Народные движения первой четверти XVIII века.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Тема урока .Народные движения первой четверти XVIII века.
Цель:
● способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.
Задачи:
● познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века;
● развивать умения выявлять причины и значение событий, сравнивать, анализировать информацию, делать аргументированные выводы; развивать картографические умения;
● способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
(применение ИКТ, а так же метода технологии критического мышления).
Форма урока: лабораторная работа по учебнику, работа в парах с карточками, работа с раздаточным материалом.
Оборудование:
● учебники «История России. Конец XVI – XVIII век.7 класс» под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной;
● ПК, интерактивная доска (либо проектор),
● карта «Российская империя в первой половине XVIII века»
● памятка описания восстания
● раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 47 КБ |
rabochiy_list.docx | 26.12 КБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 34.88 КБ |
narodnye_dvizheniya_pervoy_chetverti_xviii_veka.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока .Народные движения первой четверти XVIII века.
Цель:
- способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века;
- развивать умения выявлять причины и значение событий, сравнивать, анализировать информацию, делать аргументированные выводы; развивать картографические умения;
- способствовать формированию личностного отношения к изучаемому материалу.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
(применение ИКТ, а так же метода технологии критического мышления).
Форма урока: лабораторная работа по учебнику, работа в парах с карточками, работа с раздаточным материалом.
Оборудование:
- учебники «История России. Конец XVI – XVIII век.7 класс» под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной;
- ПК, интерактивная доска (либо проектор),
- карта «Российская империя в первой половине XVIII века»
- памятка описания восстания
- раздаточный материал
ЭТАПЫ УРОКА.
I.Оргмомент.
II.Повторение.
- Работа в парах по карточкам ( 1-й ряд - понятия; 2-й ряд- даты; 3-й ряд – события)
III.Изучение нового материала.
Первая стадия – вызов ( актуализация)
Учитель: прочитайте тему сегодняшнего урока.( слайд №1) запишите ее себе в тетрадь. Рассказ учителя о Петре I (слайд 2-3).
Мифы и Петербурге:
Мифы о Петербурге начали зарождаться уже через несколько лет после его основания. Одним из первых слухов, пущенных «в народ», стал слух о черте, появившемся на колокольне Троицкой церкви – любимой церкви Петра Первого. Случилось это после того, как несколько ночей подряд жители города слышали, как кто-то шумит и бегает по колокольне, а утром находили там «пакостный беспорядок». Это казалось совсем неудивительным, ведь город, выстроенный на гнилом болоте по велению самого Антихриста (коим в народе считали Петра Первого), не мог не стать привлекательным местом для нечистой силы.
Наводнения воспринимались жителями Петербурга XVII века именно как проявления Божьей немилости к городу, знаки его скорого исчезновения. Миф о гибели Петербурга от воды является одним из самых важных в мифологии города. Известно, что в 1720 году вода поднялась на 71 см, а в народе ходили слухи, что она поднимется еще на 2 сажени (4 м 26 см) и дойдет до зарубки на сосне, росшей около Казанской церкви на Петербургском острове. Этот слух пресек сам Петр, приказав срубить дерево с зарубками.
Для дальнейшей работы на уроке необходимо вспомнить темы прошлых уроков (слайды с 4-9) Впервые ли вы изучаете такие события?
(слайд 10)
- Существует ли план для изучения народных выступлений?
- Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII века?
- Если да, то назовите такие причины.
Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими «ДОСКУ МНЕНИЙ» ( слайд №10)
План сегодняшнего урока таков (слайд 11)
Вторая стадия - осмысление.
- Учащиеся выполняют самостоятельную работу в вариантах (задача: прочитать материал варианта и рассказать и причинах, ходе и итогах выступлений)
1.Астраханское восстание ( с.131-133)
2.Восстание Кондратия Булавина ( с.133-134)
3.Башкирское восстание ( с.134)
4.Религиозные выступления ( с.134,135)
5.Выступления работных людей (с.135,135)
- Ответы учащихся сопровождаются презентацией ( слайды № 12-16), в ходе которой еще раз обращается внимание на причины народных выступлений.
Учитель: рассмотрев основные выступления народных масс первой четверти XVIII века, вы обратили внимание на основные причины выступлений и теперь можете определить: кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные. (Все ошибки исправляются, обучающиеся делают вывод: несмотря на сходство причин существуют и непохожие причины восстаний, так как на них обязательно накладывает отпечаток время в которое они произошли)
- Учитель: теперь вернемся к нашему плану.(слайд 11) Какой вопрос остался без нашего внимания? А можно ли без него представить полную картину восстаний?
6.Значение народных выступлений (комментированное чтение с.136)
( слайд № 17 ) Ребята, возникает проблемный вопрос (слайд 18)
IV.Закрепление: (слайды 19-23)
- Продолжите фразу : «Астраханское восстание произошло в ......»
- Самое массовое восстание XVIII века – это восстание под предводительством .....»
- Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......»
- На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......»
- Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....»
Ребята, наш урок хотелось бы закончить словами А.С.Пушкина: (слайд24)
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы!
V. Домашнее задание: §17, в.1-5, документ с.137, новые слова.( слайд № 25)
VI. Подведение итогов.
VII. Стадия рефлексии(слайд26)
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.»
- Причины народных- выступлений
Вопросы сравнения | Астраханское восстание | Восстание К.Булавина | Башкирское восстание | Религиозные выступления | Выступления работных людей |
Даты | |||||
Район выступлений | |||||
Состав участников | |||||
Требования | |||||
Ход восстания | |||||
Причины поражений |
Вывод: Общее и особенное в народных выступлениях (на обратной стороне листа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России
Тема : «Народные движения первой четверти XVIII в.»
ФИО | Белоусов Андрей Юрьевич |
Место работы | г. Тольятти, МБУ «Школа №93» |
Должность | Учитель истории/обществознания |
Предмет | история |
Класс | 7 |
Базовый учебник | Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России : конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2014 |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Мотивация учебной деятельности | Мозговой штурм Определение темы урока | Прочитаем легенду карты. Сформулируйте тему урока. Работа на уроке будет строиться по плану разбора восстаний. Начнем с причин. | Карта "Народные восстания первой четверти XVIII века" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/524e15b6-7eed-408f-96e6-f29cfc76efb1/%5BIS7IR_3-25%5D_%5BPD_02%5D.swf | Прочтение исторической карты с опорой на легенду | Обучающиеся: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. |
Актуализация знаний | Учащиеся высказывают свои предположения | Петр Первый стремился возвысить Россию среди других европейских стран и дать ей новый стимул к внутреннему и внешнему развитию. Как вы думаете, почему в годы его правления произошли народные выступления? | Вопрос учителя | Работа с причинно-следственными связями исторических фактов. | Обучающиеся учатся: ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса. |
Изучение нового материала - самостоятельная познавательная деятельность | Работа в группах: работа с источником информации. Ответы учащихся Заполнение схемы причин выступлений в рабочем листе к уроку Работа в группах: -распределение обязанностей в группе - обсуждение вопросов - работа с источниками информации - презентация проекта Учащиеся других групп заносят в свои таблицы информацию | Задание: прочитайте документ, найдите причины народных волнений, ответив на вопросы после текстов, назовите их, совпадают ли они с теми, что вы уже назвали? Заполните схему в рабочем листе | Хрестоматия История России XVI-XVIII вв. 7 класс стр.190 документ 29.2 «Историк о тяжелом положении народа»; стр. 191 документ 29.4 «Историк об участии крестьян»; стр. 193 документ 29.6 И.Т. Посошков об отношении помещиков и крестьян | Поиск необходимой информации в одном историческом источнике для определения причин крестьянских восстаний | Обучающиеся учатся: самостоятельно анализировать условия жизни крестьян и городских жителей в петровское время; работать в коллективе; самостоятельно планировать свою работу при поиске ответов на проблемные вопросы учителя; объяснять причины народных выступлений |
Разделение класса на 5 групп Объяснение алгоритма выполнения задания в рабочем листе с таблицей | Работа с учебником 1 группа: «Астраханское восстание», стр. 131-132 2 группа: «Восстание под руководством К.Булавина», стр. 133-134 3 группа: «Башкирское восстание», стр. 134 4 группа: «Выступления старообрядцев», стр. 135 5 группа: «Выступления работников мануфактур», стр. 135-136 | Характеристика места, обстоятельства, участников, результатов народных движений; установление длительности народных движений; устный рассказ об одном восстании и их участниках; | Обучающиеся учатся: структурировать знания ; самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом при поиске ответов для заполнения таблицы. | ||
Закрепление нового материала | Решение вопроса с проговаривание вслух ответа и вывода Запись вывода Работа с тестом и взаимопроверка | Что общего и особенного было в народных выступлениях Проверим ваши знания Запишите ответы в тетрадях, после обменяйтесь и проверьте друг друга | Задание к параграфу «Народ и государство в годы петровских реформ» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c93fb382-06d3-428d-bdb0-28cfa93f4c45/index_listing.html – | Сравнение данных таблицы, определение в них общего и различий; работа с тестовыми вопросами. | Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников; обучающиеся учатся сравнивать позиции в народных выступлениях; смогут с помощью таблицы сделать вывод; осуществлять взаимный контроль своего одноклассника. |
Задание на дом | Ответить на вопрос: | Объясните чем восстания XVIII века отличались от выступлений «бунташного века»? | Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. | ||
Рефлексия | Определение вопросов для повторения дома | Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока? Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой? Что вам понравилось на уроке? | Обучающиеся научатся: оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение;
|
Пример рабочего листа по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.»
- Причины народных- выступлений
Вопросы сравнения | Астраханское восстание | Восстание К.Булавина | Башкирское восстание | Религиозные выступления | Выступления работных людей |
Даты | |||||
Район выступлений | |||||
Состав участников | |||||
Требования | |||||
Ход восстания | |||||
Причины поражений |
Вывод: Общее и особенное в народных выступлениях (на обратной стороне листа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Миф о Петербурге «Черт на колокольне Троицкой церкви» Периодические наводнения
интеллектуальный марафон В каком году был принят Таможенный тариф? 1724 г. Основные направления промышленных предприятий созданных в I четверти XV ΙΙΙ века? 1. металлургия и металлообработка 2. текстильное 3. судостроение
интеллектуальный марафон Протекционизм. Что это? 1.Политика правительства в покровительстве отечественной промышленности и торговле. 2. Направление экономических преобразований по поддержке отечественной промышленности, особенно мануфактуры.
интеллектуальный марафон Система мер, обеспечивающая перевес вывоза товаров над ввозом с целью накопления денег в государстве? Меркантилизм. Главная особенность экономической политики Петра I ? Усиление государственного вмешательства в развитие экономики.
интеллектуальный марафон Каких крестьян называли приписными? Дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты налогов должны были работать на предприятии. В каком году проведена денежная реформа? 1711 г.
интеллектуальный марафон Государственные крестьяне, переданные властью купцам в условное владение для работы на частных предприятиях? Посессионные крестьяне Когда введена подушная подать? 1718-1724 г.г.
интеллектуальный марафон Какие мануфактуры появились впервые в I четверти XV Ι I Ι века? Химические. Главный тормоз в развитии мануфактурного производства? Крепостное право.
Доска мнений Как вы думает е, могут ли быть сходными причины народных движений XVII и первой ч етверти XVIII века ? ?
ПЛАН УРОКА 1.Астраханское восстание 2.Восстание Кондратия Булавина 3.Башкирское восстание 4. Религиозные выступления 5. Выступления работных людей 6.Значение народных выступлений 7. Обобщение и повторение
Астраханское восстание 1705 - ….? I) Причины: - непомерные поборы и взятки воеводы - …………… ? II ) Ход восстания III ) Итоги восстания
Восстание Кондратия Булавина 1707 - …..? I) Причины : - попытки ограничить казачье самоуправление - ……….? - …………..? II ) Ход восстания III ) Итоги восстания
Башкирское восстание ……. – 1711 гг. I) Причины : - ……………? - призыв на военную службу - …………..? II ) Ход восстания III ) Итоги восстания
Религиозные выступления 1689 – 1725 гг. I) Причины : - ..………? - ……………? - ……………? II ) Ход восстания III ) Итоги восстания
Выступления работных людей ……… г.? I) Причины: II ) Ход восстания III ) Итоги восстания
Значение народных выступлений? !! Народные выступления заставляли власть менять свою политику в отношении разных слоев населения.. !!
Пётр I стремился возвысить Россию среди других европейских государств и дать ей новый стимул к внутреннему и внешнему развитию. Почему же тогда в годы его правления постоянно происходили народные выступления? Проблемный вопрос.
1.Продолжите фразу : « Астраханское восстание произошло в ...... гг .» 1705-1706
2.Самое массовое восстание первой четверти XVIII века – это восстание под предводительством .....» Кондратия Булавина
3.Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......» Национальных и религиозных чувств
4.На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......» старообрядцев
5.Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....» Работных людей
О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы! А.С.Пушкин
Домашнее задание § 17, вопросы 1-5, новые слова , документ с.137
РЕФЛЕКСИЯ Какие трудности в учебной деятельности вы испытывали на уроке? Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой формой деятельности? Какие формы учебной деятельности вам понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...
Урок истории в 7 классе "Народные движения в первой четверти XVIII века"(10.10.13г.)
Урок истории России в 7 классе "Народные движения в первой половине 18 века" можно провести как открытый урок на неделе истории и обществознания. Красочная презентация и разработка урока поможет прове...
урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
Разработка урока по истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"...
Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»
Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»Класс: 7Тип урока: комбинированныйОборудование и материалы к уроку:· учебник по истори...
Народные движения первой четверти XVIII века
Движения 18 века...
Социальные движения в первой четверти XVIII века
Урок составлен в рамках реализации инклюзивного образования для детей с ОВЗ (7 вид), обучающимися вместе со здоровыми детьми....