programma_vospitatelnoy_raboty_v_klassah_kazachey_napravlennosti.doc
рабочая программа по истории на тему
programma_vospitatelnoy_raboty_v_klassah_kazachey_napravlennosti.doc
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_v_klassah_kazachey_napravlennosti.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I.
Анализ современной ситуации духовно –нравственных приоритетов современной молодёжи в подростковом возрасте привели к осознанию необходимости приведения в единую систему работу по духовно – нравственному воспитанию школьников: мультимедийные игры, всё более и более ускоряющийся ритм жизни, мгновенные «смены картинок» действительности психологически объяснимы динамикой жизни 21 века, но та же психология требует и некой временной паузы для возможности сосредоточиться, подумать и проанализировать происходящее вокруг. В связи с развитием коммуникативных средств получения информации, наряду с развитием мировой культуры остро возникает необходимость приобщения школьников к истории и культуре родного края.
Современные политические, социокультурные, экономические условия России, претерпевшие кардинальные изменения с конца 80 –х годов 20 века, потребовали обновления содержания образования и переосмысления всех духовно – нравственных ориентиров и ценностных установок, используемых в образовательной системе в целом. Важнейшие задачи образования на сегодняшний день – пересмотр содержания и повышения качества – поставили в центр внимания педагогической мысли взаимосвязь образования и культуры.
Национально – культурные традиции, их позитивное влияние на духовно – нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников как нигде лучше всего может проявиться в учебно-воспитательном процессе школы через организацию деятельности классов казачьей направленности.
Приложение 1
Поэтому концепция создания данной программы разработана, в первую очередь, с необходимостью приобщения школьников к условиям положительной народной социальной среды через организацию системы учебно-воспитательной работы в классах казачьей направленности.
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности - документ, регламентирующий комплексную работу школы по воспитанию, сохранению и развитию духовности, нравственности учащихся, обучающихся в классах казачьей направленности.
Программа определяет ежегодные цели жизнедеятельности школы, пути и средства их достижения, посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов с родителями учащихся классов казачьей направленности, местным казачьим обществом, представителями духовенства и другими социальными партнёрами с учащимися классов казачьей направленности
Программа отражает интересы родителей, заключающиеся в том, чтобы учащиеся школы стали духовно богатыми и нравственно чистыми людьми, полезными и социально адаптированными в современном обществе.
Приложение 2.
В соответствии с основными целями образовательной деятельности школы духовно-нравственное воспитание и обучение учащихся классов казачьей направленности нацелено на решение следующих задач:
- содействие формированию у учащихся представлений о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества, пониманию общественной жизни, адекватных современному уровню развития знания и культуры;
- воспитание патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Малой родине, семье, соотечественникам и согражданам, толерантности;
- формирование навыка правильно определять приоритеты в жизни, ориентирования на традиционные духовно-нравственные ценности Кубанского казачества;
- выработка навыка бережного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России, Кубани;
- формирование высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности.
- выработка у учащихся четких ориентиров на здоровый образ жизни, пропаганду занятий спортом, участие в оздоровительных мероприятиях.
- работа с родителями по ориентации семей на формирование здорового образа жизни,
- работа по организации внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование навыков культурного отдыха
Основными целями программы являются:
- воспитание патриота России, Кубани, уважающего культурные традиции своего народа;
- показать, что без идеалов, веры, духовности жизнь человека бессмысленна;
- обратить внимание учащихся на врожденное стремление человека к красоте, доброте;
- помочь найти каждому ученику свое место в жизни;
- познакомить с православным образом жизни, православными духовно-нравственными ценностями.
II. Основные направления деятельности школы в классах казачьей направленности
Учебно –воспитательный процесс в классах казачьей направленности реализуется через изучение следующих дисциплин:
- Кубановедение
- Основы православной культуры
- История кубанского казачества
- Традиции кубанского казачества
- Военно-спортивные дисциплины
Приложение 3
РАЗДЕЛ I.
Духовно- нравственное просвещение учащихся.
- Реализация интегрированного предмета кубановедение в классах казачьей направленности.
Виды деятельности.
Особое место в приобщении учащихся к традиционной казачьей культуре в курсе кубановедение
отводится:
- урокам, посвящённым изучению песенного фольклора.
(уроки проводятся в форме практикумов, когда учащиеся вместе с учителем или самостоятельно анализируют материал; семинаров, когда учащиеся под руководством учителя готовят небольшие сообщения по данной теме. Большое значение по привитию бережного отношения к культурному наследию наших предков отводится урокам на базе местного этнографического музея; творческим урокам и урокам - концертам, когда учащимся самим предоставляется возможность инсценировать местный обрядовый праздник, песню или организовать коллективный трудовой процесс с использование кубанского музыкального фольклора)
- организации и проведении предметных недель по кубановедению.
Приложение 4.
- Реализация курса «Основы православной культуры.
Виды деятельности.
1. Беседы с учащимися 1- 11х классов. Священника Александра Бондаренко Ежемесячно по графику :
Класс | 1 Казач. напр | 2 | 3 Казач. напр | 4 | 5 | 6 Казач. напр | 7 Казач. напр | 8 | 9 Казач. напр | 10 | 11 |
Вид деятельности | Сентябрь беседа | Октябрь беседа | Ноябрь беседа | Декабрь беседа | Январь беседа | Февраль беседа | Март беседа | Апрель беседа | Май беседа | Октябрь диспут | Ноябрь диспут |
Тема беседы | Христос- Сын Божий | Понятие о Воскресении | Ангельский мир | Библия | О сотворении мира | О грехе и покаянии | Подвиги первых христиан | Таинства | Годичный круг богослужений | О грехе сквернословия | О телегонии |
- Введение в канву уроков элементов, призванных знакомить учащихся с лучшими образами высокой нравственности и духовности в национальной культуре, истории, литературе, искусстве.
- Введение кружковой работы «Основы православной культуры» в казачьих классах.
4. Уроки духовного воспитания, внеклассные мероприятия, согласно плану воспитательной работы школы и классных руководителей классов казачьей направленности.
5. Выпуск православной странички в школьной газете «Пятерочка». Ежемесячно готовится материал, в котором отражается православный календарь и работа, проведенная учащимися в рамках программы духовно-нравственного воспитания молодежи.
6. Организация благотворительной деятельности учащихся:
- «Поделись теплом сердца своего» - благотворительные акции не реже 4 раз в год (помощь детям инвалидам, помощь пожилым людям, работа по благоустройству улиц города, работа по сохранению и восстановлению памятников города)
- Благотворительные рождественские концерты для коллективов предприятий, где работают родители.
- Благотворительные Пасхальные концерты для военнослужащих, детей-инвалидов из реабилитационного центра «Планета детства», родителей учащихся учителей, для работников и клиентов Центральной районной больницы, детских домов.
7. Организация паломнических и экскурсионных поездок:
- Паломнические поездки по Святым местам и Храмам Краснодарского края.
- Ежегодные поездки на туристическую базу «Пшады» и трехдневные походы по маршруту «Партизанские тропы Кубани»
- Экскурсии в монастырь и в Храмы города, в исторический и Краеведческий музеи Краснодара.
8. Проведение православных лекториев для родителей
1 класс.
- Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
- Родителям о внимании и внимательности.
- Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
- Неразлучные друзья – родители и дети.
3 класс.
1.Законы жизни семьи, законы жизни класса.
2. Праздники и будни нашей жизни.
3. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
4. О разумной родительской любви.
Среднее и старшее звено.
6 класс.
- Трудовое воспитание как основа духовно-нравственного развития детей
- Семейное воспитание – основа нравственности и духовности молодежи
- Как вырастить ребенка нравственным?
7 класс
- Родительский авторитет и его значение в процессе воспитания подростка
- Особенности переходного возраста
9 класс
1. Сектанты и их разрушающее влияние на духовность ребенка
2. Религия и ее роль в духовно-нравственном становлении молодого человека
3. Как воспитать достойного гражданина.
РАЗДЕЛ II
Духовно-нравственное воспитание в казачьих классах через реализацию модуля
«Истории кубанского казачества» и «Традиционной культуры кубанского казачества»
Виды деятельности:
1.Организация деятельности творческой лаборатории «Люби и знай свою Кубань»
Духовно – нравственное просвещение учащихся классов казачьей направленности поэтапно развивается по трём основным направлениям:
- творческая мастерская «Искатели», в состав которой входят учащиеся, занимающиеся поисково-исследовательской, проектной деятельностью;
- творческая мастерская «Эрудиты». Учащиеся данной мастерской принимают активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, викторинах по истории казачества.
- творческая мастерская «Пою тебя, моя Кубань», в состав которой входят две детские группы: ансамбль «Казачата» (состоит из учащихся 6-б 7 –а, 7-б классов казачьей направленности) и ансамбль «Чаровница», в состав которой входят учащиеся 9 -ых классов
Приложение 5
2.Работа кружка ДПИ.
Приложение 6
3. Проведение родительских собраний не реже 1 раза в четверть.
(тематика родительских собраний посвящена знакомству родителей с основами казачьего быта и традициями казачьего воспитания, особенностями православного образа жизни в семье)
РАЗДЕЛ III
Военно-патриотическое воспитание и спортивно – массовая работа школьников.
В классах казачьей направленности военно-патриотическое воспитание и спортивно – массовая работа осуществляется в соответствии с исторически сложившимися формами его проявления в процессе духовного, культурного, нравственного, физического, гражданско-патриотического воспитания, военно-прикладной подготовки, которые обеспечивают преемственность поколений.
Деятельность данного направления реализуется в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся по следующим направлениям:
Класс | 1-а | 3-а | 6-б | 7-а | 7-б | 9-а |
Направление деятельности | Казачьи игры | Казачьи игры | Казачьи игры | Строевая подготовка | Строевая подготовка | Военно- прикладное искусство |
Виды деятельности учащихся классов казачьей направленности
по военно –патриотическому, спортивно –массовому воспитанию:
-участие в районных и краевых мероприятиях, направленных на воспитание духовности, здорового образа жизни и патриотизма, нравственности учащихся:
- краевой слет православной молодежи;
- Богородичные праздники радости осени;
- военно-спортивная игра «Зарница»;
- слеты казачьей молодежи и казачьи парады;
- участие в митингах и демонстрациях, имеющих духовно-нравственную тематику и проблематику;
- участие команды ЮИД в игре «Безопасное колесо»;
- участие в соревнованиях по пожарно-прикладному искусству;
- участие в районных, краевых и всероссийских соревнованиях;
- посещение спортивных секций, кружков, спортивной школы;
- взаимодействие с тренерско-преподавательским составом по спорту.
РАЗДЕЛ IV
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (2005-2006 гг.):
1. Исследование и педагогический анализ проблемы.
- Анкетирование, включенное наблюдение за деятельностью.
- Накопление практического материала по организации и деятиельности классов казачьей направленности.
- Обучение на курсах повышения квалификации по предметам: «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Организация деятельности классов казачьей направленности».
- Накопление и отбор программно-методического материала.
- Организация социального партнёрства по организации функционирования классов казачьей направленности.
1-й этап (2006-2007 гг.):
а) создание классов казачьей направленности;
б) разработка и реализация методических рекомендаций по созданию программ организации деятельности в классах казачьей направленности.
б) введение в школьный компонент учебного плана курса «Основы православной культуры», рекомендованного Министерством образования РФ.
в) проведение совместных «круглых столов» с социальными партнёрами по проблемам духовно-нравственного, военно – патриотического воспитания и просвещения учащихся;
г) организация и проведение совместных праздничных мероприятий;
д) социально-психологическое сопровождение реализации программы.
2-й этап (2007-2013 гг.):
а) обобщение опыта, изучение результатов работы (диагностика, анкетирование);
б) разработка и публикация методических рекомендаций, сценариев мероприятий в классах казачьей направленности;
в) проведение практических семинаров по обмену опытом.
Раздел V
Прогнозируемые результаты
Реализация данной программы позволит:
- сформировать личность учащегося, ориентированную на высокую нравственность как основу жизненной философии;
- создать условия для развития творческих способностей, познавательной активности, детей;
-укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания молодежи;
- добиться стабильной динамики в позитивном изменении психологического климата в школьном коллективе и рост уровня воспитанности учащихся классов казачьей направленности.