тесты по истории
олимпиадные задания по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ласть князя в Древнерусском государстве |
была ограничена волей вече и дружины |
носила абсолютный характер |
подтверждалась грамотами от императора Византии |
ограничивалась сословно-представительными органами |
В славянский пантеон языческих богов входили |
Один и Тор |
Сварог и Перун |
Юпитер и Нептун |
Бальдур и Локи |
Территория Москвы в древности (VIII-XII вв.) была заселена |
полянами |
древлянами |
дреговичами |
вятичами |
Укажите форму правления, установившуюся в Новгороде в 12-15 веках |
княжеское правление |
боярская республика |
демократическая республика |
сословно-представительная монархия |
У восточнославянских племён, проживавших в лесной полосе, преобладающим типом земледелия был (а) |
перелог |
подсека |
двуполье |
трёхполье |
Какое событие, согласно летописной традиции, считается началом древнерусской государственности? |
поход Олега на Византию |
объединение Олегом под своей властью Новгорода и Киева |
приход Рюрика на княжение в Новгородскую землю |
налоговые реформы княгини Ольги |
Текущий вопрос: 8 (всего вопросов в тесте: 15) |
Восточные славяне расселились на территории |
Подунавья и Балканского полуострова |
между Одером и Вислой |
от предгорий Карпат до верховий Волги |
между Волгой и Уралом |
По преданию, Святослав, начиная военный поход, говорил: |
"Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет" |
"Не передавивши пчёл - не есть мёду" |
"Если останусь жив, то с ними, если погибну, то с дружиной!" |
"Иду на вы" |
Подсечно-огневая система земледелия, распространённая у славянских племён, проживающих в лесной полосе |
позволяла длительно хозяйствовать на одном месте |
консервировала роль общины в хозяйственной деятельности |
не могла приносить высокие урожаи |
давала возможность выделиться хозяйствам отдельных семей |
Основным занятием восточных славян в 6-9 веках являлось |
скотоводство |
земледелие |
ремесло |
огородничество |
Какие особенности складывания государства у восточных славян связаны с географическим положением ареала их расселения? |
наличие обширной территории с протяжёнными границами |
развитые взаимосвязи между племенами благодаря высокой плотности населения |
разложение родовой общины, формирование общины соседской |
наличие непреодолимых для внешних врагов естественных границ |
Текущий вопрос: 13 (всего вопросов в тесте: 15) |
Характерной чертой экономического развития Древней Руси в 11-12 веках стало |
формирование единого рынка |
создание единой денежной системы |
складывание крупного вотчиного земледелия |
Какое условие является лишним в процессе складывания государства у восточных славян в VIII-IX вв? |
наличие обширной территории с протяжёнными границами |
прохождение через земи славян транзитных торговых путей |
мирные отношения с соседними народами Великой Степи |
сложные природные условия для занятия земледелием и животноводством |
Текущий вопрос: 15 (всего вопросов в тесте: 15) |
акое событие, согласно летописной традиции, считается началом древнерусской государственности? |
поход Олега на Византию |
объединение Олегом под своей властью Новгорода и Киева |
приход Рюрика на княжение в Новгородскую землю |
налоговые реформы княгини Ольги |
еменным союзом восточных славян, сложившимся к VIII в., среди перечисленных народов являются |
касоги |
древляне |
печенеги |
чудь |
Открытые (устные или письменные) вопросы[править]
- Назовите основные причины образования Древнерусского государства.
- Какие существуют теории относительно образования Древнерусского государства? Назовите их сторонников.
- Назовите основателя Древнерусского государства.
- Перечислите главные характеристики Древнерусского государства.
- Каково было историческое значение образования Древнерусского государства?
- Перечислите правителей Древнерусского государства и назовите их даты правления.
- Назовите причины принятия христианства Владимиром I.
- Расскажите кратко о внешней политике первых киевских князей.
- Каково было историческое значение Русской правды?
- В чем заключаются основные заслуги Ярослава Мудрого?
- Какую внешнюю политику вел Ярослав Мудрый?
- Каковы были причины народного движения на Руси в 60-ые - 70-ые гг. XI вв?
- В чем заключается историческое значение Любеческого съезда русских князей?
- Назовите основные причины распада Киевской Руси.
- Перечислите основные государственные образования, появившиеся после ее распада.
- Назовите основные последствия распада Киевской Руси.
- Опишите основные отрасли русской культуры периода XI - нач. XIII вв.
Определите происхождение отрывка данного текста:
2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.
3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего). 6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.
...
9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе - 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
Определите о каком историческом событии идет речь в данном отрывке:
В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".
ревнерусское государство было образовано в…
862 году до н.э. | |
682 году н.э. | |
682 году до н.э. | |
862 году н.э. |
2.Укажите период княжения Ярослава Мудрого:
(978 – 1015 гг.) | |
(1019 – 1054 гг.) | |
(957 – 972 гг.) | |
(879 – 912 гг.) |
3.В какой из перечисленных земель власть захватили бояре, образовав республику?
Чернигов | |
Киев | |
Переяславль | |
Новгород |
4.Знаменитое произведение архитектуры XI века, воздвигнутое при Ярослав Мудром:
Киевский кремль | |
Собор св. Ольги | |
Золотые ворота | |
Позолоченные ворота |
5.Что из перечисленного не является последствием монгольского нашествия на Русь?
49 из 75 крупных городов Руси было уничтожено. | |
Дан толчок формированию III сословию свободных людей, горожан. | |
Экономическая разруха. | |
Возвращение к государственному феодализму. |
Вопрос | Варианты ответов | Верный ответ | |||||||
1 | Первым подверглось нападению монголо-татар | 1) Киевское княжество 2) Рязанское княжество | 3) Галицкое княжество 4) Великий Новгород | 2 | |||||
2 | Произведение «Задонщина» повествует о | 1) битве на Калке 2) битве на реке Воже | 3) «стоянии на Угре» 4) Куликовской битве | 4 | |||||
3 | В результате Куликовской битвы | 1) возросла роль Москвы как центра объединения Руси 2) была уничтожена Золотая Орда 3) Русь окончательно попала в зависимость от Орды 4) Русь обрела независимость от Орды | 1 | ||||||
4 | Конец ордынского ига наступил при князе | 1) Дмитрии Донском 2) Иване III | 3) Александре Невском 4) Иване Калите | 2 | |||||
5 | К причинам возвышения Москвы не относится | 1) Выгодное географическое положение 2) Право на сбор дани с русских земель для Орды 3) Самое спокойное и безопасное княжество 4) Освобождение Москвы от уплаты дани Орде | 4 | ||||||
6 | Куликовская битва произошла в | 1) 1223 г. 2) 1240 г. | 3)1380 г. 4) 1480 г. | 3 | |||||
7 | Первое сражение русских с монголами произошло на реке | 1) Калке 2) Воже | 3) Угре 4) Неве | 1 | |||||
8 | Зависимость Руси от Золотой Орды привело к тому, что | 1) в русских землях была установлена система баскачества 2) к Орде отошли земли Галицко-Волынского княжества 3) к Орде отошли земли Великого Новгорода 4) прекратились набеги монголо-татар на Русь | 1 | ||||||
9 | Помог Орде подавить восстание в Твери (1327) | 1) Дмитрий Донской 2) Иван III | 3) Александр Невский 4) Иван Калита | 4 | |||||
10 | К причинам возвышения Москвы не относится | 1) Перенос в Москву резиденции митрополита 2) Поддержка Золотой Орды 3) Освобождение Москвы от уплаты дани Орде 4) Умелая политика московских князей | 3 | ||||||
11 | Победы русских войск под руководством Александра Невского относятся к | 1) Х в. 2) ХI в. 3) ХIII в. 4) ХV в. | 3 | ||||||
12 | Политическое объединение русских земель завершилось образованием единого государства в | 1)конце ХIV в.2) конце ХV в.3) начале ХVI в.4) середине ХVIII в. | 2 | ||||||
13 | Какое из событий произошло позже всех остальных? | 1) крещение Руси 2) Невская битва | 3) Куликовская битва 4) признание варягов | 3 | |||||
14 | Куликовская битва произошла в | I)1223г. 2)1240г. 3)1380г. 4)1480г. | 3 | ||||||
15 | Творчество великого русского художника Андрея Рублева приходится на | 1) конец ХIV - начало ХV в. 2) конец ХIII - начало ХIV в. | 3) середину - вторую половину ХV в. 4) конец ХV начало ХVI в | 1 | |||||
16 | Определите, на каком уровне развития находились перед нашествием на Русь:_ | а) феодальной раздробленности; б) распада первобытного общества; в) раннефеодального государства. | Б | ||||||
17 | Соотнесите понятия и их объяснение: 1. Ярлык. 2. Дань. З. Баскаки. | а) золотоордынцы, собирающие дань на Руси; б) ханская грамота, дающая право на княжение; в) поборы с покоренных народов в пользу Золотой Орды. | 1б2в3а | ||||||
18 | Русские князья не раз сражались с немецко-шведскими рыцарями. Определите, где происходили битвы: | а) на р. Калке; б) на р. Неве; в) на Чудском озере | Бв | ||||||
19 | На Руси формируется новое сословие —«дворянство». Оно характеризуется: | а) наличием земельного владения за несение военной службы; б) наличием больших привилегий; в) участием в управлении государством. | А | ||||||
20 | Укажите причины успеха завоевательных походов монголо-татар: | а) тактика ведения боя «полумесяц»; б) структурная организация войска; в) количественное превосходство. | аб | ||||||
21 | Историки считают, что монголо-татары превратили Русь из «страны городов» в «страну деревень». Это можно объяснить тем, что: | а) монголо-татары в первую очередь уничтожали города; б) пришли в упадок торговля и ремесло; в) городское население, спасаясь бегством, покинуло города. | а | ||||||
25 | После падения Киева политическим центром становится: | а) Новгород; б) Владимир; в) Ярославль. | б | ||||||
26 | Походы военно-монашеских орденов на Русь преследовали цели: | а) насадить на Руси католическую веру; б) захватить богатые земли Новгорода и Пскова; в) защитить свои земли от монголо-татар, напавших на Русь. | а | ||||||
27 | Выражение «меж двух огней» связано: | а) с нашествием монголо-татар на Русь; б) с постоянными набегами половцев; в) с крестовыми походами Тевтонского ордена. | ав | ||||||
28 | Укажите причины образования единого Русского государства: | а) усиление экономических связей внутри страны; б) восстановление и развитие сельского хозяйства, рост городов; в) необходимость борьбы с Золотой Ордой за независимость государства; г) верны все ответы. | г | ||||||
29 | Определите, с именем какого князя связана победа на Куликовом поле: | а) Дмитрия Донского; б) Александра Невского; в) Владимира Мономаха. | а | ||||||
30 | Соотнесите место и год, когда русские войска впервые нанесли поражение монголо-татарам: | 1. На Куликовом поле. 2. Во время осады Киева. З. В битве на Калке. | а) 1240 г.; б) 1380 г.; в) 1223 г. | 1б | |||||
31 | Отметьте, какое княжество стало центром объединения русских земель: | а) Тверское; б) Московское; в) Владимирское. | б | ||||||
32 | Определите, с каким событием связано понятие «стояние на Угре» | а) с падением монгольского ига в 1480 г.; б) с противостоянием Новгорода Москве в 1471 г.; в) с отвоеванием Смоленска у Литвы в 1514 г. | а | ||||||
33 | Укажите название литературного произведения, посвященного битве на Куликовом поле: | а) «Сказание о Мамаевом побоище» б) «Слово о погибели Русской земли» в) «Повесть о Шевкале» | а | ||||||
34 | Определите причины победы Москвы над Тверью: | а) Золотая Орда поддерживала политику московских князей; б) московские князья проводили умную, дальновидную политику; в) Московское княжество поддерживалось другими русскими княжествами; г) выгодность географического положения | бг | ||||||
35 | ХIV в. на Руси характеризуется: | а) возрождением ремесел; б) введением новой технологии в земледелии — трехполья; в) зарождением и развитием ярмарочной торговли. | аб | ||||||
36 | Определите историческое значение победы на Куликовом поле: | а) русские войска впервые нанесли поражение монголо-татарам; б) Русь отстояла свою независимость; в) это положительно сказалось на процессе объединения русских земель. | ав | ||||||
37 | События, в результате которых произошло присоединение Новгорода к Московскому княжеству, — это: | а) сражение на р. Шелони в 1471 г. и походы 1475 и 1478 гг.; б) подавление новгородского восстания Иваном Грозным; в) вмешательство Золотой Орды | а | ||||||
38 | Назовите главное произведение Андрея Рублева: | а) «Троица» б) «Евангелие Хитрово» в) «Георгий Победоносец» | а | ||||||
39 | В ХIII—ХIV вв. возрастание роли, князя в управлении княжеством связано: | а) с нарушением единства «вече — бояре — князь»; б) с политикой Золотой Орды — выдачей ярлыка на княжение; в) с узурпацией власти князя. | а | ||||||
40 | На Руси боевой клич «ура!» появился: | а) от перебежчиков из Орды; б) заимствован у византийцев; в) заимствован у половцев. | а | ||||||
41 | Соперничество Москвы и Твери пррявилось: | а) в феодальной усобице; б) в борьбе за торговые интересы; в) в борьбе за право стать центром объединения русских земель | В | ||||||
42 | Предпосылки к объединению русских земель: | а) интересы торгового люда; б) развитие городов; в) стремление князей занять царский трон | аб | ||||||
43 | В ХIV в. у русского народа формируется национальное самосознание. Выберите правильный ответ, который объясняет это понятие: | а) чувство единства народа; б) осознание права на независимость; в) сознание превосходства над другими народами. | аб | ||||||
44 | Укажите причины победы русских войск на Куликовом поле: | а) удачно разработанный план сражения Дмитрия Донского; б) численное превосходство русских войск; в) участие в битве почти всех русских княжеств. | ав | ||||||
45 | десятина равняется: | а) 1,09 га; б) 2 га; в) 1,5 га. | а | ||||||
46 | Определите историческое значение победы русских в битве на Чудском озере: | а) сохранение независимости новгородских и псковских земель; б) сохранение единства Руси; в) сохранение религиозного единства. | АВ | ||||||
47 | Итоги нашествия монголо-татар: | а) Русь потеряла свою независимость; б) нанесен серьезный урон экономике страны; в) укрепилась власть удельных князей. | АБ | ||||||
47 | Укажите причину, по которой Русь не могла противостоять монголо-татарам: | а) более низкий уровень развития; б) численное превосходство войска монголо-татар; в) феодальная раздробленность на Руси; г) техническое вооружение монголо-татар. | В | ||||||
48 | Укажите, почему, впервые столкнувшись с монголо-татарами, русские войска потерпели поражение: | а) бегство половцев с поля боя; б) несогласованность русских князей; в) русские войска были небоеспособны. | АБ | ||||||
48 | Определите даты монголо-татарского ига: | а) 1240—1480 гг.; б) 1242—1485 гг.; в) 1240—1580 гг.; г) 1140—1440 гг. | А | ||||||
49 | Соотнесите события и даты: 1. Взятие Киева войсками хана Батыя. 2. Ледовое побоище. 3. Сражение на Калке. 4. Невская битва. | а) 1240 г.; в) 1242 г.; б) 1237 г.; г) 1223 г. | 1б 2в 3г 4а | ||||||
50 | Падение монгольского ига связано со значительным ростом городов и появлением новых. Укажите, какую роль играли города | а) были средоточием торгово-ремесленного люда; б) были центрами развития ремесла.; в) являлись центрами культурной и политической жизни страны. | АБ | ||||||
51 | Русский купец, побывавший в Индии: | а) Садко; б) Афанасий Никитин; в) Феофан Грек. | Б | ||||||
52 | Город, в котором в 1380 г. был назначен сбор русских войск: а) Рязань; б) Козельск; в) Коломна. | а) Рязань; б) Козельск; в) Коломна | В | ||||||
53 | Город на Руси, ставший первой жертвой монголо-татар: | а) Козельск; б) Рязань; в) Москва. | Б | ||||||
54 | Укажите, в чем состояли преимущества монгольской армии перед русской: | а) навыки конного боя большой армии; б) хорошая разведка; в) единое командование; г) верны все ответы. | Г | ||||||
55 | Как вы считаете, прослеживается ли связь между монгольским нашествием и нападением на новгородские и псковские земли немецких и шведских рыцарей: | а) да, так как рыцари узнали о падении Киева; б) нет, это случайность, так как период ХI— ХIII вв. связан с крестовыми походами; в) это вообще не взаимосвязано. | А | ||||||
56 | Укажите территории, вошедшие в Русское государство после падения монголо-татарского ига: | а) южные территории; б) черноземная зона южнее Оки; в) Поволжье | АБ | ||||||
64 | Основное занятие монголо-татар — это: | а) земледелие; б) скотоводство; в) ремесло; г) огородничество | Б |
Итоговое тестирование по предмету «История древнего мира»
1.Кто управлял родовой общиной?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
2. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
А) охота Б) скотоводство В) собирательство
3. Когда появился человек на земле?
А) 2 млн. лет назад Б)100 тыс. лет назад В) 10 тыс. лет назад
4. Орудия труда первобытного человека:
А) мотыга Б) заостренный камень В) плуг
5. Где находится Египет?
А) в северо-восточной части Африки Б) в центральной Азии В) в центральной Африке
6. Кто впервые описал жизнь египтян?
А) Геродот Б) Хаммурапи В) Крез
7. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?
А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия
8. Что изобрели в Индии?
А) шахматы Б) бумагу В) прозрачное стекло
9. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа?
А) Адам Б) Авраам В) Ной
10. Где находится Греция?
А) в южной части Балканского полуострова Б) в западной части Азии
В) в Восточной части Африки
11. Как назывался совет знати в Афинах?
А) ареопаг Б) демос В) полис
12. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?
А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб
13. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.
А) Ксеркс Б) Дарий Первый В) Кир
14.Чем занимались спартанцы?
25. Когда началось восстание рабов под предводительством Спартака?
А) в 509 г до н.э. Б) 74 г до н.э. В) в 313 г н.э.
В1. Установите соответствие между орудием труда или оружием и занятиями людей. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Занятия | |
А) плуг Б) гарпун В)гончарный круг |
|
А | Б | В |
В3. Прочтите отрывок из мифа и напишите имена людей, о которых в нем идет речь.
В раю было много красивых цветов и деревьев со вкусными плодами. Там обитали животные и птицы, но человеку было скучно жить одному. И вот однажды, когда человек спал, Бог вынул у него ребро и сделал из него женщину. Стала она женой человека, и жили они в раю как малые дети, не зная, что хорошо и что плохо.
Определение | |
А. патриции .Б)гладиаторы |
и обученные рабы-воины, выступавшие на публике |
Тест по теме «Вторая мировая война»
1. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций?
а) введение советских войск на территорию Польши
б) нападение СССР на Финляндию
в) заключение договора с Германией.
2. План операции «Тайфун» - это:
а) план советского контрнаступления в битве под Москвой
б) немецкий план, предполагавший взятие Смоленска, и обеспечение продвижения к Москве.
в) немецкий план битвы за Москву.
3. Выделите основные положения планов немецкого командования – плана «Барбаросса» и плана «Ост»:
а) молниеносная война
б) превращение Восточной Европы в жизненное пространство для немецких колонистов
в) уничтожение всего еврейского и части славянского населения
г) завершение войны по выходе немецких войск на линию Архангельск – Астрахань.
д) разгром основных сил Красной армии, а приграничных сражениях и с тем, чтобы не допустить их отхода за Западную Двину и Днепр.
ж) выселение в Сибирь 65% жителей Западной Украины и 75% жителей Белоруссии.
4. Когда США вступил в войну?
а) сразу после нападения Германии на Польшу
б) после капитуляции Франции
в) сразу же после нападения Германии на СССР
г) после нападения Японии на военную базу США Перл – Харбор
5. Область во Франции, где высадились союзники в июне 1944 года?
а) Фландрия б) Нормандия в) Прованс
6. Когда состоялась «Встреча большой тройки»?
а) 12 октября 1943 – 1 ноября 1943г
б) 28ноября 1943 - 1 декабря 1943г
в) 22 ноября 1943 – 3 декабря 1943г.
7. Укажите временные рамки Сталинградской битвы?
а) 17 июля 1942г. – 2февраля 1943г
б) 18 августа 1942г. – 5 марта 1943г.
в) 17 июня 1942г – 3 февраля 1943г.
8. Укажите временные рамки Второй Мировой войны
а) 22июня 1941 – 9 мая 1945г.
б) 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945г.
в) 19 ноября 1941 - 6 сентября 1945г.
9. Какое событие происходило в период коренного перелома в ходе второй мировой войны:
а) нападение Японии на США; б) битва под Москвой;
в) открытие второго фронта; г) Высадка англо-американского десанта в Сицилии.
10. Где проходила конференция, завершившая работу по созданию ООН:
а) Нью-Йорк; б) Сан-Франциско; в) Потсдам; г) Женева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века.
тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века. ( 3 варианта и ответы)...
Тесты по истории для 7 класса (Всеобщая история и история России)
В данной папке загружены тесты по истории для 7 классов для проведения проверочных и контрольных работ...
Интерактивный тест по шаблону Баженова «Итоговый тест по истории Древнего мира»
Цель: формирование учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций на основе обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме в форме теста.Задачи:1...
Интерактивный тест по шаблону Баженова «Итоговый тест по истории России»
Цель: формирование учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций на основе обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме в форме теста.Задачи:1...
Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"
Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...
Тест по Истории и культуре Санкт-Петербурга - "История Кронштадта"
Тест составлен для проверки знаний по истории Кронштадта, составлен после посещения г.Кронштадта учащимися 8 класса с экскурсией.Задания составлены на основе беседы экскурсовода и посещения музея исто...