презентация "Библейские сказания"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Дыбова Нина Викторовна

Методическая разработка урока истории в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС)

 

Тема урока: "Библейские сказания».

Цели урока:

Образовательные:

– углубить и расширить представления учащихся о Библии как историческом источнике;

– выяснить причины появления единобожия;

– познакомить детей с библейскими сказаниями;

– закрепить знания по теме: «Финикийские мореплаватели».

Развивающие:

– развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;

– развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;

– совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией;

Воспитательные:

– воспитывать культуру речи и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prez_k_uroku_bibleyskie_skazaniya.pdf1.41 МБ
Файл tema_uroka_bibleyskie_skazaniya.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОПАНИЩЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Лискинского района Воронежской области

                                       Модель урока

по курсу  «Всеобщая история. История древнего мира» в 5 классе

(учебник История древнего мира.:  5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., М.: Просвещение, 2015 г)

                                      Тема «Библейские сказания».

                               Разработала учитель МКОУ  Копанищенская

                               СОШ  Лискинского района Воронежской области

                              Дыбова Нина Викторовна

Копанище

2017 г.

Тема урока: «Библейские сказания» (история, 5  класс)

Базовый учебник. История древнего мира.:  5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Вигасин А.А., Гидер Г.И., Свенцицкая И.С., М.: Просвещение, 2012г

Цели урока:

  • Образовательные:
    – углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике;
    – выяснить причины появления единобожия;
    – познакомить с библейскими сказаниями;
  • Развивающие:
    – развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;
    – развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;
    – совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией;
  • Воспитательные:
    – воспитывать культуру речи и поведения.

Оборудование и наглядность: электронная презентация, мультфильм «О сотворении мира», книга «Библия».

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  • Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали;
  •  Получат возможность научиться определять главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты

Метапредметные:

   Познавательные:  

  • Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;
  •  формулируют ответы на вопросы учителя.

  Коммуникативные:

  • Планируют цели и способы взаимодействия;
  • обмениваются мнениями, слушают друг друга

  Регулятивные:

  • Удерживают цель деятельности до получения ее результата;
  • осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Личностные:

  • Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса

Основные понятия и термины: миф, Библия, Ветхий Завет, заповеди, единобожие.

  1. Создание проблемной ситуации.  Формулирование проблемы.

Учитель:

СЛАЙД 2

– Объясните, как вы понимаете, что такое добро и что такое справедливость?

                 (Предлагают разные варианты ответа.)

– Итак, мы услышали разные мнения. А сегодня мы с вами вспомним какие объяснения этих понятий дает нам  христианская религия.

    Посмотрите мультфильм о сотворении мира и попытайтесь выполнить задания, связанные с его содержанием.

Задания:  Давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.

СЛАЙД 3

  1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
  2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
  3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
  4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так. 
    И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
  5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
  6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.

(Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 273.)

Ответы: 6,5,4,1,2,3.

Выявление исходного противоречия.

СЛАЙД 4

Чем библейский  рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира?     (Там мир творили боги, здесь – Бог.)

            Коллективное обсуждение результатов работы

Учитель:  Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных – добрых и злых, а с верой в одного сверхмогущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле. А зародилась она в маленькой Палестине.

Какой возникает вопрос?        Варианты ответов учащихся.        

(Им помогла вера в единого Бога, если бы они верили во множество богов, то просто перессорились и их общество распалось на отдельные планы.

Вера в единого бога помогла израильтянам выжить, найти силы дойти до своей родины.

Чувство единения было настолько сильным, что возникла идея соглашения или завета между Богом и людьми.

Человечество не погибло, различные народы существуют и по сей день.)

СЛАЙД 5  Главная проблема урока: Почему возникает вера в единого Бога?

Фиксируем основной вопрос (проблему) урока  

– Какие у вас будут предположения,

версии решения проблемы?

Как вы думаете почему израильтяне спаслись?

Что помогло им?          

Фиксируем версии:

  1. Им помогла вера в единого Бога

                   2) общие правила (законы жизни).

III. Актуализация знаний.

    СЛАД 6

– Что нам надо вспомнить, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Выполняют задания

•Вставить пропущенные буквы и объяснить значения слов (устно)

•К…чевники

Старейш…на

В…льможа

Ф…раон

Сарк…фаг.

                             Запись темы урока.

СЛАЙД 7.  Обращается внимание на основные понятия и термины урока.

IV. Планирование деятельности

СЛАЙД 8

– Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?  

(Могут сказать, что надо узнать, какой народ смог распространить правила (заповеди), благодаря которым люди не уничтожили друг друга.

В чём заключался смысл этих заповедей? Какую роль они сыграли в истории человечества?)      

Фиксируем на доске план действий:

Надо узнать:

1.        Кто такие евреи?

2.        Библия и Ветхий завет

3.        Смысл  заповедей (их религия).

4.         Значение этой религии.

V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

         

  1. – С помощью текста (вступительная статья, с. 74-75) узнайте, кто такие евреи.

 СЛАЙД 9        

Евреи, «перешедшие через реку», –еврейские племена пастухов-кочевников.

СЛАЙД 10,11        

– По карте на с. 79 определите, какой путь прошли племена древних евреев, прежде чем создать своё государство Израиль.

(Из Вавилонского царства через реку Евфрат – в Египет; из Египта – в пустыню Синайского п-ва, в Палестину (г. Иерусалим). Отмечаем на карте флажками указанные объекты.)

 СЛАЙД 12

 а) Библия

– Что означает это слово?

Представление о Библии и Ветхом завете

Учитель:

Древние евреи верили в одного бога Яхве. Все предания древнееврейских племен вошли в Библию.

СЛАЙД 13

(Библия – это священная книга евреев и тех народов, среди которых распространилось христианство. (– По-гречески это слово обозначает «книга». Собрание иудейских религиозных книг о Господе Боге, о заповедях, которые должны соблюдать

люди.)

    СЛАЙД 14   

Ветхий завет – это первая, наиболее древняя часть Библии (содержит еврейские мифы и предания).

Евреи верили, что мир сотворил бог Яхве, и он же дал людям заповеди – правила, по которым они должны жить.

 б).        – Давайте прочитаем предания, которые  вошли в Библию

(Продуктивное чтение. В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника и приходят к выводу о том, что в библейских рассказах есть много общего с описанием учёных-историков.)

Читают предание об Иосифе и его братьях.

СЛАЙД 15

 Вопросы к тексту:

-Как звали героя библейского сюжета, который в Египте стал рабом. Умен и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе фараона, где разгадывал сновидения и предсказывал будущее.

-Вспомните, каким образом древние евреи оказались в Египте?  

в)  Чтение пункта «Моисей выводит евреев из Египта воззрения египтян» .

СЛАЙД 16

Работа по иллюстрации: “Переход израильтян через Красное море”.

СЛАЙД 17

Задание:

Израильтянам некуда было бежать: впереди – море, за ними – всадники.“Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне,”- сказал Моисей. Он протянул руку к морю и о чудо!

- Что произошло?

- Что сделали люди?

Когда же за ними помчались по дну колесницы, то воды вновь сомкнулись, поглотив все войско фараона.

СЛАЙД 18

- Кто центральная фигура на иллюстрации?

- По каким признакам определили?

- Опишите, что происходит вокруг? (целые предложения)

Опора:

Со спины Моисея – старик……

За спиной слева – люди ……..

Справа женщина с младенцем………

Перед Моисеем. О, чу…..

Таким образом, израильтяне спаслись.

г) Работа в группах

СЛАЙД 19

    1-я группа будет анализировать воззрения древних евреев, работая с текстом § 16.

    2-я группа будет анализировать воззрения египтян, работая с текстом §10.

    3-я группа анализирует воззрения жителей Междуречья, работая с § 13.

– Ваша задача, посовещавшись в группах, найти в тексте факты, которые помогут объяснить, какие идеи о божестве, о человеке и его судьбе были свойственны каждому из народов.

Необходимую информацию занесите в таблицу.

– Сравните идеи древних народов.    

– Какие общие вопросы их волновали?  

Народ

Идеи древних народов

Какие общие вопросы их волновали

Египтяне

Шумеры

Евреи

             

Приготовьтесь представлять свой проект.

Общее задание

Сделайте вывод: что помогло народам выжить в жестоких условиях железного века?                        

Вывод: И те и другие призывали людей совершать добрые поступки и восстанавливать

справедливость, но каждый из них понимал по-разному, что это значит.

– Народы Западной Азии не уничтожили друг друга благодаря общим идеям о человеке, его судьбе и тем правилам, которые надо было соблюдать при жизни.  

СЛАЙД 20                     

3. Сравните их с описанием истории, составленным учёными по источникам . Приведите примеры общих или похожих фактов в описаниях учёных и в библейских рассказах.

            – Что заметили? 1  2  4 (– Тот факт, что евреи около 1200 г. до н.э. ушли из Египта и скитались долгое время по пустыни, описан в библейских рассказах: Моисей 40 лет водил за собой народ по Синайской пустыне.

            – Заключение договора-завета евреев с богом-покровителем Палестины Яхве в библейских сказаниях описано как фрагмент встречи Моисея с Господом у горы Синай, когда, спустившись с горы, Моисей представил людям скрижали – каменные таблички завета-договора, на которых были написаны 10 заповедей)

               д) Работа с источником. Чтение заповедей.

              СЛАЙД 21

Заповеди – правила.

Задание: Итак, когда мы прочитаем заповеди, вы должны ответить на вопросы.

Что общего между законами Хаммурапи и заповедями, данными Моисею ?

(Законы Хаммурапи-правила, установленные царем, которые нельзя было нарушать)

СЛАЙД 22

– Как вы думаете, почему в Библии Господь Бог говорит о себе Моисею:

«Господь добрый и милосердный Бог, долготерпеливый и полный любви»?    2

(Высказывают разные мнения, смыслом которых является то, что так Бог хотел показать людям, как они должны относиться друг к другу, какими они должны быть. )  2

– Как, на ваш взгляд, появление этой религии могло повлиять на историю людей? 3              

               СЛАЙД 23

 (Эта религия учит добру, терпимости друг к другу, а значит, она несёт мир и покой народам человеческой цивилизации.)        

VI. Выражение решения проблемы.

СЛАЙД 24

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

(Предполагаемый вывод по проблеме. Почему возникает вера в единого Бога?)

 – Мы доказали версию о том, что народы приняли общие правила отношения друг к другу и поведения в жизни.

– Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.

VII. Применение нового знания.

СЛАЙД 25

Составить предложение по заданным словам:

Библия, Ветхий Завет, Яхве, заповеди, скрижали.

Хронологическая работа.

Сколько лет прошло с того времени, как Моисею были даны заповеди?

Что было раньше принятие законов Хаммурапи (1750 г. до н. э.) или заключение завета между израильтянами и Богом (1250 г. до н.э)?

На сколько лет раньше? (на 500 лет)

СЛАЙД 26

VIII. Рефлексивный этап. Итог. Самооценка работы на уроке.

Что вы изучали на уроке?

С какой целью были предложены задания?

Какое задание оказалось самым трудным. какое самым лёгким?

Почему?

Как справиться с трудностями, если они вдруг возникнут вновь?

Что ещё можно узнать по теме урока?

Из каких источников

СЛАЙД 27

IХ. Домашнее задание.

Подготовить для пересказа миф из Библии и охарактеризовать его, как исторический источник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голосовкер Я.Э. Сказание о титанах

В  книге собраны  древнегреческие сказания,  относящиеся к  древнейшему мифотворческому  периоду:  сказание  о   титане  Атланте,  кентавре...

Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Библейские сказания"

Презентация составлена к уроку по теме: "Библейские сказания" по учебнику А.А.Вигасин, Г.И. Годер. Презентация составлена четко по параграфу и позволяет учителю свободно излагать материал....

Сказания русского народа

Внеклассное мероприятие, на котором рассматриваються народные приметы русского народа зимних месяцев. Дана историческая справка , объясняющая название месяцев. Включены русские пословицы. Ресурс содер...

Сказания русского народа

Внеклассное мероприятие, на котором рассматриваються народные приметы русского народа зимних месяцев. Дана историческая справка , объясняющая название месяцев. Включены русские пословицы. Ресурс содер...

Презентация "Герои славянских сказаний"

Методическое сопровождение цифрового образовательного ресурса Название цифрового образовательного ресурса:  презентация "Герои славянских сказаний"  Материал ЦОР может быть использован на ...

Презентация "Потоп" к уроку в 5 классе "Библейские сказания"

Презентацию "Потоп" можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Библейские сказания". Я использую в работе кружка Основ Православной культуры и при проведении элективных курсов....

Презентация "Каин и Авель" к изучению темы в 5 классе "Библейские сказания"

Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, кружка при обсуждении нравственных вопросов....