Игра «Загадки Древнего Востока»
материал по истории (5 класс) на тему
Игра «Загадки Древнего Востока» для обучающихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра "Загадки Древнего Востока" для 5 класса | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра для пятиклассников
«Загадки Древнего Востока».
Цель мероприятия:
обучающая – повторить изученный на уроках материал о цивилизациях Древнего Востока;
развивающая – развивать мыслительные и коммуникативные способности;
воспитывающая – формировать интерес к истории.
Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие по Древнему миру. Вы успели очень многое узнать и, сегодня вам предоставляется возможность блеснуть своими знаниями. Итак, мы начинаем.
Конкурс 1 «Замени выражение»
1. | Первая столица объединенного Египта. | Мемфис |
2. | Повелитель Египта, его правитель. | Фараон. |
3. | Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона | Писец. |
4. | Знатные, советники фараона. | Вельможи. |
5. | Самый главный бог древнего Египта, чьим сыном считался фараон. | Амон – Ра. |
6. | Необычное существо с туловищем льва и головой человека – охранники пирамид. | Сфинксы. |
7. | Священная книга христиан. | Библия. |
8. | Способ письма в Двуречье. | Клинопись. |
9. | Люди, лишенные свободы. | Рабы. |
10. | Какие книги не сгорают? | Глиняные |
11. | Какой дикий зверь является источником жизни для людей государств Передней Азии? | Река Тигр в Двуречье |
12. | Что называли «священным письмом египтян»? | Иероглифы |
13. | Самая высокая египетская пирамида | Пирамида Хеопса |
14. | Гробница какого фараона не была разграблена и сохранилась до настоящего времени в первозданном виде? | Тутанхамона |
15. | Самый могущественный и знаменитый царь Вавилона. Этот царь известен своими законами. | Хаммурапи |
16. | Кто первым придумал алфавит? | Финикийцы. |
Подведение итогов
Конкурс №2. «Боги и богини Древнего Египта».
У древних египтян было в общей сложности свыше 2 тысяч богов и богинь. Некоторым поклонялись во всем Египте, культ других имел лишь местное значение. Еще в глубокой древности многие божества стали связывать с определенными символами: животными, птицами, растениями. Их даже изображали с головами соответствующих животных. Сопоставьте имена египетских богов и богинь с их символами.
1. Сет – бог пустыни, бурь и непогоды а) человек с головой змеи
2. Анубис – бог мертвых б) корова
3. Геб – бог земли в) шакал
4. Нут - богиня неба г) ибис
5. Тот – бог мудрости д) осел, свинья, гиппопотам
6. Бастет – покровительница женщин е) кошка
и их красоты
(Ответ: 1 – д; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 –г; 6 - е).
Подведение итогов.
Конкурс №3. «Заплутавший путешественник».
Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия. Перепутаться могут не только слова, но и буквы в них. Найдите каждой букве свое место и прочитайте слова.
1. Река в Египте а) ФМЕСИМ
2. Древнейшая столица Египта б) ЛНИ
3. Реки, образующие Междуречье в) ВРАФТЕ, РИГТ
(Ответ: 1 – б (Нил), 2 – а (Мемфис), 3 – в (Тигр, Евфрат).
Подведение итогов.
Конкурс №4. «Кто лишний? Что лишнее?»
Перед вами несколько групп слов. В каждой группе есть лишнее слово, которое не подходит по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
Древний Восток.
- Тутанхамон – Тутмос – Хаммурапи – Нефертити – Хеопс
- Междуречье – Финикия – Вавилон – Карфаген
- Папирус – клинопись – мумия – сфинкс – пирамида
- Раб – фараон – обелиск – жрец
- Иероглиф – папирус – клинопись – писец
- Фараон – вельможа – раб – жрец
(Ответ: 1. Хаммурапи вместо Вавилона попал в Египет к фараонам.
2. Карфаген находится в Африке, остальные – в Азии.
3. Клинопись – Древнее Междуречье, остальное – Египет.
4. Обелиск – мемориальное сооружение, остальные – люди.
5. Писец – человек, остальное – неодушевленные предметы.
6. В отличие от раба все остальные – независимые люди египетского
общества.
Подведение итогов.
Конкурс № 5 «Размышлялки» (логические задачи)
1. | Из дошедших до нас Документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровь. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена | Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (з балла) |
2. | На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - «папир», по-английски – «пэйпер», по-французски – «папье». По-видимому. Такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. | Папирус, т. к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла) |
3. | В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов? | Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла) |
4. | Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие- долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае? | В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы. (5 баллов) |
5. | Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед. Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта. | Картофель, помидор, кукуруза.(5 баллов) |
Подведение итогов
Конкурс 7 «Черный ящик»
В «Черном ящике» находится предмет, который учащиеся должны отгадать по предложенным учителем определениям.
- Прозрачное вещество, получаемое путем плавления кварцевого песка.
- Впервые произведено древними финикийцами.
- Изделия, произведенные из него, являются необходимыми в хозяйстве (Стекло)
Конкурс 8 «ОТГАДАЙ ШАРАДЫ»
Учитель: Шарада – загадка; загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
- Первая часть слова – заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (Клин)
Вторая – список учитываемых предметов (Опись)
Целое слово – письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись)
- Первая часть слова – характерное среди современной молодежи сокращенное произношение слова «папа» (Па)
Вторая часть слова – устаревшее название большого званого обеда, угощения (Пир)
Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (Ус)
Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов (Папирус)
Ведущий: Спасибо, ребята! Вы показали достойную игру! Подведем итоги.
Награждение
Рефлексия
Ребята, скажите, что изображено на доске? Совершенно верно, пирамида. Но это необычная пирамида – это пирамида знаний. Вам необходимо поместить человечков на разные ярусы пирамиды.
Если вам все понравилось и не вызвало у вас никаких затруднений, то возьмите красного человечка и поместите его на верхний ярус
Если мероприятие вам в целом понравилось, но были трудности, то возьмите синего человечка и поместите его на средний ярус
Если вам игра не понравилась и вы ничего не поняли, то возьмите зеленого человечка и поместите его на нижний ярус.
Список использованной литературы:
- «Сто игр по истории», Кулагина Г.А. - М.:, «Просвещение», 1983 г.
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Всеобщая история. Истории Древнего мира. 5 класс» - М.:, «Просвещение», 2013 г.
- О.В. Арасланова, К.А. Соловьев «Методическое пособие по истории Древнего мира» - М.,: «Вако», 2007 г.
- М.Н. Чернова. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «Всеобщая история. Истории Древнего мира. 5 класс», - М.:, «Экзамен», 2015
- Е.А. Крючкова «История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы» - М.: «Просвещение», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Загадки истории"
Игра "Загадки истории"...
Интерактивная игра-загадка
Интерактивная игра-загадка "Афоризмы о Лондоне"...
Интерактивная игра-загадка
Интерактивная игра-загадка "Афоризмы о Лондоне"...
Интерактивная игра "Загадки"
Загадки о предметах живой природы в интересной форме. Данный шаблон презентации можно использовать для создания других игр....
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов. Экологическая игра "Загадки природы"
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов.Экологическая игра «Загадки природы». Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся....
Дидактическая игра "Загадки"
Дидактическая тгра "Загадки"...
Игра "Загадки природы" для 5-7 классов. В формате "Своя игра", в рамках недели биологии, географии
Внеурочное мероприятие в формате "Своя игра", в рамках недели биологии, географии. Интерактивная игра "Загадки природы" для 5-7 классов....