Открытия и изобретения древних охотников
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
Материал подготовлен по материалам учебника Ф.Михайловского, изд. "Русское слово".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11._otkrytiya_i_izobreteniya_drevnih_ohotnikov.doc | 80 КБ |
11._otkrytiya_i_izobreteniya_drevnih_ohotnikov.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия №5.11
ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Открытия и изобретения древних охотников (1 час).
Цель занятия: сформировать умение анализировать связь особенностей климата и элементов быта.
Задачи занятия:
образовательные: рассказать о расселении людей на Земле, условиях жизни, основных занятиях и орудийной деятельности при резком изменении климата на планете.
развивающие: сформировать умение сопоставлять внешний вид орудий труда, их функции и причины появления.
воспитательные: сформировать представление о том, что человек достиг многого благодаря размышлениям, действиям, желанию бороться за существование и изобретениям.
Структура занятия:
Этапы занятия | Тайминг | Основные информационные единицы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 3 мин | - | 1. Создание рабочей атмосферы. 2. Проверка посещаемости. | |
Проверка д\з | 4 мин | - | Устный опрос: 1. Как вы думаете, легкой или тяжелой была жизнь древних людей и почему? 2. Чем древнейшие люди отличались от животных? 3. Назовите главные занятия древнейших людей. | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Мотивация, актуализация знаний | 4 мин | - | 1 слайд Вопрос для обсуждения. Согласны ли вы с утверждением: «Борьба за существование научила людей всему»? | Обсудить с классом, чему именно научила людей борьба за существование, и что произошло, если бы человек не боролся за жизнь. |
Целеполагание | 2 мин | - | Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? 2 слайд | Об изобретениях древнего человека. Запись в тетрадь темы занятия: Открытия и изобретения древних охотников. |
Изучение нового материала | 25 мин | Берингия, Каменный век, Ледниковый период, Скребло, Гарпун, Каменный нож, Каменные иглы, Наконечник стрелы, Лук и стрелы, Бумеранг. | 1. Человек осваивает планету. 3 слайд На карте обозначены пути расселение первобытного человека на Земле и примерные даты этого расселения. Необходимо вкратце обсудить даты и пути. Вопросы классу: 1. Что побуждало людей осваивать новые земли? 2. Опишите направления освоения новых земель. 3. Какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своем пути? 4. Как человек преодолел Берингию? 2. Значение охоты в жизни людей. Вопросы классу: 1. Что было более важным в жизни людей: охота или собирательство, и почему? 2. На каких животных проще охотиться: на мелких или крупных, и почему? 4 слайд 1. Каким образом древние люди охотились на животных? 2. Что еще можно использовать на охоте? 3. Орудия каменного века. Как охоту сделать более успешной? 5 слайд Давайте разберемся с представленными орудиями труда: 1. Найдите на слайде обычный камень. Как вы поняли, что это он? Как можно использовать обычный камень? 2. Для чего использовали остальные орудия труда? 3. Из каких материалов преимущественно сделаны орудия труда? 6 слайд Так как орудия труда древнего человека преимущественно были сделаны из камня, период, длящийся до 4 тыс. до н.э., носит название каменный век. 4. Великое оледенение. 7 слайд Около 110 тыс. лет назад началось последнее на данный момент оледенение, которое закончилось в 10 тыс. до н.э. 1. Как наступление ледникового периода могло повлиять на изменения флоры и фауны? 8 слайд Появились новые виды животных: мамонты, шерстистые носороги, саблезубые тигры, пещерные медведи. 2. Как наступление ледникового периода могло повлиять на жизнь человека? 9 слайд 5. Лук и стрелы. 10 слайд Потепление стало причиной вымирания крупных животных, стали появляться более мелкие животные, на которых сложно охотиться с помощью копья. Именно в это время человек изобретает лук со стрелами и бумеранг и чаще охотится в одиночку. Кроме того, сошедший ледник оставил после себя множество следов в виде сетей рек, озер, других водных объектов; осваивая постледниковую территорию, человек изобрел лодку. | Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Возможно изменение климата, возможно, желание найти более плодоносные леса. 2. Путь древнего человека следовал из Африки на Ближний Восток, далее в Западную Европу и в Азию, после этого в Австралию, а через Берингию в Америку. Учащиеся записывают в тетрадь путь расселения древнего человека. 3. Преодоление горных хребтов, рек, лесных чащ. 4. В те времена Берингия представляла собой перешеек между Азией и Америкой. Ответы: Охота, мясная пища является более питательной. 2. На крупных, их проще поймать, и их хватает на все племя. 1. Охотились коллективно, делали ловушки, гнали животных к обрывам, готовили засады. 2. Огонь. Охота будет успешнее с более разнообразными и усовершенствованными орудиями. 1. Слева в верхнем ряду. Он необработан. Им можно раскалывать, ударять, бросать его. 2. Скребло для обработки шкур и снятия мяса с костей. Гарпун для ловли рыбы. Игла для сшивания шкур. Нож для резки. Наконечник копья для охоты с дальних расстояний. Виды орудий труда и их функции записать в тетрадь. 3. Из камня. Записать определение в тетрадь: Каменный век – древнейший период в истории человечества (2.5 млн лет – 4 тыс. до н.э.), когда орудия труда изготавливались преимущественно из камня, а также из дерева и кости. Ученики записывают дату: 110-10 тыс. лет назад – последний ледниковый период. 1. Многие виды растений и животных либо вымерли из-за холода, либо переместились в южные земли или адаптировались к новым условиям. 2. Человек изготавливал более теплую одежду и строил утепленные жилища. Ученики записывают в тетрадь функции новых видов орудий. |
Закрепление | 3 мин | - | Точечные вопросы: 1. Зачем человек начал переселяться из Африки на другие территории? 2. Какие орудия труда человек использовал до ледникового периода и во время него? 3. Какие орудия труда человек изобрел после схода ледника? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Итоги занятия, рефлексия | 3 мин | - | Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: Как взаимосвязаны особенности климата и черты быта? 11 слайд Рефлексивный экран. Учащиеся в парах задают друг другу вопросы. | Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию. |
Домашнее задание | 1 мин | 12 слайд Домашнее задание: Внимательно прочитать §2, устно ответить на вопросы после него. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Схема тетради:
Открытия и изобретения древних охотников
Путь расселения древнего человека:
Африка – Ближний Восток – Западная Европа/Азия – Америка/Австралия
Орудия каменного века:
Скребло для обработки шкур и снятия мяса с костей.
Гарпун для ловли рыбы.
Иглы для сшивания шкур.
Нож для резки.
Наконечник копья для охоты с дальних расстояний.
Каменный век – древнейший период в истории человечества (2.5 млн лет – 4 тыс. до н.э.), когда орудия труда изготавливались преимущественно из камня, а также из дерева и кости.
Великое оледенение:
110-10 тыс. лет назад – последний ледниковый период.
Изобретения человека в постледниковом периоде:
Лук и стрелы для одиночной охоты на мелких животных.
Бумеранг имеет функции лука и стрелы с эффектом возвращения.
Лодка для освоения множества водных объектов, появившихся после схода ледника.
Схема доски
Путь расселения древнего человека:
Африка – Ближний Восток – Западная Европа/Азия – Америка/Австралия
Орудия каменного века:
Скребло для обработки шкур и снятия мяса с костей.
Гарпун для ловли рыбы.
Иглы для сшивания шкур.
Нож для резки.
Наконечник копья для охоты с дальних расстояний.
Изобретения человека в постледниковом периоде:
Лук и стрелы для одиночной охоты на мелких животных.
Бумеранг имеет функции лука и стрелы с эффектом возвращения.
Лодка для освоения множества водных объектов, появившихся после схода ледника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытия и изобретения древних охотников Цель занятия: сформировать умение анализировать связь особенностей климата и элементов быта.
Человек осваивает планету
Орудия каменного века
Орудия каменного века Каменный век – древнейший период в истории человечества (2.5 млн лет – 4 тыс. до н.э.), когда орудия труда изготавливались преимущественно из камня, а также из дерева и кости.
Великое оледенение 110-10 тыс. лет назад – последний ледниковый период.
Изобретения человека в постледниковом периоде
Рефлексивный экран Что нового ты узнал на уроке? Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? Где ты применишь полученные знания? В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным? За что бы ты себя похвалил на уроке? Что изменил бы в своих действиях на уроке? Что тебе понравилось на уроке больше всего?
Домашнее задание: Внимательно прочитать §2, устно ответить на вопросы после него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобретения древних египтян
Презентация на тему:Изобретения древних египтян...
Открытия и изобретения древних охотников
1.Расселение первобытного человека2.Оледенение и влияние его на жизнь человека3.Значение охоты в жизни людей4.Новые орудия человека - лук и стрелы - бумеранг - гарпун - т...
Презентация "Важнейшие изобретения Древнего Египта"
Презентация "Важнейшие изобретения Древнего Египта" рассказывает о изобретениях древних египтян. Данную презентацию можно использовать на уроках истории в 5 классе или при проведении внеклассных мероп...
Презентация "Изобретения Древнего Китая"
Презентацию "Изобретения древнего Китая" можно использовать на уроках истории 5 класса и при проведении внеклассных мероприятий...
Презентация "Изобретения древних"
Важнейшие изобретения древности....
Открытия и изобретения древних охотников
Своя игра...
5.11 Открытия и изобретения древних охотников
Конспект и презентация по истории в пятом классе. Разработка создана по материалам учебника "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Ф.А.Михайловский 2013 г."...