Открытый урок по истории
классный час по истории (11 класс) на тему

Овсянникова Татьяна Павловна

Материалы по истории СССР

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 11_otkrytyy_urok.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: СССР в первые послевоенные годы

Слайд 2

Цель урока : показать влияние войны на состояние советского общества его жизненной ценности, на укрепление политического режима, духовный мир, развитие новых культурных процессов. План изучения материала. 1.Имя России-Сталин?! Сталинский режим в зеркале исторической науки. 2.Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы. 3.Общественно-политическая жизнь советского общества в 1945-1953гг. 4.Духовная жизнь страны в 40-50-гг, ужесточение идеологического контроля.

Слайд 3

Основные понятия: Репатриация - возвращение эмигрантов в страну их происхождения с восстановлением в правах гражданства. Репарации - форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права. Репрессия- наказание, карательная мера, применяемая государством. Космополитизм - идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Тоталитаризм- форма политического режима, характеризующегося полным господством государства над всеми сторонами жизни общества.

Слайд 4

Важнейшие события: 11 мая 1945 г. – прекращение поставок по ленд-лизу в СССР 29 августа 1949 г. – испытание советской атомной бомбы 12 августа 1953г. – испытание советской водородной бомбы 1946-1950 г. – четвертая пятилетка 1946-1947 г.- засуха и голод в СССР 1947 – отмена смертной казни. 1947 – денежная реформа 1946 г. Август – постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» 1949 г. – начало перехода к обязательному семилетнему образованию

Слайд 5

Итоги войны Разгром фашизма Возрос международный авторитет СССР (основная часть войск германского блока находилась на советско-немецком фронте, войска СССР уничтожили 507 немецких дивизий, 100 дивизий их союзников, разгромил Квантунскую армию) 20.11 . 1945 - 01.10.1946г – суд над фашистами и фашизмом в г. Нюрнберг СССР вернул Юж. Сахалин, Курильские о-ва, присоединил территоррии Закарпатья и Калининградской обл. Разработаны нормы международного права и мирного сосуществования на основе деятельности ООН и Совета Безопасности Развитие военно-технической мысли. Появление ядерного оружия ___________________________________________________________ Какие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн можете назвать вы?

Слайд 7

Какова была главная задача послевоенного времени?

Слайд 8

Пути восстановления экономики Жданов и Вознесенский (рук. Госплана) Восстановление с опорой на опыт НЭПа Введение элементов рыночной экономики, развитие с/х Маленков, Берия, Сталин Восстановление за счёт возвращения к плановой экономике Контроль государства Пятилетние планы IV пятилетка – 1946-1950гг

Слайд 9

Задачи IV пятилетки Восстановить и увеличить довоенный уровень экономики Первоочередное развитие тяжёлой промышленности Развитие НТП Повышение обороноспособности Поднять жизненный уровень населения

Слайд 10

Источники восстановления Перекачка новых средств из деревни в город ( низкие закупочные цены на с/х продукцию: молоко скупалось по 25 коп., в продажу – по 2р. 70к; 1 кг говядины – по 14 коп. – в рознице-11р 40 к) Репарации с Германии (+ рабочая сила, оборудование, техника) Труд узников ГУЛАГа Трудовой энтузиазм

Слайд 11

Итоги экономического и социального развития за IV пятилетку 1946 год – упразднение Совнаркома, создание Совета Министров В 1947 г – отменены карточки 1947 г – денежная реформа (10:1) Восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день Повышение уровня образования ( открытие новых школ и ВУЗов) Восстановлено более 6 тыс. предприятий К 1950 году промышленность превзошла довоенный уровень на 73% С/х достигло довоенного уровня только в зерновой продукции

Слайд 12

Продуктовые Карточки 1 руб. образца 1947 г В 1952 г на XIX съезде партии ВКП(б) переименована в КПСС

Слайд 13

Проблемы восстановления 1946 г. – голод (гибель ок. 1 млн. людей) За годы войны – потеря значительной части трудоспособного населения Отставание лёгкой промышленности Жилищная проблема Сокращение расходов на социальную сферу Большие расходы на экономическую поддержку стран Восточной Европы

Слайд 14

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчён, страна должна развиваться по демократическому пути, без давления государства, тоталитаризма и репрессий.

Слайд 15

По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь в СССР? Укажите не менее 3-х направлений этого развития Была избрана довоенная модель развития Основные направления развития: Руководством страны был поддержан курс довоенного развития экономики с сверхцентрализацией управления, преимущественным развитием тяжёлой промышленности В 1946 г – было объявлено о начале новой IV пятилетки Был установлен контроль за развитием научной мысли, закрывались неугодные властям направления науки (генетика, кибернетика) Для подавления демократических настроений в обществе возобновились массовые репрессии, которым подвергались представители различных слоёв населения

Слайд 16

Почему был избран этот путь развития? Назовите не менее 2-х причин. Избранный путь развития наиболее соответствовал сути общественно-политической системы, созданной в СССР Тяжёлая послевоенная экономическая ситуация, решение задачи быстрого восстановления хозяйства требовала сверхцентрализации всех сил не только в сфере экономики В условиях начавшейся «холодной войны» возрождался «железный занавес», не допускалось общение с внешним миром Упрочение официальной идеологии могло проводиться только самыми жестокими мерами

Слайд 19

Ниже приведены 2 точки зрения на деятельность И.В. Сталина после окончания Великой отечественной войны: 1. И.В. Сталин - великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил соц. Лагерь, добился выдающихся успехов страны после окончания войны. 2. В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. - Какая из данных Т.З. для вас более предпочтительна? Приведите не менее 3-х фактов, положений, аргументирующих, выбранную вами Т.З.

Слайд 20

При выборе 1 точки зрения: В послевоенный период значительно вырос авторитет Сталина в стране и мире Под руководством Сталина в кратчайшие сроки было восстановлено народное хозяйство СССР, пострадавшее в годы ВОв, намечены грандиозные планы развития В стране были восстановлены отпуска и 8-часовой рабочий день Несмотря на трудности периода, значительные средства выделялись на развитие науки и образования СССР практически не уступал США в ракетно-ядерном потенциале

Слайд 21

При выборе 2 точки зрения: Несмотря на «демократический импульс войны», сталинский режим был ужесточён Установлен контроль над деятельностью учёных (шарашки), представителей культуры Возобновление репрессий (военнопленные, некоторые народы, государственные деятели) – «ленинградское дело», «дело врачей» Критика и гонения на творчество писателей, композиторов, кинематографистов Идеологические кампании: «борьба с космополитизмом» Система ГУЛАГа достигла максимального развития

Слайд 22

Ужесточение сталинского режима Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о "разложении" и "близкой гибели" которого им говорили до войны. Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности. Главными причинами ужесточения политического режима были "демократический импульс" войны и про­рыв "железного занавеса".

Слайд 23

Ужесточение сталинского режима Репрессии против бывших военнопленных и угнанных в Германию Усиление закона № 7.8 - срок заключения – до 25 лет В 1943-44 гг в Сибирь, Ср. Азию выселены крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, балкарцы – всего ок. 900 тыс. чел. – Приказом министра Госбезопасности в 1951 г переселённые народы оставлены на поселении навечно за 1947-1948 гг. было арестовано около 2 тыс. священников различных конфессий В 1948 г .- Жуков снят с поста главкома, выведен из ЦК и отправлен командовать Одесским военным округом. борьба с космополитизмом: ( Космополит считает весь мир своим отечеством.) Обвинение в космополитизме равнялось обвинению в измене Родине.

Слайд 24

1949-52 гг «Ленинградское дело» начались аресты лидеров ленинградской парторганизации. По "ленинградскому делу" были арестованы более 2 тыс. человек, обвиненных в попытках "противопоставить Ленинград Москве". Были отданы под суд и расстреляны 200 человек, в том числе и Вознесенский Политические процессы

Слайд 25

Политические процессы 1952-53 гг «Дело врачей» (дело врачей-отравителей) Дело, начатое органами госбезопасности в 1952 – начале 1953 г. против группы московских медиков, преимущественно причастных к лечению высших должностных лиц СССР, по обвинению в покушениях на убийство Сталина, в убийствах Жданова, Димитрова и др. Дело носило антисемитский характер и было частью кампании по «борьбе с космополитизмом», проводившейся в СССР в 1947–1953 гг.

Слайд 27

14 августа 1946г. Были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград» (редакции был объявлен выговор) и «Звезда» (журнал был закрыт), за публикацию сочинений А. Ахматовой и М. Зощенко Гонения на литературу

Слайд 28

Следующим объектом преследований становятся композиторы: Прокофьев, Хачатурян, Мурадели. Начинается кампания против композиторов-«формалистов». Кампания вылилась в исключение из Союза композиторов ряда талантливых людей

Слайд 29

Кинематограф и театр 4 сентября 1946 г. Выходит постановление ЦК партии о «безыдейных» фильмах, и начинается борьба с фильмами «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» и второй серией «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Одновременно подвергается критике репертуар театров ставящих пьесы зарубежных авторов

Слайд 30

Гонения на науку (окончательный запрет генетики, психологии и кибернетики)

Слайд 31

Внешняя политика СССР. Холодная война Холодная война период 1946-1989 гг.сопровождавшийся -политической, экономической, идеологической конфронтацией (противостоянием) двух политических систем, СССР и США, а также их союзниками. Н ачало «холодной войны» - 5 марта 1946 речь Черчилля в Фултоне (США) «Железный занавес» ----- «доктрина сдерживания» - доктрина Трумэна

Слайд 32

Биполярный мир Под давлением СССР страны Вост. Европы, в которых утвердились прокоммунистические правительства, отказались от помощи США. Противостояние двух систем было закреплено созданием военно - политических и экономических блоков: 4 апр.1949 г. 12 государств во главе с США образовали военный блок НАТО. СССР и 7 стран Вост. Европы подписали ряд военных соглашений в мае 1955. Союз получил название – ОВД. В марте 1957 года 6 стран Западной Европы создали Европейское экономическое сообщество. А в странах Восточной Европы подобная организация – Совет Экономической Взаимопомощи – была создана ещё в январе 1949 г.

Слайд 34

Гонка вооружений – наращивание ракетно- ядерной мощи США 1945 г испытание атомного оружия 1952 испытание термоядерного устройства 1958 запуск искусственного спутника 1958 г испытание МБР 1960 развёртывание подводных лодок с баллистическими ракетами СССР 1949 г испытание атомного оружия 1953 испытание термоядерной бомбы 1957 запуск первого искусственного спутника 1957 г испытание МБР 1963 подводные лодки с баллистическими ракетами Биполярный (двухполюсный мир). Так назвали миропорядок, который действовал с к. 1940-х до нач. 1990-х годов в силу существования двух противоположных общественных систем.

Слайд 35

5 марта 1953 год…

Слайд 36

Простится с вождём пришло огромное количество людей… … В народной памяти похороны Сталина запечатлелись чудовищными давками на Трубной площади, в которых погибло немало людей. В этом противники Сталина непременно усматривают зловещий смысл: мол, диктатор и после смерти разохотился хлебнуть человеческой крови...

Слайд 37

Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. завершилась целая эпоха в жизни СССР. Отсутствие законодательно закрепленных механизмов передачи верховной власти вызвало ее затяжной кризис.

Слайд 38

Домашнее задание Знать особенности и итоги послевоенной экономики Характерные черты политического режима и внешней политики в 1945-1953 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»

Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Открытый урок по Истории. Краеведческий курс «История Ставрополя - Тольятти» в 8 классе по ФГОС ООО

Представляется разработка урока, проведённого в рамках значимого для города Тольятти события (50-летие ВАЗа)....