Жизнь египетского вельможи
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок по истории Древнего мира, 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_egipetskogo_velmozhi.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. Дата проведения: 14.10.15
Пояснительная записка.
Учитель осознает наличие целей учебного занятия в двух аспектах: для учителя и для ученика. В технологической карте урока находят отражение цели, сформулированные в результатах деятельности учителя, далее в конспекте идут цели в результатах деятельности ученика. Применение интерактивной доски на данном уроке не дань моде, оно вызвано необходимостью оптимизировать выполнение трудной для пятиклассников задачи, освоение в рамках урока алгоритма сравнения объектов.
Тема урока «Жизнь египетского вельможи».
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и
способов деятельности
Цели урока (сформулированы для педагога):
1. Образовательная: создать условия для усвоения учащимися
характеристики жизни, быта, обычаев, положения в обществе
земледельцев, ремесленников и вельмож.
2. Развивающая: организовать целеполагание урочной деятельности
учащимися, освоение учащимися нового способа деятельности –
сравнения объектов.
3. Воспитательная: создать условия для осмысления учащимися
ценности трудовой деятельности земледельцев и ремесленников
для современников и последующих поколений
Оборудование урока: Структурно-логическая схема изучения темы,
интерактивная доска «Smart Board», проектор, компьютер
Этапы урока: 1.Организационный этап (2 мин.)
2. Этап актуализации субъектных знаний учащихся (5мин.)
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности (7 мин.)
4. Физкультминутка (2 мин.)
5. Этап закрепления изученного (10 мин.)
6. Этап контроля и самоконтроля (8 мин.)
7. Этап информации о домашнем задании (2мин.)
8. Этап подведения итогов учебного занятия (4мин.)
Ход урока.
Этап I: организационный.
Цель этапа: обеспечит рабочую обстановку, психологическую готовность учащихся к работе, организовать целеполагание урочной деятельности учащимися.
Перечень учебно-воспитательных моментов (УВМ) | Основные характеристики УВМ | Описание |
УВМ 1 | Задача | Организовать изучение учащимися структурно-логической схемы (СЛС) изучения темы, формулирование цели урока в аспектах »знать», «уметь» для учащихся. |
Метод обучения (МО) | Аналитический, частично-поисковый, объснительно-иллюстративный. | |
Форма организации познавательной деятельности (ФОПД) | Фронтальная | |
Содержание учебного материала (СУМ) | Вопросы учителя:
| |
Содержание деятельности учителя | Приветствует учащихся, создает доброжелательный настрой, организует изучение структурно-логической схемы, обобщает ответы учащихся, озвучивает учащимся воспитательную цель урока, предъявляет триединую цель урока на экране интерактивной доски. | |
Содержание деятельности учащихся | Изучают СЛС, выявляют, что ученик должен знать, уметь по теме, т.е. осуществляют целеполагание своей учебной деятельности. | |
Итоги УВМ | Осмысление учащимися триединой цели урока. (ТЦУ) |
Этап II: актуализация субъектных знаний учащихся.
Цель этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, актуализировать субъектный опыт учащихся.
УВМ 2 | Задача | Создать условия для повышения мотивации учащихся на достижение целей урока. |
МО | Частично-поисковый | |
ФОПД | Фронтальная | |
СУМ | Вопросы учителя: 1.Опираясь на СЛС, скажите, пожалуйста, на каком уроке данной темы мы также будем развивать умение сравнивать объекты? 2.На что должен настроить нас данный факт? | |
Содержание деятельности учителя | Создает условия для понимания учащимися того, что для успешной работы на уроках в будущем нужно на данном уроке хорошо освоить способ деятельности – сравнение. | |
Содержание деятельности учащихся | Изучают СЛС, осмысливают значимость нового способа деятельности, значимость успешной реализации целей урока. | |
Итоги УВМ | Понимание значимости учебной деятельности на уроке. | |
УВМ3 | Задача | Организовать выявление субъектного опыта учащихся по осуществлению сравнения тех или иных объектов, подвести учащихся к пониманию необходимости осуществлять сравнение по алгоритму. |
МО | Беседа, метод учебных задач | |
ФОПД | фронтальная | |
СУМ | Вопросы учителя: 1.Ребята, я предлагаю на время отвлечься от истории. Представьте, что мы биологи, и я предлагаю вам сравнить два цветка на вашем подоконнике. Кто осуществит сравнение? Кто продолжит? 2. А приходилось ли вам выполнять подобные задания на уроках литературы? Сравнивать литературных героев, их характеры, состояние описанной писателем природы и т.д.? 3.Как вы осуществляли сравнение? 4. Какие выводы можно сделать на основе моих вопросов и ваших ответов? Что такое алгоритм? 5. Какие шаги вы предлагаете включить в алгоритм? | |
Содержание деятельности учителя | Выявляя опыт учащихся, обобщая его, организует понимание практической значимости овладения алгоритмом сравнения и коллективную разработку алгоритма. Фиксирует этот вариант алгоритма на интерактивной доске. | |
Содержание деятельности учащихся | Решая проблемную учебную задачу, учащиеся активизируют свою мыслительную деятельность, создают свой вариант алгоритма сравнения. | |
Итоги УВМ | Осмысление собственного опыта, затруднений при осуществлении сравнения, осознание значимости унифицированного алгоритма сравнения, вариант алгоритма. |
Этап III: изучение новых знаний и способа деятельности.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала о способе деятельности (сравнении) и о жизни, быте и обычаях египтян.
Этап IV: физкультминутка.
Этап V: закрепления знаний и способа деятельности.
Цель этапа: обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности,
а также обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала.
УВМ 7 | Задача | Организовать работу учащихся по осуществлению оставшихся шагов алгоритма |
МО | Частично-поисковый, исследовательский | |
ФОПД | Индивидуальная | |
СУМ | Задание: Опираясь на знания предыдущего и вновь прочитанного материала, выделите сходства и различия в жизни египетских крестьян, ремесленников и вельмож. Обобщите, в чем сходства, в чем различия, сделайте вывод о причинах того и другого. | |
Содержание деятельности учителя | Оказывает помощь по запросу. | |
Содержание деятельности учащихся | Работают с текстом параграфа 7, первыми двумя пунктами параграфа 8, выделяют сходства и различия, заполняют оставшиеся колонки таблицы. | |
Итоги УВМ | Умение учащихся действовать по алгоритму, осуществлять сравнение, делать выводы, более глубокое осмысление учебного материала. |
Этап VI: контроля и самоконтроля.
Цель этапа: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов деятельности, определить недостатки в знаниях и способах деятельности, установить причины выявленных недостатков.
УВМ 8 | Задачи | Организовать взаимоконтроль учащимися выполненной работы. |
МО | Сообщение учителя, предъявление образца деятельности | |
ФОПД | Групповая | |
СУМ | Задание: изучите предъявленный эталон выполнения работы, осуществите взаимоконтроль, зафиксируйте результат в таблице. | |
Содержание деятельности учителя | Предъявляет на интерактивной доске эталонный образец работы, организует взаимопроверку, выявление недостатков, установление причин выявленных недостатков. Оказывает помощь по запросу учащихся. | |
Содержание деятельности ученика | Изучают эталонный образец работы, Осуществляют проверку, выявляют недостатки и их причины. | |
Итоги УВМ | Выявление качества усвоения учащимися знаний и способов деятельности. | |
УВМ 9 | Задача | Обеспечить осмысление учащимися ценности, значимости трудовой деятельности крестьян и ремесленников для современников и потомков. |
МО | Беседа | |
ФОПД | Фронтальная | |
СУМ | Задание: тяжела была жизнь земледельца и ремесленника. Они трудились от зари до зари. Ребята, в чем значение их деятельности? Для современников? Для потомков? Для нас с вами? | |
Содержание деятельности учителя | Организует работу с ценностными смыслами. | |
Содержание деятельности ученика | Актуализируют свой опыт, обобщают знания о материальной и духовной культуре, раскрывают значение деятельности крестьян и земледельцев. | |
Итоги УВМ | Осмысление ценности человеческого труда. |
Этап VII: информации о домашнем задании.
Цель: обеспечить понимание учащимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.
УВМ 10 | Задачи | Организовать осмысление целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
МО | Объяснение учителя | |
ФОПД | Фронтальная | |
СУМ | Домашнее задание: прочитать 3-4 пункты 8 параграфа, выделить еще два аспекта сравнения, выявить сходства и различия, продолжить заполнение таблицы. Подготовить ответы на вопросы 2,3 на странице 43. | |
Содержание деятельности учителя | организует осмысление целей, содержания и способов выполнения домашнего задания, акцентирует внимание на «западающих» шагах алгоритма. | |
Содержание деятельности учащихся | Фиксирует домашнее задание в дневнике, анализирует его. | |
УВМ | Готовность к выполнению домашнего задания. |
Этап VIII: подведение итогов учебного занятия.
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
УВМ 10 | Задача | Подвести итоги, наметить перспективу последующей работы. |
МО | анализ | |
ФОПД | Фронтальная | |
СУМ | Задание: проанализируйте достижение целей урока, подведите итоги урока: что удалось, что не удалось, сформулируйте перспективы работы. | |
Содержание деятельности учителя | Организует вторичное обращение учащихся к целям урока, корректирует ответы учащихся. | |
Содержание деятельности учащихся | Сопоставляют ожидаемый и реальный результат, подводят итоги. | |
Итоги УВМ | анализ эффективности учебной деятельности, фиксация типичных ошибок учащихся, осмысление перспектив дальнейшей работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Жизнь египетского вельможи»
История Древнего мира, 5 класс, урок логического мышления...
презентация по истории древнего мира "Жизнь египетского вельможи"
Мы лучше знаем,как жили раньше вельможи. Ещё при жизни вельможи для него строили гробницы. Египтяне верили в потусторонний мир, что там они могут ожить. Поэтому вельможи изображали на стенах гробницы ...
Технологическая карта урока Жизнь египетского вельможи 5 класс
Технологическая карта урока...
Презентация к уроку "Жизнь египетского вельможи"
Презентация к уроку "Жизнь египетского вельможи" Данную презентацию учитель истории может использовать при изучении темы "Жизнь египетского вельможи" в 5 классе. В презентации представлен как материал...
Урок истории "Жизнь египетского вельможи"
Цель урока:· ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож;· продолжить формирование умений анализировать историче...
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Жизнь египетского вельможи
Тема урока:«Жизнь египетского вельможи»Проблемный вопрос:Как жили египетские вельможи?Сегодня мы узнаем:1. В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались.2. Чем занимались вельможи.3. Как фа...