презентация "Библейские сказания"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Методическая разработка урока истории в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС)
Тема урока: "Библейские сказания».
Цели урока:
Образовательные:
– углубить и расширить представления учащихся о Библии как историческом источнике;
– выяснить причины появления единобожия;
– познакомить детей с библейскими сказаниями;
– закрепить знания по теме: «Финикийские мореплаватели».
Развивающие:
– развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;
– развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;
– совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией;
Воспитательные:
– воспитывать культуру речи и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez_k_uroku_bibleyskie_skazaniya.pdf | 1.41 МБ |
tema_uroka_bibleyskie_skazaniya.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОПАНИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Лискинского района Воронежской области
Модель урока
по курсу «Всеобщая история. История древнего мира» в 5 классе
(учебник История древнего мира.: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., М.: Просвещение, 2015 г)
Тема «Библейские сказания».
Разработала учитель МКОУ Копанищенская
СОШ Лискинского района Воронежской области
Дыбова Нина Викторовна
Копанище
2017 г.
Тема урока: «Библейские сказания» (история, 5 класс)
Базовый учебник. История древнего мира.: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Вигасин А.А., Гидер Г.И., Свенцицкая И.С., М.: Просвещение, 2012г
Цели урока:
- Образовательные:
– углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике;
– выяснить причины появления единобожия;
– познакомить с библейскими сказаниями; - Развивающие:
– развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;
– развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;
– совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией; - Воспитательные:
– воспитывать культуру речи и поведения.
Оборудование и наглядность: электронная презентация, мультфильм «О сотворении мира», книга «Библия».
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали;
- Получат возможность научиться определять главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты
Метапредметные:
Познавательные:
- Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;
- формулируют ответы на вопросы учителя.
Коммуникативные:
- Планируют цели и способы взаимодействия;
- обмениваются мнениями, слушают друг друга
Регулятивные:
- Удерживают цель деятельности до получения ее результата;
- осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Личностные:
- Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Основные понятия и термины: миф, Библия, Ветхий Завет, заповеди, единобожие.
- Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Учитель:
СЛАЙД 2
– Объясните, как вы понимаете, что такое добро и что такое справедливость?
(Предлагают разные варианты ответа.)
– Итак, мы услышали разные мнения. А сегодня мы с вами вспомним какие объяснения этих понятий дает нам христианская религия.
Посмотрите мультфильм о сотворении мира и попытайтесь выполнить задания, связанные с его содержанием.
Задания: Давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.
СЛАЙД 3
- И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
- И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
- И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
- И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так. - И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
- Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
(Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 273.)
Ответы: 6,5,4,1,2,3.
Выявление исходного противоречия.
СЛАЙД 4
Чем библейский рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира? (Там мир творили боги, здесь – Бог.)
Коллективное обсуждение результатов работы
Учитель: Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных – добрых и злых, а с верой в одного сверхмогущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле. А зародилась она в маленькой Палестине.
– Какой возникает вопрос? Варианты ответов учащихся.
(Им помогла вера в единого Бога, если бы они верили во множество богов, то просто перессорились и их общество распалось на отдельные планы.
Вера в единого бога помогла израильтянам выжить, найти силы дойти до своей родины.
Чувство единения было настолько сильным, что возникла идея соглашения или завета между Богом и людьми.
Человечество не погибло, различные народы существуют и по сей день.)
СЛАЙД 5 Главная проблема урока: Почему возникает вера в единого Бога?
Фиксируем основной вопрос (проблему) урока
– Какие у вас будут предположения,
версии решения проблемы?
Как вы думаете почему израильтяне спаслись?
Что помогло им?
Фиксируем версии:
- Им помогла вера в единого Бога
2) общие правила (законы жизни).
III. Актуализация знаний.
СЛАД 6
– Что нам надо вспомнить, чтобы ответить на главный вопрос урока?
Выполняют задания
•Вставить пропущенные буквы и объяснить значения слов (устно)
•К…чевники
Старейш…на
В…льможа
Ф…раон
Сарк…фаг.
Запись темы урока.
СЛАЙД 7. Обращается внимание на основные понятия и термины урока.
IV. Планирование деятельности
СЛАЙД 8
– Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?
(Могут сказать, что надо узнать, какой народ смог распространить правила (заповеди), благодаря которым люди не уничтожили друг друга.
В чём заключался смысл этих заповедей? Какую роль они сыграли в истории человечества?)
Фиксируем на доске план действий:
Надо узнать:
1. Кто такие евреи?
2. Библия и Ветхий завет
3. Смысл заповедей (их религия).
4. Значение этой религии.
V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.
- – С помощью текста (вступительная статья, с. 74-75) узнайте, кто такие евреи.
СЛАЙД 9
Евреи, «перешедшие через реку», –еврейские племена пастухов-кочевников.
СЛАЙД 10,11
– По карте на с. 79 определите, какой путь прошли племена древних евреев, прежде чем создать своё государство Израиль.
(Из Вавилонского царства через реку Евфрат – в Египет; из Египта – в пустыню Синайского п-ва, в Палестину (г. Иерусалим). Отмечаем на карте флажками указанные объекты.)
СЛАЙД 12
а) Библия
– Что означает это слово?
Представление о Библии и Ветхом завете
Учитель:
Древние евреи верили в одного бога Яхве. Все предания древнееврейских племен вошли в Библию.
СЛАЙД 13
(Библия – это священная книга евреев и тех народов, среди которых распространилось христианство. (– По-гречески это слово обозначает «книга». Собрание иудейских религиозных книг о Господе Боге, о заповедях, которые должны соблюдать
люди.)
СЛАЙД 14
Ветхий завет – это первая, наиболее древняя часть Библии (содержит еврейские мифы и предания).
Евреи верили, что мир сотворил бог Яхве, и он же дал людям заповеди – правила, по которым они должны жить.
б). – Давайте прочитаем предания, которые вошли в Библию
(Продуктивное чтение. В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника и приходят к выводу о том, что в библейских рассказах есть много общего с описанием учёных-историков.)
Читают предание об Иосифе и его братьях.
СЛАЙД 15
Вопросы к тексту:
-Как звали героя библейского сюжета, который в Египте стал рабом. Умен и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе фараона, где разгадывал сновидения и предсказывал будущее.
-Вспомните, каким образом древние евреи оказались в Египте?
в) Чтение пункта «Моисей выводит евреев из Египта воззрения египтян» .
СЛАЙД 16
Работа по иллюстрации: “Переход израильтян через Красное море”.
СЛАЙД 17
Задание:
Израильтянам некуда было бежать: впереди – море, за ними – всадники.“Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне,”- сказал Моисей. Он протянул руку к морю и о чудо!
- Что произошло?
- Что сделали люди?
Когда же за ними помчались по дну колесницы, то воды вновь сомкнулись, поглотив все войско фараона.
СЛАЙД 18
- Кто центральная фигура на иллюстрации?
- По каким признакам определили?
- Опишите, что происходит вокруг? (целые предложения)
Опора:
Со спины Моисея – старик……
За спиной слева – люди ……..
Справа женщина с младенцем………
Перед Моисеем. О, чу…..
Таким образом, израильтяне спаслись.
г) Работа в группах
СЛАЙД 19
1-я группа будет анализировать воззрения древних евреев, работая с текстом § 16.
2-я группа будет анализировать воззрения египтян, работая с текстом §10.
3-я группа анализирует воззрения жителей Междуречья, работая с § 13.
– Ваша задача, посовещавшись в группах, найти в тексте факты, которые помогут объяснить, какие идеи о божестве, о человеке и его судьбе были свойственны каждому из народов.
Необходимую информацию занесите в таблицу.
– Сравните идеи древних народов.
– Какие общие вопросы их волновали?
Народ | Идеи древних народов | Какие общие вопросы их волновали |
Египтяне | ||
Шумеры | ||
Евреи |
Приготовьтесь представлять свой проект.
Общее задание
– Сделайте вывод: что помогло народам выжить в жестоких условиях железного века?
Вывод: И те и другие призывали людей совершать добрые поступки и восстанавливать
справедливость, но каждый из них понимал по-разному, что это значит.
– Народы Западной Азии не уничтожили друг друга благодаря общим идеям о человеке, его судьбе и тем правилам, которые надо было соблюдать при жизни.
СЛАЙД 20
3. Сравните их с описанием истории, составленным учёными по источникам . Приведите примеры общих или похожих фактов в описаниях учёных и в библейских рассказах.
– Что заметили? 1 2 4 (– Тот факт, что евреи около 1200 г. до н.э. ушли из Египта и скитались долгое время по пустыни, описан в библейских рассказах: Моисей 40 лет водил за собой народ по Синайской пустыне.
– Заключение договора-завета евреев с богом-покровителем Палестины Яхве в библейских сказаниях описано как фрагмент встречи Моисея с Господом у горы Синай, когда, спустившись с горы, Моисей представил людям скрижали – каменные таблички завета-договора, на которых были написаны 10 заповедей)
д) Работа с источником. Чтение заповедей.
СЛАЙД 21
Заповеди – правила.
Задание: Итак, когда мы прочитаем заповеди, вы должны ответить на вопросы.
Что общего между законами Хаммурапи и заповедями, данными Моисею ?
(Законы Хаммурапи-правила, установленные царем, которые нельзя было нарушать)
СЛАЙД 22
– Как вы думаете, почему в Библии Господь Бог говорит о себе Моисею:
«Господь добрый и милосердный Бог, долготерпеливый и полный любви»? 2
(Высказывают разные мнения, смыслом которых является то, что так Бог хотел показать людям, как они должны относиться друг к другу, какими они должны быть. ) 2
– Как, на ваш взгляд, появление этой религии могло повлиять на историю людей? 3
СЛАЙД 23
(Эта религия учит добру, терпимости друг к другу, а значит, она несёт мир и покой народам человеческой цивилизации.)
VI. Выражение решения проблемы.
СЛАЙД 24
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
(Предполагаемый вывод по проблеме. Почему возникает вера в единого Бога?)
– Мы доказали версию о том, что народы приняли общие правила отношения друг к другу и поведения в жизни.
– Назовите ключевые слова сегодняшнего урока.
VII. Применение нового знания.
СЛАЙД 25
Составить предложение по заданным словам:
Библия, Ветхий Завет, Яхве, заповеди, скрижали.
– Хронологическая работа.
Сколько лет прошло с того времени, как Моисею были даны заповеди?
Что было раньше принятие законов Хаммурапи (1750 г. до н. э.) или заключение завета между израильтянами и Богом (1250 г. до н.э)?
На сколько лет раньше? (на 500 лет)
СЛАЙД 26
VIII. Рефлексивный этап. Итог. Самооценка работы на уроке.
Что вы изучали на уроке?
С какой целью были предложены задания?
Какое задание оказалось самым трудным. какое самым лёгким?
Почему?
Как справиться с трудностями, если они вдруг возникнут вновь?
Что ещё можно узнать по теме урока?
Из каких источников
СЛАЙД 27
IХ. Домашнее задание.
Подготовить для пересказа миф из Библии и охарактеризовать его, как исторический источник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Голосовкер Я.Э. Сказание о титанах
В книге собраны древнегреческие сказания, относящиеся к древнейшему мифотворческому периоду: сказание о титане Атланте, кентавре...
Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Библейские сказания"
Презентация составлена к уроку по теме: "Библейские сказания" по учебнику А.А.Вигасин, Г.И. Годер. Презентация составлена четко по параграфу и позволяет учителю свободно излагать материал....
Сказания русского народа
Внеклассное мероприятие, на котором рассматриваються народные приметы русского народа зимних месяцев. Дана историческая справка , объясняющая название месяцев. Включены русские пословицы. Ресурс содер...
Сказания русского народа
Внеклассное мероприятие, на котором рассматриваються народные приметы русского народа зимних месяцев. Дана историческая справка , объясняющая название месяцев. Включены русские пословицы. Ресурс содер...
Презентация "Герои славянских сказаний"
Методическое сопровождение цифрового образовательного ресурса Название цифрового образовательного ресурса: презентация "Герои славянских сказаний" Материал ЦОР может быть использован на ...
Презентация "Потоп" к уроку в 5 классе "Библейские сказания"
Презентацию "Потоп" можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Библейские сказания". Я использую в работе кружка Основ Православной культуры и при проведении элективных курсов....
Презентация "Каин и Авель" к изучению темы в 5 классе "Библейские сказания"
Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, кружка при обсуждении нравственных вопросов....