Внеклассное мероприятие "Никто не забыт, ничто не забыто"
классный час по истории по теме

Кузнецова Наталья Викторовна

Сценарий внеклассного мероприятия по теме "Никто не забыт, ничто не забыто" (посвященное с. Богословка в годы Великой Отечественной войны)".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogoslovka_v_gody_vov.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. С.А. Суркова с. Богословка

Пензенского района Пензенской области

Внеклассное мероприятие:

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Автор: Кузнецова Наталья Викторовна – учитель истории МОБУСОШ им. С.А. Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области

                                                     Адрес: ул. Березовая 14-2,  

                                                     с. Богословка, Пензенский р-он,

                                                     Пензенская обл., 440528

                                                     Тел.89273925141

                                                    E-mail: kdu5@sura.ru

 

Богословка 2015

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного истории села Богословка

в годы Великой Отечественной войны

«Никто не забыт, ничто не забыто»

(5-6 классы)

Цель: познакомить учащихся с вкладом односельчан  в Великую Победу 1945 года.

Задачи:         

  1. Прививать любовь к своей малой родине, чувство благодарности воинам и работникам тыла, благодаря подвигу которых, была одержана победа в Великой Отечественной войне.
  2. Воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости за народ, победивший в войне, уважительное отношение к ветеранам.
  3. Формировать гражданскую позицию учащихся, желание изучать историю периода Великой Отечественной войны.

Содержание:

  1. Вступление.
  2. Начало войны.
  3. Богословцы фронтовики.
  4. Все для фронта, все для Победы!
  5. Бессмертный полк.
  6. Заключение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Предмет: краеведение.

Форма учебной работы: классный час.

Продолжительность: 35 - 40 минут.

Участники: учащиеся, педагог, родители.

Вступление.

Слайд 1

Учитель: Добрый день, уважаемые родители, дорогие ребята! Мы рады приветствовать Вас на мероприятии «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященном нашему родному селу – Богословке в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 2

Война — жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

Слайд 3

Мы ни когда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое зимой нетопленное помещение, скудный военный паек. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам.

А наши прадеды знают, что такое война. Они, 70 лет назад, выстояли в ней, самой бесчеловечной, кровопролитной, жестокой – Великой Отечественной войне. 2015 год – год знаменательный. Человечество отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда…

В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне наш священный долг – вспомнить участников Великой Отечественной, наших земляков, отдать дань глубокого уважения светлой памяти погибших.

Начало войны.

Слайд 4

Ведущий 1. В середине прошлого века (22 июня 1941 года) на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.

Ведущий 2. Это случилось в воскресенье, в обычный июньский теплый день. Накануне по всей стране в школах прошли выпускные балы. С утра, казалось, ничто не омрачало настроение.

Ведущий 1. Люди еще не знали, что в 3 часа 15 минут по всей западной границе нашей страны грянули залпы орудий, поползли танки с крестами на бортах.

Слайд 5

Ведущий 2. Вторгаясь на территорию СССР  Гитлер,  поставил цель уничтожить СССР как государство, а население либо уничтожить,  либо превратить в рабов, т. е. в бесправных людей.

Ведущий 1. Большинство советских людей заняли четкую позицию: надо воевать, обязательно победить, так как в этой войне решалась судьба не только народов нашей страны, но и всей Европы, всего мира.

Богословцы фронтовики.

Слайд 6

Ведущий 2. Звучит стихотворение «Казалось, было холодно цветам»

Ученик 1.

Казалось, было холодно цветам,

и от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

и пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Стихотворение написано: 1943

Ведущий 1. Война не проходила на территории Пензенской области, но пензенцы принимали самое активное участие в борьбе с фашистскими  захватчиками. Среди них были и наши односельчане. Они служили в авиации, пехоте, в танковых войсках, служили саперами и связистами.

Слайд 7

Ведущий 2. Так, из семьи Никишиных ушли на фронт 4 брата.

Старший - Василий Иванович (родился 1 января 1907 года в Богословки) был летчиком в действующей армии с сентября 1943 года. Совершил 77 ночных боевых вылетов.

Слайд 8

Ведущий 1. Второй брат Никишин Николай Иванович родился в 1919 году, д В городе Ейске он закончил летное училище. В 1940 году был призван в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны летал на “Ил-2”-“штурмовик”, служил в 29 отдельной эскадрильи Северо-Западного фронта, затем с 1942 года в 33 гвардейском авиаполку. Воевал на 1 Украинском фронте и Белорусском. Награжден  3 орденами Красного знамени, 2 орденами Красной звезды, медалью «За взятие Берлина» и многими другими наградами.

Ведущий 2. Третий брат - Илларион был зенитчиком, а Михаил - младший брат механиком на фронте.

Слайд 9-10

Ведущий 1. Храбрый пулеметчик Глухов Семен Спиридонович в Советской Армии с 1940 года. Службу проходил на Дальнем Востоке, и там его застала война. В 1941 году их часть была переброшена на запад, и в составе войск западного фронта принимала участие в битве под Москвой. С.С. Глухов был дважды ранен.  Немало боевых подвигов совершил пулеметчик  Глухов, за что награжден  Орденом Красной Звезды.

Слайд 11

Ведущий 2. Храбро сражался и другой наш сельчанин Раков Иван Максимович. За подвиги он был награжден орденом Красной звезды, медалями «За Победу над Германией».

Слайд 12

Ведущий 1. Первый бой танкисту Дмитрию Григорьевичу Бурмистрову пришлось принять в самом начале Великой Отечественной войны. Гибель боевых друзей, горечь отступления-все это пришлось испытать Дмитрию Григорьевичу. Он горел в танке, потом пересел на новую машину. Под Киевом Бурмистров был тяжело ранен и больше в боях не участвовал. Вернувшись в родные места, он отдал все силы мирному труду, работал в совхозе “Панкратовский”.

Ведущий 2. В нашем селе проживали и проживают ветераны – уроженцы  из других  уголков нашей Родины.

Слайд 13-14

Ведущий 1. Так, Ефремов Георгий Андреевич служил на подлодке «Д-2» «Народоволец», которая потопила 5 вражеских кораблей.

Ведущий 2. Анна Васильевна Чудина была в годы войны снайпером, она убила 19 фашистских снайперов, удостоена многих наград.

Слайд 15

Ведущий 1. На фронте нельзя без медицинских сестричек, которые спасали жизни, вытаскивали раненных из огня. Такой была Чеснокова Екатерина Семеновна.

Слайд 16

Звучит стихотворение «Рассказ ветерана»

Ученик 2.

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, - живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято!

Ведущий 2. С 1986 года в нашем селе проживает ветеран Великой Отечественной войны Саушкин Константин Ильич, о котором нам расскажет...

Ученик 3. Рассказывает о Саушкине Константине Ильиче.

Слайд 17

Константин Ильич 1923 года рождения. Родился недалеко от Пензы, в селе Николаевка.

На момент призыва в армию Константину Ильичу было 19 лет. В июне 1942 года он попал на Ленинградский фронт.

Слайд 18

В Ленинграде  его поразили люди, пережившие суровую зиму 1941-1942 годов,  измождённые голодом.  Они ждали переправы в тыл. С отчаянием ветеран смотрел на то, как люди просили всего лишь сухарик  хлеба. Обезумевшие от голода ленинградцы буквально бросались на солдат, чуть не сбивая с ног. Настолько они были голодными. Он рассказал нам, что ленинградцы приносили золотые вещи, часы и другие ценности за кусочек хлеба.  «Но золото ведь есть не будешь», - как верно подметил  Константин Ильич.

В Ленинграде он был зачислен в 42 армию 189 стрелковую дивизию 891 стрелковый полк, которая вела оборону на южных подступах к Ленинграду.

Слайд 19

Константину Ильичу часто приходилось ходить в разведку. Как он вспоминает, это было для него самым страшным на войне, так как шли к врагу, на смерть. Бывало, половина из разведчиков назад в полк уже не возвращалась. Ему везло, «Бог миловал»!  Но не 4 декабря 1942 года. Во время очередного задания он получил ранение в правое бедро, левую кисть руки.

Потом был госпиталь, лечение. Ногу вылечили, а левая рука осталась изуродованной на всю жизнь.

Из госпиталя его выписался только в марте 1943 года. В медицинском заключении было написано, что к строевой службе не годен, поэтому его назначили связистом.

В январе 1944 года блокада Ленинграда была прорвана. Дивизию, в которой находился Константин Ильич,  направили  дальше освобождать территорию, захваченную немецкими войсками.

Слайд 20

Он рассказал о том, что не далеко от Риги они видели казармы концентрационного  лагеря Са́ласпилс, в котором  перед приходом советских войск часть заключенных куда-то вывезли, а часть  в спешке расстреляли и сбросили в реку. Он видел  разбросанные по всей территории бывшего лагеря  вещи, фотографии, свидетельства чудовищной жизни его узников.

День Победы он встретил в Польше. До сих пор 9 мая самый  важный день в его жизни. А самым радостным событием ветеран считает возвращение домой, в родную деревню,  где «никто ни бьет и никто не стреляет».

Слайд 21

 В военкомате Пензенского района нам предоставили сведения о том, что Саушкин Константин Ильич награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией».

Слайд 22

С 1986 года Константин Ильич проживает в селе Богословка.  Сейчас он живет один. К нему приходит соцработник, помогает по хозяйству. Приезжают дети, внуки. Особенно тепло он говорит о правнуке Владике.  Жизнь продолжается…

Прошло 70 лет с окончания Великой Отечественной войны, а Константин Ильич в подробностях описал свой фронтовой путь. Это значит, в жизни этого человека война занимает особое место. А как может быть иначе? Он и сам не верит, что ему удалось пройти такой долгий фронтовой путь и живым вернуться с той ужасной войны.  

Слайд 23

Ведущий 1. Звучит стихотворение Юрия Соловьёва «Ветераны Великой Отечественной»

Ученик 4.

Как мало их осталось на земле

Не ходят ноги и тревожат раны,

И ночью курят, чтобы в страшном сне,

Вновь не стреляли в них на поле брани.

Мне хочется их каждого обнять,

Теплом душевным с ними поделиться,

Была бы сила, чтобы время вспять…

Но я не бог…война им снова снится.

Пусть внукам не достанется война

И грязь еѐ потомков не коснѐтся,

Пусть курит бывший ротный старшина

И слышит, как внучок во сне смеѐтся.

Слайд 24

Ведущий 2. Бывало бойцы  попадали в плен к немцам. Среди них житель села Малая Валяевка А. Егоров. Газета «Колхозная правда» 14 августа 1942 года писала, что боец А. Егоров прислал письмо своим родителям, которое и было опубликовано в газете (копия храниться в школьном музее).

Ведущий 1. Он писал, что перенес жуткие издевательства в немецком плену. В первые 10 суток плена он съел только шесть сырых картофелины, изредка давали сырую капусту и сырую дохлую конину. Спать загоняли обязательно в грязь или в болото. Поэтому А. Егоров сильно простыл, гноилась рана на руке, болели ноги, легкие, от скотского питания получил острую болезнь желудка. Он ели-ели передвигался. Но страсть к жизни, ненависть к врагу придавали сил. Это его и спасло. Через 67 дней ада, ему удалось бежать, добраться до своих. Его направили в госпиталь, поправившись продолжил свой боевой путь. После войны вернулся домой и работал трактористом.

Ведущий 2. С самого начала войны немцы с оккупированных территорий вывозили в Германию в качестве рабов граждан СССР. В нашем селе проживает одна из них, Кикиджан Мария Трофимовна. Мы были у нее в гостях и вот, что она нам рассказала.

Ученик 5. Рассказывает о Кикиджан Марии Трофимовне.

С 2005 года в наше село переехала из Харьковской области  участница Великой Отечественной войны Кикиджан Мария Трофимовна.

Слайд 25

Кикиджан, в девичестве Мироненко,  Мария Трофимовна родилась в 1923 году на Украине в Харьковской области в поселке Деркачи, не далеко от Харькова. Она рассказала,  что ей пришлось пережить в  страшные годы Великой Отечественной войны.

Война ее застала в семнадцатилетнем возрасте, когда она только-только закончила 7 класс. Она помнит,  как началась война, как было страшно, когда они услышали гул немецких самолетов, когда в их село пришли немцы.

Немцы на оккупированной территории вели себя  как хозяева.   Могли зайти в любой дом забрать, что им хотелось. Уводили коров и тут же резали. Люди прятались по погребам, но немцы их легко находили и заставляли выходить. За любое неповиновение сразу вешали, причем показательно, чтобы все видели, и было неповадно другим.

Она рассказала, что в соседнем селе Ковьяги в камышах вдоль речке, укрывались раненые солдаты Красной армии, которые из-за серьезных ран не смогли уйти вместе с остальными. Жители поселка подкармливали солдат и это увидели немцы. Всех солдат и тех, кто их кормил расстреляли, а поселок сожгли.

Слайд 26

В мае 1942  года немцы ее и  остальных молодых  людей их поселка  отправили в Германию. Сначала они пешком шли до Польши, здесь их выстроили в шеренгу «для продажи, как скот». Приехали «покупатели»- немцы. «Вот он проходит мимо строя и показывает пальцем. Показал - выходи!», так немцы отбирали себе работников.  

Потом  их погрузили в  товарные вагоны и отправили  в Германию. Позже она узнает, что такой же путь прошли и ее родители, и младший, двухлетний брат.

Ее привезли в город Бад-Лаутерберг в центре Германии, где она работала на военном заводе. Их поселили в барак на втором этаже завода. Завод был разделен на два цеха. В одном работали мужчины, которые делали патроны. Во втором цеху - женщины, они делали ящики для патронов. Здесь работала и Мария Трофимовна. Девушки таскали доски, забивали гвозди, точили пилы, на заводе находилась работа для всех. Работали от зари до зари.

У всех были нашивки «Ост». Кормили их самой отвратительной баландой,  которую только можно найти. Для немцев главное было,  что бы они оставались живы, а не здоровы. А если кто заболел и совсем работать не мог, «с такими пленными разговор был короткий, сразу в топку». Однажды Мария Трофимовна слышала разговор двух немцев (к тому времени немецкую речь она стала немного понимать). Один другому рассказывал, что пепел, который оставался от сожженных людей,  они использовали в качестве удобрения для клубники.  Мария Трофимовна говорит: «Я сейчас это вспоминаю, и у меня мурашки по телу бегут».

В 1945 году  в Бад-Лаутерберг прибыли Американские войска, которые их и освободили. После освобождения она пешком пошла на восток  Германии в поисках советских войск. Невозможно передать словами ту радость, которую она испытала, когда увидела «своих» и услышала русскую речь. Советские войска приняли ее радушно, накормили и оказали помощь.

Позже ее направили в госпиталь, где находились раненные Красной Армии, в котором  она отработала около года. Затем вместе с госпиталем эвакуировали на Родину.

Слайд 27

В завершение своего рассказа Мария Трофимовна сказала, что она и сама не знает, как ей «удалось выжить в этом кошмаре», и пожелала никогда не испытать ужасов войны современной молодёжи.

Все для фронта, все для Победы!

Ведущий 1. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. В селе Богословка после мобилизации на фронт, как и везде,  остались только женщины, дети, старики, подростки. Вся тяжесть легла на их плечи. Работали не покладая рук, не жалея сил на заготовке леса, рыли окопы в зимнюю стужу. Пища была скудной, но трудились из последних сил, приближая час победы.

Ведущий 2. Бригадирами были женщины. Первой бригадой руководила Кузьмина Ирина Семеновна, второй - Глухова Александра Васильевна, третьей – Акулова Евдокия Ивановна. Женщины работали по 20 часов в сутки. М.П. Володина – Сорокоумова вспоминает: «Я работала на лесоразработки, а затем была плугочистом на тракторе ХТЗ. Зимой  в мастерской инструментальщицей. Возили хлеб на быках на элеватор в Симанщину, Рамзай. Осенью перевешивали зерно, перекидывали его до 200 ц в день за кусок хлеба. Работали с 3-х утра до 12 ночи». За ударный труд 168 колхозников были удостоены медалей «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.» Лягина  Анна Дмитриевна тоже является труженицей тыла, о ней нам  расскажет…

Слайд 28

Ученик 6. Рассказывает о Лягиной Анне Дмитриевне.

Наша односельчанка Лягина Анна Дмитриевна 1923 года рождения,   когда началась война и мобилизация, получила повестку из военкомата и  вместе со многими другими девушками была направлена в Подмосковье рыть окопы для наших солдат. Было очень трудно: жили в палатках, холодно, сыро. А потом стали прилетать немецкие самолеты и бомбить. Девушки бросали лопаты и прятались, но кого-то накрывало взрывом.

Когда немцы подошли к Москве, девушки продолжали рыть окопы. Были случаи, когда немецкие танки прорывались, и девчата оказывались в центре боя. Однажды танкисты принесли им бутылки с зажигательной смесью и сказали: «Если вдруг появятся танки, то кидайте в них эти бутылки». Но девушкам этого делать не пришлось, вскоре их перебросили на другие окопы под Москвой.

Слайд 29

8 ноября 1944 года Анна Дмитриевна вернулась домой по состоянию здоровья. От постоянной простуды она стала плохо слышать, распухали ноги, болели суставы, появились проблемы с речью. Но тут опять повестка, ее направляют на строительные работы в Киргизию. Здесь было тяжело. Опять стали болеть суставы, а ноги распухли так, что не могла ходить. Врачи дали ей справку о состоянии здоровья и отправили домой.

В родное село пришла из Пензы пешком в 12 часов ночи. Когда вошла домой, то мать ее не узнала, а потом расплакалась. Дома ее лечили, как могли, но слух она почти потеряла, нарушилась речь.

Потом Анна Дмитриевна трудилась в родном колхозе.  Трудная судьба досталась Анне Дмитриевне, но глядя на нее, думаешь: «Сколько любви и оптимизма осталось еще в ней!». Может поэтому в свои 91 год она такая подвижная и энергичная. А когда ее спросили, что она хочет в жизни, то ответ был такой: «Получить медаль к 70-летию со дня Победы».

Слайд 30

Ведущий 1. Звучит стихотворение М.  Исаковского

Ученик 7.

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

Бессмертный полк

Слайд 31

Ведущий 2. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слёз была омыта за эти нескончаемо долгие 4 года наша многострадальная земля.

Ведущий 1. За годы Великой Отечественной войны погибло около 27 миллионов граждан нашего государства… Среди них 190. 379 пензенцев, в их числе и богословцы.  Более половины из тех, кто ушли на фронт – погибли в бою, замучены в плену, пропали без вести, умерли  от ран. Это сухие цифры, а сколько боли, страданий, мужества, стойкости, героизма стоит за ними.

Слайд 32

Ведущий 2. Одним из первых отдал свою молодую жизнь наш односельчанин Бученков Александр Петрович, который 22 июня, в первый день войны, находился в Западной Белоруссии в городе Полоцке, где погиб под массированным  наступлением немецких войск.

Слайд 33

Ведущий 1. Левин Алексей Павлович 17 – летнем парнем ушел на фронт. Прошел всю войну, дошел до Берлина и погиб за 5 дней до окончания войны.

Слайд 34

Ведущий 2. Всего за годы войны по Богословскому сельскому совету погибло и пропало без вести около 350 человек.  

Ведущий 1. В 1985 году в честь 40-летия  Победы в селе был установлен памятник погибшим войнам в 1941-1945 годы.  

Звучит стихотворение Булата  Окуджавы.

Слайд 35

Ученик 8.

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем -

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою,-

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

Слайд 36

Ведущий 2. Давайте вспомним тех, благодаря кому над нами  мирное небо.

Объявляется минута молчания!

Слайд 37

Ведущий 1. Звучит песня Марка Бернеса «Журавли»

Звучит песня Марка Бернеса «Журавли»

Ведущий 2. Но, несмотря на все трудности, наши прадеды выстояли  и смогли победить врага.

Слайд 38

Звучит стихотворение А. Твардовского «Прошла война»

Ученик 9.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память светлую о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки.

Заключение.

Слайд 39

Ведущий 1. Вечная благодарность от потомков защитникам, отвоевавших мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников, обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!

Ведущий 2. Задача нашего поколения – сберечь память о подвигах героев и передать следующим поколениям. Зная печальные страницы нашей истории, не допустить повторения войны.

Ведущий 1. Наш священный долг помнить всегда об этом, свято чтить память павших и оберегать их вечный покой.

И завершить мы хотим песней «Хотят ли русские войны».

Звучит песня «Хотят ли русские войны» на фоне слайд шоу.

Учитель. Ребята, Великая Отечественная война – это особенная война. На весах стояла судьба всего человечества. Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев… Но наши деды и прадеды выстояли и победили в этой войне, дав нам возможность мирно жить, учиться, работать, любить, дружить. А могло бы этого всего не быть. И поэтому наш долг помнить тех, благодаря кому мы все это имеем.

Литература и источники:

  1. Тарасов А.Ф.  Во имя Родины. Пенза, 2003.
  2. Материалы школьного краеведческого музея.
  3. Исследовательская работа Рамзайцевой Анны ученицы 11 класса «Такое не забудешь ни когда!»
  4. Исследовательская работа  Коновалова Евгения ученика 10 класса «Трагедия «рабочих с Востока» в годы Великой Отечественной войны (На примере судьбы М.Т. Кикиджан)»
  5. http://mbsh.esy.es/memory_book.html
  6. http://letopisi.org/index.php/Жители_села_Богословка_в_годы_Великой_Отечественной_войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Никто не забыт, ничто не забыто."

Сценарий праздника«Никто не забыт, ничто не забыто» 9 маяНа сцене 3 ученика читаеют отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.Помните! Через века, через года - Помните!О тех, кто уже не придет ник...

Внеклассное мероприятие для 5-8 классов "Никто не забыт, ничто не забыто"

Внеклассное мероприятие для 5-8 классов "Никто не забыт, ничто не забыто". данное мероприятие посвящено 70-летию Сталинградской битвы.В данную разработку входит: положение о конкурсе, форма заявки, сц...

Внеклассное мероприятие.Классный час к Дню защитника Отечества "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Классный час на основе проектной работы, выполненной учениками 7-го класса.На основе презентации ребята рассказывают о памятниках защитникам Отечества, установленным в Москве.Материал может быть испол...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 70 –ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВОВ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО».

Презентация книги  памяти школы № 104. Рассказы  потомков о  тех, кто прошел  эту страшную войну. Это наши  дедушки, прадедушки, отцы  , матери, дети, трудившиеся в...

Внеклассное мероприятие в 6 классе, посвященное празднованию 70-летия Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного празднованию 70-летия Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто», рассчитано на учащихся 6 класса....

Внеклассное занятие "Никто не забыт, ничто не забыто"

Внеклассное занятие "Никто не забыт, ничто не забыто" это сценарий праздника посвященного Дню Победы. Занятие с игровыми моментами. Это сделано с целью сменов видов деятельности обучающихся....