Конспект урока "Восстание декабристов" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Конспект урока "Восстание декабристов" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanie_dekabristov.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 8 классе.

Тема: Восстание декабристов

Цель урока: на основании фактов истории сформировать представление о периоде междуцарствия, сложившееся после смерти Александра I; определить цели и последствия восстания декабристов; дать возможность оценить гражданскую позицию декабристов, их выбор.

Задачи урока:

- Учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской площади, его историческое значение; особое внимание уделить причинам поражения восстания.

- Развивать навыки и умения учащихся: внимание, память, умение анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи.

- Прививать интерес и уважение к событиям отечественной истории, воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного

- Перечислите основные признаки модернизации.

- Объясните значение слов: революция, самодержавие, конституционная монархия,  республика.

- Продолжил ли Александр I  либеральные преобразования после Отечественной войны 1812 года? Приведите факты.

- Что заставило императора отказаться от курса либеральных реформ?  (смерть двух дочерей и сестры, рост мистических настроений царя, революции в Европе против Священного союза)      

- Какие факты доказывают, что в последние годы своего правления Александр I перешел к политике укрепления самодержавной власти? (Аракчеевщина. Военные поселения ухудшили и без того тяжелое положение крестьян.  Все слои общества зависели от тайной полиции. Помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь. Введена была строжайшая цензура.)

- Какие тайные организации  возникли в 1816-20-х гг и каковы были их намерения? (Союз спасения и Союз Благоденствия. Борьба за конституцию и равноправие.)  

- Почему их участниками стали дворянские офицеры?

  1. Изучение нового материала

     После войны 1812 года Александр I постепенно отказался от либеральных реформ. В ответ тайные общества либерально настроенных дворян стали готовить военный переворот. Потеряв надежду на продолжение реформ, они избрали тактику «военной революции»- вооруженное восстание армии без участия народа.

     Своих целей декабристы хотели достичь методом военного переворота. Офицеры - декабристы попытались свой план осуществить 14 декабря 1825 года – они вывели свои полки  на Сенатскую площадь.

Работа с документами на стр. 90

  • Преступны ли действия декабристов с точки зрения авторов этих источников? Какую оценку действиям декабристов дает А.С. Пушкин?

Проблема: Декабристы – это борцы за реформу российского общества на основе идей просвещения или государственные преступники, посягнувшие на законную власть императора?

Версии?

 - 19 ноября  1825 года скоропостижно умирает император Александр I. Пока решался вопрос и том, кто из братьев Александра - Николай или Константин  наследует власть, декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.

- Почему сложилась ситуация междуцарствия? - Чтение текста (стр. 80-81)

- Свое выступление декабристы назначили на 25 декабря. Ими был разработан план восстания. Сейчас проведем небольшую исследовательскую работу – работа с текстом стр. 81-83.

Выпишите в первую колонку таблицы пункты плана восстания, разработанного декабристами.

План восстания декабристов:

«+», «-»

  1. Вывести на Сенатскую площадь шесть гвардейских полков
  2. Назначить диктатора - человека с неограниченными полномочиями
  3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью
  4. Захватить банк и почтамт
  5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права

- Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие – нет.

- Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы? (Планы декабристов провалились. Восстание потерпело поражение).

- Докажите, что к арестованным декабристам Николай I отнесся как к закоренелым преступникам. (Арестован и осужден 121 человек; 5 человек казнены: Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский;

более 100 декабристов сосланы в Сибирь)

- Как мы можем ответить на проблему урока?

Домашнее задание:   1. Выясните, кто из жен декабристов последовал вслед за мужьями к месту каторги и ссылки. Какими нравственными и духовными принципами они руководствовались. 2. Читать §7, ответить на вопросы на с. 91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...