга      3.забрало       4.лошадь

4.Что получали победители рыцарского турнира?

1.доспехи побежденного        2.коня побежденного

3.славу                                  4.все выше перечисленное

5.Отличительный знак рода

1.герб       2.девиз       3.флаг      4.гимн

Домашнее задание: параграф 12, нарисовать герб

Ребята, вам понравился урок? С каким настроением вы уходите с урока? Изобразите, пожалуйста, ваше настроение на билетике на выход.(Слайд № 29)

Приложение 1

Здравствуйте, ребята! Вас приветствует отрок испанского герцога Альфреда.

Прибыл я к вам, узнав, что вы заинтересовались жизнью людей в средневековье.

Хочу подробно рассказать и даже показать вам наш замок. Слайд№1

Сначала замки строились из дерева, позднее – из камня.  Мощные зубчатые стены служили надёжной защитой.

  Замок часто возводился на холме или высокой скале, (Слайд №2)окружали рвом и водой.(Слайд №3) Иногда его строили на острове посреди реки или озера.(Слайд №4)

 Через ров или реку перекидывали  мост(Слайд №5), на ночь или при нападении врагов ворота замка поднимались(Слайд №6). Из башен наблюдали стражники. Заметив врага, они трубили сигнал тревоги. Тогда воины спешили  занять свои места на стенах и башнях.

Чтобы проникнуть в замок, нужно было преодолеть много препятствий: засыпать ров, одолеть холм по открытому пространству, подойти к стенам, взобраться на них по приставным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные ворота и взять штурмом крепость. На головы штурмующим защитники замка сбрасывали камни и брёвна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали стрелами.

Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон, в которой феодал вместе со своими слугами мог выдержать долгую осаду.

Донжон – главная башня замка.(слайд №7)

Внутри башни один за другим были расположены залы(Слайд №8). В подвальном помещении делался колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром помещении томились узники. Из подвала обычно рыли подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была  расположена высоко над землёй. Если удавалось её разбить, то приходилось сражаться за каждый этаж. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница, по которой хозяин замка вместе с семьёй могла спуститься в подземный ход.

Приложение 2

C:\Documents and Settings\UserXP\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\iрыц.jpg

Приложение 3

До

Утверждения

После

Рыцарь – это воин

Рыцарь – тяжеловооруженный всадник

Тело рыцаря защищено латами

Тело коня защищено латами

Латы – это щит в руках рыцаря

Голова рыцаря защищена шлемом с забралом

Забрало – украшение на шлеме

Рыцарь - победитель всегда убивал своего противника

Рыцари воевали ради славы

Приложение 4

Кодекс рыцаря.

  1. Рыцарь должен искать подвиги;
  2. Бороться с врагами христианской веры;
  3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот;
  4. Быть справедливым и галантным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" 6 класс

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" выполнена в форме практической работы учащихся....

Конспект урока "За стенами замка"

урок с использованием ИКТ...

Разработка урока "За стенами замка" по истории средних веков 6 класс.

Целью разработки урока, которую я представляю, является максимальное использование различных форм подачи учебного материала. Музыка, презентация, схема на доске, мини-спектакль, видео фрагмент, все эт...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Социализация личности на уроказ истории и обществознания

В данной презентации представлены методы и приемы по социализайции личности на уроках истории и обществознания...

Формирование критического мышления на уроказ английского языка в начальной школе

Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....