Рабочие программы
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Элективные курсы по истории и обществознанию 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_11_kl-1.docx | 33.68 КБ |
trudnye_i_diskussionnye_voprsy_istori.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка: программа кружка по обществознанию "Сложные вопросы современного обществознания" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Кружок является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
Цель курса: совершенствование методики преподавания обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ
Задачи кружка:
- Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
- Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
- Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Содержание кружка включает
- Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой кружка, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
В результате изучения данного кружка учащиеся должны:
- Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
- Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Содержание программы:
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (20 ч.).
2.1 Содержательные линии "Человек и общество": ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях "Человек. Познание" (3 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы (3 ч).
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Содержательная линия "Экономика" (3 ч.).
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия "Политика"
Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (3 ч.). Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии (4 ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (10 ч.).
3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В (2 ч.).
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4 (2 ч).
С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий С5-С8 (3 ч).
С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).
С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
3.5 Итоговая контрольная работа (1ч.)
Учебный план
№ | Тема занятия | Кол-во час |
1 | Вводные уроки | 3 |
2 | Человек и общество | 5 |
3 | Познание | 4 |
4 | Социальные отношения | 3 |
5 | Экономика | 4 |
6 | Политика | 3 |
7 | Право | 3 |
8 | Практические занятия | 9 |
Календарно-тематическое планирование курса (34 часа )
№ | Тема занятия | Кол-во час | Тип занятия | план | факт |
1 | Введение. ЕГЭ по обществознанию | 1 | Вводная лекция | ||
2 | Структура и содержание экзаменационной работы | 1 | практикум | ||
3 | Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ | 1 | (промежуточный контроль) | ||
4 | Содержательные линии «Человек и общество». | 1 | Лекция | ||
5 | Ключевые понятия «Человек и общество» | 1 | Семинар | ||
6 | Тренинг по линии «Человек и общество» | 1 | Тренинг | ||
7 | Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. | 1 | Практикум | ||
8 | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» | 1 | лекция | ||
9 | Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание» | 1 | практикум | ||
10 | Задания на сравнение близких понятий «Познание» | 1 | тренинг | ||
11 | Задания на завершение схем «Познание» | 1 | практикум | ||
12 | «Социальные отношения»: обзор основных позиций | 1 | лекция | ||
13 | Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. | 1 | Лабораторная работа | ||
14 | Особенности заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения» | 1 | практикум | ||
15 | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» | 1 | лекция | ||
16 | Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика» | 1 | семинар | ||
17 | Специфика заданий на классификацию «Экономика» | 1 | практикум | ||
18 | Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» | 1 | практикум | ||
19 | Содержательная линия «Политика». | 1 | лекция | ||
20 | Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» | 1 | семинар | ||
21 | Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика» | 1 | практикум | ||
22 | «Право»: основные теоретические положения | 1 | лекция | ||
22 | Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. | 1 | семинар | ||
23 | Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право» | 1 | практикум | ||
24 | Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» | 1 | практикум | ||
25 | Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ | 1 | лекция | ||
26 | Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения | 1 | Практикум, промежуточный контроль | ||
27 | Общая характеристика заданий части 3 (С). | 1 | лекция | ||
28 | Особенности заданий С1-С4 2 | 1 | практикум | ||
29 | Специфика заданий С5-С8 | 1 | семинар | ||
30 | Эссе (С9) как творческая работа выпускника | 1 | практикум | ||
31 | Структура и специфика заданий на анализ документа | 1 | семинар | ||
32 | Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. | 1 | семинар | ||
33-34 | Итоговое занятие | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
Литература
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2007.
- Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2010.
- ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009
- ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
- ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2009.
- ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.
- ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2010.
- Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
- ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.
- Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.
- Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
- Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007, 2008.
- Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
- Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.
- Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
- Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
УТВЕРЖДАЮ Согласовано
Директора школы Зам. директора школы по НМР (УВР)
_______________________________ ____________________________
«_______» _________________2012 г. «_______» _________________2012 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2012-2013 учебный год
Название предмета _______элективный курс по истории «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России с древнейших времен до конца XX века»
Класс 11___
Учитель Крушельницкая Марина Анатольевна
Общее количество часов на предмет по учебному плану 34 часов
Из них на :
I полугодие 16 часов
II полугодие 18 часов
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель __34_
на лабораторные работы нет час
на практические работы 12 часов
контрольные работы 4 час
Предусмотрено 9 часов самостоятельной работы учащихся, из них
на занятиях 5 часов
Составлен в соответствии с программой Е.Н.Сорокина Профильное образование Сборник элективных курсов по истории 10 – 11 класс Издательство «Учитель» г. Волгоград 2007 г.
Методическое пособие:
Утвержден на заседании школьного научно-методического совета «_____»__________200_г Протокол № ___________
Председатель НМС ____
Пояснительная записка
Средняя (полная) общая школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
В итоге различия между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличения суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки – и овладение навыками самостоятельного исследования.
Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы в изучении истории России с древнейших времен до конца XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями профильного обучения.
В программе выделены важнейшие периода отечественной истории – История России с древности до конца XVI – начала XVII в., история России XVII – XVIII в., Россия в XIX в.,Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (проблемы модернизации, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношения власти, общества, личности, основных тенденций постсоветского развития).
Особенность данной программы заключается в том, что в ней предлагается анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно – политического, социально – экономического, культурного развития России с древнейших времен до конца в XX века;
- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории , а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;
- повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, решения проблем и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.
Системно–деятельностная основа календарно-тематического плана по истории 11 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Цели по уровням усвоения знаний: - знать, -уметь, | Виды учебной деятельности учащихся на уроке | Формы контроля достижения целей | Материальное обеспечение |
1. | История России с древности до конца XVI – XVII в. | 8 | Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12 Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22 | Групповая, индивидуальная; Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры; Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание; обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы; Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Исторический диктант Тест Работа по карточкам Наблюдение Решение исторических задач Выполнение проблемных заданий Выполнение заданий по материалам ЕГЭ Презентации творческих работ | Учебник Атлас |
2. | История России XVII – XVII вв. | 7 | Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12 Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22 | Групповая, индивидуальная; Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры; Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание; обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы; Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Исторический диктант Тест Работа по карточкам Наблюдение Решение исторических задач Выполнение проблемных заданий Выполнение заданий по материалам ЕГЭ Презентации творческих работ | Учебник Атлас |
3. | Россия в XIX веке | 6 | Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12 Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22 | Групповая, индивидуальная; Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры; Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание; обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы; Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Исторический диктант Тест Работа по карточкам Наблюдение Решение исторических задач Выполнение проблемных заданий Выполнение заданий по материалам ЕГЭ Презентации творческих работ | Учебник Атлас Презентации видеофильмы |
4. | Россия в XX веке | 14 | Знать: 1,2,3,4,5,6,8,9,10,12,13,14 Уметь: 15,16,17.18,19,20,21,22 | Групповая, индивидуальная; Анализируют, объясняют, оценивают исторические факты и явления; описывают исторические события и памятники культуры; Работают с историческими источниками; работают с исторической картой; формулируют понятия; составляют описание; обобщают, классифицируют, систематизируют, формулируют выводы; Составляют сюжетный рассказ, сообщения, доклады, готовят презентации и проекты. Составляют таблицы, схемы, аргументируют, приводят доказательства. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Исторический диктант Тест Работа по карточкам Наблюдение Решение исторических задач Выполнение проблемных заданий Выполнение заданий по материалам ЕГЭ Презентации творческих работ | Учебник Атлас Презентации |
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата | Коррек- ка | Тема занятия | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 1. История России с древности до конца XVI – XVII в. (8 часов) | |||||
1. | 02.09. | Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства | |||
2. | 09.09. | Принятие христианства. Роль церкви в истории Древней Руси Категории населения «Русская правда» | |||
3. | 16.09. | Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики. Образование Золотой Орды. Русь и Орда. | |||
4. | 23.09. | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Московские князья и их политика. Роль церкви в консолидации русских земель. Куликовская битва и ее значение. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян. | |||
5. | 30.09. | Лики Ивана Грозного | |||
6. | 14.10. | Смута конца XVI – XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Начало династии Романовых. | |||
7. | 21.10. | Решение задач . Часть 1 (История России с древнейших времен до конца 16 века) | |||
8. | 28.10. | Написание эссе по темам периода истории России с древнейших времен до конца 16 века) | Рубежная работа № 1 | ||
Тема 2. История России XVII – XVII вв. (7 часов) | |||||
9. | 28.10. | Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Общественно-политическое устройство. Соборное уложение 1649 г. система крепостного права. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения в XVII в. Решение задач по теме «Россия в 17 веке» | |||
10. | 04.11. | ||||
11. | 11.11. | Реформы Петра I: движение России вперед или…. | |||
12. | 25.11. | Реформы Петра I: движение России вперед или…. | |||
13. | 02.12. | Россия в период дворцовых переворотов. | |||
14. | 09.12. | «Золотой век дворянства» | |||
15. | 16.12. | Внешняя политика России во второй половине XIX столетия | Рубежная работа № 2 | ||
Тема 3. Россия в XIX веке (6 часов) | |||||
16. | 23.01. | «Сфинкс на разгаданный до гроба» | |||
17. | 30.01. | Социально-экономическое развитие дореформенной России. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX века. | |||
18. | 13.01. | Формирование либерально-демократического движения в России. Время исканий. | |||
19. | 20.01. | Русское крестьянство после реформы 19 февраля 1861 г. | |||
20. | 27.01. | Внешняя политика России в первой половине XIX в. | |||
21. | 03.02. | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | |||
Тема 4. Россия в XX веке (14 часов) | |||||
Триумфальное поражение? (Размышление о советско – финской войне) (1 час) | |||||
22. | 10.02. | Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. | Рубежная работа № 3 | ||
Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии (3 часа) | |||||
23. | 17.02. | Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз. | |||
24. | 24.02. | Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 г. | |||
25. | 03.03. | Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. | |||
Страх или свобода? (2 часа) | |||||
26. | 10.03. | Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227. психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. | |||
27. | 17.04. | Цена победы – большая кровь. Боевая мощь советского искусства. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы. | |||
От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое (4 часа) | |||||
28. | 24.03. | Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предложений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной войны». Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны». | |||
29. | 31.03. | Истоки «холодной войны». Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность? | |||
30. | 07.04. | Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. | |||
31. | 21.04. | Сегодня мир, а что дальше? Размышление о предотвращении трагических последствий войны. | |||
Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… (3 часа) | |||||
32. | 28.04. | Хроника августовских событий. Версия М.С. Горбачева о причинах и начале путча. | |||
33. | 05.05. | Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы… | |||
34. | 12.05. | Неосуществленные сценарии августа 1991 года. | |||
35. | 19.05. | Повторение по курсу «Россия с древнейших времен до конца XX». | Рубежная работа № 4 |
График выполнения рубежных работ по ___истории_______учащихся ___11____ класса
Учебный блок Вид рубежной работы | ||||||
Дата проведения | Дата проведения | Дата проведения | ||||
по плану | по факту | по плану | по факту | по плану | по факту | |
| 28.10. | |||||
| 16.12. | |||||
| 10.02. | |||||
| 19.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...