Конспект урока «23 года - КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Хорошилова Маргарита Анатольевна

Урок изучения нового материала, посвященный дню Конституции. Способствует осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны; пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей; формирует у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА  «23 года - КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ». 
Тип урока: урок изучения нового материала, посвященный дню Конституции.
Цели урока:

1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны;

2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны; пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

3. Формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.
Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фоно запись гимна, иллюстрации герба, флага.
 ХОД УРОКА

1. Символы
- Открытый урок  «Конституции РФ – 23 года» объявляю открытым.
 Звучит Гимн России.

- Дети, что сейчас прозвучало, и почему все мы слушали  стоя? (Ответы).

- Правильно, прозвучал Гимн Российской Федерации. Сегодня мы поговорим о нашем государстве - России, о её символах, о наших правах и обязанностях граждан РФ закреплённых Конституцией.

- Какие символы России вы ещё знаете?

Ответы детей. ( В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев)

- Герб. Есть ли соответствующая статья Конституции, подтверждающая разделение ветвей власти?

(Ст.10 Константинов Р.)

  • Конституция – от лат. слова constitutio – устройство, постановление; это юридический документ, который должен обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить неотъемлемые права, сбалансировать интересы всех слоёв общества.
  • Герб – это главный символ государства, в нём в образной форме выражена государственность страны и её государствообразующие нации.
  • Флаг – с греч. Означало «сжигать, озарять, гореть», на древнерусском «стяг».
  • Гимн – с греч. – торжественная песнь.

- Гимн, флаг, герб России – это символы Родины. За символами любого государства стоит многовековая история народа. Поэтому символы страны отражают и историю народа, и его устремления, особенности, национальный характер.

– Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)

- Какая ст. конституции закрепляет  порядок использования символов нашего государства?

( Ст.70 Суханов П.) Паша изучал какую главу? (3 Федеративное устройство)

2. История развития и принятия конституции в России

 Конституция – это основной закон государства, имеет высшую юридическую силу (ст.15)

 «Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление».  В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.

Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.

- Какой статьёй это закреплено? (Ст.15 п.1 Константинов Рома)

 Но чтобы в полной мере оценить современную Конституцию, необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. (слайды 3,4)

  1. Первые попытки предпринял Александр I (проект Сперанского М. М.).
  2.  Первые документальные конституции были созданы декабристами П. Пестелем (республиканская конституция), Н. Муравьевым (конституционная монархия).
  3. Попытка провозглашения конституции путём реформаторской деятельности Александра II.
  4. Предпосылки к созданию конституции – Манифест 17 октября 1905 г. Николаем II

Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так,и не был реализован) (слайд 5). В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу (слайд 6). 

Сколько Конституций было принято в нашей стране и когда?

  1. Приступа Сергей
    В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России (слайд7,8), Конституция гарантировала равноправие граждан, свободу союзов. Важнейшей задачей было уничтожение эксплуатации человека человеком. Избирательное право предоставлялось только тем, кто поддерживал большевиков. 
  2. Миронова Яна, Никулина Оксана.
    После образования СССР в 1924 году была принята Конституция союзного государства, которая зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик. 

    5 декабря 1924 года была принята «сталинская» Конституция СССР. В ней провозглашалось построение социализма, подчеркивалось, что утверждалась общественная собственность на средства производства. Конституция отменяла все ранее существовавшие ограничения избирательных прав.
  3. Губина Аня, Шишкина Тома.

Главным разработчиком «сталинской» конституции 1936 года был Н.И. Бухарин, по иронии судьбы через год арестованный по личному приказу вождя.

        Конституция содержала более демократичес-кие механизмы формирования  органов власти (всеобщее избирательное право и пр.). Особенно Бухарину удался раздел о граж-данских правах. В 1937 через год после при-нятия конституция начал раскручиваться новый виток репрессий, опрокинувший все представления о правовых нормах.

  1. Ерёмина Вика, Поздняков Олег.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР. В ней нашли отражение международные обязательства страны, вытекавшие из положений Заключительного акта, в частности связанные с гарантиями прав и свобод граждан. В то же время статья 6-я Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.

( сл. 9) Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. 

Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались
радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум (всеобщее голосование). 

 (СЛ. 10)12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.е. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России  (сл. 11 «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

Статья 3 слайд 12

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. ( Константинов Рома)

 -Какая статья конституции подтверждает демократический строй нашего государства?

(Ст.1 п1 Константинов Рома)

- При каком президенте была принята Конституция? слайд 13

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правлени

- Конституция гласит, что Россия – Федерация, что это значит?   слайд 12

 «Федерация»,  в переводе с латинского обозначает «договор, союз».

– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные субъекты.

Подробнее о субъектах государства расскажет Суханов Павел. (Ст. 65)  (Республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны).

- Как вы думаете в данных субъектах проживает много граждан различных национальностей и народностей и этнических групп? слайд 12  (Более 180 народов, Русские 111 016 897, Татары 5 310 649, Украинцы 1 927 988. По количеству проживающих казахов по НСО Краснозёрский р-н на 1 месте).

                   Сколько нас, нерусских, у России –
                   И
татарских и иных кровей,
                   Имена носящих непростые,
                   Но простых российских сыновей!
                   Пусть нас и не жалуют иные,                            .
                   Но вовек – ни завтра, ни сейчас-
                   Отделить нельзя нас от России-
                   Родина немыслима без нас!
                                               М. Львов.

- Согласны ли вы с автором стихотворения? Почему? Толерантность!  (СЛ. 16) -  терпимость к иному мировоззрениюобразу жизни, поведению и обычаям

- Важна ли национальность человека для общения? Почему?

- Какой статьёй это закреплено? ( Ст.69 Суханов П.)

– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются вместе со свободами.

- О правах и обязанностях гражданина нам подробнее расскажут Торпищев Рома и Умаров Данияр.

Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие?

 «Право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

 Вывод: у любого россиянина много прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.

Ребята, в жизни вы иногда встречаетесь с ситуациями, когда нарушаются права граждан, ваши права, либо вы сами пытаетесь нарушить чьи-то права и свободы. Отвлечемся от серьезного, вернее попытаемся в несерьезном отыскать серьезное. Я прочитаю вам незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на ________ (личную неприкосновенность).
  2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____ (получение бесплатного образования).
  3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____ (пользоваться учреждениями культуры).
  4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____ (иметь имущество в собственности).
  5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____
    (неприкосновенность жилища).

- Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: начинается она с преамбулы Конституции РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский мир и согласие.

  состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, ( конституция США была принята 17 сентября 1787 года)  то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства

Поздравляем нас с Днем Конституции!
И желаем, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть

В день Конституции Российской Федерации
Мы от души хотим вам пожелать,
Лишь счастья, независимо от нации,
И чаще толерантность проявлять.
В России нашей множество народностей,
Так пусть же между нами будет мир!
Освободиться нужно от условностей,
Чтоб всех нас флаг России объединил!!!

Д\З: записи в тетради, 15:00 смотреть   послание

Президента Федеральному собранию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

"Политический кризис 1993 года и принятие новой конституции Российской Федерации"

Конспект урока по истории России в 9 классе по теме "Политический кризис 1993 года и принятие новой конституции Российской Федерации"...

9 класс урок обществознания "Конституция Российской Федерации"

На уроке закрепляются знания по основам конституционного строя Российской Федерации и формирруются навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать...

«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина».

Серия открытых уроков Тема:  «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»....

Конспект внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»

Цель мероприятия: Обобщение теоретического и практического материала по теме Конституция   Российской Федерации.Задачи мероприятия:способствовать осознанию ценности Конституции Российской Фе...