Рабочие программы
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Звездинская средняя школа»
Утверждаю: Согласовано
Директор школы: с зам.директора по УВР
__________Иванова Ж.Б. ______________Поповой О.В.
Дата____________ дата_________________
Рабочая программа
по предмету
История России. Всеобщая история.
5 класс
Учитель: Магола Ирина Ярославна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2011.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2014.
-атлас и контурные карты по истории Древнего для 5 класса (М: Просвещение, 2014.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Изменения, внесенные в учебную программу
В конце учебного года 2 ч выделены на коллективный проект
I.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения истории Древнего мира
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
II.Содержание учебного предмета история (70ч)
- Что изучает история (1 ч.)
Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление.
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Знакомство с исторической картой.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ История Древнего мира
- Первобытное общество (7 часов)
Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)
Древнейшие люди. Древнейшие люди – наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнем.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи ищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Тема 3. Счет лет в истории (1 час)
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
- Древний Восток (201ч. )
Тема 4. Древний Египет (8 ч. )
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нил и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наемного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мир: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы.
Тема 5. Западная Азия в древности (7ч )
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт ЮжногоДвуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы – ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись – особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сион, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столиц царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побежденных Ассирией стран. Ниневия – достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности – город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царем Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
- Древняя Греция и эллинистический мир (22 ч. )
Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч.)
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милеет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в Vв. до .э. и расцвет демократии (5ч.)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса – демократии.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик – там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль те6атральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа)
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции – Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции и Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа навойском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие ученые на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
- Древний Рим (18 ч.)
Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битва с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)
Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. Рос Римского государства. Политика Рима «Разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трехдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерь Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабом римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)
Протяженность империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город – столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3часа)
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счет архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского император Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
I I I . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 КЛАСС
С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА УСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | дата | Наименование учеб ных тем, уроков, кол-во часов. | кол-во часов | Планируемые результаты | Информационно-методическое обеспечение | ||||
Предметные результаты | Метапредметные УУД | Личностные результаты | |||||||
Введение. 1 ч | |||||||||
1. |
| Введение. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов |
1 | Научиться овладевать целостным представлением о предмете «История» | Регулятивные Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативные Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Познавательные Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом | |||
Раздел1 ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ ( 7 ч) | |||||||||
Тема 1 Первобытные собиратели и охотники (3 ч) | |||||||||
2. |
| Древнейшие люди. | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте места расселения древнейших людей. Коммуникативные Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Познавательные Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни | презентация | ||
3. |
| Родовые общины охотников и собирателей. | . 1 | Научиться работать с картой | Регулятивные Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Коммуникативные Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Познавательные Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. | презентация | ||
4. |
| Возникновение искусства и религии. | 1 | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа | Регулятивные Охарактеризовать первобытные верования людей. Коммуникативные Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах Познавательные Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | Освоение общемирового культурного наследия. | |||
Тема 2 Первобытные земледельцы и скотоводы 3 ч | |||||||||
5. |
| Возникновение земледелия и скотоводства. Тест | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов | Регулятивные Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Коммуникативные Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Познавательные Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей | |||
6 |
| Появление неравенства и знати. | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути народов | Регулятивные Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Коммуникативные Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Познавательные Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | |||
7. |
| Обобщающе-повторительный урок по теме: Жизнь первобытных людей». Проверочная работа.1 Тема: | 1 | Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; | ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; | самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров в новом учебном материале; | |||
Счет лет в истории. (1 ч ) | |||||||||
8 |
| Счет лет в истории. | 1 | Научиться читать ленту времени | Регулятивные Уметь определять историческое время по ленте времени. Коммуникативные Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени | |||
РАЗДЕЛ 2 ДРЕВНИЙ ВОСТОК 20 Ч | |||||||||
Тема 4 Древний Египет 8 ч | |||||||||
9. |
|
Государство на берегах Нила. | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути Древнего Египта | Регулятивные Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. КоммуникативныеХарактеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Познавательные Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору | |||
10. |
| . Быт земледельцев и ремесленникоВ | 1 | Научиться создавать яркие образы земледельцев и ремесленников Древнего Египта | Регулятивные Оценивать достижения культуры. Коммуникативные Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Познавательные Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | Экологическое сознание | |||
11. |
| Жизнь египетского вельможи. | 1 | Научиться создавать яркие образы вельможи | Регулятивные Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Коммуникативные Учиться работать в малой группе над общим заданием. Познавательные Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | |||
12. |
| Военные походы фараонов
| 1 | Научиться читать историческую карту | Регулятивные Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Коммуникативные Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Познавательные Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | |||
13. |
|
Религия древних египтян. Тест | 1 | Научиться объяснять и раскрывать символическое значение религиозных образов египтян | Регулятивные Характеризовать религию древних египтян. Коммуникативные Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Познавательные Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа | |||
14. |
|
. Искусство Древнего Египта. | 1 | Научиться описывать предметы материальной культуры и произведения древнего искусства | Регулятивные Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Коммуникативные Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Познавательные Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | Освоение общекультурного наследия древних египтян | |||
15. |
| Письменность и знания древних египтян . | 1 | Научиться описывать памятники истории и культуры древних египтян | Регулятивные Осуществлять познавательную рефлексию. Коммуникативные Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Познавательные Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах | |||
16. |
| Обобщающее-повторительный урок по теме «Древний Египет». Проверочная работа 2 | 1 | Применять полученные знания при выполнении тестовых заданий. | Регулятивные Анализировать достижения в земледелии. Коммуникативные Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Познавательные Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов | |||
Тема 5 Западная Азия в древности 7 ч | |||||||||
17. |
|
Древнее ДвуречьЕ | 1 | Научиться читать историческую карту и обобщать ее данные | Регулятивные Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Коммуникативные Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Познавательные Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни | |||
18. |
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Научиться давать образную характеристику Хаммурапи | Регулятивные Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Коммуникативные Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Познавательные Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | |||
19. |
|
Финикийские мореплаватели. | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Коммуникативные Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Познавательные Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам | |||
20. |
| Библейские сказания | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Коммуникативные Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Познавательные Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам | |||
21. |
| Древнееврейское царство. . | 1 | Научиться рассказывать о важнейших событиях древнееврейского царства | Регулятивные Дать оценку поступков Давиду и Самсону Коммуникативные Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) Познавательные Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | |||
22. |
|
Ассирийская держава | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Познавательные Определять причины падения Ассирийской державы | Формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | |||
23. |
|
Персидская держава «царя царей». Проверочная работа 3 | 1 | Научиться сопоставлять древние гос-ва по различным критериям, выделять сходства и различия | Регулятивные Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы КоммуникативныеСистематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Познавательные Установить причины возникновения Персидской державы | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | |||
Тема 6 Индия и Китай в древности 5 ч | |||||||||
24. | . | Природа и население Древней Индии | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Коммуникативные Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) Познавательные Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | |||
25. |
|
Индийские касты. | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития буддизма | Регулятивные Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану Коммуникативные Подготовить сообщение о жизни Будды Познавательные Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | |||
26. |
| Древний Китай. Учение Конфуция.
| 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Коммуникативные Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая Познавательные Определять и формировать особенности китайской религии | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | |||
27. |
| Первый властелин единого Китая . | 1 | Научиться овладевать целостным представлением об историческом пути развития китайского народа | Регулятивные Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Коммуникативные Составлять кроссворды по тематике урока Познавательные Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | |||
28. |
| Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Восток». | 1 | Применять полученные знания при выполнении заданий. | Потребность к расширению исторического кругозора. | Совершенствовать навык работы в группе. | |||
РАЗДЕЛ 3 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 22 Ч | |||||||||
Тема 7 Древнейшая Греция 5 ч | |||||||||
29. | .
| Греки и критяне | .1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Работать с картой, заданиями рабочей тетради Коммуникативные Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) Познавательные Называть отличительные признаки критской культуры | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | |||
30. |
| Микены и Троя. | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать по карте местоположение Микен Коммуникативные Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты Познавательные Выделять различия между микенской и критской культурой | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | |||
31-32. |
| Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея» . | 2 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Характеризовать образы основных героев «Илиады» Коммуникативные Принимать участие в ролевой игре. Познавательные Раскрывать кратко суть поэмы Гомера Регулятивные Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия Коммуникативные В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой Познавательные Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея |
| ||
33. |
. | Религия древних греков. Провер.работа 4 | 1 | Научиться выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни и занятиями греков | Регулятивные Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) Коммуникативные Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» Познавательные Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | |||
Тема 8 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7 ч | |||||||||
34. |
|
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии греков | Регулятивные Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь Коммуникативные Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) Познавательные Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции | |||
35. |
| Зарождение демократии в Афинах.
| . 1 | Научиться объяснять сложные политические процессы | Регулятивные Дать собственную оценку поступкам Солона Коммуникативные Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем Познавательные Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | |||
36. |
|
Древняя Спарта. тест | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте расположение Спарты Коммуникативные Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Познавательные Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | |||
37. |
|
. Греческие колонии. | 1 | Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности колонизации | Регулятивные Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты Коммуникативные Составлять план «Причины переселения греков» Познавательные Объяснять причины и значение возникновения колоний | Осознавать принадлежность греков к единой культуре | |||
38. |
|
Олимпийские игр
| 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать основные правила проведения Олимпийских игр Коммуникативные С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя Познавательные Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | |||
39-40. |
| Греко-персидские войны. Провер.работа 5 | 2 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Описывать ход боевых действий между персами и греками Коммуникативные Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве Познавательные Объяснять причины победы греков в Марафонской битве Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | |||
Тема 9 Возвышение Афин в 5 в до н.э. и расцвет демократии 5 ч | |||||||||
41. |
|
В гаванях Афинского порта Пирей. | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные устно описывать торговый порт Афин Коммуникативные Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Познавательные Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | |||
42. |
|
В городе богини Афины. | 1 | Научиться описывать памятники истории и культуры Афин | Регулятивные Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие Коммуникативные Описывать произведения древнегреческой архитектуры Познавательные Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | |||
43. |
| В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Научиться анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимназиях | Регулятивные Описывать особенности древнегреческого воспитания Коммуникативные Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте Познавательные Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | Описывать собственные представления о важности образования | |||
44. |
| В театре Диониса . | 1 | Научиться создавать яркие образы, связанный с театром в Греции | Регулятивные Объяснять отличия трагедий и комедий Коммуникативные Сравнивать современный театр и древнегреческий Познавательные Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков | |||
45. |
| Афинская демократия при Перикле. Провер.работа 6 | 1 | Научиться формировать целостное представление об афинской демократии | Регулятивные Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле Коммуникативные Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте Познавательные Характеризовать афинскую демократию при Перикле | Объяснять значение участия граждан в управлении государством | |||
Тема 10 Македонские завоевания в 4 в до н.э.4 ч | |||||||||
46. |
| Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Показывать на карте места сражений КоммуникативныеХарактеризовать македонское войско Познавательные Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | Описывать значение потери Грецией независимости | |||
47. | . | Поход Александра Македонского на Восток
| . 1 | Научиться рассказывать о важнейших событиях | Регулятивные Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского Коммуникативные Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского Познавательные Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | |||
48. |
| В Древней Александрии Египетской | 1 | Научиться создавать яркие образы связанные с памятниками Александрии Египетской | Регулятивные Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней Коммуникативные Составлять рассказ- описание города Александрия Познавательные Объяснять причины распада державы Александра Македонского | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | |||
49. |
| Обобщающе-повторитель ный урок по теме «Древняя Греция». Провер.работа 7 | 1 | умение вести диалог на осно ве равно правных отношений и вза имного уважения и при ятия; | формулировать собственное мнение и позицию, и координировать ее с позициями партнеров; | самостоятельно анализировать условия достижения цели на осно ве учета выделенных учи телем ориентиров в новом учебном материале; | |||
Раздел 4 ДРЕВНИЙ РИМ 18 ч | |||||||||
Тема 11 Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3ч | |||||||||
50. |
| Древнейший Рим. Самост.работа 4 | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Планирование последовательности действий Коммуникативные Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками Познавательные Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | |||
51. |
| Завоевание Римом Италии. | .1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Планирование последовательности действий Коммуникативные Организация и планирование работы в группе Познавательные Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения | Формирование мотивации к обучению и познанию | |||
52. |
| Устройство Римской республики тест. |
1 | Научиться овладевать целостным представлением об устройстве Рима | Регулятивные Организация самоконтроля и само оценивания Коммуникативные Овладение средствами решения коммуникативных задач Познавательные Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | Формирование активной позиции в учебной деятельности | |||
Тема 12 Рим- сильнейшая держава Средиземноморья 3 ч | |||||||||
53. | . | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников Познавательные Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | Характеризовать цели и поступки Ганибала | |||
54. |
|
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Коммуникативные Работать с картой в процессе изучения событий. Познавательные Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | |||
55. |
| Рабство в Древнем Риме. Пров.работа | 1 | Научиться овладевать целостным представлением о причинах и сущности рабовладения | Регулятивные Составление плана и последовательности действий Коммуникативные Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах Познавательные Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере | |||
Тема 13 Гражданские войны в Риме 4 ч | |||||||||
56. |
| Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | Научиться выявлять закономерности исторических событий | Регулятивные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | |||
57. |
| Восстание Спартака. | 1 | Научиться формировать целостное представление о гладиаторах | Регулятивные Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» Коммуникативные Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. Познавательные Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | |||
58. |
|
Единовластие Цезаря в Риме. | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные Умение работать в группе Познавательные Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | |||
59. |
| Установление империи в Риме. Пров.работа | 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Организация и планирование работы в группе Познавательные Формирование умений работать с исторической картой | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | |||
Тема 14 Римская империя в первые века нашей эры 5 ч | |||||||||
60. |
| Соседи Римской империи. | 1 . | Научиться овладевать целостным представлением о соседях Рима | Регулятивные Умение составлять простой план Коммуникативные Обмениваться в группе результатами поиска Познавательные Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам | |||
61. |
| . Рим при императоре Нероне
|
1 | Научиться овладевать целостным представлением о развитии Рима | Регулятивные Планирование и организация деятельности Коммуникативные Планирование учебных действий Познавательные Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | |||
62. |
|
Первые христиане и их учение
| 1 | Научиться овладевать целостным представлением о возникновении христианства | Регулятивные Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Познавательные Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | |||
63. |
| Расцвет Римской империи во 2-м веке | 1 | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима эпохи расцвета | Регулятивные Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Познавательные Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | |||
64. |
| «Вечный город» и его жители. Пров.работа 10 | 1
| Научится создавать яркие образы связанные с личностями, памятниками, явлениями вечного города Рима | Регулятивные Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Коммуникативные Анализировать ответы одноклассников Познавательные Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме | Развитие эстетического сознания | |||
Тема 15 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 3ч | |||||||||
65. |
| Римская империя при Константине. | 1 | Научиться формировать целостное представление об историческом развитии Рима при Константине | Регулятивные Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Познавательные Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | Умение выражать и отстаивать свою позицию | |||
66. |
| Взятие Рима готами.
| . 1 | Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные | Регулятивные Организация самоконтроля и самооценивания КоммуникативныеИнтегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем Познавательные Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей | |||
67. |
| Обобщающе-повторительный урок по теме «Древний Рим». Пров.работа 12 | 1 | Умение работать с исторической картой, умение датировать основные события связанные с борьбой Рима и Карфагена, умение давать образную характеристику историческим деятелям данных событий |
Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее виде хронологической таблицы и презентаций | Осознание многообразия мира, приобщение к культурно- историческому наследию прошлого, выявление основных качеств характеризующих гражданина своей страны Умение обрабатывать учебную и дополнительную информацию и представлять ее виде хронологической таблицы и презентаций | |||
68- |
| Повторение по курсу «История Древнего мира». И. Мониторинг | 1 |
| Регулятивные Осознание учащимися качества и уровня усвоения Коммуникативные Планирование учебных действий Познавательные Рефлексия способов и условий действия | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | |||
69-70 |
| Коллективный проект« Достижения г-в Древнего мира» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...