«СССР в 1953-1964гг»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Закрепляет навыки работы с заданиями части 1 и 2 в ЕГЭ по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sssr_v_1953-1964g.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Работу выполнила: Хабибуллина Ильсеяр Ильдусовна
Тип урока – изучение нового материала Закрепляет навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории.
Тема: «СССР в 1953-1964гг»
Цели урока:
- проанализировать деятельность Н.С. Хрущева на посту руководителя государства и дать оценку роли личности в истории через его политический образ;
- оценить основные направления перемен в политической, социальной и духовной жизни в СССР при Хрущёве;
- способствовать формированию у школьников целостного представления о политическом деятеле, определившем содержание значительного периода отечественной истории;
- систематизировать знания ранее полученные по хрущёвскому периоду отечественной истории;
- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать данные, выделять характерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, формировать и формулировать свою оценку личностей и событий истории.
- закрепление навыков работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории.
Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран
Оборудование:
- Документы и материалы, посвящённые жизни и деятельности Н.С. Хрущева;
- hrono.ru. Хронологическая таблица" СССР при Н.С.Хрущёве;
- раздаточный материал: рабочие листы, текстовая информация, документы;
Основные понятия: ротация; волюнтаризм; субъективизм; реабилитация.
Работа с историческими источниками: доклад первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»; Программа и Устав КПСС, принятые XXII съездом КПСС; доклад председателя Конституционной комиссии (1964 г.); выступления В. М. Молотова и Л. М. Кагановича на январском Пленуме ЦК КПСС 1955 г.
Основные персоналии: Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев.
Основные даты: 5 марта 1953 г. — смерть И. В. Сталина; сентябрь 1953 г. — избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС; февраль 1956 г. — XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина; октябрь 1961 г. — принятие новой Программы КПСС на XXII съезде КПСС; октябрь 1964 г. — отстранение Хрущева от руководства.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Попытаемся сегодня, опираясь на материал прошедших уроков и самостоятельно проведенную работу, создать цельный образ эпохи; дополнить его политическим портретом непростого, достаточно противоречивого, в чем-то непонятого современниками, а может быть и нами, политического деятеля, каким принято считать Н.С. Хрущева.
Попробуем рассмотреть Н.С. Н.С.Хрущёва в контексте комплексных проблем, которые характеризуют нашу страну в трудные и величественные времена послевоенного развития.
Можно ли считать Н.С. Хрущева человеком, цеплявшимся за власть или вынужденно боровшимся за нее после смерти Сталина, или это человек, имевший яркую политическую цель и получивший возможность её реализации? Оказался ли он на своём месте в "нужный момент и в нужное время"? Он творил историю или история творила его?
Исторически он находится рядом с нами. Время его правления в памяти многих ныне живущих и опыт Хрущева– реформатора сохраняет свою актуальность и сегодня.
Что же сделал этот человек для страны и народа? Вовремя увидел угрозу режиму и сумел снять напряжение в системе власти, не позволив потерять ей стабильность? Что руководило им? Стремление избавить страну от жуткого террора и страха, который и ему самому приходилось испытывать? Где истоки решительности Хрущева — умелого царедворца и прагматика? В попытке честно помочь своим соотечественникам или в неумении рационально использовать доставшееся ему сталинское наследство?
Мы будем использовать характерные для той эпохи документы. Задания, взятые из КИМов разных лет, посвящены эпохе 1953-1964гг., они построены таким образом, что в конце урока мы должны дать ответ на вопрос: так чего же было больше в период хрущевской «оттепели»: черного или белого?
Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы, в соответствии с предложенными к обсуждению темами:
а) борьба за власть;
б) развитие сельского хозяйства;
в) решение социальных проблем;
г) ХХ съезд КПСС.
д) влияние Н.С. Хрущева на духовную жизнь общества;
1 группа: Какие личные качества Хрущева проявились в преобразованиях и борьбе за власть? Они ему помогали или мешали? Укажите в вашей таблице.
Хрущев "тёмный" | Хрущёв "светлый" |
Личные и деловые качества: – решительность, инициативность, ... | Личные и деловые качества: – жёсткость, жестокость, недоверчивость, … |
После обсуждения и заполнения таблицы группа сводит воедино личностные оценки Хрущёва: решительный, сильный, инициативный, умный, хитрый, волевой, прямой, расчётливый, жёсткий, недоверчивый, подозрительный, упрямый, и т.д.;
2 группа: Преобразования периода «оттепели»: развитие сельского хозяйства
Основные мероприятия | Результаты их проведения |
1. | 1. |
После заполнения таблицы группа совместно обозначает положительные и отрицательные уроки реформирования сельского хозяйства.
3 группа: Преобразования периода «оттепели»: решение социальных проблем.
Дата, мероприятия | Положительные результаты | Отрицательные результаты |
|
|
|
4 группа: Работает со статьей. ХХ съезд КПСС
5 группа: Приведены две из существующих точек зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:
- Это был предательский шаг по отношению к истории страны, к И.В. Сталину – руководителю, который имел много заслуг перед народом.
- Это был мужественный поступок, который способствовал преодолению многих последствий культа личности.
Какую оценку вы считаете более убедительной? Аргументируйте свое мнение. Приведите не менее трех положений.
В таблице группа отмечает успешные результаты, так и отрицательны. Отрицательные подчеркивают чертой.
Сводятся воедино положительные и отрицательные последствия реформ Н.С. Хрущева. На черном листе ватмана учащиеся пишут «-»последствия реформ, а на белом «+».
Аргументы «-» точки зрения | Аргументы «+» точки зрения |
Выступление Н Хрущева раскололо общество на сторонников и противников разоблачения культа личности; – В течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождем, под его руководством была выиграна война; – У СССР было много внешних и внутренних врагов, с которыми Сталин успешно расправлялся; – После выступления Хрущева происходит падение авторитета СССР за рубежом: – Выступление Хрущева приводит к расколу в руководстве соцлагеря; – и т.д. | – Критика Хрущевым культа личности Сталина привела к раскрепощению сознания людей, избавила их от страха; – Были предприняты попытки провести демократические преобразования в обществе и в партии; – Была реабилитирована значительная часть политических заключенных; – Началось проведение политических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных; – Расширились культурные связи с западными странами; – Предоставлена определенная свобода развития культуры в рамках идеологических установок; – и т.д. |
Каковы, на ваш взгляд результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева?
– десталинизация
– демократизация
– «оттепель»
– повышение уровня жизни
– укрепление позиций в мире
– цель-коммунизм
Необходимо отметить, что при всех положительных результатах были и отрицательные последствия. Часто реформы были не до конца продуманы и не давали ожидаемого результата. Причинами этого являются и волюнтаризм Н.С. Хрущева и то, что наша страна относится к странам II эшелона, не обладающими всеми необходимыми предпосылками для проведения реформ.
14 октября 1964 года Н.С. Хрущев Пленумом ЦК КПСС был освобожден от всех занимаемых постов в связи «с преклонным возрастом и состоянием здоровья».
Каковы, на ваш взгляд, реальные причины отстранения Н.С. Хрущева от власти?
– партаппарат
– госаппарат
– непродуманность реформ
– волюнтаризм
Таким образом, мы проанализировали с вами деятельность Н.С. Хрущева и каждый из вас может дать им свою оценку.
Для лучшего понимания этого времени и деятельности Н.С. Хрущева предлагаю желающим познакомиться со следующими источниками:
– Мемуары Н.С. Хрущева
– Р. Бурлацкий «Вожди и советники»
– Д. Волкогонов «Семь вождей»
– художественный фильм «Серые волки»
Заключительное слово учителя:
Итак, ребята, мы закрепили и систематизировали знания по теме: «СССР в 1953-1964гг.». Наш урок был направлен на целенаправленное формирование системы знаний, на развитие аналитического, логического мышления, применение знаний по данной теме. Фигура Н.С. Хрущева нельзя оценить однозначно, но "Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет". М.И. Ромм
Закрепление пройденного. Тест
1. Какой ряд дат связан с успехами СССР в освоении космоса?
- 1945 г., 1953 г., 1964 г.
- 1965 г., 1977 г., 1982 г.
- 1969 г., 1979 г., 1989 г.
- 1957 г., 1961 г., 1975 г.
2.Организация Варшавского Договора была создана, когда руководителем СССР был
- И.В. Сталин
- Н.С. Хрущев
- Л.И. Брежнев
- Ю.В. Андропов
3.Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни общества, разоблачением культа личности, назывался периодом
1)«деидеологизации»
2)«гласности»
3)»оттепели»
4)«нового политического мышления»
4.Какие из перечисленных событий международной политики СССР относятся к периоду 1953-1964 гг.?
А) нормализация отношений с Югославией
Б) ввод войск ОВД в Чехословакию
В) установление дипломатических отношений с ФРГ
Г) ввод советских войск в Афганистан
Д) подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе
Е) выдвижение концепции мирного сосуществования социалистической и капиталистической системы
Укажите верный ответ.
1)АВЕ 2)АБВ 3) ГДЕ 4) АВГ
5. Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после XX съезда КПСС?
А) допущение существования нескольких партий
Б) волна политических арестов за критику Сталина
В) освобождение политзаключенных из лагерей
Г) разрешение разных направлений в искусстве
Д) реабилитация некоторых репрессированных при Сталине народов
Е) увеличение числа издаваемых журналов
Укажите верный ответ.
1)АБВ 2) ГДЕ 3)БГЕ 4) ВДЕ
6.Что из перечисленного было характерно для развития культуры в период хрущевской «оттепели»?
А) увеличение числа издаваемых журналов
Б) публикация произведений о ГУЛАГе
В) разрешению любых идеологических направлений в творчестве
Г) свертывание связен с зарубежными деятелями культуры
Д) реабилитация осужденных ранее деятелей культуры
Е) ликвидация цензуры
Укажите верный ответ.
1)АБД 2)БВГ 3)ГДЕ 4) ВГД
7.Прочтите отрывок из закона и укажите, под чьим руководством проводились реформы, о которых говорится в законе.
"Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется совет народного хозяйства...В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством упразднить следующие общесоюзные министерства СССР (прилагается список десяти министерств)"
- Н.С. Хрущева
- А.Н. Косыгина
- М.С. Горбачева
- Е.Т. Гайдара
С4. Назовите основные последствия решений ХХ съезда КПСС.
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «СССР 1953-1964гг» 9 класс
Тест для проведения контрольно-обобщающего урока по истории в 9 классе....
итоговый урок по истории "СССР в 1953-1964гг"
итоговый урок по истории "СССР в 1953-1964гг" 11 класс...
СССР в 1953 – 1964гг. «Оттепель» в духовной и культурной жизни.
Урок в 11 классе. Материал вызывает особый интерес у старшеклассников. Тема урока исключительно актуальна, так как рассматриваются вопросы, связанные с ролью и ответственностью интеллигенции в жизни о...
Презентация 11 класс "Внешняя политика СССР 1953-1964гг."
Презентация по истории России 11 класс. Внешняя политика Н.С.Хрущева 1953-1964гг....
СССР в 1953-1964гг.
Контрольная работа для 10 класса...
Презентация к уроку истории в 11 класс Экономика СССР в 1953-1964гг
Презентация к уроку истории в 11 класс Экономика СССР в 1953-1964гг. Правление Н.С.Хрущева...
презентация к уроку Экономика СССР в 1953-1964гг
презентация к уроку "Экономика СССР в 1953-1964гг"...