Конспект урока «23 года - КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Урок изучения нового материала, посвященный дню Конституции. Способствует осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны; пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей; формирует у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «23 года - КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ » | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА «23 года - КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ».
Тип урока: урок изучения нового материала, посвященный дню Конституции.
Цели урока:
1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны;
2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны; пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
3. Формировать у учащихся чувства патриотизма, уважения к стране, ее истории.
Оборудование: компьютер, проектор, Конституция РФ, фоно запись гимна, иллюстрации герба, флага.
ХОД УРОКА
1. Символы
- Открытый урок «Конституции РФ – 23 года» объявляю открытым. Звучит Гимн России.
- Дети, что сейчас прозвучало, и почему все мы слушали стоя? (Ответы).
- Правильно, прозвучал Гимн Российской Федерации. Сегодня мы поговорим о нашем государстве - России, о её символах, о наших правах и обязанностях граждан РФ закреплённых Конституцией.
- Какие символы России вы ещё знаете?
Ответы детей. ( В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев)
- Герб. Есть ли соответствующая статья Конституции, подтверждающая разделение ветвей власти?
(Ст.10 Константинов Р.)
- Конституция – от лат. слова constitutio – устройство, постановление; это юридический документ, который должен обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить неотъемлемые права, сбалансировать интересы всех слоёв общества.
- Герб – это главный символ государства, в нём в образной форме выражена государственность страны и её государствообразующие нации.
- Флаг – с греч. Означало «сжигать, озарять, гореть», на древнерусском «стяг».
- Гимн – с греч. – торжественная песнь.
- Гимн, флаг, герб России – это символы Родины. За символами любого государства стоит многовековая история народа. Поэтому символы страны отражают и историю народа, и его устремления, особенности, национальный характер.
– Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)
- Какая ст. конституции закрепляет порядок использования символов нашего государства?
( Ст.70 Суханов П.) Паша изучал какую главу? (3 Федеративное устройство)
2. История развития и принятия конституции в России
Конституция – это основной закон государства, имеет высшую юридическую силу (ст.15)
«Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление». В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.
Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
- Какой статьёй это закреплено? (Ст.15 п.1 Константинов Рома)
Но чтобы в полной мере оценить современную Конституцию, необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. (слайды 3,4)
- Первые попытки предпринял Александр I (проект Сперанского М. М.).
- Первые документальные конституции были созданы декабристами П. Пестелем (республиканская конституция), Н. Муравьевым (конституционная монархия).
- Попытка провозглашения конституции путём реформаторской деятельности Александра II.
- Предпосылки к созданию конституции – Манифест 17 октября 1905 г. Николаем II.
Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так,и не был реализован) (слайд 5). В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу (слайд 6).
Сколько Конституций было принято в нашей стране и когда?
- Приступа Сергей
В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России (слайд7,8), Конституция гарантировала равноправие граждан, свободу союзов. Важнейшей задачей было уничтожение эксплуатации человека человеком. Избирательное право предоставлялось только тем, кто поддерживал большевиков. - Миронова Яна, Никулина Оксана.
После образования СССР в 1924 году была принята Конституция союзного государства, которая зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправия союзных республик.
5 декабря 1924 года была принята «сталинская» Конституция СССР. В ней провозглашалось построение социализма, подчеркивалось, что утверждалась общественная собственность на средства производства. Конституция отменяла все ранее существовавшие ограничения избирательных прав. - Губина Аня, Шишкина Тома.
Главным разработчиком «сталинской» конституции 1936 года был Н.И. Бухарин, по иронии судьбы через год арестованный по личному приказу вождя.
Конституция содержала более демократичес-кие механизмы формирования органов власти (всеобщее избирательное право и пр.). Особенно Бухарину удался раздел о граж-данских правах. В 1937 через год после при-нятия конституция начал раскручиваться новый виток репрессий, опрокинувший все представления о правовых нормах.
- Ерёмина Вика, Поздняков Олег.
В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР. В ней нашли отражение международные обязательства страны, вытекавшие из положений Заключительного акта, в частности связанные с гарантиями прав и свобод граждан. В то же время статья 6-я Конституции закрепляла руководящую роль КПСС в советском обществе. Это подразумевало, что права на свободу слова, собраний на деле ограничивались, ими могли пользоваться только те, кто разделял идеологию правящей партии.
( сл. 9) Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.
Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум (всеобщее голосование).
(СЛ. 10)12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.е. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России (сл. 11 «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
Статья 3 слайд 12
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. ( Константинов Рома)
-Какая статья конституции подтверждает демократический строй нашего государства?
(Ст.1 п1 Константинов Рома)
- При каком президенте была принята Конституция? слайд 13
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правлени
- Конституция гласит, что Россия – Федерация, что это значит? слайд 12
«Федерация», в переводе с латинского обозначает «договор, союз».
– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные субъекты.
Подробнее о субъектах государства расскажет Суханов Павел. (Ст. 65) (Республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны).
- Как вы думаете в данных субъектах проживает много граждан различных национальностей и народностей и этнических групп? слайд 12 (Более 180 народов, Русские 111 016 897, Татары 5 310 649, Украинцы 1 927 988. По количеству проживающих казахов по НСО Краснозёрский р-н на 1 месте).
Сколько нас, нерусских, у России –
И татарских и иных кровей,
Имена носящих непростые,
Но простых российских сыновей!
Пусть нас и не жалуют иные, .
Но вовек – ни завтра, ни сейчас-
Отделить нельзя нас от России-
Родина немыслима без нас!
М. Львов.
- Согласны ли вы с автором стихотворения? Почему? Толерантность! (СЛ. 16) - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям
- Важна ли национальность человека для общения? Почему?
- Какой статьёй это закреплено? ( Ст.69 Суханов П.)
– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются вместе со свободами.
- О правах и обязанностях гражданина нам подробнее расскажут Торпищев Рома и Умаров Данияр.
Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие?
«Право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
Вывод: у любого россиянина много прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.
Ребята, в жизни вы иногда встречаетесь с ситуациями, когда нарушаются права граждан, ваши права, либо вы сами пытаетесь нарушить чьи-то права и свободы. Отвлечемся от серьезного, вернее попытаемся в несерьезном отыскать серьезное. Я прочитаю вам незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
- Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на ________ (личную неприкосновенность).
- Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____ (получение бесплатного образования).
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____ (пользоваться учреждениями культуры).
- Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____ (иметь имущество в собственности).
- Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____
(неприкосновенность жилища).
- Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: начинается она с преамбулы Конституции РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский мир и согласие.
состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, 2-й – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, ( конституция США была принята 17 сентября 1787 года) то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
– Государственные символы России должен знать каждый, ведь это история и традиции нашей страны. И наша с вами задача защищать и беречь наследие России. Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции страны.
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства
Поздравляем нас с Днем Конституции!
И желаем, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть
В день Конституции Российской Федерации
Мы от души хотим вам пожелать,
Лишь счастья, независимо от нации,
И чаще толерантность проявлять.
В России нашей множество народностей,
Так пусть же между нами будет мир!
Освободиться нужно от условностей,
Чтоб всех нас флаг России объединил!!!
Д\З: записи в тетради, 15:00 смотреть послание
Президента Федеральному собранию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:• расширение и...
"Политический кризис 1993 года и принятие новой конституции Российской Федерации"
Конспект урока по истории России в 9 классе по теме "Политический кризис 1993 года и принятие новой конституции Российской Федерации"...
9 класс урок обществознания "Конституция Российской Федерации"
На уроке закрепляются знания по основам конституционного строя Российской Федерации и формирруются навыки самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, сравнивать...
«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».
Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...
Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина».
Серия открытых уроков Тема: «Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»....
Конспект внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»
Цель мероприятия: Обобщение теоретического и практического материала по теме Конституция Российской Федерации.Задачи мероприятия:способствовать осознанию ценности Конституции Российской Фе...