УМР урока "Начало Отечественной войны 1812 г."
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается Рабочий листок (для учащихся, выданный на каждую парту) как вспомогательный материал для ведения  урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока в 8 классе

Начало Отечественной войны 1812 года

     Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается Рабочий листок (для учащихся, выданный на каждую парту) как вспомогательный материал для ведения  урока.

Цель урока:

Познакомить учащихся с основными событиями Отечественной войны – страницей истории трагедии и подвига российского народа.

Задачи урока:

  • Показать место «Отечественной войны 1812 г.» в структуре предшествующей и последующей европейской Большой политики. Выявить связь между результатами наполеоновских войн в Европе и последующей войной с Россией.
  • Рассказать о ходе начальных событий Отечественной войны, героической обороне российского населения. Выяснить, в чём заключался её народный характер.
  • Развивать навыки работы с документами, картой; умение определять, сравнивать и объяснять понятия. Способствовать развитию умения осуществлять поиск информации по заданной теме из различных источников
  • Мотивировать учащихся к овладению художественными и выразительными свойствами языка, развивать их умения устной речи: полный ответ, связный рассказ.
  • Организовать активную познавательную деятельность учащихся через разные формы деятельности,
  • Учить воспринимать уроки истории, учитывая историческую психологию с политическими и социальными аспектами, воспитывать чувство ответственности перед будущим

     Опережающее задание:

  1. Повторить историю Наполеоновских войн в Европе

 по учебникам:

  • Данилов А.А  Косулина Л.Г. История России XIX в. - М., «Просвещение», 2010.
  •  В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. История России. Конец XVII – XIX век.- М., «Просвещение», 2010.

            дополнительному материалу

  • Статьи: Журналистика Отечественной войны 1812 года, М.И.Кутузов (выложены на сайте гимназии, страница Платоновой О.А.) Стихотворение Ф.Н.Глинки «Партизан Давыдов».
  • Интернет-ресурсам, учебной и художественной литературе.
  1. Повторить по тетради записи предыдущего урока по основным событиям наполеоновских войн в Европе.
  2. Найти и рассмотреть на карте районы боевых действий.
  3. Вспомнить (прочитать) краткую биографию исторических личностей – Александр I, Наполеон Бонапарт, М.И.Кутузов, П.Багратион, М.Барклай де Толли, Кульнев, Ермолов, Платов, Д.Давыдов,
  4. 2-3 учащимся предложить подготовить мини-доклады о М.И.Кутузове, М.Барклай де Толли, П.Багратионе, Д.Давыдове, «Журналистика Отечественной войны 1812 г.»

     Данный тип работы позволяет учащимся подготовиться к одному из элементов экзамена по истории России, сформировать  необходимые ключевые компетенции для более полного восприятия учебной информации.

Методическое обоснование

Тип урока: урок – лекция с корректировкой, совершенствованием и применением ранее полученных и знаний.

 Форма урока: комбинированный с элементами

- объяснения учителя,

- работы с картой, рабочим листком раздаточного материала, тетрадью

- выполнением опережающего задания,

- работы в мини-группах над проблемным заданием, с использованием технологии критического мышления.

Термины, понятия: авангард, арьергард, партизаны.

Учебно-методический комплект и оборудование:

  1. Исторические настенные карты «Россия в XIX веке», «Наполеоновские войны в Европе. Отечественная война 1812 г.».
  2. Оформленная классная доска с записью темы, плана урока и проблемных заданий, основных понятий, основных дат и домашнего задания. (смотри Приложение № 1, которое может быть дублировано на «Рабочем листке» раздаточного материала)
  3. «Рабочий листок»  по теме «Наполеоновские войны в Европе. Начало Отечественной войны 1812 г.» на каждом столе.
  4. Рабочие тетради учащихся.

Приемы деятельности учителя:

  1. Опрос учащихся через задания:
  • на знание дат и событий (расположи в хронологической последовательности; установи соответствие между датами и событиями; дополни фразы и текст недостающей информацией)
  • фронтальный опрос по предложенным (на Рабочем листочке) вопросам,  выстроенным системно по логике изложения.

2. Беседа

3. Лекция,

4. Обсуждение, подведение итогов, выводы, аргументированность ответов.

5. Разработка и предложение раздаточного материала и компьютерных программ для самостоятельной работы учащихся.

6. Пробуждение (на примере выступлений учеников) интереса и желания к дополнительной работе над историческими темами в сочетании с новейшими технологиями.

Развитие умений учащихся:

- проведение внутрикурсовых связей (отечественная, всеобщая история).

- связи с другими дисциплинами (информатикой, музыкой, литературой)

- анализ европейских и отечественных задач и проблем в изучаемую эпоху.

- умение делать прогнозы возможного развития ситуации во внутренней политике России и в области международных отношений.

Планируемый результат:

Учащиеся узнают место Отечественной войны в структуре предшествующей и последующей европейской Большой политики, а так же выявляют связь между результатами наполеоновских войн в Европе и последующей войной с Россией.

План урока

  1.  Опрос по домашнему заданию.

 Индивидуальные задания на доске:

  • Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) нападение Франции на Баварию и захват Вены.

Б) подписание декрета о Континентальной блокаде.

В) провозглашение Н.Бонапарта императором.

Г) присоединение к России Финляндии.

Д) подписание Тильзитского договора.

Е) присоединение к России Бессарабии.

  • Установи соответствие между датами и событиями:

А) Сражение под Аустерлицем, б) под Фридландом, в) Провозглашение Франции империей, г) создание 4-й антифранцузской кооалиции, д)сражение под Йеной.

А) 1804, б) 1805, в) 1806, г) 1807, д) 1811г.

  • Дополни фразу:

1. Наполеон подписал декрет о Континентальной блокаде  в городе _____________

2. В 1806 году 60-тысячный корпус генерала Беннигсена спешил на помощь армии государства ____________

3. Тильзитский мир был подписан после поражения союзников в сражении под городом _________________

4. Тильзитский мир подписали императоры:  ________________ и _____________

5. Дипломатическими подарками, которыми они обменялись, были ________________.

Фронтальный опрос:

  1. Какие империи, находившиеся в Европе в начале 19 века, вы можете назвать?
  2. Когда Франция стала империей?
  3. Главная задача французской внешней политики?
  4. Главная задача Российской внешней политики?
  5. Каким образом русская дипломатия и военные пытались решить эти проблемы?

Проверка задания на доске.

 Вновь фронтальный опрос.

  1. Главные условия договора в Тильзите.

М.Сперанский писал: «Вероятность новой войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром». Как вы считаете, какие основания существовали для таких выводов?

  1. Был ли выгоден для России этот договор? Почему?
  2. Добросовестно ли Россия выполняла условия этого договора?
  3. Действительно ли Наполеон хотел «вечной дружбы» с Россией?
  4. Предположите, какими были дальнейшие планы Наполеона?
  5. исходя из планов Наполеона, предположите тему сегодняшнего урока?

Рассказ учителя:

Наполеон готовился претворить свои планы в жизнь. Французская армия была сформирована из:

  • старая наполеоновская гвардия, опытные воины, боровшиеся ещё за свободу республиканской Франции, ставшие затем орудием закабаления соседних народов.
  • кадровые войска, прославившиеся победами при Маренго, Аустерлице, Йене.
  • лучшие военачальники Франции – маршалы – Ней, Мюрат, Даву, Бертье и др.
  • десятки тысяч солдат, насильно мобилизованных в захваченных странах.

   К 1 июня 1812 года Наполеон сосредоточил у берегов Немана огромные силы – 448 тысяч человек, 940 орудий. Они были разделены на три группировки и нацелены на :

С-В – Ригу и Петербург,

В – Ковно – Вильну

Ю–В – Киев.

Наполеон рассчитывал разгромить  основные русские силы в генеральном сражении ещё вблизи границы, затем идти на Москву и продиктовать свои условия мира.

   

Что могла противопоставить захватническим планам Наполеона крепостническая Россия, непобежденная Россия?

Правительство принимало меры к тому, чтобы подготовится к неизбежной войне. Опыт сражений на полях Европы показывал, что нужно как можно быстрее увеличивать армию, учить её новой тактике.

К лету 1812 года

 – пехота – 400 тысяч человек.

  1. кавалерия (конная гвардия  уланы, драгуны, гусары, карасиры– до 75 тысяч строевых лошадей.
  2. Казачьи формирования – до 90 тысяч всадников. Среди них отряды башкир, калмыков, татар, бурят – всего 141 полк.

Вооружены русские войска были:

Огнестрельным оружием - кремневыми ружьями, пистолетами, мушкетонами, штуцерами.

Колющим и режущим -  палашами, саблями, пиками.

К лету 1812 года русские войска были соединены в 4-е армии.

1-я – западная, под командованием генерала от инфантерии Барклая-де-Толли, располагалась в районе Вильно (Вильнюса) на реке Неман. 110 тысяч человек.

2-я – западная, под командованием генерала от инфантерии князя П.И.Багратиона, сосредоточилась к югу от Вылковска, от р. Неман до р. Западного Буга. 45-48 тысяч человек.

3-я – её называли резервной, под командованием генерала от кавалерии А.П.Тормасова, находилась в районе Луцка, прикрывая дорогу на Киев. 43-46 тысяч человек.

4-я – Дунайская армия адмирала П.В.Чичагова, располагалась в Молдавии. Около 40 тысяч человек.

На Петербургском направлении стоял корпус Витгенштейна, 20 тысяч человек.

     12 июня 1812 года «великая армия» Наполеона вторглась в пределы Российской империи.

Наполеон стремился главными силами обойти армию Барклая при одновременном охвате армии Багратиона, окружить и уничтожить по частям 1 и 2-ю западные армии.

Французы имели почти двукратное численное превосходство, развернулись на фронте в 300 км (русские – более 600 км). Все это давало французам существенное преимущество.

       Русское командование стало поспешно отводить войска и, избегая решительных сражений, стремилось к объединению своих армий.

       Отступая вглубь страны войска вели жестокие арьергардные бои. Активно участвовала в них русская кавалерия.

       Запомните два термина:

Авангард – передовые части войска .

Арьергард – замыкающие, прикрывающие отступление.

      Схватки с французами у деревни Мир, Кореличи. Нашей кавалерии удалось разбить части французского авангарда, задержать его продвижение вперед.

      Арьергардом 2-й западной армии командовал М.И.Платов, легендарный донской атаман, соратник Суворова, награжденный орденом св.Георгия за штурм Измаила.

В начале июля у деревни Романов казаки Платова вновь, притворно отступая, подвели вражеских кавалеристов под удар главных сил. Французский конный полк, потеряв в этом бою более половины состава отступил и лишь подошедшие к французам подкрепления заставили Платова прекратить преследования. Казаки отошли на другой берег р.Вусвы и сожгли за собой мосты.

        Но не только французы несли потери. 20 июля  в бою у Боярщины (недалеко от Клястиц)

(смотрим на карте…)

 погиб генерал Кульнев, герой недавней финской кампании. «Слуга царю, отец солдатам…» - он прошел все европейские антифранцузские походы, участвовал в непрерывных арьергардных боях, возглавляя атаки русской кавалерии, и ни одна пуля не задела генерала. А в этом бою, преследуя противника, попал он под огонь артиллерии и ядром оторвало ему обе ноги. Умер на руках своих боевых товарищей – гусар Гродненского полка.

            Русские войска отступали. Преследуемый подавляющими силами противника, Багратион, умело маневрируя, избежал окружения. Под прикрытием корпуса генерала Н.Н.Раевского, выдержавшего десятичасовой бой у деревни Салтановки с двумя неприятельскими корпусами, он переправил свои войска через Днепр и пошел к Смоленску на соединение с Барклаем.

            Н.Н. Раевский в течение 10-ти часов у деревни Салтановка сдерживал 2 неприятельских корпуса. Десятки раз поднимались русские пехотинцы в атаку, отбрасывая наступавшего врага. Когда измученные и почти обескровленные солдаты не смогли в очередной раз встать и бросится вперед, генерал взял своих сыновей (не успевшие уехать из имения, где отдыхали летом, в столицу, они находились при штабе корпуса) за руки и пошел на врага не сгибаясь под пулями. Солдаты не могли оставить любимого командира и, вновь поднявшись, отогнали французов.

            Армия Барклая де Толли отступала с боями от Немана через Витебск к Смоленску, где 3 августа произошло соединение обеих русских армий.

         

            Провал замыслов Наполеона, стремившегося разбить русских по частям, существенно изменил ход войны.

Силы французской армии слабели. Он был вынужден выделять крупные части для гарнизонов на оккупированной территории, для охраны растянувшихся более чем на 600 км коммуникации и прикрытие флангов. До Смоленска дошло около 200 тысяч человек. Подавляющее численное превосходство сил Наполеона было утрачено.

            Французское командование видело, что война принимает затяжной характер и её продолжение вдали от баз снабжения и резервов связано с риском поражения. Наполеон решил дать под стенами Смоленска генеральное сражение русским и, выиграв его, закончить кампанию.

       

            Общее руководство, соединившимися под Смоленском, 1-и 2-й русскими армиями Александр 1 возложил на Барклая, который одновременно занимал и пост военного министра.

Хороший стратег, мужественный, молчаливый, замкнутый, малодоступный для общения Барклай не смог найти с Багратионом, сторонником активных действий, общего языка. Возможно эта несогласованность действий, а так же сохраняющееся численное превосходство французов, заставило русскую армию после 2-х дневных боев под Смоленском отступить.

     Наполеон последовал за ними с твердым намерением быстро покончить с войной, разгромив русскую армию на подступах к Москве.

«При той головокружительной высоте и том непрочном основании, на которых он стоял, Наполеон уже не мог выдерживать медленных походов. Ему были необходимы быстрые успехи, блистательные победы, завоеванные с бою мирные трактаты».

Французское нашествие вызвало в России небывалый подъём патриотизма. Война с вторгшимся врагом превращалась в борьбу за национальное существование.

В районах боевых действий местные жители снабжали войска продуктами питания и фуражом, извещали о продвижении неприятеля, вылавливали лазутчиков и шпионов.

   

          В российской печати: газетах, журналах, подъем национального самосознания, вызванный войной, выдвинул на первый план тему патриотизма, защиты своего дома, своей страны от захватчиков.

     В октябре 1812 года в Петербурге начал выходить новый журнал «Сын Отечества». Редактором его был Николай Иванович Греч. Тираж журнала достигал 1000 экземпляров. Выходил он один раз в неделю.

? – О чем сообщалось в журнале?  (Ответ ученика).

        Численное превосходство неприятеля ставило вопрос о пополнении армии и Александр 1 6 июля 1812 г. издает манифест с призывом создавать народное ополчение. Молодежь с энтузиазмом записывалась в армию, поступали многочисленные пожертвования от населения.

       С особым рвением поднимались крестьяне. Вооружась охотничьими ружьями, самодельными пиками, косами и вилами, а так же захваченным у противника оружием они истребляли не только мародеров-одиночек, фуражиров, но и мелкие воинские подразделения врага.

      Узнав об этом, Александр 1 обратился к духовенству с предписанием, ободрять и убеждать крестьян бороться с французами. Этот рескрипт узаконил партизанскую войну.

Где-то между 1812 и 1825 годом было опубликовано

стихотворение Ф.Глинки. Партизан Давыдов.

??  -  Вопросы к учащимся:                                

  • какую информацию о партизанах мы можем получить из этого стихотворения?
  • Кто входил в состав партизанских отрядов?
  • Где действовали партизаны?
  • Чем они занимались?
  • К какому сословию принадлежал Давыдов? Почему?
  • Почему он носил мужицкий армяк?
  • Дайте определение, кого называли партизанами?

 - Участников вооруженной борьбы в тылу вражеской армии, действующих в составе добровольческого отряда из местного населения.

Цель партизанских действий – уничтожение живой силы и техники противника, разрушение его связей, складов, добывание сведений для регулярных войск.

Между тем вынужденный отход русских войск болезненно воспринимался и в армии и в стране. В русском командовании нарастали разногласия. Необходимо было назначить главнокомандующего, пользовавшегося общепризнанным авторитетом. Таковым был крупнейший полководец суворовской школы – М.И.Кутузов.

? – чем вам известен этот полководец? (выступление ученика)

     Прибыв в начале августа 1812 г. в армию Кутузов был встречен с воодушевлением. «Приехал Кутузов бить французов».

        Но! Армия была ослаблена - около 95 тысяч человек при 605 орудиях. Требовалось создать резервы. Кутузов настойчиво требовал присылки к Москве новых полков.

      Одновременно он дал приказ выбрать позицию для предстоящего сражения. Она была найдена около села Бородина в 12 км от Можайска и в 120 км от Москвы.

      Бородинское поле представляло собой обширную пересеченную местность, дававшую возможность развернуть русские войска и оседлать дороги, ведущие к Москве.

Правый фланг позиции прикрывался рекой Москвой, левый упирался в труднопроходимый Утицкий лес.

       К началу Бородинского сражения русская армия, получившая подкрепления, насчитывала 120 тысяч человек при 640 орудиях против 130 тысяч французов при 587 орудиях.

Итог урока: вопросы к учащимся

  • «Двунадесять языков» - так называли войска Наполеона, вторгшиеся в Россию. Как следует понимать это название?

  • Каковы причины столь странной для современников тактики отхода русской армии в глубь страны?

  • Наполеон говорил Бертье: «Через 2 месяца русские будут у моих ног!»

Он уверял Коленкура : «Одной победы будет достаточно, чтобы царь приполз ко мне, как в Тильзите. Крупные помещики против него восстанут, я освобожу крепостных…»

Почему прогнозы французского императора не сбылись?

     В 1812 году Москву покидали горожане, не желая покоряться приближающимся французам. Среди них был 8-летний мальчик, будущий великий русский композитор. По воспоминаниям детства, в честь русских людей, всегда в лихую годину встававших на борьбу за свое отечество, за свои дома, за своих близких, за свою свободу, он написал произведение которое стало впоследствии русским гимном.

Патриотическая песня. М.И.Глинка.

Музыка - Патриотическая песня. М.И.Глинки.

Д/З – п. 4 (1-я часть), записи в тетради, индивидуально – сообщения «Герои-партизаны: Фигнер, Сеславин, В.Кожина», «Война 1812 г. в русской поэзии», «Война 1812 г. в русском и зарубежном искусстве».

Приложения

М.И.Кутузов.

     С именем Михаила Илларионовича Кутузова связаны величие и слава русского оружия, победы России в русско-турецких войнах второй половины 18 века и в борьбе с наполеоновской агрессией.

  Великий полководец был еще и одним из виднейших дипломатов своего времени. Дипломатическая деятельность Михаила Илларионовича охватывает почти 2 десятилетия и отличается большим разнообразием выполненных на этом поприще поручений.

    В 1792 – 1793 гг., после окончания второй русско-турецкой войны и заключения Ясского мирного договора, он был направлен  со специальной миссией в Константинополь в качестве чрезвычайного и полномочного посла. Там, противостоя опасности возобновления Портой войны (к чему поощряли её западные дипломаты) он сумел добиться выполнения условий Ясского договора и наладить нормальные отношения между Россией и Турцией.

    В 1797 году Кутузов был послан в Берлин для ведения переговоров о заключении союзного договора с Пруссией. Дважды, в 1796 и 1799 годах, он встречал на границе и сопровождал в Петербург шведского короля Густава IV Адольфа.а в 1800 году вел военно-дипломатические переговоры со шведским генералом М.Клингскором по вопросу демаркации русско-шведской границы. В 1805 году Кутузов не только командовал русскими войсками, входившими в состав 3-ей антинаполеоновской коалиции, но и вел переговоры с австрийскими представителями о выполнении ряда пунктов их союзнических обязательств. Вершиной дипломатической деятельности Кутузова стало заключение в 1812 году за 37 дней до наполеоновского нашествия Бухарестского мирного договора с Турцией.    

     

Журналистика Отечественной войны 1812 года.

     Подъем национального самосознания, вызванный войной, выдвинул на первый план тему патриотизма, защиты своего дома, своей страны от захватчиков.

 В октябре 1812 года в Петербурге начал выходить новый журнал «Сын Отечества». Редактором его был Николай Иванович Греч. Тираж журнала достигал 1000 экземпляров. Выходил он один раз в неделю и посвящался истории и политическим новостям.

   Журнал много рассказывал о храбрости русских солдат, офицеров и партизан, показывал превосходство русских воинов над французами. При нем издавался «Политический листок», т.е. бюллетень последних новостей.

    Профессор Царскосельского лицея А.П.Куницын, будущий учитель А.С.Пушкина, через этот журнал обратился с «Посланием к русским». Как истинный патриот, он призывает русское общество бороться за свободу, а если придется умирать, то «Свободным в свободном отечестве». В яркой образной форме рисует он положение на фронтах. «Наполеон вклинился глубоко в русскую землю, уподобившись легендарному Самсону, разорвавшему пасть льва. Но не рассчитал захватчик своей силы, сомкнуться челюсти русского льва и придется новоявленному Самсону думать о том, как бы спасти себя бегством».

   В стихотворении А.Ф.Войекова «К отечеству» воссоздает поэт древнюю Русь как «мать бранных скифов, мать воинствующих славян» которые и в древности были способны на героизм, умели предпочесть смерть «цепям позорным рабства».

   Печатались в журнале заметки из действующей армии, патриотические стихи песенного склада, рисунки и карикатуры И.И.Теребенева, А.Н.Венецианова и других художников, в которых запечатлен героизм русского народа. Многие жанровые формы были рассчитаны на восприятие людьми, недостаточно образованными.

   Басни И.А.Крылова «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне» сатирически изображали Наполеона, захватчиков, защищали военную стратегию мудрого Кутузова.

   Разоблачая захватнические планы Наполеона, журнал систематически помещал серьёзные статьи о героической борьбе испанского народа против Наполеона («Осада Сарагоссы», «Прокламация Верховной юты испанской» и др.), рассказывал об историческом опыте борьбы народов против захватчиков («Поход Дария в Скифию», «Речь скифского посла Александру Македонскому»), оправдывает историческими примерами партизанскую войну.

Партизан Давыдов.

Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом –

И след простыл!.. То невидимкой он. То рядом,

То вынырнув опять, следом

Идет за шумными французскими полками

И ловит их как рыб, без невода, руками.

Его постель – земля, а лес дремучий – дом!

И часто он, с толпой башкир и с козаками,

И с кучей мужиков и конных русских баб,

В мужицком армяке, хотя душой не раб,

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..

                                           Ф.Н.Глинка.   Написано между 1812 и 1825 годом.

Рабочий листок (раздаточный материал для урока)

Наполеоновские войны  в Европе. Начало Отечественной войны 1812 года.

1. Французская армия   – 448 тысяч человек, 940 орудий.

  • старая наполеоновская гвардия.
  • кадровые войска.
  • военачальники Франции – маршалы – Ней, Мюрат, Даву, Бертье, Богарнэ.
  • десятки тысяч солдат, насильно мобилизованных в захваченных странах.

Три группировки, нацелены на :

                                                 С-В – Ригу и Петербург,

                                                      В – Ковно – Вильну

                                                 Ю–В – Киев.

2. Русская армия.

К лету 1812 года

  • пехота 
  • кавалерия (конная гвардия  уланы, драгуны, гусары, карасиры)
  • Казачьи формирования. Среди них отряды башкир, калмыков, татар, бурят – всего 141 полк.

Вооружены:

Огнестрельным оружием - кремневыми ружьями, пистолетами, мушкетонами, штуцерами.

Колющим и режущим -  палашами, саблями, пиками.

3. К лету 1812 года русские войска были соединены в 4-е армии.

1-я – западная, под командованием генерала Барклая-де-Толли, располагалась в районе Вильно (Вильнюса) на реке Неман. 110 тысяч человек.

2-я – западная, под командованием генерала князя П.И.Багратиона, от р. Неман до р. Западного Буга. 45-48 тысяч человек.

3-я – её называли резервной, под командованием генерала А.П.Тормасова, прикрывала дорогу на Киев. 43-46 тысяч человек.

4-я – Дунайская армия адмирала П.В.Чичагова, располагалась в Молдавии. Около 40 тысяч человек.

На Петербургском направлении стоял корпус Витгенштейна, 20 тысяч человек.

4. Авангард – передовые части войска.

Арьергард – замыкающие, прикрывающие отступление.

5. Схватки с французами

  1. у деревни Мир и Кореличи. (М.И.Платов)
  2. у деревни Романов.
  3.  у Боярщины (недалеко от Клястиц). (Кульнев)
  4.  у деревни Салтановка. (Н.Н.Раевский)
  5. у Витебска.
  6. У Смоленска.


6. «При той головокружительной высоте и том непрочном основании, на которых он стоял, Наполеон уже не мог выдерживать медленных походов. Ему были необходимы быстрые успехи, блистательные победы, завоеванные с бою мирные трактаты». Ф.Энгельс.

7.                       Партизан Давыдов.

Усач. Умом, пером остер он, как француз,                                                                Командиры партизанских отрядов.

Но саблею французам страшен:                                                                                          1. Крестьянских -

Он не дает топтать врагам нежатых пашен                                                               - староста Архип Семенов,

И, закрутив гусарский ус,                                                                                            - Герасим Курин,

Вот потонул в густых лесах с отрядом –                                                                    - Ермолай Четвертаков,

И след простыл!.. То невидимкой он. То рядом,                                                        - Василиса Кожина,

То вынырнув опять, следом                                                                                         - Никита Минченков,

Идет за шумными французскими полками                                                                - солдат Потап (Самусь)

И ловит их как рыб, без невода, руками.                                                                             2. Армейских отрядов -

Его постель – земля, а лес дремучий – дом!                                                               - Д.В.Давыдов,

И часто он, с толпой башкир и с козаками,                                                                - А.Н.Сеславин,

И с кучей мужиков и конных русских баб,                                                                 - А.С.Фигнер,

В мужицком армяке, хотя душой не раб,                                                                    - Н.Д.Кудашев

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,                                                              - и другие.

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.

Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..

                             Ф.Глинка.

8.  Партизаны - участники вооруженной борьбы в тылу вражеской армии, действующие в составе добровольческого отряда из местного населения.

Цель партизанских действий – уничтожение живой силы и техники противника, разрушение его связей, складов, добывание сведений для регулярных войск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....