"Освоение космоса"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Мишукова Татьяна Анатольевна

Конспект урока истории в 9 классе  коррекционной школы "Освоение космоса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Освоение космоса

Цель:

- формирование знаний учащихся об освоении космоса советскими учеными

Задачи: 
1. Образовательные:
- проследить путь советских ученых в освоении космоса;
- дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космосе полетел человек.
2. Коррекционно-развивающие: 
- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;
- развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками;
- развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.
3. Воспитательные:
- вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.
Методы:
словесный – рассказ
наглядный – иллюстрации
практический – самостоятельная работа
Основные знания: 1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г. – первый полет в космос человека, первый космонавт – Ю. А. Гагарин.
Основные термины и понятия: космодром
Оборудование и материалы: 
- учебник «История России для 9 класса» Б. П. Пузанова, О. И. Бородиной;
- иллюстрации
- карточки с заданиями

- запись песни: гр. Земляне «Трава у дома»
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Урок-путешествие во времени

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Кто дежурный? Сообщите об отсутствующих и готовности класса к уроку

Приветствуют учителя.

Доклад дежурного об отсутствующих и о  готовности класса к уроку

Повторение пройденного материала

-  Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

- Какие изобретения были сделаны советскими учеными в 50-60-е годы?

- Кто создал атомную бомбу в СССР?

- Докажите, что атомную энергию можно использовать в мирных целях

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают развернутые ответы.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя: С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Открывались новые планеты, звезды и другие тайны космоса. Сегодня стали возможны полеты людей в космос (на доске иллюстрация – представление людей о планете в древности)
Я предлагаю нам отправиться вместе в путешествие во времени. Согласны? Тогда «Поехали!»

Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). (На фоне песни гр. Земляне «трава у дома») Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе (выполняют) (на доске иллюстрация – солнечная система)
Проверка выполненного задания:
- Давайте проверим, какие знания о космосе у вас есть? (ответы детей)
Учитель:
Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. В 50- 60 годы советские ученные и инженеры вели большую исследовательскую и научную работу. Самым выдающимся событием стало открытие атомной энергетики, которую научились использовать в мирных целях. Это позволило начать строительство космических ракет.

Прежде чем продолжить наше путешествие во времени, мы должны узнать тему урока. Все буквы разлетелись в космическом пространстве, наша задача собрать их. Задание на доске: Расставив цифры правильно по порядку мы прочитаем тему урока
е   Ос    кос   са    во    е    мо   ни
3    1      6       8     2     5     7      4
Правильно «Освоение космоса».

Давайте запишем дату и тему урока в тетрадь.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Разгадывают тему урока.

Записывают тему урока в тетради

Изучение нового материала

Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут (вывешивается на доску)
План-маршрут:
1. Основоположники космонавтики;
2. Первые полеты в космос;
3. Космос сегодня.
В конце нашего путешествия во времени мы сможем узнать, «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»

Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики.
(на доске портрет К.Э Циолковского)

Давайте послушаем сообщение о русском ученом, изобретателе Константине Эдуардовиче  Циолковском

Рассказ о развитии ракетостроения.

Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев. Запись в тетрадь

 (На доске портрет С.П. Королева)

Исследования космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми. В октябре 1957 года впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.

(На доске фото первого спутника Земли)

Что произошло в октябре 1957 года?

Запишем в тетрадь.

Работа с учебником - стр. 241, абзац 3,4

Рассказ учителя: Королев вместе с другими ученными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди. 

Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет? 
Правильно, было решено сначала в космос отправить животных, чтобы определить, как живой организм выдерживает космический полет.

Вторая наша остановка - Первые полеты в космос:

Кто первым из животных побывал в космосе? (2 маленькие собачки – Белка и Стрелка).

(На доске фотография Белки и Стрелки)

Давайте послушаем сообщение о собаках Белке и Стрелке

После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром. (На доске изображение космодрома)

Словарь: космодром

Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом.

Кто стал первым космонавтом?

(На доске портрет Ю.А.Гагарина)

Запишите в тетрадь ответ на этот вопрос

Послушайте сообщение о первом космонавте Ю.А. Гагарине

Вопросы:

Где и как готовили космонавтов?

Кто стал первым космонавтом?

Когда Ю.А. Гагарин совершил первый полет? (12 апреля 1961 года)

Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь

Физминутка (под музыку: гр. Земляне «Трава у дома»)

Продолжим наше путешествие! Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова

(На доске  портрет В.В.Терешковой)

Послушайте сообщение о первой женщине – космонавте Валентине Владимировне Терешковой

Вопросы: Кто была первой женщиной космонавтом?

Запишите  в тетрадь: первая женщина – космонавт В.В.Терешкова

А еще через два года в 1965 году советский космонавт Алексей Архипович Леонов во время полета вышел из корабля в открытый космос

(Портрет Леонова на доске) запишите это событие в тетрадь

Следующая наша остановка - Космос сегодня.  

На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями. Для чего необходимо осваивать космос?

Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение.

(На доске изображение различных современных спутников)

Слушают пункты плана.

Ученик зачитывает заранее подготовленный материал, остальные ученики слушают сообщение

Слушают рассказ учителя. Походу рассказа дают ответы на вопросы. Записывают в тетрадь: Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил С.П. Королев.

Рассматривают портрет.

Записывают в тетрадь: 1957г. – запуск первого искусственного спутника Земли.

Находят в тексте нужный абзац, зачитывают вслух.

Рассматривают фото первого спутника Земли.

Слушают рассказ учителя.

Дают ответ на вопрос

Отвечают на вопрос: 2 маленькие собачки – Белка и Стрелка

Рассматривают фотографию

Ученик читает сообщение, остальные слушают

записывают в тетрадь словарное слово - космодром

Отвечают, записывают в тетрадь - Ю.А. Гагарин стал первым космонавтом

Ученик зачитывает заранее подготовленный материал о Ю.А.Гагарине, остальные слушают сообщение

Отвечают на вопросы

записывают в тетрадь: 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос

Выполняют упражнения под музыку

Слушают учителя, рассматривают портрет.

Ученик зачитывает заранее подготовленный материал о В.В. Терешковой, остальные слушают сообщение.

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь

Рассматривают портрет, делают запись в тетрадь

Отвечают на вопрос

Слушают рассказ учителя

Рассматривают изображения спутников

Первичное закрепление нового материала

Пришло время нам вернуться на Землю из нашего космического полета, и ответить на вопрос: «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»

Давайте выполним задание на карточках.
Давайте проверим как вы справились с заданием.

А сейчас поиграем в игру «Да-нетка»

1. Группу ученых, которые стали заниматься ракетостроением, возглавил И.В.Курчатов? (нет)

2. В октябре 1957 года впервые был отправлен искусственный спутник Земли? (да)

3. Первыми животными, которые оправились в космос были кошки? (нет)

4. Первым для полета в космос был избран космонавт Ю.А.Гагарин (да)

5. Первой женщиной - космонавтом была В.В.Терешкова? (да) Молодцы!

Наш полет длился недолго, я думаю, вам он понравился. И может кто – то из вас в далеком будущем побывает в космосе по - настоящему.

Сегодня уже десятки космонавтов побывали в космосе, но человечество никогда не забудет первого в мире космонавта, Ю.А. Гагарина.

Выполняют задания на карточках

Озвучивают ответы

Отвечают на вопросы

Рефлексия

Ребята, по очереди выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного задания на доске

Ребята по очереди высказываются

Подведение итогов

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Обсуждение, выставление оценок за урок

Слушают учителя, участвуют в обсуждении оценок, оценивают друг друга

Домашнее задание

Запишите в дневники домашнее задание: 1. Стр. 241- 244, читать, отвечать на вопросы на стр. 244 (1-2 вопрос); 2. Выполнить тест «Освоение космоса»

3. По желанию нарисовать рисунок о космосе.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Что я знаю об истории освоения космоса?"

Презентация к исследовательскому проекту "Что я знаю об истории освоения космоса?", выполненной учащимися 2 класса МОУ Седельниковская СОШ №1"...

Классный час "Освоение космоса"

Классный час, посвящённый дню космонавтики "Освоение космоса"...

Сценарий урока с использованием элементов интерактивных технологий - компьютера и Интернета. « Реактивное движение. Освоение космоса.»

Цель: исследовать особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Подготовить учащихся к распознаванию реактивного движения среди других видов движения, воспроизводить и приме...

50-летию освоения космоса посвящается.

Презентация, посвящённая освоению космоса человеком....

«Освоение космоса»

Метод проектов. Учащиеся 10 кл проводят конференцию в 9 кл.На основе  презентаций десятиклассников, 9-классники знакомятся  с этапами освоения космоса; проводят сравнительную характеристику ...

Классный час ко Дню Космонавтики "Освоение космоса"

Способствуеи активизации познавательной деятельности учащихся...

Реактивное движение. Освоение космоса

Урок по теме "Реактивное движение. Освоение космоса"...