Программа по истории 6 класс ФГОС
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Программа курса «История» в 6 классе охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римскойимперии до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета – показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до конца XVI столетия) происходило создание российской государственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii_6_klassa.docx | 146.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по истории средних веков и истории России
6 класс
Составитель: Залогина Татьяна Николаевна,
учитель истории и обществознания
c. Ынырга 2016 г.
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых составлена рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- САНПиН 2.4.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный № 19993.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Региональный базисный учебный план Республики Алтай, утверждённым Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай № 512 от 15.08.2005 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Алтай», с изменениями, внесёнными от 25.07.11 г. № 1069, от 05.08.2011 г. № 1078, от 20.06.12 г. № 1002.
- Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинская СОШ».
- Положение о рабочей программе учебного предмета (элективного курса, факультатива) МОУ «Ыныргинская СОШ».
- Учебный план МОУ «Ыныргинская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год.
- Требований к планируемым результатам основного общего образования.
Данная программа разработана на основе:
- Авторской программы Андреев И.Л., Федоров И.Н., Л. М. Ляшенко История России. 6—10 классы/ И. Л. Андреев, И.Н. Федоров, и др. — М.: Дрофа, 2016. — 124 с.
- Авторской программы Агибалова, Е.В. .История Средних веков:6 класс/ Е.В Агибалова, Г.М. Донской - М.: «Просвещение», 2009. – 127 с.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Андреев И.Л., Федоров И.Н. История России. 6—10 классы, авторской программы Агибалова, Е.В. .История Средних веков:6 класс издательства «Дрофа», 2009 г., рекомендованной ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию. Авторские программы по истории Средних веков и истории России структурируют учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных программой и в соответствии с используемыми учебниками, что позволяет последовательно изучать материал.
Главная цель изучения истории в 6 классе — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в 6 классе:
- формировать у учащихся ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире, представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса, умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитывать в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развивать способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- оценивать значения политического и культурного наследия Средневековья для современности.
- продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории.
Изменения в примерной программе: В рабочей программе увеличено количество часов на изучение темы «Образование Древнерусского государства», «Русские земли под властью Орды» добавлено по 1 часу из резервного времени, при этом минимум часов не нарушен, определяемый примерной программой по предмету.
УМК
1.Андреев И.Л., История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс/ И.Л. Андреев, И.Н. Федоров - М.: Дрофа, 2016. - 239 с.
2. Андреев И.Л., История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь/. И.Л. Андреев, И.Н. Федоров— М.: «Дрофа», 2016. – 80 с.
3. Контурные карты. История России с древнейших времен. Дрофа
4. Атлас. История России с древнейших времен. Дрофа.
Обучение по комплекту гарантирует глубокие и прочные знания по отечественной истории с момента зарождения российской государственности до событий начала ХХI века. Разноуровневый методический аппарат, многочисленные документы с вопросами и заданиями, иллюстрации и карты позволяют организовать эффективную работу на уроках и дома. Позволяет осуществлять системно-деятельный, компетентностный подход в обучении. В соответствии с ФГОС, целями и задачами обучения УМК выступает инструментом обучения, с помощью которого может осуществляться и самообразование обучающихся. Учебно-методический комплект включает рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными заданиями, методические пособия для учителей с планированием, поурочными разработками и дополнительными материалами.
5.Агибалова, Е.В. .История Средних веков:6 класс/ Е.В Агибалова, Г.М. Донской - М.: «Просвещение», 2011. – 287 с.
6.Агибалова, Е.В. Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс/ Е.В Агибалова, Г.М. Донской - М.: «Просвещение», 2011.- 79 с.
Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории. В дидактическом и методическом отношении он является продолжением известного учебника для 5 класса по истории Древнего мира авторов А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. Цивилизационный подход, на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. Позволяет осуществлять системно-деятельный, компетентностный подход в обучении. В соответствии с ФГОС, целями и задачами обучения УМК выступает инструментом обучения, с помощью которого может осуществляться и самообразование обучающихся. В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся с разнообразными познавательными и игровыми заданиями, методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.
Информация о количестве учебных часов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 350 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Учебный курс по истории России является частью всеобщей истории и направлен на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (36 часов – «История России» и 32 часа - «Всеобщая история» при 2 часах в неделю)
График контрольных работ
№ | Дата | Тема |
1. | «Феодальная раздробленность Западной Европы» | |
2. | «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» | |
3. | «Крестовые походы» | |
4. | «Образование централизованных государств в Западной Европе XI – XV в.» | |
5 | «Русь в конце IX - первой половине XII в.» | |
6 | «Русь в середине XII – начале XIII в.» | |
7 | «Русские земли в середине XIII - XIV в.» | |
8 | «Русские земли в XIII – первой половине XV в.» | |
9 | Формирование единого Русского государства в XV в.» | |
10 | Итоговая контрольная работа |
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная через использование практических занятий, проведение сюжетно-ролевых игр, бесед, дискуссий и т.д.
Формы контроля осуществляются в течение всего учебного года после изучения каждой главы в виде тестирования, зачетов, презентаций, проектов самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, взаимоконтроль, самоконтроль, работа с документами и др. В конце учебного года проходит промежуточная аттестация по выбору обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса «История» в 6 классе охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римскойимперии до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию. Задачи предмета – показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до конца XVI столетия) происходило создание российской государственности.
Эти процессы, с одной стороны, сопровождались укреплением центральной власти в руках московских князей, а с другой – сформировали предпосылки социально-политического кризиса начала XVII века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода в изучении истории. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Сотрудничество с социокультурной образовательной средой города, села. Посещение национального музея в г. Горно-Алтайске, музея МОУ «Сейкинская СОШ», посещение сельской библиотеки.
Методы организации учебной деятельности:
объяснительно-иллюстративный метод осознанное восприятия готовой информации учащимися разными средствами и приемами, использование наглядной изобразительности, в устном изложении информации и предъявлении документальных и художественных текстов, письменным текстом, видео, памятниками материальной и духовной культуры или их воспроизведением в макетах, копиях и символической наглядностью.
-репродуктивный метод наглядность, текст и практическая деятельность, конструирование заданий, воспроизведение действия учеником в соответствии с заданием, пересказ объяснения учителя, описание содержания картины после ее характеристики, составление простого и сложного плана, упражнение на знакомое сравнение, на рассказ об исторической личности по схеме, ответ на вопрос, не требующий поиска, размещение мест событий на контурной карте, составление хронологической таблицы, упражнение на счет лет до и после н.э. и т.д.
- исследовательский метод конструирование, выбор проблемы и проблемных задач и предъявлении их в определенной системе для самостоятельного решения учеником. При исследовательском методе ученик на доступном ему уровне попадает в положение, требующее не усвоения готового знания, а научного познания. Формы этих доступных учебных исследований могут быть различны: маленькая текстовая задача, более длительное исследование по истории села и др. Организованное усвоение опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний. Проблема и проблемные задачи, по кино- и видиофильму, картине, на основе документов, художественной литературы и объектов, показанных во время экскурсии. Исследовательский метод при его применении предполагает, что ученик уже владеет необходимыми умениями и навыками.
- частично-поисковый, или эвристический, метод поставка проблемы, малодоступной для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы и серией взаимосвязанных вопросов или аналогичных облегченных задач, включает учащихся в процесс выполнения отдельных шагов хода решения. Происходит поэтапное обучение решению исследовательской задачи. Свое выражение этот метод находит в эвристической беседе, взаимосвязанных и вытекающих один из другого вопросов. Все или большинство этих вопросов представляют собой небольшие проблемы, решение которых ведет к решению основной проблемы.
- словесные методы устное изложение, беседа, чтение и разбор различных исторических текстов: учебников, научной литературы, документов и т.д. во-первых, выполняет информационную или повествовательно-описательную функцию: воссоздать историческое прошлое в целостной картине. Доносит до сознания учащихся доказательную силу человеческой мысли (логическая функция). Устное слово учителя ведет учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам и оценкам, понятиям, давая образцы анализа и обобщения исторического материала, критического разбора и научной аргументации. Логическая функция дает возможность подвести учащихся к научному пониманию исторических явлений.
- Повествование в виде рассказа или сжатого сообщения об исторических событиях или процессах в их развитии, о конкретных действиях, об исторических деятелях. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии. Детализация места действия возбуждает воображение школьников. При изучении исторических событий, имеющих большое образовательное значение.
- Метод проектов – один из методов в обучении, для развития познавательной активности. Поиск информации в Интернете, ее анализ, отбор и представление итогов в электронном виде – обязательные составляющие работы учащихся в группах. В процессе этой работы происходит формирование ключевых компетенций учащихся: умение работать по алгоритму, работать в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию. Учащиеся учатся критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям. Идет подготовка их к жизни в условиях информационного общества, происходит личностный рост школьников.
- Описание – изложение существенных черт, признаков, состояния, вида, характера исторических явлений. Показываются условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры, места исторических событий и т.д. Описание может быть картинным и аналитическим. Картинное описание способствует созданию образных представлений о событиях и явлениях прошлого. Аналитическое описание применяется при ознакомлении учащихся с предметами быта, орудиями труда, политическим управлением и т.д. Характеристика исторического явления – это точно сформулированное перечисление его существенных черт и особенностей в их внутренней связи. Характеристика может быть краткой и развернутой. В установлении причинно-следственных связей, определении места и роли факта в историческом процессе, выявлении сущности и значения сложных явлений, понятий, закономерностей.
Объяснение – это раскрытие внутренних связей и зависимостей, в частности причинных связей, закономерностей, смысла, сущности и значения исторических явлений, раскрытие новых понятий, исторических терминов.
Рассуждение последовательное развитие положений и доказательств, подводящее учащихся к выводам и заключениям. Рассуждение на уроке истории служит для раскрытия теоретических выводов и способствует развитию исторического мышления. Рассуждение выступает в качестве одного из элементов изложения в сочетании с рассказом, описанием и объяснением.
Беседа метод предполагает активное самостоятельное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, служит углублению и расширению исторических знаний, выступает как метод проверки усвоения исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке. /вводная, аналитическая, обобщающая/
- Контрольный метод обучения, выполнение учащимися по заданию учителя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий, тестов.
Межпредметные связи: Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Межпредметные связи применяются в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, кроссворды, сообщения, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме — 68 часов, по 2 часа в неделю. Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 350 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 классе 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Учебный курс по истории России является частью всеобщей истории и направлен на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (36 часов – «История России» и 32 часа - «Всеобщая история» при 2 часах в неделю)
Планируемые результаты учебного предмета
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира периода средневековья;
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории изученного периода;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся средневековый период;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
К результатам освоения программы следует отнести:
Изучение истории в 6 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
К важнейшим личностным результатамизучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания
- умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Основное содержание программы по истории Средних веков (32 ч)
Введение (1 ч)
Живое средневековье. Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.
Становление средневековой Европы ( VI – XI века) (5 ч)
Древние германцы и Римская империя.Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.
Франкское государство и христианская церковь в VI—VIII вв.Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.
Западная Европа - Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье.Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.
Византийская империя и славяне в VI – XI веках (3 ч)
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешним врагом. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
Культура Византии. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.
Образование славянских государств. Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
Арабы в VI – XI веках (2 ч)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммеда. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата.
Культура стран Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Феодалы и крестьяне (2 ч)
Рыцарский замок. Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
Средневековая деревня. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе (3 ч)
Формирование средневековых городов. Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Горожане, их образ жизни. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы (2ч)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X—XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.
Крестовые походы. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.
Образование централизованных государств в Западной Европе (6 ч)
Объединение Франции. Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа IIАвгуста. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «Авиньонское пленение».
Что англичане считают началом своих свобод. Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента..
Столетняя война. Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна Д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги. Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции.
Крестьянские восстания в Англии и Франции. Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Итоги и значение.
Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии. Политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.
Реконкиста и государства на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания Объединение Испании и завершение Реконкисты. Распад кордовского Халифата. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.
Славянские государства и Византия в 14-15 веках (2 ч.)
Гуситское движение в Чехии. Прага – возвышение. Экономический подъем страны. Население. Церковь и власть. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Казнь Гуса. Ян Жижка. Итоги движения гуситов.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Народы Балкан накануне завоевания. Свобода болгар от Византии в конце 12 века. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Переименование Константинополь в Стамбул.
Культура Западной Европы в XI—XV вв. (3 ч)
Образование и философия. Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.
Средневековая литература и искусство. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Культура раннего Возрождения. Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения. Переход от алхимии к астрономии, медицине, астрономии. Начало огнестрельного оружия. Развитие мореплавания. Начало Великих географических открытий. Технические изобретения в Европе. Книгопечатанье.
Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (2 ч)
Китай. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.
Индия. Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.
Доколумбова Америка. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
Африка. Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки.
Наследие Средних веков в истории человечества. Значение Средневековья в мировой истории и культуре.
Итоговое повторение (1 ч) Средние века в истории человечества.
История России (36 ч.)
Введение. Человек и история (1 ч). Что изучает история Отечества. Исторические источники по истории нашей Родины. Кто изучает историю. Как изучают историю. История России — история всех населяющих её народов.
Народы и государства Восточной Европы в древности (4 ч)
Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. Великое оледенение. Освоение северных регионов Восточной Европы. Древние люди на территории нашей страны. Переход к производящему хозяйству. Скотоводы и земледельцы.
Основные понятия темы: палеолит, мезолит, неолит, неолетическая революция, железный век, подсечно огневое земледелие, перелог, родоплеменная организация, союз племен, соседская община.
История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. – VI в. н.э. Предки народов России. Племена славян и балтов. Греки и Варвары. Гунны, авары и славяне.
Основные понятия темы: языковая семья, варвары, великое переселение народов, кириллица.
Первые государства на территории Восточной Европы. Восточные славяне и варяги. Хазарский Каганат. Государство Волжская Булгария. Влияние географического положения и природных условий на общественную жизнь восточных славян. Славяне, Руссы.
Основные понятия темы: каганат, иудаизм, ислам.
Русь в конце IX - первой половине XII в. (10 ч)
Образование Древнерусского государства. Первые князья. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Первые законы Древнерусского государства. Укрепление международного положения Руси. Повесть временных лет. Основные понятия темы: государство, дань, полюдье, уроки, погосты, язычество, капище.
Русь в конце X - первой половины XI в. Становления государства. Причины принятие христианства. Новая система управления Русской землей. Как князь управлял своей волостью. Князь и вече. Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.
Основные понятия темы: дружина, вече, идеология, листвичная система распределения княжей.
Русь в средине XI – начале XII в. Княжеские усобицы. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды. Русская правда. Святые Борис и Глеб. Походы против половцев. Владимир Мономах.
Основные понятия темы: усобица, съезд князей, династическое правление.
Общественный строй Древней Руси. Древнерусские города. Место и роль городов в Древней Руси. Крестьянская община. Деревни и погост. Княжеское хозяйство.
Основные понятия темы: город, смерд, вервь, вотчина, село, челядь, холоп, закуп, рядович.
Древнерусская культура. Двоеверие. Христианство и славянская письменность. Изобразительное искусство Древней Руси. Древнерусское зодчество.
Основные понятия темы: двоеверие, инициал, миниатюра, летопись, икона, фреска, мозаика.
Контрольная работа Русь в конце IX - первой половине XII в.
Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч)
Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Княжества Южной Руси. Южная Русь и степь.
Основные понятия: удельный период, политическая раздробленность.
Княжество Восточной Руси. Утверждение княжеской власти. На пути к единовластию. Организация деспотической власти. Смерть Андрея Боголюбского.
Основные понятия темы: дворяне, деспотическая власть.
Боярские республики Северо-Западной Руси. Возвышение Новгорода. На пути к боярской республике. Новгородское вечевое собрание. Новгородское правительство. Аристократическая республика.
Основные понятия: посадник, тысяцкий, боярская аристократическая республика.
Культура Руси. Начало формирования общерусской культуры. Восприятие мира. Смысл древнерусских изображений и текстов. Православный храм как образ мира древнерусского человека.
Основные понятия: христианское мировоззрение, единая общерусская культура.
Русские земли в середине XIII - XIV в (6 ч)
Поход Батыя на Русь. Образование Монгольской империи. Нашествие Батыя. Поход Батыя на Запад. Причины побед монгольских ханов.
Основные понятия: курултай, монгольская империя, улус, Чингизиды.
Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Духовно-рыцарские ордены в Прибалтике. Русь и Орден. Наступление Ордена на Северо-Западную Русь. Князь Александр Невский. Раковоровская битва.
Основные понятия: духовно-рыцарские ордена, крестоносцы.
Русские земли под властью орды. Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Ордынская власть над Русью. Народ против Ордынского Ига. Отношение князей к ордынскому господству.
Основные понятия: ярлык на великое княжение, баскак, ордынский выход.
Москва и Тверь борьба за лидерство. Соперничество Москвы и Твери. Перемещение духовного центра Руси в Москву. Москва первый шаг к первенству. Поражение Твери в борьбе за господство на Руси.
Основные понятия темы: духовный центр Руси.
Контрольная работа Русские земли в середине XIII - XIV в.
Русские земли в XIII – первой половине XV в. (4 ч)
Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Иван Калита. Удельно-вотчиная система. Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты. Куликовская битва.
Основные понятия темы: удельно-вотчинная система, духовная грамота.
Московское княжество в конце XIV – середине XV в. Правление Василия I. Феодальная война второй четверти XV в. Поместная система и служилые люди. Юрьев день.
Основные понятия темы: государев двор, местничество, поместье, Юрьев день.
Соперники Москвы. Великое княжество Литовское. Великое княжество Литовское меняет политическую и религиозную ориентацию. Треть в конце XIV первой половине XV в. Великий Новгород.
Контрольная работа Русские земли в XIII – первой половине XV в.
Формирование единого Русского государства. (5 ч)
Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III – государь всея Руси. Политическое объединение русских земель. Освобождение от ордынской зависимости. Войны с Литвой. Историческое значение возникновения единого Русского государства.
Основные понятия темы: государь всея Руси, великорусская народность.
Русское государство во второй половине XV – начале XVI в.Укрепление власти московского государя. Государственное строительство. Высшее общество на рубеже XV-XVI вв. Государство и церковь.
Основные понятия темы: государев двор, боярская дума, приказы, кормление.
Русская культура в XIV – XVI в. Летописание. Литература. Зодчество. Изобразительное искусство.
Основные понятия темы: поучение, послание, житийная повесть, хождение.
Контрольная работа Формирование единого Русского государства.
Итоговая контрольная работа (1 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Список литературы для учителя
- Борисов, Я.С. Иван III/ Я.С. Борисов – М.: Просвящение, 2003. – 195 с.
- Брандт, М.Ю. Хрестоматия по истории средних веков. 6 класс. В 2-х частях./ Сост. М.Ю.Брандт. – М.: Изд-во РИНО, 1998. – 231 с.
- Греков, Б.Д. Древняя Русь X-XIII веках/ Б.Д. Греков. – М.: Просвящение, 1990. – 235 с.
- Давыдов, О.В. Задания по истории средних веков/ О.В. Давыдов. – М.: Экзамен, 2006. – 126 с.
- Донской, Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: Пособие для учителя/ Г.М. Донской. – М.: Просвещение, 1987. – 156 с.
- Жукова, Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 кл. Метод. Пособие/ Л.В. Жукова.– М.: Дрофа, 2001. – 87 с.
- Кулагина, Г. А. Сто игр по истории / Г. А. Кулагина. – М. : Просвещение, 1983. – 231 с.
- Несмелова, М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6 класс: Метод. пособие: В 2 ч./ М.Л. Несмелова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 278 с.
- Рыбаков, Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории/ Б.А. Рыбаков. –М.: Просвящение, 2001. – 295 с.
- Соловьев, С.М. Об истории Древней Руси/ С.М. Соловьев. - М.: Просвящение, 1997. – 175 с.
- Степанько, С.Н. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания/ С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.
- Максимов, Ю.И. Истории Средних веков/ Ю.И. Максимов. – М.: «Просвещение», 2010. – 235 с.
- Мавродин, В.В. Откуда есть пошла Русская земля/ В.В. Мавродин. - М. : Русское слово, 2005. – 298 с.
- Черкашина, Т. И. История. 5–6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся/ Т.И. Черкашина. – Волгоград : Учитель, 2012. – 305 с.
Список литературы для учащихся:
- Анисимов, В.Е. Женщины на российском престоле. /В.Е. Анисимов. - М.: «Просвещение», 1997.- 194 с.
- Борисов, Я.С. Иван III/ Я.С. Борисов. - М.: «Просвещение», 2012.- 251 с.
- Данилов, А.А.Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века» /А.А.Данилов - М.: «Просвещение», 2007.- 134 с.
- Соловьев, С.М. Об истории Древней Руси/ С.М. Соловьев. - М.: «Просвещение», 2011.- 223 с.
Интернет-ресурсы.
Учебно-методические материалы | Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков | http://www.shpl.ru http://www.hist.msu.ru http://his.1september.ru/index.php http://predania.ru http://bibliotekar.ru/polk-8/index.htm |
Карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html | |
Презентации | http://prezentacii.com/istorii/ http://pedsovet.su http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii http://www.uchportal.ru http://metodisty.ru http://www.openclass.ru http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_istorii/0-4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...