Урок Истории 11 класс Тема: "Десталинизация"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Методическая разработка урока для 11 класса (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11_klass_destalinizatsiya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Начало десталинизации.
Класс: 11
Цели и задачи :
- Показать роль Н.С. Хрущева в десталинизации общества, дать представление о процессе реабилитации начавшемся после 20 съезда КПСС.
- Формировать у учащихся умение анализировать ,сопоставлять факты и делать выводы.
- Воспитывать патриотические чувства у учащихся.
- Задачи: учащиеся должны уметь давать оценки деятельности исторических личностей, раскрывать сущность документального материала.
Основные понятия: реабилитация, десталинизация
- Десталинизация – развенчание культа личности Сталина и отказа от репрессивных и мобилизационных методов управления обществом.
- Реабилитация – восстановление в правах, восстановление доброго имени.
Основные даты:
Дата | Событие |
5.03.1953г. | Смерть И.В.Сталина |
Сентябрь 1953г. | Избрание Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК КПСС |
Февраль 1956г. | XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина |
Оборудование:
- Дидактический материал
- презентация
- Компьютер, проектор
План урока
- Причины реформирования политической системы.
- Этапы борьбы за власть: Л.Берия, Г.Маленков, Н.Хрущев. Альтернативы политического развития СССР.
- XX съезд КПСС. Критика культа личности.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала:
В стране сложилась командно-административная система управления и тоталитарный характер общества:
- страна управлялась фактически лично Сталиным и небольшой группой членов Политбюро ЦК КПСС, составлявших личное окружение Сталина;
- сложилась мощный бюрократический аппарат, подчиняющийся только вождю;
- руководство страны контролировало всю жизнь общества, не отвечая при этом за результаты своего руководства;
- обязательным элементом этой системы были репрессии.
И.В. Сталин умер на своей даче 5 марта 1953 года.
Видеоролик
Вместе с ним закончилась целая эпоха в жизни страны и ожесточилась борьба его наследников за власть.
Страна после Сталина
- Репрессивная система – ГУЛАГ.
- Общий страх за будущее.
- Причины устойчивости сталинской системы после смерти вождя:
- «железный занавес», репрессии и пропаганда создали систему единомыслия;
- высокие темпы экономического развития СССР;
- экстенсивный путь развития страны еще не был исчерпан;
- агрессивная политика стран Запада сплотила страну перед внешней угрозой
Необходимость смены курса
- Негативные тенденции, проявившиеся после смерти Сталина:
- командно-административная система стала подходить к своему пределу (слишком велики стали объемы производства, территория);
- экономика работала в состоянии перенапряжения;
- производство развивалось на основе устаревших технологий.
Кто же займет место Сталина?
Видеоролик
Среди этих лиц, определились 3 явных претендента.
- Лаврентий Павлович Берия
- Георгий Максимилианович Маленков
- Никита Сергеевич Хрущев
Давайте попробуем спрогнозировать, кто же в борьбе за власть одержит победу. Ваша задача доказать, что именно ваш кандидат подходит на роль главы государства.
Работа в группах. 1-Берия, 2-Маленков, 3-Хрущев.
В июне 1953 года на одном из заседаний Н.С.Хрущев выступил с обвинениями в адрес Берии. Он обвинялся в карьеризме, национализме, в связях с английской, мусаватистской разведками. Берия и его окружение были арестованы.
Берия был арестован 26 июня 1953 года в Кремле и в том же году 23 декабря по приговору суда расстрелян в подземном бункере во внутреннем дворе штаба Московского военного округа.
- Утопизм мероприятий Г.М. Маленкова:
- пятилетний план уже осуществлялся, деньги на строительство заводов по производству средств производства уже были вложены в стройки;
- план Маленкова противоречил принципам командно-административной системы;
- план Маленкова подрывал обороноспособность страны.
Причиной отставки Маленкова с поста Председателя совета министров в феврале 1955 года явилось то, что Хрущеву удалось убедить Центральный Комитет поддержать курс на преимущественное развитие тяжелой промышленности, а следовательно, и производства вооружений, и отказаться от идеи Маленкова отдать приоритет производству предметов потребления. На пост председателя совета министров Хрущев назначил Н. А. Булганина, обеспечив себе позиции первой фигуры в государстве.
14 февраля 1956 г. – открытие ХХ съезда КПСС.
Этот съезд занимает особое место в отечественной истории.
Целые поколения называли себя «детьми ХХ съезда».
В чем же состоит историческое значение ХХ съезда?
ХХ съезд был первым после смерти Сталина.
На съезде предстояло дать оценку его деятельности.
Ворошилов, Каганович, Молотов настаивали на том, чтобы на съезде характеризовать Сталина как великого руководителя советского государства.
Хрущев настоял на том, чтобы откровенно рассказать делегатам о сталинских репрессиях, даже пригрозил выступить от собственного имени как Первый секретарь ЦК.
Его поддержали Маленков, Микоян и Булганин.
С отчетным докладом ЦК выступал Н.С. Хрущев.
На съезде был представлен проект директив шестого пятилетнего плана.
Предусматривалось:
Сокращение рабочего дня с 8 до 7 час.
Повышение пенсий и зарплат низкооплачиваемых работников.
Массовое жилищное строительство.
В прениях было сделано немало замечаний по вопросам социально-экономической политики, но все они носили частный характер.
В Отчетном докладе ЦК прозвучали
два важнейших утверждения
по международным вопросам.
«В мире более не существует фатальной неизбежности войны».
Это утверждение объяснялось ростом могущества миролюбивых сил
во главе с СССР.
Мирное сосуществование государств с различным общественным
и политическим строем провозглашалось основополагающим принципом
советской внешней политики.
Доклад «О культе личности
и его последствиях» был прочитан в последний день съезда на закрытом заседании.
Хрущев говорил об истреблении партийных и военных кадров,
о неготовности к войне,
о расстрелах по спискам,
о пытках заключенных,
о репрессиях против целых народов.
Правда, доклад был неполон: в нем сравнительно мало говорилось о репрессиях против обычных людей, не упоминались жертвы голода и коллективизации.
Мотивы действий Хрущева
Две точки зрения:
1. Хрущев поступил мужественно, пошел наперекор
мнению большинства членов высшего партийного руководства, не побоялся, что и его привлекут к ответственности за репрессии.
2. Хрущев стремился перехватить инициативу
и первым заявить о репрессиях, чтобы не допустить обвинений в свой адрес.
Какая из этих точек зрения кажется вам более обоснованной? Как вы оцениваете действия Хрущева на ХХ съезде?
Независимо от мотивов поступка Хрущева его выступление привело к ускорению освобождения заключенных, резко изменило политическую обстановку в стране.
- Реабилитация – восстановление в правах, восстановление доброго имени.
Начало десталинизации:
- начало реабилитации осуждённых,
- признаны неправильные репрессии против народов.
- Десталинизация – развенчание культа личности Сталина и отказа от репрессивных и мобилизационных методов управления обществом.
Доклад Хрущева не публиковался до 1989 г., но его зачитали во всех организациях.
Из воспоминаний директора института США и Канады академика Г.А. Арбатова:
«ХХ съезд, речь Хрущева о культе личности множеством, пожалуй, большинством советских людей были восприняты как гром среди ясного неба, стали сенсацией, глубоко потрясли партию, все наше общество…
Общее состояние общественности иначе, как шоком, не назовешь».
Чем объяснялась такая реакция общества на доклад Хрущева?
В Тбилиси 5 марта 1956 г., в день рождения Сталина был устроен массовый митинг в защиту его памяти.
Митинг продолжался 5 дней. Раздавались призывы бороться за дело Сталина не щадя жизни.
Митингующие требовали прекратить чтение доклада Хрущева и смены центральной власти в стране.
Подобные митинги прошли в Гори, Кутаиси, Сухуми.
9 марта митинг в Тбилиси был разогнан танками.
Значение 20-го съезда партии
- Впервые была осуществлена критика культа личности Сталина и беззаконие сталинского режима.
- Однако эта критика не затронула сути самой системы. Вся вина ложилась на покойного Сталина.
- Хрущёв процитировал делегатам «ленинское завещание» с оценкой личности Сталина.
- Делегаты съезда одобрили решение скрыть доклад Хрущёва от народа.
Закрепление изученного материала
- Охарактеризуйте страну после смерти И.В. Сталина.
- Почему изменение политической линии было необходимо?
- Опишите ход борьбы за власть после смерти И.В. Сталина.
- Назовите основных претендентов на власть.
- Почему в этой борьбе победил Н.С. Хрущев?
- Каково содержание доклада Н.С. Хрущёва «О преодолении культа личности»?
- В чём значение этого доклада?
Домашнее задание
П.38
Эссе «Разоблачение культа личности Сталина Хрущевым. Одобряю или осуждаю»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов
Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урока Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманнов Сформировать предста...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урока подвести учащихся к пониманию...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня
Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...
урок истории Класс: 5 Тема урока: В Александрии Египетской
урок истории Класс: 5 Тема урока: В Александрии Египетской (Путешествие в Александрию Египетскую)....