«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»
Литературный вечер
Цели: проанализировать произведение; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, фильм «А зори здесь тихие», подписной лист «Мы голосуем за мир!» для Книги памяти.
Ход мероприятия
I. Вступление.
Учитель. Скоро вся наша страна отметит 70_ лет со дня Победы. Прошли годы, но память человеческая все возвращается и возвращается к тем далеким событиями, не давая покоя, теребя душу вопросом: «Почему? Зачем? Как это было?».
Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, проанализировав повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие...».
Хочу вспомнить фрагмент одного из фильмов, где есть такая сцена: у памятника воинам, в почетном карауле, чеканя шаг, идет юноша - наш современник. Корреспондент задает ему вопрос:
- Что ты чувствуешь, шагая у памятника?
- Шагаю, стараюсь, чтобы никто не догадался, что я ничего не чувствую... - ответил юноша.
Кто сможет осудить этого человека? Да и в чем его вина?
Ученик. Может быть, взрослые, оберегая хрупкую впечатлительную душу ребенка, не рассказывали ему правды о войне и фашизме, может, сам он считал, что это «дела давно минувших дней», а сейчас есть гораздо интереснее и важнее занятия, чем читать о войне.
Но... даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Любую быль,
Любую боль.
А. Т. Твардовский
Очень важно, что эта «быль» и «боль» стали теперь достоянием народа, поэтому мы сейчас имеем возможность читать произведения о войне, написанные Ю. Бондаревым, В. Быковым, К. Воробьевым, А. Солженицыным и многими другими.
Ученик.
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.
А. Т. Твардовский
Мы называем время, в котором живем, сложным, непростым. Часто слышны разговоры о росте цен, о понижении уровня жизни; телевизор становится главным источником информации, Богом во многих семьях, притупляя свежесть чувств и ощущение неповторимости собственной жизни; в погоне за материальными благами, которые необходимы каждой семье, мы забываем о главном - духовном. В каждодневной круговерти так необходимо остановиться и трезво рассудить, куда идет человечество, вспомнить уроки истории и уже не по-юношески, по-взрослому осознать, что не только материальными благами жив человек.
Учитель. Для нас, россиян, День Победы - великий праздник. Но, к сожалению, не все люди придают должное значение этому событию, есть и такие, которые вообще не задумываются о том, каково значение этого Дня в истории. И все-таки большинство молодых россиян понимают и хотят знать, что происходило на самом деле в Европе и России в 1935-1945 гг.
Ученик. Сейчас в России много озлобленных и недовольных. Как учит история, эта обстановка - самая благоприятная для прихода к власти национал-фашистских сил. И не дай Бог, чтобы история повторилась! Чтобы этого не произошло, нужно раз и навсегда возненавидеть фашизм; соседу, другу, однокласснику рассказать, как фашизм страшен и бесчеловечен. Именно сейчас нужно стать ближе друг другу, человечнее и думать не только о своей сиюминутной выгоде, а о собратьях, находящихся рядом. Нужно думать не только о живых, но и помнить о мертвых. Только тогда мы сможем стать людьми, о которых говорил поэт А. Т. Твардовский.
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза...
Время не стоит на месте. На наших глазах совершаются исторические события огромной важности. История - это учебник жизни. Его стоит читать постоянно. Не надо вырывать из него страницы: наш народ убедился на собственном опыте, чем это может обернуться. Нам, россиянам, необходимо не забыть, не потерять самого главного - нашего наследия.
Сегодня для нас очень важно знать свою родословную. Ведь в каждом роду есть и герои - солдаты, и мастера - золотые руки, да и просто честные люди.
Каждая семья в нашем классе ведет семейную летопись. С одной страницей из семейной хроники нас познакомит...
Выступление о прадедушке, участнике войны.
Подвиг человека на войне бессмертен. Память о павших должна вечно жить в наших сердцах.
Что нынче счесть большим и малым –
Как знать, но люди не трава;
Не обратить их всех навалом
В одних - не помнящих родства.
А. Т. Твардовский
П. Основная часть.
Учитель. Со времени окончания войны прошло уже много лет. Почему же многие писатели писали и пишут о ней?
«Потому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах», - сказал В. Быков.
«Лично я пишу о ней не только потому, что война - тяжелейшее испытание для человечества, - пишет Ю. Бондарев, - а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть свой персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обостренности».
Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к подвигу народа, не знающему себе равных в истории.
В развитии литературы, посвященной событиям Великой Отечественной войны, можно выделить две основные волны, два пика.
Так, всемирно известный роман А. Фадеева «Молодая гвардия» прежде всего прославлял героев и воспевал послевоенную молодежь на примерах мужества, отваги, верности принципам и идеалам. И эта точка зрения была естественна для послевоенных лет.
На рубеже 1950-1960-х годов в литературу пришло новое, более молодое поколение писателей-фронтовиков: Юрий Бондарев, Василь Быков, Григорий Бакланов, затем Виктор Астафьев, Вячеслав Кондратьев и другие. Всех их, столь разных и по художественной манере, и по общественной позиции, объединяет одно -взгляд на войну сквозь призму отдельной человеческой судьбы.
Ученик. Борис Львович Васильев - прозаик, киносценарист, драматург, участник Великой Отечественной войны. По профессии - военный инженер-испытатель. До 1954 года - года демобилизации - оставался кадровым военным. Опыт войны лег в основу почти всех его произведений. Первые произведения - пьеса «Офицеры» и повесть «А зори здесь тихие...» (1069), принесшие ему широкую известность и ставшие своего рода классическими произведениями о Великой Отечественной войне. До повести «А зори здесь тихие...» (и после нее) Б. Л. Васильев много работал в кино, создав несколько киносценариев, в том числе и по собственным произведениям. С 1960 года - он член Союза кинематографистов. В большинстве произведений Васильева действуют рядовые люди, необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам.
Видеозапись «Лица ветеранов».
Ученик. Мы вглядываемся в лица фронтовиков и стараемся представить, какими они были тогда, в те «сороковые, роковые...», о чем думали, мечтали, чем жили...
Вспоминаются страницы прочитанной книги о войне Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», рассказывающие о великой правде, о ратном подвиге наших предков, который они совершили «не ради славы - ради жизни на земле».
Зачитываются строки из повести.
«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязали в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград».
Сообщения учеников о героях повести
На экране - фрагмент кинофильма «А зори здесь тихие...» с участием Риты Осяниной.
Ученик. Рита Осянина. Строгая, не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями-пограничниками. {Фрагмент из кинофильма.)
Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.
Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке.
Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании учебы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою.
Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно...
На экране — фрагмент кинофильма «А зори здесь тихие...» с участием Жени Комельковой.
Ученик. Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнет - заслушаешься.
Глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца. Красивая...
Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку - всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили и - под пулемет, а её эстонка спрятала.
Значит, и у нее личный счет имеется.
Ученик. Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, «лесная» красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое
предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал - отодвигал.
Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела...
Фрагмент из фильма.
... Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прилепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171-м разъезде...
Ученик. Галя Четвертак. Худощавая, востроносая, косички тоненькие торчат.
Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла.
Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. (Фрагмент из фильма.)
Война застала Галю на четвертом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат.
Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.
Ученик. Соня Гурвич. Серьезное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница - все в одной квартире.
Соня после 10 класса уехала в Москву, поступила в университет. Вместо танцев она бегала в читалку и, если удавалось достать билет, ходила на галерку, во МХАТ.
Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале.
Фрагмент из фильма.
Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушел добровольцем на фронт.
Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц - нет.
Вот ее и откомандировали в зенитную часть.
Учитель. Жизнь этих девушек, не успев еще начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали на войне.
Как же погибли девушки? Как герои. Каждая пыталась сделать все, что могла, пыталась бороться до конца.
Кадры из фильма
Ученик. Лиза. «Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.
Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.
Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет - теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее...».
Кадры из фильма.
Ученик. Соня. «А старшина весь заостренный был, на тот крик заостренный. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми все отлетает, все растворяется и потому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосет, тянет за сердце.
Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами.
- Отличница была, - сказала Осянина. - Круглая отличница – и в школе и в институте.
- Да, - покивал старшина - Стихи читала.
А про себя подумал: не это главное.
А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы - внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...».
Фрагмент из фильма.
Ученик. Галя. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть все, вычеркнуть из памяти, хотела - и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая.
- Коротко ударил автомат. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе. Замерло все на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне».
Ученик. «Налил Васков в три кружки, хлеба наломал, сала нарезал. Раздал бойцам и поднял свою кружку:
- Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак - в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Но ведь за сутки здесь, в межозерье, противника кружим. Сутки! И теперь наш черед сутки выигрывать. А помощи нам не будет, и немцы идут сюда. Так что давайте помянем сестренок наших, а там и бой пора принимать. Последний, по всей видимости...
Одно знал Васков - в этом бою - не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать. Держать эту позицию, а то сомнут - и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Васков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия.
Только девчат еще слушал каким-то третьим ухом: бьют еще винтовочки или нет. Бьют - значит, живы. Значит, держат свой фронт, свою Россию. Держат!».
Фрагмент из фильма
Ученик. Женя. «Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».
Фрагмент из фильма.
Ученик. Рита. «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет.
Рита спросила у Васкова, болит ли раненая рука. Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.
- Болит?
- Здесь у меня болит. –
- Он ткнул в грудь. –
- Здесь свербит, Рита.
Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что?
За десяток фрицев? - Ну, зачем так... Все же понятно, война, - сказала Рита.
- Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом...
- Не надо, - тихо сказала Рита. - Родина ведь не с каналов начинается. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал.
Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел».
Фрагмент из фильма.
Учитель. Они воевали, не жалея себя, своей красоты, молодости. Эти девушки были ранимыми, чуткими, нежными, а им пришлось воевать, убивать. Им, которые должны были бы стать матерями, продолжательницами жизни.
До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни - и погибают. Они готовы умереть за победу, но все говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень тонко отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.
Герои Б. Васильева на войне не только воевали, но и любили, мечтали, надеялись, размышляли. Накал внутренней борьбы - анализ человеческого характера, выдвинулся на первый план, заставил глубже взглянуть на природу героизма.
Б. Васильев поднимает вопрос не только о значении победы, но и о ее ЦЕНЕ, писатель обратился к экстремальной ситуации, когда во избежание больших потерь приходилось жертвовать малыми силами. Но малая ли это цена?
Вопрос для обсуждения: Какою ценой завоевана победа? Примерные ответы учащихся.
1. Повесть «А зори здесь тихие...» поражает изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Писатель сумел убедительно показать, какими были люди, отдавшие жизнь за победу, как проявился их героизм, причем именно в рядовой, казалось бы, не решающей исход войны ситуации.
Героями повести становятся пять девушек и их командир старшина Васков, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Ситуация оказывается гораздо серьезнее, чем казалось: отряд немцев состоит не из двух, а шестнадцати врагов, которых увидела одна из девушек. Да, враг задержан, но какой ценой? Ни одна из девушек не остается в живых. Эта маленькая победа далась ценой пяти юных жизней.
Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. И, вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие...» не могут читать без слез миллионы благодарных потомков. Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь.
2. Война... Что может быть ужаснее и нелепее? Я уверен – это самое страшное, самое жестокое, что только может быть на свете. Война несет смерть, потери, разрушения, калечит судьбы молодых
людей, разбивает мечты и надежды. Юность и смерть, мечта и беда на войне всегда вместе.
Об этом говорится и в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Автор показывает крушение надежд юных девушек, бесконечное самопожертвование зенитчиц.
Все девушки разные, но есть у них то, что их объединяет, - молодость, любовь к Родине и жестокая война.
Почему именно они, такие молоденькие, почти девочки, красивые, мечтающие и беззащитные, оказались на фронте? У каждой из них свои счеты с войной, им всем есть что защищать.
И им пришлось убивать...
3. Когда Рита Осянина в первый раз убила немца, все девочки «кричали от восторга, целовали ее, а она улыбалась наклеенной улыбкой». Ей было не до веселья, ей было очень плохо. Рита не
могла радоваться вместе со всеми, ей пришлось перешагнуть через что-то человеческое в себе, чтобы «плавно нажать гашетку». После этого «всю ночь ее трясло».
А Женька Комелькова... Она, спасая жизнь Васкову, прикладом винтовки ударила по голове немца и убила. Убила! Потом ей было очень плохо.
4. Убийство всегда ломает человека, а ведь в повести убивать приходилось совсем юным девушкам. Чтобы убить хладнокровно, надо «привыкнуть, душой зачерстветь». А могло ли это произойти с ними, совсем молоденькими, которые сталкивались на войне со смертью, с убийством, пусть даже это было необходимо для защиты Родины? Думаю, нет.
Жизнь этих девочек, не успев начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали.
Как же погибли девушки? Они погибли как герои. Каждая пыталась сделать все, что могла, пыталась бороться до конца
5. На первый взгляд смерть Гали Четвертак, которая, не выдержав нервного перенапряжения, сама бросилась под огонь немецких автоматов, или Сони Гурвич, которая побежала за дорогим для
Васкова кисетом, но так и не вернулась, кажется нелепой, ненужной. Но это не так. Неизвестно, как бы повели себя другие девушки или даже юноши с более крепкими нервами, оказавшись в таких
экстремальных условиях.
Лиза Бричкина побежала, чтобы привести помощь, но так и не смогла этого сделать: она утонула в болоте. Ее надежды на завтрашний день не осуществились.
Риту Осянину смертельно ранило осколком гранаты, и она, не желая быть обузой для остальных, застрелилась. Но до этого она держала свой фронт, свою Россию!
Ни у кого не вызывает сомнения, что Женька Комелькова повела себя героически, не раз спасая свой небольшой отряд. Она отвлекала фашистов в момент опасности, а позже отстреливалась до последнего, пока были патроны. «И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».
6. Как совпало - война, беда, мечта, юность, смерть?!
Кто дал право их убивать?
Кто дал право вершить судьбы людей? Кто дал право судить, жить или умереть целой нации или отдельному человеку?
Каждый человек неповторим, и нет права убивать эту неповторимость ни у кого на свете.
Да, не было на войне больших потерь и малых. Любая потеря дочери или сына для Родины-матери - незажийающая рана, трагедия навечно.
А почести мы не просили, Не ждали наград за дела. Нам общая слава России Солдатской наградой была.
Г. Поженян
Б. Васильев писал о войне и о людях не понаслышке. Он принадлежал к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. А потому героями многих его произведений стали юные девушки и парни, которые только вчера строили планы на долгую, счастливую жизнь, а вместо радости шагнули навстречу опасности и смерти.
III. Заключение.
Учитель. Война - это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, насколько ужасна смерть на войне.
Да, сделали все, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый четвертый убит
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт.
Б. Слуцкий
Прошло уже почти 70 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням.
Отмечая годовщину Великой Победы, наша страна чествует своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. Величественны и скромны памятники им по всей нашей необъятной земле.
У каждого из героев своя судьба, свой характер, различны и формы проявления подвига, но их объединяет нравственное величие человека, защищавшего свою Родину. Безгранично любя жизнь, эти обыкновенные люди ежедневно рисковали ею, самоотверженно совершали подвиг, шли на смерть, чтобы только приблизить победу.
Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.
Мы живем в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации, блокады.
Учитель. Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем величественнее развертываются они в нашей памяти, и не раз еще сердце захочет вновь и вновь пережить священный, тяжелый и героический эпос дней, когда вся страна встала на защиту Родины, все от мала до велика.
Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.
•Ученик. Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня.
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.
М. Луконин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Уважение и преклонение перед подвигом российского народа в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила...
Материалы для работы над повестью Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Полностью авторский материал представляет собой идейно-тематический анализ повести, тип материала - обзорный....
Сценарий драматической постановки "А зори здесь тихие..."
Я, как и все мои ровесники не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что больше не увидят ни солнца, ни травы, ни листьев, ни дете...
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...
Б. Васильев "А зори здесь тихие..."
Развернутый план урока внеклассного чтения....
Сценарий инсценировки отрывка повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"
Отрывок повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" (сцена после бани). Инсценирвка была подготовлена и показана на концерте "Солдат войны не выбирает", посвященном месячнику оборонно-массовой работы....
А зори здесь тихие.
Урок по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"...