"Проблемы преподавания Отечественной истории в школе".
статья по истории на тему

Савинова Ирина Ивановна

Основная цель преподавания  Отечественной истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Отечественная история должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savinova_i.i.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

                     Савинова И.И.- учитель истории МКОУ Тойдинская СОШ

        « Проблемы преподавания Отечественной истории в школе».

Основная цель преподавания  Отечественной истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Отечественная история должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Необходимо воспитывать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.

Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане - ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Главная задача истории - воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать что его народ - часть мировой цивилизации.

Для чего необходимо преподавать историю в школе?

По распространённому мнению, изучение истории должно дать учащимся необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при изучении событий прошлого. Но наши дети далеко не всегда понимают действительную ценность знаний о прошлом.

Что означает понятие история? История – это наука. Основы истории – науки являются стрежнем школьного предмета истории. Для изучения в школе основ истории необходимо прежде всего ясное и чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о прошлом). И здесь ключевым является вовсе не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее). Научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть – чуть спрогнозировать будущее. Именно это должно быть стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности. И если это сформировано, то дети поймут, что история прежде всего учит их делать свой осознанный выбор.

Вторая проблема: что изучать на уроках истории?

Проблема содержания школьного курса истории сегодня обострилась наиболее остро. Изменения в идеологии потребовали формирования у учащихся более широкого, полноценного представления об исторических процессах и явлениях. Кроме того реалии сегодняшнего дня требуют воспитания патриотизма у наших детей. А эту задачу, в первую очередь, выполняют уроки истории, на примерах героизма, отваги и т.д. Сама жизнь подталкивает к коренному пересмотру самого подхода к содержанию школьного курса истории. Отсюда, содержание должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий доступных каждому учащемуся, а также развития у учащихся творческих начал, творческого подхода к их решению.

Это заставляет нас перейти к следующей проблеме – как изучать историю?

В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В  историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

 Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен  стимулировать учащихся к  получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения.

        Традиционно в России круглые даты и исторические юбилеи являются поводом для обращения к событиям прошлого. Столетие революций 1917 года занимает в этом ряду особое место. Поскольку даже через век после произошедшего тогда большинство вопросов так и не сняты, а дискуссии по-прежнему остры и принципиальны.

Революционная ситуация в России в начале ХХ в. была следствием нерешенности важнейших проблем. Крестьянская деревня задыхалась от безземелья и перенаселения. Дворянская деревня страдала от неумелого хозяйствования и тщетных попыток наладить сельское производство в новых условиях рынка. Нарождающийся и стремительно росший рабочий класс требовал от предпринимателей обеспечение хоть сколько-нибудь человеческих условий труда и быта. Империя, в которой проживало более ста народов, была унитарным самодержавным государством, не имеющим ни одной автономной области (за частичным исключением  Финляндии). Крепнущая за счет чрезмерной эксплуатации рабочих и получения сверхприбылей буржуазия мечтала поделить власть с дворянством, иметь свое представительство во власти, полноценно участвовать в политической жизни страны.

Таким образом, проблемы были на поверхности и служили источником нарастающего социально-экономического и политического кризиса. Тем не менее, кризис сам по себе не всегда приводит к протестным общественным движениям. Ключевым здесь является способность власти с этим кризисом бороться, эффективно преодолевать его последствия. Причиной развития революционной ситуации. Это недооценка правительством Николая II масштаба и остроты сложившихся проблем. Именно недооценка, а не незнание этих проблем. За первые два десятилетия царь всё время опаздывал с принятием решений, как бы шел за событиями, отставал на шаг или больше от них. Сама политика царской власти демонстрировала крайнюю консервативность, очевидное непонимание векторов развития страны в то время. Однако фатальным в этих условиях стало вступление России в 1-ю Мировую войну. Политическая и военная власти оказались парализованы. Февральская революция безусловно была общенародная, хотя и начал ее пролетариат. Это было стихийным выражением граждан своего недовольства действиями власти. События в октябре носят очевидные признаки военного переворота. Важнейшими из них являются заговорщицкая тактика, изначальная ориентация на применение насилия, оружия, захват правительственных учреждений и аресты государственных чиновников. С этой точки зрения, это безусловно переворот. Однако принятые на 2-м съезде Советов решения и создание новых органов власти на совершенно иных принципах, чем предыдущие, говорят нам о революции. Существуют разные точки зрения по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преподавания литературы в основной школе. Статья.

Проблемы преподавания литературы в основной школе....

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе....

Актуальные проблемы преподавания языков в начальной школе.

        Проблема содержания обучения иностранным языкам продолжает оставаться сегодня одной из важнейших проблем методической науки.  Данная статья затрагивает некоторы...

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических...

Проблемы преподавания иностранного языка в школах

Обзор трудностей, с которыми встречаются молодые специалисты в процессе своей деятельности, при работе с учащимися, которые переходят из начальной школы в основную, а так же пути решения трудностей....

Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быт...