Игра «Загадки Древнего Востока»
материал по истории (5 класс) на тему

Еременко Надежда Александровна

Игра «Загадки Древнего  Востока» для обучающихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра для пятиклассников

«Загадки   Древнего  Востока».

Цель  мероприятия: 

обучающая  – повторить изученный на уроках материал о цивилизациях Древнего Востока;

развивающая – развивать мыслительные и коммуникативные способности;

воспитывающая – формировать интерес к истории.

Ведущий.  Дорогие ребята, сегодня мы совершим интересное и увлекательное  путешествие по Древнему миру.  Вы успели очень многое узнать и, сегодня вам предоставляется возможность блеснуть своими знаниями. Итак, мы начинаем.

Конкурс  1  «Замени  выражение»

1.

Первая столица объединенного Египта.

Мемфис

2.

Повелитель Египта, его правитель.

Фараон.

3.

Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона

Писец.

4.

Знатные,  советники фараона.

Вельможи.

5.

Самый главный бог древнего Египта, чьим сыном считался фараон.

Амон – Ра.

6.

Необычное существо с туловищем льва и головой человека – охранники пирамид.

Сфинксы.

7.

Священная книга христиан.

Библия.

8.

Способ письма в Двуречье.

Клинопись.

9.

Люди, лишенные свободы.

Рабы.

10.

Какие книги не сгорают? 

Глиняные

11.

Какой дикий зверь является источником жизни для людей государств Передней Азии? 

Река Тигр в Двуречье

12.

Что называли «священным письмом египтян»? 

Иероглифы

13.

Самая   высокая  египетская   пирамида

Пирамида Хеопса

14.

 Гробница   какого фараона  не была разграблена и сохранилась до настоящего времени в первозданном виде?

Тутанхамона

15.

Самый   могущественный   и знаменитый   царь   Вавилона. Этот царь известен своими законами.

Хаммурапи

16.

Кто первым придумал алфавит?  

Финикийцы.

Подведение  итогов

Конкурс №2. «Боги и богини Древнего Египта».

У древних египтян было в общей сложности свыше 2 тысяч богов и богинь. Некоторым поклонялись во всем Египте, культ других имел лишь местное значение. Еще в глубокой древности многие божества стали связывать с определенными символами: животными, птицами, растениями. Их даже изображали с головами соответствующих животных. Сопоставьте имена египетских богов и богинь с их символами.

1.  Сет – бог пустыни, бурь и непогоды                 а) человек с головой змеи

2.  Анубис – бог мертвых                                 б) корова

3.  Геб –  бог  земли                                         в) шакал

4.  Нут -  богиня   неба                                         г) ибис

5.  Тот – бог мудрости                                         д) осел, свинья, гиппопотам

6.   Бастет – покровительница  женщин                 е)  кошка

      и  их  красоты

(Ответ:  1 – д;  2 – в;  3 – а; 4 – б; 5 –г; 6 - е).

Подведение итогов.

Конкурс №3. «Заплутавший путешественник».

Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия. Перепутаться могут не только слова, но и буквы в них. Найдите каждой букве свое место и прочитайте слова.

1. Река в Египте                                                    а) ФМЕСИМ

2. Древнейшая столица Египта                           б) ЛНИ

3. Реки, образующие Междуречье                      в) ВРАФТЕ, РИГТ

(Ответ: 1 – б (Нил), 2 – а (Мемфис), 3 – в (Тигр, Евфрат).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Кто лишний? Что лишнее?»

Перед вами несколько групп слов. В каждой группе есть лишнее слово, которое не подходит по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.

Древний Восток.

  1. Тутанхамон – Тутмос – Хаммурапи – Нефертити – Хеопс

  1. Междуречье – Финикия – Вавилон  –  Карфаген

  1. Папирус – клинопись – мумия – сфинкс – пирамида

  1. Раб – фараон – обелиск – жрец

  1. Иероглиф – папирус – клинопись – писец

  1. Фараон – вельможа – раб –  жрец

(Ответ: 1. Хаммурапи   вместо  Вавилона  попал  в  Египет  к  фараонам.

              2. Карфаген находится в Африке, остальные – в Азии.

              3. Клинопись – Древнее Междуречье, остальное – Египет.

              4. Обелиск – мемориальное сооружение, остальные – люди.

              5. Писец – человек, остальное – неодушевленные предметы.

              6. В отличие от раба все остальные – независимые люди египетского    

                  общества.

Подведение итогов.

Конкурс    № 5  «Размышлялки» (логические задачи)

1.

Из дошедших до нас Документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровь. Не слишком ли маленькая цена?

Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена

Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого.

Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (з балла)

2.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - «папир», по-английски – «пэйпер», по-французски – «папье». По-видимому. Такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.  

Папирус, т. к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла)

3.

В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета.

Почему в гробнице было так мало железных предметов?  

Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла) 

4.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие- долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?  

В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов) 

5.

Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.

Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.  

Картофель, помидор, кукуруза.(5 баллов)

Подведение   итогов

Конкурс 7   «Черный   ящик»

В  «Черном ящике»  находится предмет,  который  учащиеся  должны отгадать по предложенным учителем определениям.

  • Прозрачное вещество, получаемое путем плавления кварцевого песка.
  • Впервые произведено древними финикийцами.
  •  Изделия, произведенные из него, являются необходимыми в хозяйстве (Стекло)

Конкурс  8  «ОТГАДАЙ ШАРАДЫ»

Учитель:  Шарада – загадка;  загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

  1.  Первая часть слова – заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (Клин)

     Вторая – список учитываемых предметов (Опись)

Целое слово – письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись)

  1. Первая часть слова – характерное среди современной молодежи сокращенное произношение слова «папа» (Па)

Вторая часть слова – устаревшее название большого званого обеда, угощения (Пир)

Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (Ус)

Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов (Папирус)


Ведущий:   Спасибо, ребята! Вы показали достойную игру!  Подведем  итоги.

Награждение

 

Рефлексия

Ребята, скажите, что изображено на доске? Совершенно верно, пирамида. Но это необычная пирамида – это пирамида знаний. Вам необходимо поместить человечков на разные ярусы пирамиды.

Если вам все понравилось и не вызвало у вас никаких затруднений, то возьмите красного человечка и поместите его на верхний ярус

Если мероприятие вам в целом понравилось, но были трудности, то возьмите синего человечка и поместите его на средний ярус

Если вам игра не понравилась и вы ничего не поняли, то возьмите зеленого человечка и поместите его на нижний ярус.

Список использованной литературы:

  1. «Сто игр по истории», Кулагина Г.А. -  М.:, «Просвещение», 1983 г.
  2.  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.  «Всеобщая  история. Истории  Древнего мира.  5 класс»  - М.:, «Просвещение», 2013 г.
  3. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев «Методическое пособие по истории Древнего мира» - М.,: «Вако», 2007 г.
  4. М.Н. Чернова.  Рабочая  тетрадь  по  истории  Древнего  мира. К  учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой  «Всеобщая  история. Истории  Древнего мира.  5 класс»,  - М.:, «Экзамен», 2015
  5. Е.А.  Крючкова  «История  Древнего  мира.  Проверочные  и  контрольные  работы» - М.: «Просвещение»,  2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Загадки истории"

Игра "Загадки истории"...

Интерактивная игра-загадка

Интерактивная игра-загадка "Афоризмы о Лондоне"...

Интерактивная игра-загадка

Интерактивная игра-загадка "Афоризмы о Лондоне"...

Интерактивная игра "Загадки"

Загадки о предметах живой природы в интересной форме. Данный шаблон презентации можно использовать для создания других игр....

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов. Экологическая игра "Загадки природы"

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов.Экологическая игра «Загадки природы». Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические зна­ния учащихся....

Дидактическая игра "Загадки"

Дидактическая тгра "Загадки"...

Игра "Загадки природы" для 5-7 классов. В формате "Своя игра", в рамках недели биологии, географии

Внеурочное мероприятие в формате "Своя игра", в рамках недели биологии, географии. Интерактивная игра "Загадки природы" для 5-7 классов....