Урок ситуационного моделирования "Заседание Государственной Думы".
учебно-методический материал по истории (9 класс) по теме

Пантелеева Светлана Александровна

Методическая разработка урока для 9 класса. Групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gruppovaya_rabota.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ситуационного моделирования

 «Заседание Государственной Думы».

Цель урока:                                                                                                                          

-выяснить особенности 1-ой российской многопартийности, дать  характеристику программ партий;

- активизировать работу учащихся на уроке, вовлекая фактически всех в обсуждаемую проблему;

-научить вырабатывать собственную позицию, отстаивать ее, аргументировать, доказывать ее правильность;

-обучить культуре дискуссии  (научить корректно, этично, уважительно  относиться к оппоненту, его мнению, но при этом в споре добиваться своего).

Образовательные  ресурсы:

-символика Российской империи (герб, флаг, гимн);

-портрет царя Николая II;

-карта Российской империи;

-дидактический материал (программы партий);

-мультимедийные уроки «Отечественная история ХIХ в.» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия;

-мультимедийный проектор»;

-правила ведения дискуссии на каждый стол.

Для данного занятия необходимо:

1.Изучить все темы, касающиеся моделируемой ситуации:                                        

   -состояние крестьянского вопроса в России с 1861г;

   -сущность аграрной реформы П.А.Столыпина;

   -особенности социально-экономического и политического развития России в начале                                ХХ века.

2.Знать, что необходимо получить в итоге обсуждения.

Технологический процесс группового задания.

1.Подготовка к выполнению группового задания

    -постановка познаваемой задачи;

    -инструктаж о последовательности в работе;

    -раздача дидактического материала.

2.Групповая  работа.

        -знакомство с материалом, планирование работы;

        -распределение заданий;

        -индивидуальное выполнение задания;

        -обсуждение индивидуальных результатов в группе ;

        -обсуждение общего задания в группе ;

        -подведение итогов групповой работы.

 

Первый этап урока подготовительный. (Работа в группах)

Класс разбивается  на 5 групп по добровольному принципу. Группу независимых депутатов, которая должна проанализировать программы и подготовить своё выступление, назначает учитель из наиболее эрудированных ребят.

Каждая группа получает за 2 недели до данного урока пакет материалов   с программами партий по состоянию на 1907 год.  для защиты одной программы партии и  ознакомления с другими, чтобы оппонировать. Задача групп: смоделировать позицию данной партии, программу которой они отстаивают, найти аргументы в защиту именно этой программы, независимо от того, согласны они с ней или нет. Поиск аргументов заставит вспомнить социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, чтобы  понять, почему члены партии отстаивали  именно эту программу, чем мотивировали свою точку зрения.  Учащиеся как бы погружаются  в реальную историческую ситуацию и становятся ее участниками.

Второй этап  - работа Государственной Думы .

Столы ставятся полукругом, чтобы учащиеся находились напротив друг друга. На столы ставятся таблицы с названием той партии, программу которой они будут защищать.

Назначается председатель, который будет вести работу Государственной Думы.

Председатель открывает заседание Государственной Думы.

Звучит гимн Российской империи «Боже царя храни».

Председатель напоминает о правилах поведения депутатов (памятка участнику дискуссии должна находиться на каждом столе)

Депутаты слушают основные положения аграрной реформы П.А.Столыпина. Для этого используется фрагмент мультимедийного урока виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Далее председатель предлагает высказаться каждой партии по очереди, установив регламент. Лидер каждой партии, выбранный членами группы, аргументировано излагает позицию партии по аграрному вопросу, и объясняют в чем её отличие от программы П.А.Столыпина, с чем они не согласны и могут ли пойти на компромисс с правительством  и на каких условиях.

Далее вся группа отвечает на уточняющие вопросы оппонентов.

Группа независимых депутатов, проанализировав программы партий, высказывает свою точку зрения по вопросу:  чья программа  преобразования   России им показалась предпочтительнее и почему?

Третий этап - заключительный.  Подведение итогов, рефлексия.

Председатель предлагает оценить  ученикам свою работу в группе, работу своей группы, а также работу других групп по пятибалльной системе по принципу насколько аргументировано защищали свою программу и отвечали на вопросы оппонентов.

Учитель: 1.Даёт характеристику работы каждой группы и выводит средний балл.

                 2.Подводит  итоги заседания. Добились ли поставленных целей  и задач при           обсуждении проблемы.

После окончания дискуссии  ребята получают возможность высказать свое мнение «чью бы программу они приняли и почему»?

        Домашнее задание: написать эссе по выбранному вопросу:

1.Какая политическая партия предлагала наименее разрушительную, наименее болезненную модель развития общества.

2. «Если бы я мог определять политический курс России в начале ХХ века, я бы выбрал…..»

Для контроля знаний на следующем уроке можно провести тестирование.

В ходе урока учащиеся добились поставленных целей и задач при обсуждении вопроса, а именно:

1. Познакомились с особенностями 1-ой Российской многопартийности и программами партий.

2. Учились самостоятельно выделять и формулировать цели, формулировать ответы, осуществлять поиск новой информации и обобщать ее.

3. Участвовали в коллективном обсуждении вопроса, обменивались мнениями, принимая позицию партнера

4. Самостоятельно выделяли и формулировали цель, составляли план и последовательность действий, ориентируясь в дидактическом материале.

5. Применяли правила делового сотрудничества: сравнивали разные точки зрения; оценивали собственную учебную деятельность.

6. Развивались умения работать с документами; овладевали умениями характеризовать программы партий.

7. Выполняли разные социальные роли.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Государственная Дума РФ"

Разработка урока по теме "Государственная Дума РФ". 11 класс...

Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

Урок России. Сценарий общешкольного классного часа для старшеклассников, посвящённый 20-летию Российской Конституции конференция-встреча с депутатом Государственной Думы РФ

- Могучая и державная- Бескрайняя, хлебосольная- Необъятная и великая- Это наша Россия- Наша Россия богата традициями- Культурой- Многонациональным народом- И сильна Россия только тогда, когда она еди...

"История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы"

Статья  раскрывает деятельность Государственной Думы, как первом опыте русского парламента. Раскрыты  плюсы и минусы российского представительства. его характере и особенностях. С  появлением Государс...

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России....

Урок-деловая игра "Выборы в Государственную думу"

Мероприятие направлено на воспитание политической грамотности учащихся и подготовку будущего электората страны. В презентации представлены этапы формирования парламента страны....