Рабочие программы по истории 5 класс ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы: Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_2017-2018.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Учебный план МБОУ Бяковская ООШ на 2017-2018 учебный год.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Данная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы: Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
При составлении рабочей программы для 5 класса был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «История Древнего мира»
Цель:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для национальной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Общая характеристика предмета «История Древнего мира».
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Формы и средства контроля.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Содержание тем учебного курса.
1. Введение
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счёт лет в истории. Представление о счёте времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счёт лет). Понятие «год», «век»(столетие), «тысячелетие».
2. Жизнь первобытных людей
Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.
Предки и расселение, влияние природных условий на жизнь древнего человека. Стоянки, занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведёнными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире Первобытные верования и зарождение искусства.
3.Древний Восток.
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение городов в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: Прирдные условия, занятия жителей, ремёсла и торговля. Религиозные верования. Возникновение Персидской державы и её завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно – философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное население цивилизаций Древнего Востока.
4.Древняя Греция.
Природные условия. Население иего занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнейшая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея»лис город – государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии Греко – персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевание Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью приемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинского мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платлн. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
5.Древний Рим.
Природные условия и население и древней Италии. Этруски. Легенды об онновании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Окончание Гражданской войны. Характер власти Октавиана Августа. Понятия «империя», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век поэзии» Ораторское искусство.
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации ( появление городов, государств, письменности).
Контроль осуществляется в виде фронтального опроса, беседы, кроссвордов, составления сравнительных таблиц, составления рассказов, тестирования, диктантов дат и терминов, работа с атласом и контурной картой.
Учебно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.
УМК по истории Древнего мира составляют:
-Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.
Настенные исторические карты
- Древний Восток и Передняя Азия в древности
- Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
- Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
- Древняя Греция (Vb. до н.э.).
- Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
- Древняя Италия.
7 Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
- Римская республика в III—I вв. до н. э.
Интернет -ресурсы
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru/
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
• История Древнего Египта:
http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1 | Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний. | 01.09. | |
Раздел I. Жизнь первобытных людей. | |||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. | |||
2 | Древнейшие люди. Историческая карта. | 06.09. | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. Знать своих предков – знать историю. | 07.09. | |
4 | Возникновение искусства и религии. Археология – помощница истории. | 13.09. | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | |||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 14.09. | |
6 | Появление неравенства и знати. | 20.09. | |
7 | Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» Как работать с учебным материалом по истории. | 21.09. | |
Тема 3. Счёт лет в истории. | |||
8 | Измерение времени по годам. | 27.09 | |
Раздел II. Древний Восток. | |||
Тема 4. Древний Египет. | 28.09 | ||
9 | Государство на берегах Нила. | 04.10. | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом. | 05.10. | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 11.10. | |
12 | Военные походы фараонов. | 12.10. | |
13 | Религия древних египтян. | 18.10. | |
14 | Искусство древних египтян. | 19.10. | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 25.10. | |
16 | Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого. | 26.10. | |
Тема 5. Западная Азия в древности | |||
17 | Древнее Двуречье. | 15.11. | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 16.11. | |
19 | Финикийские мореплаватели | 22.11. | |
20 | Библейские сказания. | 23.11. | |
21 | Древнееврейское царство. | 29.11 | |
22 | Ассирийская держава. | 30.11 | |
23 | Персидская держава «царя царей». | 06.12 | |
Тема 6. Индия и Китай в древности | |||
24 | Природа и люди Древней Индии. | 07.12 | |
25 | Индийские касты. | 13.12 | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 14.12 | |
27 | Первый властелин единого Китая. | 20.12 | |
28 | Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру» | 21.12 | |
Раздел III. Древняя Греция. | |||
Тема 7. Древнейшая Греция. | |||
29 | Греки и критяне. | 10.01 | |
30 | Микены и Троя. | 11.01 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 12.01 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 17.01 | |
33 | Религия древних греков. | 18.01 | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | |||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 24.01 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 25.01 | |
36 | Древняя Спарта. | 30.01 | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 01.02 | |
38 | Олимпийские игры в древности. | 07.02 | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 08.02 | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 14.02 | |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | |||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 15.02 | |
42 | В городе богини Афины | 20.02 | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 21.02 | |
44 | В театре Диониса. | 28.02 | |
45 | Афинская демократия при Перикле. | 01.03 | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | |||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 02.03 | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 05.03 | |
48 | В Александрии Египетской. | 06.03 | |
49 | Повторение по теме «Древняя Греция» | 14.03. | |
Раздел IV. Древний Рим. | |||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | |||
50 | Древнейший Рим. | 15.03. | |
51 | Завоевание Римом Италии. | 21.03. | |
52 | Устройство Римской республики. | 22.03. | |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | |||
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. | 04.04 | |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | 05.04 | |
55 | Рабство в Древнем Риме. | 11.04 | |
Тема 13. Гражданские войны в Риме. | |||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 12.04 | |
57 | Восстание Спартака. | 18.04 | |
58 | Единовластие Цезаря. | 19.04 | |
59 | Установление империи. | 25.04 | |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. | |||
60 | Соседи Римской империи. | 26.04 | |
61 | Рим при императоре Нероне. | 27.04 | |
62 | Первые христиане и их учение. | 30.04 | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. | 03.05 | |
64 | «Вечный город» во времена империи и его жители. | 04.05 | |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | |||
65 | Римская империя при Константине | 14.05 | |
66 | Взятие Рима варварами. | 15.05 | |
67 | Повторение по теме «Древний Рим» | 21.05 | |
68 | О прошлом рассказывают гербы. | 22.05 | |
69 | Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. | 23.05 | |
70 | Итоговая контрольная работа | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...