Повторительно-обобщающий урок:" ВОВ 1941-1945 г.г."
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Урок по истории.
"Великая Отечественная война" 11 класс
Форма занятия: урок-смотр знаний
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- обучающие:
- систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу;
- подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала;
- подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне
- развивающие:
- синтезировать и обобщать исторический материал;
- излагать исторический материал в виде кратких или развернутых высказываний;
- развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
- продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
- формировать навыки самостоятельной работы с картой, схемой, учебником;
- выработать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям
- формировать активную гражданскую позицию;
- воспитывать нравственность, патриотизм;
- способствовать самопознанию и самовоспитанию.
3.воспитывающие:
- формировать активную гражданскую позицию;
- воспитывать нравственность, патриотизм;
- способствовать самопознанию и самовоспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 56.5 КБ |
istoriya_rossii_-_istoriya_voyn.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории.
"Великая Отечественная война" 11 класс
Форма занятия: урок-смотр знаний
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- обучающие:
- систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу;
- подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала;
- подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне
- развивающие:
- синтезировать и обобщать исторический материал;
- излагать исторический материал в виде кратких или развернутых высказываний;
- развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
- продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
- формировать навыки самостоятельной работы с картой, схемой, учебником;
- выработать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям
- воспитывающие:
- формировать активную гражданскую позицию;
- воспитывать нравственность, патриотизм;
- способствовать самопознанию и самовоспитанию.
Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый(эвристический),репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, алгоритмизации.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Словесные (дискуссии, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрация), практические (творческие задания), контроль и самоконтроль.
Основные понятия: Инцидент, рейх, эскалация, блицкриг, блокада, оккупационный режим, контратака, капитуляция, эвакуация.
Важнейшие даты:
- 22июня 1941г.-18 ноября 1942г.- начальный период войны
- 19 ноября1942г.-конец 1943г.-коренной перелом войны
- Январь 1944-8мая 1945г.- завершающий период
- С 9 августа 1945г.-особый период, война с Японией
- 2 сентября 1945г.- окончание Второй мировой войны
- 28 июля 1942г.- приказ №227 «Ни шагу назад!»
- 17 июля 1942г.-2февраля 1943г.-Сталинградская битва
- 12 июля 1943г.- крупное танковое сражение около д.Прохоровка
- 8 мая 1945г.-подписан акт о капитуляции фашистской Германии
Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война».
Структура урока
- Организационное начало. Мотивация. Презентация.Сообщение темы урока.
- Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.
- Систематизация, обобщение и проверка знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях.
- Организация домашнего задания.
Ход урока.
Учащиеся рассаживаются по группам.
Вводное слово учителя: История человечества- это история войн . Из 5000 лет цивилизации только395 были мирными; более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны.
История России -история войн; половцы и печенеги, хазары и монголо-татары, Наполеон и Гитлер.
17 век - убито на войне 3млн.300тыс.
18 век - убито 5 млн. 200тыс.
19 век - убито 5млн.500 тыс.
20 век - Вторая мировая война унесла 64 млн.человеческих жизней. Ранено и искалечено 110млн., сиротами стали 42 млн.
Озвучивание темы урока на презентации, с использованием звукового фрагмента «ВОВ 1941-1945 г.г.»
Учитель: Прочитайте изречения, известных в истории и литературе личностей. Выберите эпиграф к нашему уроку. Запишите тему и эпиграф в тетрадь.
Цицерон говорил: «История свидетельница веков. Факел истины. Душа памяти, наставник жизни»
М. И. Калинин: «Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю».
В. Г. Белинский: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее»
М. Горький: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать, не обходимо».
У.Черчилль “Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”.
Ольга Берггольц "Никто не забыт, ничто не забыто"
Р. Рождественский
«Люди мира,
Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!»
( «Реквием».)
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Определяются цели урока.
Главными целями урока ученики совместно с учителем называют
- повторение и обобщение пройденного материала по теме:
“Великая Отечественная Война”.
- Анализ и систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
Вопрос учителя: Какие слова у вас ассоциируются с названием темы?
На доске ученица записывает следующие слова:
Блицкриг |
|
| З.Космодемьянская |
«Ост» |
|
| Чуйков, Шумилов |
Сталинград |
|
| Матросов, Жулябин |
Курск |
|
| Корнеев, Жуков |
«Уран» |
|
| военная экономика |
Москва |
|
| Урал, Сибирь |
Берлин |
|
| эвакуация |
Оккупация |
|
| реконструкция |
Капитуляция |
|
| победа |
Учитель: А теперь сгруппируйте написанные слова и определите основные вопросы для повторения и закрепления материала.
На доске чертится следующая схема:
Учитель: Каждая группа выбирает вопрос для подготовки и анализа, использует также материал домашней работы. ( время на подготовку 1 мин.)
Итоги войны - подводит ученик, который выслушав выступление всех групп и используя дополнительный материал обобщает итоги войны.
Каждой группе для выступления выделяется 10-13 минут (используют карту, дополнительный материал- СМИ, энциклопедию, журнал «Родина» и др., домашнее задание- воспоминания родных и близких….
После выступления каждая группа закрепляет на доске материл по своему вопросу и в конце урока на доске появляется панорама войны.
- 1 группа - анализирует события 3-х этапов войны, выделяя крупнейшие битвы Великой Отечественной войны, их значение, дают свою оценку ведения военных действий в Европе, определяют роль победы СССР в Великой Отечественной войне и в общих итогах Второй мировой войны.
- 2 группа - анализирует роль народа, простого солдата в годы войны, выделяя, что основная тяжесть войны легла на их плечи, и они проявили огромное мужество, храбрость и беспредельное терпение и , никакие потери не сломили его волю к победе. В выступлениях отмечают и героев. Подводя итоги, группа высказывает свое отношение к роли личности в развитии исторического процесса.
- 3 группа - анализирует работу тыла в годы войны, переход экономики на военные рельсы, эвакуация промышленных предприятий и людей в Сибирь, на Урал и в Казахстан, выделяют роль науки, культуры в годы войны.
Ответственные сдают списки своей группы с выставленными оценками.
Критерии оценок:
- участие в подготовке домашнего задания
- участие в выступлениях группы
- умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделить главное.
Самостоятельное выставление оценок формирует у учащегося умение дать оценку и самооценку своей мыслительной деятельности, а также , формирует навыки самоконтроля.
Заключительное слово учителя: Учитель проводит рефлексию, предлагая учащимся ответить на вопросы:
Можешь ли ты дать ответы на поставленные в начале урока вопросы? Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?
Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень интереса на уроке; активность на уроке; общее настроение.
Домашнее задание: Ознакомиться с п. 58 Провести экспертизу внешней политики СССР и США в послевоенные годы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока : " Великая Отечественная война"
Цицерон говорил: «История свидетельница веков. Факел истины. Душа памяти, наставник жизни » М . И. Калинин: «Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю ». В . Г. Белинский: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее» М . Горький: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать, не обходимо ». У.Черчилль “Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”. Ольга Берггольц "Никто не забыт, ничто не забыто« ( Р. Рождественский «Реквием ».) «Люди мира, Помните! Через века, через года, Помните! О тех, кто уже не придет никогда, Помните!»
Этапы войны Подвиг солдата Итоги войны Тыл в годы войны Великая Отечественная Война 1941-1945
1 группа - этапы войны. подвиг солдата 2 группа -тыл в годы войны. Итоги войны.
Итоги победы : - рост международного авторитета СССР( если в конце 1941г. СССР поддерживал дипломатические отношения с 17 государствами, то через 4 года –с 46). - Конец фашизма - Возврат к принципам свободы и демократии в освобожденных странах - Общий сдвиг влево( успехи левых партий в парламентских странах) - Рост численности коммунистических и социалистических партий - Начало разрушения колониальной системы - Разделение Европы и Азии на сферы влияния( зарождение биполярной системы). Это привело к разделу Германии и Берлина - СССР стоял у истоков создания ООН (решение принято на Ялтинской конференции в феврале 1945) и стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности. - Изменение социально-политического строя в странах Восточной Европы. Положительным для СССР оказался приход к власти правительств, ориентирующихся на Советский Союз. - Территориальные приобретения: Кенигсберг, Восточная Пруссия, область Печенги, Закарпатье, Курилы, южн . Сахалин.
- Сложная политическая обстановка в районах, оккупированных фашистами - Усиление культа личности Сталина - Укрепление командно-административной системы - человеческие жертвы( лишь приблизительно)- 27 млн. чел (по Верту ) - сокращение трудоспособного населения, уничтожение целого поколения мужчин - разруха в экономике и диспропорции в ее развитии - перед страной задача конверсии - разрушения населенных пунктов(тысячи людей остались без жилья)
Страна Территориальные решения Военно-политические решения Германия Лишилась всех территорий, захваченных ею в 1930- 1940-е гг. Разделена на зоны оккупации. Проведены денацификация, демилитаризация, демократизация, декартелизация. Наказание военных преступников. В счет репараций изымаются промышленное оборудование и суда. Япония Территория страны ограничена четырьмя островами. Лишилась колоний и зависимых территорий. Отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина. Оккупирована войсками США. Проводятся демократизация, аграрная реформа, ликвидируются военные концерны. Наказаны военные преступники. Италия Лишилась всех колоний, вынуждена пойти на территориальные уступки в пользу Югославии, Греции и Франции. Вооруженные силы сохраняются в пределах, необходимых для обороны, обозначены ограничения в области военно-морских и военно-воздушных сил и в производстве современного вооружения. Румыния Южная Добруджа передана Болгарии. Северная Буковина и Бессарабия остались в составе СССР. На территории Румынии оставались вооруженные силы СССР для поддержания коммуникаций с Австрией, где находились советские войска. Венгрия Границы страны скорректированы в пользу Чехословакии. Финляндия Подтвержден возврат СССР Петсамо (Печенги). Порккала-Удд на 50 лет становится советской военно-морской базой. Австрия Запрещался в будущем «аншлюс» с Германией. Оккупирована войсками союзников (до 1955г.).
Синквейн Порядок написания синквейна : Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна . Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Писатель В. Астафьев писал: «… Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, - почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притеснённые от спасённых нами вождей и родной партии, всё же принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы её-то мы заслужили».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).
Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Повторительно - обобщающий урок урок по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг"
Разработка урока по истории России в 9 классе...
Классный час «Вклад тувинских добровольцев в ход ВОВ 1941-1945гг», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБОУ "РШИ "ТКК"Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...