Групповая форма обучения истории с использованием информационных технологий
консультация по истории по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповой метод обучения истории | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповой метод обучения на уроках и во внеурочное время в старших классах
Хороших методов
существует столько,
сколько существует
хороших учителей.
Д.Пойя
Добрый день, уважаемые коллеги!
В настоящее время в среде педагогов в повседневной практике все больше возрастает популярность групповой формы работы. Использование групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования коммуникативных умений, развития мышления и креативности ребенка, развития речи и рефлексии предметного содержания.
Я, в своей практике давно использую различные приемы групповой работы обучающихся в старших классах. Это даёт возможность успешно организовать подготовку к ГИА, провести урок обобщения, а также показать весь класс на открытых уроках и мероприятиях, например, в конкурсах «Лучший класс года».
Например, при изучении раздела «Экономика» темы «Создание успешного бизнеса».
Видеоролик №1(начало +музыка)
Слова под музыку:
После изучения экономической теории, осознав всю сложность и вместе с тем привлекательность предпринимательства, выпускники закрепляют знания на практике, работая в группах над проектом создания собственного бизнеса. Фрагмент такого урока предлагаю для просмотра.
Предпринимателю необходимо провести рекламную кампанию, оформить рекламный баннер и прайс-листы для будущей компании – этим заняты ученики за компьютерами.
Самое главное будущему предпринимателю – необходимо разработать хорошо продуманный бизнес- план, придумать название фирмы.
Для выполнения этой работы класс был поделен на группы по 5 человек. Наиболее интересные бизнес – планы получились по созданию агентства по организации праздников – «Аниматоры» и строительной компании «Золотой гвоздь».
Предлагаю вам познакомиться с проектом создания строительной фирмы (видеоролик№2 )
Обратите внимание, что ребята в группе выполнили работу, с которой не каждый взрослый справиться: придумали оригинальные названия, обосновали правовую форму, оценили перспективу развития, даже сделали финансовые подсчеты.
Интересно такой метод использовать и на внеклассных мероприятиях.
В пошлом году, участвуя в конкурсе «Лучший учитель истории» я представляла внеклассное мероприятие «Солдат войны не выбирает - он верен долгу и стране», посвящённое Дню героев Отечества.
Целью мероприятия было: формирование активной гражданской позиции выпускников. Насколько важно воспитать гражданина и патриота - настолько и непросто. И мне хотелось сделать мероприятие необычным.
Видеоролик №3
Как вы убедились, наши уважаемые гости были включены в группы ребят, это дало возможность организовать живое, тесное и очень теплое взаимодействие. Каждый, включая гостей чувствовали себя комфортно.
Основная работа класса заключалась в подготовке материала для нового выпуска школьной электронной газеты, посвящённого пугачевцам – участникам локальных конфликтов, а именно гостям. Ребята одновременно во всех группах брали интервью у гостей, оно стало основой их статьи для школьной газеты. Свой материал дополняли фотографией, стихотворением, короткой информацией о самом военном конфликте.
Видеоролик №4 (работа в группах+ плакат)
Вы видите у каждой группы, есть ноутбук. Ребята сразу размещали полученный материал в презентации на Googl –диске и по окончании работы представляли классу.
Работа с гугл – диском предполагает наличие Интернета, и все ноутбуки связаны между собой, а информация от каждой группы включается в общую презентацию (например первые 5 слайдов 1-я гр. и т. д.)
Четвёртой группе – особое задание. Им предстояло сделать короткий обзор популярных периодических изданий: Российская газета, Аргументы недели, Московский комсомолец и применяя технику коллажа подготовить настенную газету: «Российские войска в Сирии». К сожалению, участие наших солдат в локальных войнах продолжается, и ребята рассказали об этом.
Подключение к Интернету дает возможность использовать материал нашего музея, а также моего сайта. На ноутбуках были ссылки на эти сайты.
Преимущества именно такой организации: все ребята принимают участие в разговоре с гостем, один записывает, другой фотографирует, третий набирает на ноутбук в Googl документе, вместе придумывают название статьи. В классе 32 человека, вы увидели, что никто не сидел просто так. Наоборот и после окончания мероприятия ребята общение с гостями продолжилось, рассматривали фотографии.
Отмечая большое значение групповых форм обучения для развития мышления и личности ребенка, нельзя не отметить и то, что опасения многих педагогов о «выпадении» из учебного процесса ряда учеников при групповом обучении очень преувеличены. Так как все время не участвовать в работе малой группы практически невозможно. Дети в значительно большей мере, чем учитель, способны вовлечь в работу своих товарищей. Другое дело, что в разные периоды работы группы учащиеся могут принимать в ней разное участие и выполнять в ней разные функции. Таким образом, и степень вовлеченности ученика, и особенности выполняемой работы могут быть для каждого участника группы разными в разные периоды группового взаимодействия. Поэтому при правильной организации групповой работы каждый её участник, так или иначе, вовлекается в работу группы и достигает успеха.
В конце учебного года, когда основной материал XX века пройден в 11классе, на улице весна, а необходимо организовать повторение и закрепление изученного. Один из уроков обобщения можно назвать «История, вчера, сегодня, завтра». Предлагаю следующее: есть разные источники знаний: текст, картина, стихотворение. Чтобы определить в какой группе работать - ученик читает исторический анекдот, называет к чьему периоду правления относится и почему – и занимает место в соответствующей группе.
Беру основные периоды XX века: правление Сталина, Хрущёва, Брежнева, Горбачева – соответственно получается 4 группы.
Давайте попробуем- как бы справитесь вы.
На слайде:
1) - Генсек сообщил Берии, что у него пропала трубка. Назавтра он сказал Берии, что трубка нашлась.
- А я уже арестовал 25 человек по этому делу, и все признались! - сказал Берия.
2)— Почему генеральный секретарь ЦК КПСС выступает перед тремя микрофонами?
— За один он держится, по другому ему передают кислород, а в третий ему шепчут, что говорить.
3) - Ленин и Брежнев встречаются на том свете. Брежнев спрашивает:
- Ты там чего-нибудь строил?
- Нет, а ты?
- Тоже нет. Что он там перестраивает?
4) Первый секретарь осматривает выставку картин в Манеже:
— Что это за дурацкий квадрат и красные точки вокруг?
— Это советский завод со спешащими на работу трудящимися!
— А это что за дерюга, измазанная зеленым и желтым?
— Это колхоз, в котором созревает кукуруза!
5 ) Идет митинг. Выходит Берия. Берия говорит:
- У нас в стране балшой траур - убили товарища Кирова.
- Кого убили? Берия:
- Убили товарища Кирова. В зале снова:
- Кого убили? Берия:
- Кого надо, того и убили.
После того как класс разделился, обращаю внимание выпускников на то, что мы должны знать не только ту историю какая в учебниках, но и ту какая рождается каждый день. Наши дети не смотрят новости по телевизору, не читают газет. Как на это повлиять? Предлагаю провести обзор СМИ и используя технику коллажа подготовить каждой группе проект об основных направлениях современной политики. На слайде вы видите защиту готовой работы.
Метод групповой работы позволяет создать
доброжелательную и творческую атмосферу, улучшить психологический
климат в классе. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в своих силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная деятельность учащихся на уроке не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
Завершить своё выступление хочу словами: «Хороших методов
существует столько, сколько существует хороших учителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопроcы обучения математики с использованием информационных технологий.
По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодей...
Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»
В основу концепции ОЭР изначально заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...
«Вопросы обучения математики с использованием информационных технологий для лиц с ограниченными возможностями»
Данная статья посвящена основным трудностям возникающих при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья...
Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности
Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности...
Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении математики с использованием информационных технологий
отчёт по самообразованию...
Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
Выступлении на РМО учителей истории и обществознания...
Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим фактором: переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и форми...