Отечественная война 1812 года в произведениях литературы и искусства. 10 класс
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Сценарий интегрированного творческого экзамена (история + литература) для учеников 10 класса. К сценарию прилагается презентация (так как презентация очень объемная, она была поделена на 4 части для удобства загрузки на сайт)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
12 июня 1812 года переправа наполеоновских войск через р.Неман.
Михаил Богданович Барклай-де-Толли
Военная галерея 1812 года была создана в 1826 г. по проекту К. Росси в Зимнем дворце. Состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне. Художник Д. Доу .
Михаил Богданович Барклай-де-Толли
император Александр I Барклай-де-Толли Кутузов
Михаил Илларионович Кутузов
Кутузов М.И. Наполеон I Бонапарт
«Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой». Наполеон.
26 августа 1812 год Вам не видать таких сражений!..
26 августа 1812 год Вам не видать таких сражений !..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Андреевич Крылов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Герасим Курин Василиса Кожина «.. .Дубина народной войны… гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Л.Н.Толстой.
А. Фигнер Д.Давыдов А. Сеславин
Д.Давыдов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фёдор Николаевич Глинка «Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны!»
«Беда грабителям! Беда…»
Марина Цветаева Александр Алексеевич Тучков Ах, на гравюре полустертой , В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик… 1913 год.
Предварительный просмотр:
Сценарий творческого экзамена
«Отечественная война 1812 года в произведениях литературы и искусства».
Авторы:
Бельская М.В. - учитель истории МБОУ гимназии г. Гурьевска
Ломко Т.К. - учитель литературы МБОУ гимназии г. Гурьевска
Слайд №1 презентации. (см. Приложение 1)
Ведущий: «Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России...»
В общей сложности в ней, со стороны России приняло участие несколько миллионов человек (включая военных, партизан, крестьянское население, дворянское сословие).
И вполне естественно, что такое событие было отражено во многих произведениях созданных как народом, так и известными писателями, поэтами. Прошло уже 200 лет со дня Бородинского сражения, а память об этом сидит в народе. Предлагаем совершить небольшое путешествие по страницам литературных произведений и вспомнить об одной из самых героических страниц истории нашего Отечества.
Июль 1805 года Салон Анны Павловны Шерер.
Сцена «Бал у Анны Шерер»
Слайд №2 презентации. (см. Приложение 1)
(музыка С.С.Прокофьева - бал Наташи Ростовой из к/ф «Война и мир»)
Участники Анна Шерер, князь Андрей, виконт, Пьер, маленькая княгиня, князь Ипполит выходят на сцену под музыку парами
Анна Павловна:
— Но как вы находите всю эту последнюю комедию коронации в Милане?
— И новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. О! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны:
— «Бог мне дал корону. Горе тому, кто ее тронет».
— Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова— прибавил он ...
Анна Павловна:
— Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему..
Виконт:
— Государи! Я не говорю о России.
— Государи! Но что они сделали для Людовика XVI, для королевы, для Елизаветы?
— Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.
Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом. ..Княгиня, улыбаясь, слушала.
Виконт:
— Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда... Он пожал плечами и развел руками.
Пьер хотел было сказать что-то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.
Анна Павловна:
— Император Александр, — сказала она с грустью, сопутствующей всегда ее речам об императорской фамилии, — объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля.
Князь Андрей:
— Это сомнительно.
Пьер:
— Сколько я слышал, почти все дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
Виконт:
— Это говорят бонапартисты.
— Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
Князь Андрей:
— Это говорит Бонапарт.
— «Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой...» Не знаю, до какой степени имел он право так говорить
Виконт:
— Никакого.
— После убийства герцога даже самые пристрастные люди перестали видеть в нем героя. Если он и был героем для некоторых людей, то после убиения герцога одним мучеником стало больше на небесах и одним героем меньше на земле. — сказал виконт, обращаясь к Анне Павловне.
Не успели еще Анна Павловна и другие улыбкой оценить этих слов виконта, как Пьер опять ворвался в разговор, и Анна Павловна, хотя и предчувствовавшая, что он скажет что-нибудь неприличное, уже не могла остановить его.
Пьер:
— Казнь герцога Энгиенского - была государственная необходимость; и я именно вижу величие души в том, что Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке.
Анна Павловна:
— Бог мой! — страшным шепотом проговорила Анна Павловна.
Маленькая княгиня:
— Как, мосье Пьер, вы видите в убийстве величие души?
Пьер:
— Я потому так говорю,что Бурбоны бежали от революции, предоставив народ анархии; а один Наполеон умел понять революцию, победить ее, и потому для общего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека.
Анна Павловна:
— Не хотите ли перейти к тому столу?
Но Пьер, не отвечая, продолжал свою речь.
Пьер:
— Нет, Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати, — и только потому приобрел власть.
Виконт:
— Да, ежели бы он, взяв власть, не пользуясь ею для убийства, отдал бы ее законному королю, тогда бы я назвал его великим человеком.
Пьер:
— Он бы не мог этого сделать. Народ отдал ему власть только затем, чтоб он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело!
Анна Павловна:
— Революция и цареубийство великое дело?.. После этого... да не хотите ли перейти к тому столу?
Пьер:
— Я не говорю про цареубийство. Я говорю про идеи.
Виконт:
— Да, идеи грабежа, убийства и цареубийства.
Пьер:
— Это были крайности, разумеется, но не в них все значение, а значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан; и все эти идеи Наполеон удержал во всей их силе.
Виконт:
— Свобода и равенство, всё громкие слова, которые уже давно компрометировались. Кто же не любит свободы и равенства? Еще Спаситель наш проповедовал свободу и равенство. Разве после революции люди стали счастливее? Напротив. Мы хотели свободы, а Бонапарте уничтожил ее.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.
Анна Павловна собралась с силами и, присоединившись к виконту, напала на оратора.
Анна Павловна:
— Но, мой любезный мосье Пьер., как же вы объясняете великого человека, который мог казнить герцога, наконец просто человека, без суда и без вины?
Виконт:
— Я бы спросил, как monsieur объясняет восемнадцатое брюмера? Разве это не обман? Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека.
Маленькая княгиня:
— А пленные в Африке, которых он убил? Это ужасно!
Князь Ипполит:
—Выскочка, что ни говорите.
(Уходят)
Слайд №3 презентации. (см. Приложение 1)
(звучит марш)
Появляется Наполеон: « Я иду на Москву,— и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу с ее оружейным заводом и обезоружу эту страну. Москва — сердце России...»
Ведущий: «Человек в маленькой треуголке поднял руку с перчаткой и опустил ее вниз жестом, каким дирижер большого оркестра начинает исполнение симфонии. Тяжело громыхнула пушка. Первое ядро перелетело через Неман и пошло ломать чащу. Гулкий звук долго перекатывался над водой. Но его тут же перекрыли другие звуки: пронзительное пение кавалерийских рожков. Уланский полк галопом проскакал мимо холма и с криком «Да здравствует император!» бросился в воду. Голубой Неман заплескал малиновыми шапками. — Поздравляю вас, господа,— тихо произнес маршал Ней,— мы вошли в Россию» .
На дворе стоял июнь 1812 года.
Слайд №4,5 презентации. (см. Приложение 1)
(звуки боя)
Наполеон уходит.
(звучит Торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского)
Выходят девушки:
Как во нынешнем году
Объявил француз войну,
Да объявил француз войну
На Россиюшку на всю,
Да на Россиюшку на всю,
На матушку на Москву.
С противоположной стороны выходят гусары.
1-ый гусар:
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем - и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь-где узы плена,
Иль смерть-где русские знамена?
В героях быть или в рабах?
2-ой гусар обращается к крестьянкам:
Исчезли мира дни счастливы,
Пылает зарево войны.
Простите, веси, паствы, нивы!
К оружью, дети тишины!
Теперь, сей час же мы, о други,
Скуем в мечи серпы и плуги:
На бой теперь - иль никогда!
Замедлим час - и будет поздно!
Уж близко, близко время грозно:
Хором крестьянки и гусары:
Для всех равно близка беда!
Уходят, звучит Торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского
Ведущий: «Ещё перед вторжением Наполеона указывалась необходимость заманивания неприятеля вглубь страны. Ответственность за выполнение непопулярного в русском народе плана взял на себя Михаил Богданович Барклай де Толли, (Слайд №6 презентации (см. Приложение 1) труднопроизносимую фамилию которого простые солдаты, недовольные отступлением, переиначили в «Болтай да и только».
Неоценимые заслуги героя воспел А.С. Пушкин в стихотворении «Полководец».
Слайд №7,8 презентации. (см. Приложение 1)
Ученица:
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой...
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу...
... Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
Слайд №9 презентации. (см. Приложение 1)
Ведущий: «Александр I вынужден был поставить вопрос о смене главнокомандующего.
«В Петербурге я нашел всех за назначение главнокомандующим старика Кутузова: это было единственное желание. То, что я знаю об этом человеке, заставляет меня противиться его назначению, но когда Ростопчин в своем письме ко мне… известил …, что и в Москве все за Кутузова, …и когда, как нарочно, Барклай делал глупость за глупостью под Смоленском, мне не осталось ничего другого, как сдаться на общее мнение»
Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией 8 августа 1812 года.
Слайд №10 презентации. (см. Приложение 1)
Ученица:
Герой, отечества спаситель!
Прими от сердца должну дань;
Бог наш защитник, покровитель,
Тебя нам ниспослал на брань!
Уже враги торжествовали,
Уж в злобной ярости мечтали
Здесь русский покорить народ!
Но ты лишь в стан успел явиться,
Как гордый стал тебя страшиться
И ощупью пошел вперед!
Ведущий: С этого момента началось противостояние двух великих полководцев Кутузова и Наполеона.
Слайд №11 презентации. (см. Приложение 1)
«Два великана »красноречиво назвал свое стихотворение М.Ю. Лермонтов.
Ученица:
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И помериться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою.
Ахнул дерзкий-и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Ведущий: «Помериться главами» Кутузову и Наполеону предстояло на Бородинском поле. Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом, после которого стал очевиден исход войны. Такие события не забываются. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, даже басни. Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению - стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое он коротко и выразительно назвал «Бородино». Это стихотворение было написано в связи с 25-ти летием Отечественной войны 1812 года».
Слайды №12-18 презентации (см. Приложение 1)
(звуки боя)
Выходит старый солдат:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Солдат уходит под звуки боя.
Ведущий: «Бородино является одним из самых кровопролитных сражений XIX века. «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой», —говорил Наполеон. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 2 ,5 тысячи человек. Никого не оставит равнодушным описание Л.Н. Толстым Бородинского поля после сражения.
Слайд №19 презентации. (см. Приложение 1)
Под музыку ведущий 2:
«Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, ...на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны - назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»
Слайд №1 презентации. (см. Приложение 1.2)
Ведущий: Л. Н. Толстой не мог не написать о войне 1812 года: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. С 1863 по 1869 г. Толстой работает над эпопеей "Война и мир". В произведении более 500 лиц. Среди них исторические персонажи - Александр I,Наполеон, Кутузов, Барклай де Толли, Сперанский и др. «Это – положительно русская «Илиада», обнимающая громадную эпоху, громадное событие – и представляющая историческую галерею великих лиц, списанных с натуры – живою кистью – великим мастером…» сказал о романе И.А.Гончаров.
Обратимся к страницам романа: «В просторной, лучшей в деревне Фили, избе мужика Андрея Савостьянова в два часа ночи 1 сентября 1812 года собрался военный совет…
Слайд №2 презентации. (см. Приложение 1.2)
Сцена «Военный совет в Филях»
Кутузов: «Приступайте» (приглашает к столу).
Генерал Бенигсен, стоя во главе стола с картами: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать её…»
Кутузов (раздражённо, с сарказмом): «Священную, древнюю столицу России!? Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сраженья? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение».
Барклай де Толли: «Армия ослаблена в боях. Потери, понесённые при Бородино, не скоро восполнимы. Мы не остановим Наполеона перед Москвой. Надо отступать».
Несколько генералов недовольно заворчали.
Бенигсен: «Я не могу согласиться с военным министром. Ваша светлость, оставить Москву – значит ослабить и без того невысокий боевой дух солдат. Предлагаю ночью перевести войска с правого фланга на левый, и ударить утром на правое крыло французов. Таким образом, мы разобьём французскую армию и не пустим Бонапарта в Москву».
Реплики генералов: «Да, это выход!», «Нет, нельзя этого делать. Француз услышит, что тогда?», «Но ведь позор – оставить Москву!»,«Слишком опасно!»
Бенигсен: «Я, ваша светлость, настаиваю на своём плане…»
Кутузов (поднимает руку, требуя тишины): «Я, господа, не могу одобрить плана графа. Передвижение войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Так, например,.. (пауза, припоминает)… например, Фридландское сражение, которое, я думаю, граф хорошо помнит…»
Все задумчиво молчат.
Кутузов: «Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки. (Встаёт). Господа! Я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (пауза) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я - приказываю отступление!»
Все расходятся. Звучит запись песни «Шумел, горел пожар московский»
Слайд №3 презентации. (см. Приложение 1.2)
Кутузов несколько секунд сидит, задумавшись. (Уходит).
Ученица:
Москва несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.
Ученица 2:
Еще двенадцать дней дымилась
Столица славы и отрад.
Пожара искра в пепле тлилась,
Курился нестерпимый смрад.
Повсюду ужасы встречались,
От гибели не исключались
Ни хижины, ни алтари;
От переулка до гульбища
Все претворилось в пепелища,
В развалины и пустыри.
Звучит запись песни «Хоть Москва в руках французов.... »
Слайд №4 презентации. (см. Приложение 1.2)
Ведущий: «Неоднократно обращался Наполеон из Москвы с предложением о мире, который был ему так необходим. Своего посла Лористона он напутствовал: «Я хочу мира, мне нужен мир, нужен во что бы то ни стало, спасайте только честь».
Слайд №5 презентации. (см. Приложение 1.2)
Ведущий 2: «Басня «Волк на псарне», была написана И.А.Крыловым в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий о попытке Наполеона вступить в мирные переговоры. По свидетельству современника Крылов, собственною рукою переписав басню, отдал ее жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме. Кутузов прочитал басню после сраженья под Красным собравшимся вокруг него офицерам».
Звучит горн.
Слайд №6 презентации. (см. Приложение 1.2)
Кутузов и офицеры (участники совета в Филях)
Кутузов: «Нынче получил известие от супруги своей Екатерины Ильиничны, шлет мне привет от Крылова. Крылов сочинил басенку, и рассказывает, как волк попал не в овчарню, а на псарню. Увидя беду, пустился он в переговоры и стал умолять о пощаде:
Читает басню:
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум? Кутузов и офицеры уходят. |
Слайды №1-2 презентации. (см. Приложение 1.3)
Ведущий 2: «Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге.
Слайды №3-4 презентации. (см. Приложение 1.3)
Ведущий 3: «Все выше поднималась волна народного партизанского движения. Летучие отряды партизан создавались преимущественно крестьянами... Широко известными стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и многих других. Это о них Л. Н. Толстой писал «... Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Слайд №5 презентации. (см. Приложение 1.3)
Ведущий 2: «Партизанские отряды формировались и офицерами кутузовской армии: А. Н. Сеславиным, А. С. Фигнером, и прославленным поэтом-гусаром Денисом Давыдовым. Они совершали дерзкие набеги на французские тылы, нанося им ощутимый урон»
Звучит марш лейб-гвардии гусарского полка.
Слайд №6 презентации. (см. Приложение 1.3)
Выходит Д. Давыдов:
Усач. Умом, пером остер я , как француз, |
Звучит марш лейб-гвардии гусарского полка. Давыдов уходит.
Слайд №1 презентации. (см. Приложение 1.4)
Ведущий 3: «Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины, Надежды Дуровой, которая, переодевшись в мужское платье, добровольно отправилась на фронт и отважно сражалась с французами, не уступая мужчинам. Об этой «кавалерист-девице», как ее называли, написал увлекательную пьесу драматург А. Гладков (позднее по этой пьесе в юбилейный 1962 год — к 150-летию Отечественной войны был поставлен кинофильм «Гусарская баллада».
Кадр из кинофильма «Гусарская баллада» - песня «Давным-давно».
Слайд №2 презентации. (см. Приложение 1.4)
Ведущий 2: «Многие русские поэты и писатели принимали непосредственное участие в сражениях Отечественной войны. Среди них Ф.Н. Глинка, оставивший потомкам целый цикл произведений на тему 1812 года. Одно из них, с одноименным названием повествует о последних месяцах войны с французами».
Слайд №3-4 презентации. (см. Приложение 1.4)
Ученица 1:
Беда грабителям! Беда
Их конным вьюкам, тучным ношам:
Кулак, топор и борода
Пошли следить их по порошам...
…Скелеты, страшною дружиной,
Шатаяся, бредут с трудом
Без славы, без одежд, без хлеба,
Под оловянной высью неба,
В железном воздухе седом!
Ученица 2:
Питомцы берегов Луары
И дети виноградных стран
Тут осушили чашу кары:
Клевал им очи русский вран
На берегах Москвы и Нары;
И русский волк и русский пес
Остатки плоти их разнес.
И вновь раздвинулась Россия!
…И, с оснеженной головою,
Кутузов вел нас по снегам;
И все опять по Неман, с бою,
Он взял - и сдал Россию нам
Прославленной, неразделенной.
И минул год-год незабвенный!
Наш Александр благословенный
Перед Парижем уж стоял…
Звучит Торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского
Ведущий 1: «Стихотворение «Генералам Двенадцатого года» Марина Цветаева написала в Феодосии в декабре 1913, во времена празднования 100-летней годовщины победы русского народа в Отечественной войне. Посвящено оно Александру Алексеевичу Тучкову, герою Отечественной войны 1812 года, погибшему на Бородинском поле.
Слайд №5 презентации. (см. Приложение 1.4)
Песня на стихи Марины Цветаевой и музыку Андрея Петрова стала гимном всем героям той далекой, но такой памятной войны.
Генералам 1812 года посвящается….
Под звуки романса «Генералам Двенадцатого года» все участники гостиной выходят на сцену и выстраиваются по обе стороны от экрана, склонив головы, на экране сменяются портреты героев Отечественной войны 1812 года кисти Джорджа Доу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отечественная война 1812 года в произведениях искусства.
Интегрированный урок истории и Изо. Знакомит обучающихся с произведениями искусства, посвященными этой теме. Подразумевает активную работу на уроке. Обучающиеся получают отметки по истории и ИЗО....
Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства"
Презентация сопровождает урок "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства". Урок интегрированного курса история и изо, разработанного учителями Козиной Н.А., Неводовой О.А....
Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"
Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе:"Отечественная война 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова".
Интегрированный урок дает возможность шире и глубже изучить данную тему. Позволяет провести комплексный анализ стихотворений, получить полную историческую информацию о сюбытиях 1812 года. Развитие меж...
1150 летие Российской государственности «Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)»
«Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)»Publish at Calameo or read more publications.Ccылка на публикацию:http://www.calameo.com/bo...
«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»
Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....