Обновленческий раскол
творческая работа учащихся по истории (9 класс) на тему

Гончаренко Оксана Юрьевна
Историческая память как основа сохранения духовных и культурных традиций жизни Обновленческий раскол

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alevtina.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая память как основа сохранения духовных и культурных традиций жизни

Обновленческий раскол

Бузмарева Алевтина, ученица 9 класса МБОУ СОШ № 7

Учитель: Гончаренко О.Ю.

Осмысление прошлого - фундамент будущего.

Какой была Россия в начале ХХ века? Можно встретить самые разные, часто противоположные ответы на этот вопрос. То – это великая держава, которая достигла небывалых темпов развития экономики. То – глубоко отсталая страна, которая могла попасть в полуколониальную зависимость от Запада. Давайте пока воздержимся от оценок и познакомимся с фактами.

В к. XIX – нач. XX в. быстрыми темпами развивалась российская промышленность. Экономический подъём 90-х гг. 19 в. во многом был связан с бурным железнодорожным строительством. Объем производства в разных отраслях промышленности увеличился в 5–13 раз. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое. По темпам роста отдельных отраслей промышленности Россия обгоняла другие страны. Скорость, с которой развивалась страна, была очень высока.

Согласно первой всеобщей переписи  населения  в  1897 г.- 125,6 млн. человек  а уже 1914 г.  –185,2 млн. человек. Это значит, что прирост населения в России составил 50 млн.

Вместе с тем, положение крестьян и рабочих в стране было плачевным. Основные экономические показатели показывают, что уровень экономики России значительно отставал от ведущих стран мира. Во многом это послужило поводом к событиям 1917г.

В 1917 г. в России начинаются революционная вакханалия и террор. Параллельно шла расправа с носителями подлинной православной традиции. В 1921 г. было уничтожено до 7 тыс. человек духовенства. Из 8 млн замученных около 40 тыс. – духовенство. Самый большой и страшный террор был с 1937 по 1941 г. В этот период было расстреляно духовенства 110 700 человек. Осталось несколько десятков священников на всю Россию. К 1941 г. в России оставалось 150 действующих храмов. Всего 10 монастырей вместо тысяч обителей, существовавших до революции.

Однако кроме внешних репрессий советская власть постоянно провоцировала разделения внутри церковного народа и духовенства. Усилиями гражданской власти появилась ересь самосвятов на Украине  и обновленческий раскол.

Движение за «обновление» Православной Российской Церкви возникло весной 1917 года: одним из организаторов и секретарем «Всероссийского Союза демократического православного духовенства и мирян», возникшего 7 марта 1917 года в Петрограде, был священник Александр Введенский - ведущий идеолог и вождь движения во все последующие годы. Его соратником был священник Александр Боярский. «Союз» пользовался поддержкой обер-прокурора Святейшего Синода В.Н. Львова и издавал на синодальные субсидии газету «Голос Христа». В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные формы обрядового благочестия, на канонический строй церковного управления.

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны обновленцы активизировались, одна за другой появлялись новые раскольнические группировки. Одну из них, под названием «Религия в сочетании с жизнью», создал в Петрограде священник Иоанн Егоров, самочинно вынесший в своей церкви престол из алтаря на середину храма, изменявший чинопоследования, пытавшийся перевести богослужение на русский язык и учивший о рукоположении «собственным вдохновением».

Деятельность всех подобных обществ поощрялась и направлялась государственной властью в лице ВЧК, намеревавшимся «путем долгой, напряженной и кропотливой работы разрушить и разложить Церковь до конца». Таким образом, в долгосрочной перспективе даже обновленческая церковь не нужна была большевикам, и все лидеры обновленчества только тешили себя пустыми надеждами. Патриарх Тихон, давая отпор посягательствам раскольников, 17 ноября 1921 г. обратился к пастве с особым посланием «о недопустимости богослужебных нововведений в церковно-богослужебной практике»: Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и уставе, должна сохраниться в святой Православной Русской Церкви неприкосновенно как величайшее и священнейшее ее достояние».

Лидером обновленческого движения Александр Введенский. Обладатель шести дипломов о высшем образовании, цитировавший «на память... на разных языках целые страницы» (по словам В. Шаламова), он после Февраля вошел в группу духовенства, стоящую на позициях христианского социализма. Во Введенском было многое от модного судейского оратора и опереточного актера. В качестве одного из таких описаний приводится следующее: «Когда в 1914 г., на своей первой службе в сане иерея, он «начал читать текст Херувимской песни; молящиеся остолбенели от изумления не только потому, что отец Александр читал эту молитву... не тайно, а вслух, но и потому, что читал он ее с болезненной экзальтацией и с тем характерным "подвыванием", с которым часто читались декадентские стихи».

Как отмечает А. Э. Левитин-Краснов: «Тягчайший главный грех обновленцев не в «неканоничности», а в том, что они действовали нехристианскими, безнравственными методами. Не то страшно, что А. И. Введенский был женат, а страшно то, что он, будучи епископом, подавал «черные списки» в ГПУ, требовал лишения сана заключенного Патриарха, был пособником людей, убивших Митрополита Вениамина и хотевших убить Патриарха. Главный грех обновленчества – не антиканоничность, а предательство, доносы, ложь, человекоугодничество»

Но под натиском антихристианской и раскольнической пропаганды гонимая Русская Церковь не отступила, великий сонм мучеников и исповедников Христовой веры свидетельствовал о ее силе и святости. Несмотря на захват многих тысяч храмов обновленцами, народ к ним не шел, а в православных церквах службы совершались при стечении множества молящихся. Возникали тайные обители, еще при священномученике митрополите Вениамине в Петрограде был создан тайный женский монастырь, где неукоснительно совершались все положенные уставом богослужения. В Москве возникло тайное братство ревнителей православия, которое распространяло листовки против «живоцерковников». Когда все православные издания были запрещены, в кругах верующих начали ходить по рукам рукописные религиозные книги и статьи. В тюрьмах, где десятками и сотнями томились исповедники, скапливались целые потаенные библиотеки религиозной литературы.

Так к осени 1944 г. от всего обновленчества оставался только один приход в Москве, где служил до самой своей смерти в 1946 г. идейный вдохновитель обновленческого движения, бывший с 1941 г. «Первоиерархом Московским и Православных Церквей в СССР», митрополит Александр Введенский. При этом, по словам Председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова, «все его усилия, как церковного деятеля, направлены к максимальному выколачиванию денежных средств, необходимых для обеспечения своей многочисленной семьи». 9 октября 1946 г. у обновленцев был изъят последний храм. Столкнувшись с многочисленными политическими и экономическими проблемами, а также с непринятием обществом обновленческих инициатив, обновленческая церковь не смогла удержаться на исторической арене, постепенно теряя влияние и окончательно исчезнув в 1946 г.  с исторической сцены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Холодная война " и раскол Европы.

Материал предназначен для дополнительных занятий по истории....

Презентация к уроку Церковный раскол. (7 кл)

Презентацию можно использовать при объяснении темы: Реформы патриарха Никона в 7 кл....

Презентация к уроку Церковный раскол. (7 кл)

Презентацию можно использовать при объяснении темы: Реформы патриарха Никона в 7 кл....

Урок в 10 классе реформы Никона.Церковный раскол.

УРОК-СЕМИНАР ВОЗМОЖНО ПРОВЕСТИ В 10 КЛАССЕ ПРОФИЛЬНОМ, ИЛИ СОКРАТИВ МАТЕРИАЛ В КЛАССЕ С БАЗОВЫМ УРОВНЕМ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ. К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ДОБАВЛЕНЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПО ДАННОМУ УРОКУ....

Власть и церковь. Церковный раскол

Конспект урока по ситории - 7 класс...