«Победитель Карфагена»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Корнилов Сергей Вячеславович

Методическая разработка с презентацией урока "Победитель Карфагена". История, 5й класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx33.93 КБ
Файл pobeditel_karfagena.pptx1.07 МБ
Файл bitva_pri_zame.docx15.52 КБ
Файл krossvord.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Победитель Карфагена»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий через знакомство с историей Пунических войны

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с историей Пунических войн
  • Создать условия для формирования умения анализировать различные типы источников информации
  • Развивать умение вести конспект урока
  • Создать условия для формирования умения целеполагания, самооценки, рефлексии
  • Совершенствование умения работать в парах

Дидактическая структура урока (время)

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Вводно-мотивационный момент (5 мин)

 Работают с исторической картой, определяют содержание урока

 Посмотрите на историческую карту, попытайтесь определить, какие события она отражала.

 Глядя на карту, ответьте на вопросы:

Какие события отображены на карте?

Кто и с кем воевал?

За какие территории?

 

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

Изучение нового материала (25 мин)

 Выдвижение различных версий, знакомство с правильным ответом, запись определения в тетрадь

 Постановка проблемного вопроса, обобщение полученных вариантов ответа, ознакомление с правильным ответом

 Ответьте на вопрос: почему войны получили название пунические?

 Знание с понятием пуны

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Слушают, записывают даты, работают с картой, учебником

Знакомство с историей первой пунической войны, организация работы с картой, учебником.

Глядя на карту, определите: кто победил в войне? Почему вы сделали такой вывод?

Прочитайте стр. 216-217 и определите причины победы римлян в первой пунической войне.

Устно ответьте на вопросы: что такое провинция? Кто ей управлял?

Знание истории первой пунической войны, развитие умения работать с исторической картой, учебником.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Познавательные (Общеучебные): поиск и выделение необходимой информации.

Отвечают на поставленный вопрос, работают с картой на доске и в учебнике, делают краткую запись

Постановка проблемного вопроса, организация работы с исторической картой.

Ответить на вопрос: почему была развязана вторая пуническая война?

Глядя на карту (стр. 219), последовательно перечислите события Второй пунической войны, разделите её на два этапа и дайте им названия.

Развиваются умения работать с исторической картой.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Познавательные (Общеучебные): поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные (логические): анализ источников, систематизация полученных знаний.

Просмотр видеофрагмента, ответ на вопросы, работа с документам в парах, краткая запись

Организация просмотра видеофрагмента, организация работы в группах с документом.

Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы: кто победил в битве при Каннах? Почему?

Прочитайте отрывок из энциклопедии о битве при Заме и ответьте на вопросы: кто проиграл в битве? Почему? Почему исход битвы долгое время оставался неясным?

Имеют знания о битвах при Каннах, и Заме, развивается умение работать с разными видами источников (видео, документы).

Коммуникативные: умение работать в парах и группах, планирование  учебного сотрудничества.

Познавательные: общеучебные, логические.

Закрепление нового материала (7 мин)

Разгадывание кроссворда, самопроверка

Организация разгадывания кроссворда

 Разгадайте кроссворд, проверьте свои знания

 Закрепят, полученные на уроке знания

Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция

Домашнее задание (2 мин)

Записывают домашнее задание

Задаёт домашнее задание

Закрепят полученные на уроке знания , совершенствуют умение пересказа

Познавательные: общеучебные.

Рефлексия (5 мин)

 Рисуют смайлики

 Организация рефлексии

 Нарисуйте смайлики на экране мобильного телефона, отражающие ваше настроение сейчас.

 

 Личностные

План-конспект урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводно-мотивационный этап.

Слайд 1. Перед вами карта. Определите пожалуйста, какие события отображены на карте? Кто и с кем воевал? За какие территории?

Примерный вариант ответа: это карта войны между Италией и Карфагеном за территории побережья Африки.

Вы правы. Перед вами карта 2-ой пунической войны между Италией и Карфагеном.

Вот об этих событиях мы сегодня и будем подробно говорить.

  1. Объявление темы, целей и задач урока.

Слайд 2. Тема урока: Победитель Карфагена. Пунические войны. Мы сегодня на уроке будем говорить о том, почему начались войны между Римом и Карфагеном, чем они закончились и почему закончились именно так.

Записываем тему урока.

Слайд 3. А почему войны между Римом и Карфагеном получили название – пунические? Выслушиваются точки зрения учащихся. Пуны – жители страны пурпурной краски. Так римляне называли карфагенян и финикийцев.

Делается краткая запись.

Слайд 4. Первая пуническая война проходила в период с 264 по 241 гг. до н.э. Поводом к первой войне Рима с Карфагеном были сицилийские отношения. В конце IV в. в Сиракузах произошел насильственный переворот, доставивший власть тирану Агафоклу, который при помощи наемных войск добился признания за Сиракузами гегемонии на всем острове за исключением западной окраины, удержанной Карфагеном после довольно упорной войны. Приняв титул царя, Агафокл даже стал оказывать защиту и покровительство греческим городам в Южной Италии. После его смерти в Сиракузах начались несогласия, которыми воспользовались бывшие у него на службе кампанские наемники, так называемые мамертинцы, и овладели городом Мессаной у пролива, отделяющего Сицилию от материка. Вскоре после этого в Сицилию явился также Пирр, с ним соединились Сиракузы и другие важные города, и предприимчивый эпирский вождь, объявив себя царем Сицилии, возобновил войну с Карфагеном. Поссорившись со своими союзниками, он, однако, вскоре покинул Сицилию. Новый владыка Сиракуз, Гиерон, напал на мамертинцев, те обратились за помощью к Риму, который счел нужным заступиться за этих «италиков», а Гиерон, со своей стороны, обратился к посредничеству Карфагена. Когда это дошло до сведения римлян, они переправили в Сицилию свое войско и захватили Мессану. Карфаген ответил на это объявлением войны. Таким образом, началом пунических войн было вмешательство римлян в дела острова, уже давно бывшего ареною борьбы между греками и карфагенянами. Первая Пуническая война началась в 264 г. На сторону Рима стали греческие города и туземное население Сицилии, и римляне очень стеснили карфагенян в Сицилии, но зато пунийцы со своим флотом нападали на берега Италии. Чтобы не опасаться морской силы Карфагена, Риму, конечно, нужно было завести свой собственный флот. Римляне энергично принялись за дело, настроили больших пентер (кораблей с пятью рядами гребцов), заранее обучили своих воинов работать веслами, устроив для этого особые приспособления на суше, а главное – приспособили свой новый флот к рукопашным схваткам при помощи перекидных мостов, по которым воины могли легко переходить со своих кораблей на неприятельские суда. Этому остроумному изобретению римляне были обязаны блестящею морскою победою при Липарских островах (на север от Сицилии, под начальством консула Марка Дуилия в 260 г.). В память этой победы была воздвигнута колонна, к которой были прикреплены носы взятых кораблей. Через несколько лет римляне решились прямо послать сорок тысяч войска (под начальством Атилия Регула) в самую Африку, Предприятие это окончилось, однако, неудачею. Большую часть войска Риму пришлось по недостатку средств отозвать обратно, оставшиеся же были разбиты, и многие взяты в плен с полководцем во главе. После этого война шла с переменным счастьем. На суше, в Сицилии, перевес был в общем на стороне Рима, на море победы одерживал Карфаген. В общей сложности война длилась двадцать три года, страшно истощив обе стороны.

Глядя на карту, определите: кто победил в войне? Почему вы сделали такой вывод? Прочитайте стр. 216-217[1] и определите причины победы римлян в первой пунической войне.

Когда в 241 г. римляне одержали морскую победу при Эгатских островах (на запад от Сицилии), Карфаген заключил с Римом мир, оставив за ним Сицилию и согласившись уплатить большую контрибуцию. Сицилия (за исключением владения Гиерона) была первым завоеванием римлян вне Италии, первою римскою провинцией.

Слайд 5. Что такое провинция? Кто ей управлял? Ответ: завоёванная территория какого-либо народа, находящегося в зависимости от Рима, управлялась наместником. Жители провинций платили налоги за защиту.

Делаем краткую запись.

Слайд 6. Но уже в 218 г. до н.э. начинается вторая пуническая война. Как вы думаете, почему началась вторая война? Примерный вариант ответа: карфагеняне хотели взять реванш, а римляне хотели получить и другие территории.

В 219 Карфаген, войско Ганнибала окружило союзный римлянам город Сагунт в Испании и после 8 месяцев осады взяло его. Это послужило поводом для второй пунической войны, которая началась весной 218.

Последовательно перечисли события Второй пунической войны, раздели её на два этапа, и дай им названия (карта с.219)[2].

Вторая пуническая война продолжалась 17 лет (218–201) и сначала была очень неудачна для Рима. Римляне думали вести Вторую Пуническую войну в Африке и в Испании, но Ганнибал перенес ее в Италию, явившись туда с той стороны, откуда его не ожидали. По плану Ганнибала, к берегам Сицилии и Италии должна была отплыть карфагенская эскадра, сам же он должен был соединиться в Северной Италии с только что покоренными Римом галлами и вторгнуться оттуда в Среднюю Италию, дабы там протянуть руку македонскому царю (Филиппу V), врагу римлян со времени появления их в Иллирии. Исполняя этот план, Ганнибал двинулся из Испании в Италию через Пиренеи, южную Галлию и Альпы (через Сен-Бернар), на что ему потребовалось около полугода. Особенно труден был переход через Альпы, где не было никаких дорог и пришлось идти осенью, когда в горах уже выпадает снег. Высокие кручи и глубокие пропасти были на каждом шагу. Люди, лошади, вьючный скот, сваливались вниз и гибли. Другие погибали от истощения и болезней. В довершение всего и горные жители встретили армию Ганнибала крайне недружелюбно, преграждая её путь или сбрасывая сверху камни на проходивших внизу солдат. Из 60 тысяч, которые были выведены Ганнибалом из Испании, уцелело лишь тысяч двадцать пехоты, да около пятишести тысяч конницы. Римские консулы (Публий Корнелий Сципион и Тиберий Семпроний Гракх) были один за другим разбиты при реках Тицине и Треббии, впадающих в По (одна с левой, другая с правой стороны). Следствием этих римских поражений было отпадение от них галлов, которые даже выставили целые отряды воинов в армию Ганнибала. Римляне выслали против карфагенского полководца войско под начальством одного из новых консулов (Фламиния), но Ганнибал в самую неудобную пору года, раннею весною, когда в горах шли дожди, а низменности превратились в сплошные болота, перешел Апеннины и появился в Этрурии в тылу римского войска. При Тразименском озере произошло третье поражение римлян. Дорога в Рим была открыта, но сам Ганнибал сильно нуждался в отдыхе, чтобы пополнить и переустроить свою армию. Между тем в Риме был избран диктатор Квинт Фабий Максим, старавшийся, однако, также избегать решительных действий, за что получил кличку Кунктатора, т.е. Медлителя. Вскоре Ганнибал обошел Лациум с востока и явился сначала в Кампанию, а оттуда в Апулию. Захватив на полях битв много римского оружия, он занялся устройством и вооружением своего войска по римским образцам, надеясь в то же время пополнить его южными италиками и вообще поднять против Рима местное население. Он довел численность своего войска до 50 т. человек, но и римляне собрали около 86 т.

В 216 г. началась битва при Каннах.

Слайд 7. Посмотрите видеофрагмент [3]о битве и скажите: кто победил в битве при Каннах? Почему?

После такой блестящей победы Ганнибала римские союзники в Южной Италии перешли на сторону карфагенского полководца, с которым заключили союз, кроме того, Македония и Сиракузы. Однако, к счастью для римлян, итальянские союзники Ганнибала действовали крайне вяло, и карфагенское войско не могло предпринять ничего решительного. Наоборот, римляне проявили после каннского поражения необычайную энергию. Богатые люди на свой счет соорудили флот, и все взрослое мужское население вооружилось для спасения отечества; даже из рабов набрали два легиона войска. Мало того: римляне перешли в наступление, нападая на изменивших им союзников и наказывая их за эту измену. Несколько лет провел Ганнибал в Южной Италии, не имея уже прежних сил для борьбы с Римом. Напрасно обращался он за помощью в Карфаген. Сенат купеческой республики и не думал даже что-либо сделать для своего полководца. Дела римлян начали скоро поправляться, и все победы Ганнибала пропали для Карфагена даром. К 206 г. Рим успел восстановить свою власть в Италии и Сицилии, завоевать испанские владения Карфагена и принудить к миру Македонию. В этом году возвратился с триумфом в Рим из Испании сам Публий Корнелий Сципион, и на 205 г. его выбрали в консулы. Он воспользовался приобретенною в народе популярностью, чтобы настоять на перенесении Второй Пунической войны в самую Африку. В 204 г. во главе хорошего войска он, назначенный предводителем этой экспедиции, высадился в Африке и вскоре разбил войска пунийцев и союзных с ними нумидийцев (203), и тогда карфагенский сенат вызвал в Африку Ганнибала. Но было уже поздно.

Слайд 8. Заключительной битвой второй пунической войны была битва при Заме. Прочитайте отрывок из энциклопедии [4]и ответьте на вопросы: кто проиграл в битве? Почему? Почему исход битвы долгое время оставался неясным?

Закончилась вторая пуническая война. По мирному договору карфагеняне теряли все свои владения за исключением ближайшей городской округи. Рим обрёл новую провинцию – Испанию.

  1. Закрепление нового материала.

Слайд 9. Давайте посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Вам предлагается разгадать кроссворд. А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Поставьте сами себе оценку.

  1. Домашнее задание.

Слайд 10. Дома вы прочитаете §35 и подготовите пересказ первой ИЛИ второй пунической войны на ваш выбор. Можно использовать дополнительную литературу.

  1. Рефлексия.

А теперь давайте оценим ваше настроение на уроке. Для этого отправьте мне своеобразное СМС сообщение. У вас на столах есть изображения мобильного телефона. Нарисуйте смайлик, отображающий ваше настроение сейчас. И передайте изображение на первую парту.

  1. Подведение итогов урока.

Приложение:

  1. Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Баласс, 2014.
  2. Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Баласс, 2014.
  3. http://www.youtube.com/watch?v=53cyf_z7GWs 
  4. Битва при Заме // Википедия. [2015—2015]. Дата обновления: 29.04.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=70495720 (дата обращения: 29.04.2015).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Пунические войны Победитель Карфагена

Слайд 3

Пуны жители страны пурпурной краски т ак римляне называли карфагенян и финикийцев Пуническая война

Слайд 4

Первая пуническая война (264-241 гг. до н.э.) Выдели причины победы римлян в войне. стр. 216-217

Слайд 5

Провинция завоёванная территория какого-либо народа, находящегося в зависимости от Рима Управлялась наместником Платили налоги за защиту Сицилия – первая римская провинция

Слайд 6

Вторая пуническая война (218-201 гг. до н.э.) Последовательно перечисли события Второй пунической войны, раздели её на два этапа и дай им названия с.219

Слайд 7

Битва при Каннах - 2 августа 216 г. до н.э. Видео

Слайд 8

К то проиграл в битве? Почему? Почему исход битвы долгое время оставался неясным? Битва при Заме – 202 г. до н.э.

Слайд 9

Разгадайте кроссворд

Слайд 10

§35 – прочитать Подготовить пересказ первой ИЛИ второй пунической войны Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Рим собрал все свои военные, политические и дипломатические силы для борьбы с Карфагеном. Сражение между римлянами и карфагенянами все же состоялось при Заме - Нараггаре 19 октября 202 года.

Римская армия имела 25-30 тысяч пехотинцев и 6-8 тысяч конников. Карфагенская армия насчитывала 35 тысяч пехотинцев, 2-3 тысячи конников и 80 слонов. Боевые слоны являлись грозной силой, но они были совсем недавно приведены из внутренней Африки и еще плохо обучены. Таким образом, преимущества были на стороне римлян: в ее рядах сражались закаленные в боях ветераны, они имели в 3 раза больше конницы, их пехота превосходила карфагенскую.

Бой начали карфагеняне одновременной атакой кавалерии с флангов и слонов в центре. Римская кавалерия, более многочисленная и сильная, конечно, отбросила конницу карфагенян и бросилась в погоню, быстро исчезнув из поля зрения. Так расчет Ганнибала удался, численный перевес перешел к нему.

В это время в центре римлян атаковали слоны. Но Спицион назначал для борьбы с ними специальных метальщиков, которые метали в слонов дротики и производили сильный шум с помощью труб и рожков, пугая животных. В результате слоны повернули назад и стали топтать свою же пехоту.

Ганнибал продолжил атаку в центре своей пехотой. Но первую линию войск Ганнибала составляли многочисленные отряды наемников; они не сумели выдержать рукопашной борьбы с легионерами и быстро бежали, обтекая фланги двигавшейся вслед за ними второй линии карфагенской армии. Здесь стройными рядами шли хорошо вооруженные фаланги карфагенских граждан и македонян - союзников Карфагена. Копьеносцы второй линии армии Ганнибала разогнали бегущих перед ее фронтом наемников и нанесли сильный удар гастатам. Римская пехота приостановилась...

Воюющие были почти равны по численности и воодушевлению, а также по вооружению и храбрости, поэтому "исход битвы долгое время оставался неясным, ибо сражавшиеся считали своим долгом держаться на своих местах до последнего издыхания", - писал Полибий. Но в этот момент после преследования противника вернулась римская конница. Римляне быстро сориентировались на поле боя и неожиданно ударили в тыл карфагенянам. Это решило исход сражения.

Поражение Ганнибала было полным. Карфагеняне потеряли 20 тысяч человек убитыми и 10 тысяч пленными, 133 знамени и 11 слонов. Римляне потеряли убитыми около 2 тысяч человек.

После сражения Ганнибал бежал в Гадрумет. Во время этого бегства нумидийцы устроили на него покушение, но он уничтожил их.

В сражении при Заме ярко проявилась новая роль второй линии войск, которая стала предпринимать самостоятельные движения, отбивая фланговые и тыловые атаки, даже самостоятельно наступать и наносить удары противнику.

Причины поражения Карфагена и гениального Ганнибала в этой войне были глубокими и разнообразными. Во-первых, Рим и римско-италийский союз обладал большим военно-экономическим потенциалом, чем Карфаген. Рим и его союзники, по данным Полибия, могли мобилизовать свыше 700 тысяч пехоты и 70 тысяч всадников.

Карфаген не мог набрать такое огромное наемное войско при всем своем богатстве. Ганнибалу не удалось разрушить римско-италийский союз, хотя он старался использовать существующие в нем противоречия. Кроме того, для римлян и их союзников война выглядела как отечественная: они воевали с вторгнувшимися на их территорию захватчиками. Римская армия набиралась в основном из собственных граждан; с военной точки зрения такая армия оказалась более действенной, ведь боеспособность наемной армии Ганнибала зачастую зависела от казны полководца. К тому же римские полководцы являлись консулами, то есть обладали гражданской властью, в то время как к Ганнибалу карфагенские политики относились ревниво и оказывали помощь мало и неохотно.



Предварительный просмотр:

По горизонтали:

  1. Город, около которого состоялась решающая битва Второй пунической войны.
  2. Полководец карфагенян, возглавивший их во время второй пунической войны.
  3. Завоёванная территория какого-либо народа, находящегося в зависимости от Рима.

По вертикали:

  1. Близ какого города произошла битва 2 августа 216 г. до н.э.
  2. Город-государство на побережье Северной Африки, основанный в IX веке до н.э. финикийскими купцами.
  3. Римский полководец, настоявший на переносе боев на территорию Африки.
  4. Первая римская провинция.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио для получения статауса «Победитель» и Диплом победителя учителя I категории татарского языка и литературы МБОУ “СОШ№ 60” города Набережные Челны Республики Татарстан Поповой Гульнисы Гаяновны. (2011-2013 учебные годы)

Портфолио для получения статауса «Победитель» и Диплом победителяучителя I категории татарского языка и литературы МБОУ “СОШ№ 60” города Набережные Челны Республики Татарстан Поповой Гульнисы Га...

27 участников, 1 победитель, 4 призера. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ»

27 участников, 1 победитель, 4 призера. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ»...

43 участника, 1 победитель, 13 призера. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2016-2017 учебный год

43 участника, 1 победитель, 13 призера. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2016-2017 учебный год...

26 участников, 3 победителя, 7 призеров. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2017-2018 учебный год.

26 участников, 3 победителя, 7 призеров. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2017-2018 учебный год....

17 участников, 1 победитель,3 призера. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2017-2018 учебный год.

17 участников, 1 победитель,3 призера. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2017-2018 учебный год....

36 участников, 2 победителя, 15 призеров. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2018-2019 учебный год.

36 участников, 2 победителя, 15 призеров. Информация о победителях и призерах школьного тура предметных олимпиад МОУ «Фединская СОШ» 2018-2019 учебный год....