Блокада Ленинграда (11 класс)
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Родионова Любовь Александровна

Моя презентация направлена на то, что пробудить чувство гордости за свой народ, несмотря на положение, в котором они оказались. Мне хотелось донести до школьников то, что несмотря на страдания – голод, холод, смерть родных и близких, страх – люди не сдались врагу, продолжать жить в таких нечеловеческих условиях и верили в победу и свое спасение. Чтобы лучше донести это, я использовала архивные фотографии из интернета, стихотворения Анны Ахматовой и Ольги Бернгольц, а также звучание метронома, фрагмент партитуры Седьмой Симфонии Дмитрия Шостаковича и запись сообщения о прорыве блокады Левитана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_leningradaya_11_kl.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь общества сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться и работать на благо своей Родины и, в случае необходимости, встать на её защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Для нас, проживающих на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, особенно актуальна тема блокады и все, что связано с героизмом людей того времени.

Моя презентация направлена на то, что пробудить чувство гордости за свой народ, несмотря на положение, в котором они оказались. Мне хотелось донести до школьников то, что несмотря на страдания – голод, холод, смерть родных и близких, страх – люди не сдались врагу, продолжать жить в таких нечеловеческих условиях и верили в победу и свое спасение. Чтобы лучше донести это, я использовала архивные фотографии из интернета, стихотворения Анны Ахматовой и Ольги Бернгольц, а также звучание метронома, фрагмент партитуры Седьмой Симфонии Дмитрия Шостаковича и запись сообщения о прорыве блокады Левитана.

Класс: 11.

Цель: пробудить чувство гордости за свой народ.

Задачи:

ознакомить с краткой историей блокадного периода;

передать общую атмосферу блокадного Ленинграда;

показать силу духа советского народа.

Оснащение:

компьютерная презентация;

звуковое оформление (Ленинградский метроном, радиосообщение о победе голосом Левитана, седьмая симфония Д. Шостаковича).

Ход занятия

I. Вступление.

В эти дни страна вспоминает события Великой Отечественной войны, связанные с городом-героем Ленинградом. Сегодня мы проводим классный час, посвященный блокаде Ленинграда. (слайд 1)

Какая длинная зима,

 Как время медленно крадется!..

 В ночи

 Ни люди, ни дома

 Не знают, кто из них проснется.

 И поутру,

 Когда ветра

 Метелью застилают небо,

 Опять короче,

 Чем вчера,

 Людская очередь за хлебом.

 В нас голод убивает страх.

 Но он же

 Убивает силы…

 На Пискаревских пустырях

 Все шире

 Братские могилы.

 И зря порою говорят:

 «Не все снаряды убивают…»

 Когда мишенью Ленинград,

 Я знаю –

 Мимо не бывает.

 Ведь даже падая в Неву,

 Снаряды – в нас,

 Чтоб нас ломало.

 Вчера там каменному льву

 Снарядом лапу оторвало.

 Но он молчит,

 Молчат дома,

 А нам –

 По-прежнему бороться,

 Чтоб жить и не сойти с ума…

Далее следует презентация – (слайды 2–8) под звуки Ленинградского метронома.

II. Окружение Ленинграда.

(Слайд 9)

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.9 июля был захвачен Псков, 10 июля немецкие части прорвали фронт и силами 4-я танковой группы армии «Север» вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге. 21 августа немцы заняли станцию Чудово, тем самым перерезав Октябрьскую железную дорогу, и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа был захвачен крупный железнодорожный узел Мга. С 8 сентября 1941 года, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда.

О, мы познали в декабре –

 не зря «священным даром» назван

 обычный хлеб, и тяжкий грех –

 хотя бы крошку бросить наземь:

 таким людским страданьем он,

 такой большой любовью братской

 для нас отныне освящен,

 наш хлеб насущный, ленинградский…

Так о тех днях отозвалась в своей «Ленинградской поэме» известная поэтесса Ольга Берггольц спустя год, летом 1942 года.

III. Переход к рассказу о Тане Савичевой.

Слайд 10

Всем приходилось туго в те времена, но особенно страдали дети.

Щели в саду вырыты,

 Не горят огни.

 Питерские сироты,

 Детоньки мои!

 Под землей не дышится,

 Боль сверлит висок,

 Сквозь бомбежку слышится

 Детский голосок.

Писала Анна Ахматова 23 апреля 1942 года.

IV. Рассказ о Тане Савичевой.

Слайд 11

25 января 1930 года родилась Таня Савичева – ленинградская девочка, автор блокадного дневника. Она жила в обыкновенной ленинградской семье, которая ничем не отличалась от других советских семей того времени. Началась война. Затем блокада. На ее глазах умирали ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей из города, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на «Большую землю». Врачи боролись за ее жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно: Таня умерла от истощения.

Таню, которая не дожила и до 15 лет, всегда вспоминают в связи с блокадой Ленинграда. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Ее дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали ее душу, когда один за другим уходили все ее близкие. Дневник стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе, а сама она навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы.

V. Блокада Ленинграда.

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

Были введены продовольственные карточки. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 грамм хлеба в сутки, все остальные – по 200 грамм. Поэтесса Ольга Берггольц в своем произведении «Разговор с соседкой» вспоминает:

О, ночное воющее небо,

 дрожь земли, обвал невдалеке,

 бедный ленинградский ломтик хлеба –

 он почти не весит на руке…

(слайд 12)

Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941–1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек. (слайд 13) Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. « июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде .

Звучит седьмая симфонии Дмитрия Шостаковича.

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград в сентябре – ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи. Однако, спасти получалось не всех.

Птицы смерти в зените стоят.

 Кто идет выручать Ленинград?

 Не шумите вокруг – он дышит,

 Он живой еще, он все слышит:

 Как на влажном балтийском дне

 Сыновья его стонут во сне,

 Как из недр его вопли: «Хлеба!» –

 До седьмого доходят неба…

 Отворите райскую дверь,

 Помогите ему теперь.

(слайд 14)

Так писала Анна Ахматова осенью 1941.

25 мая 1942 года было принято решение об очистки города от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.

В следующую блокадную зиму 1942-1943 положение осажденного города значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

Обороной города руководил вначале К. Е. Ворошилов, а после него – Жуков, хозяйственной стороной занимался Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) товарища А.А. Жданова. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей. (слайд 15)

VI. Прорыв и снятие блокады.

Звучит радиосообщение о прорыве и снятии блокады в записи Левитана. (Слайды 16-17)

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ) южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В пробитом вдоль берега коридора за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

К концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к окончательной ликвидации блокады Ленинграда 14 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда. К 27 января 1944 года советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Немцы начали отступать. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Последний раз немецкая авиация бомбила Ленинград 14 мая 1944 года.

VII. Заключение.

Ленинградскую беду

 Руками не разведу,

 Слезами не смою,

 В землю не зарою.

 За версту я обойду

 Ленинградскую беду.

 Я не взглядом, не намеком,

 Я не словом, не попреком,

 Я земным поклоном

 В поле зеленом

 Помяну.

 (А. Ахматова.)

(слайд18)

Дорогой ценой досталось снятие блокады советскому народу. Но город не сдался, выстоял, и враг был посрамлен. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943).

В сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 миллиона 887 тыс. жителей. В ходе эвакуации 1941–1943 годов из Ленинграда вывезено до 1миллиона человек. Во время блокады Ленинграда в городе и его окрестностях было уничтожено 3 200 жилых зданий, 9 000 деревянных домов (сгорело), 840 фабрик и заводов. По приблизительным подсчётам, погибло от голода и обстрелов от 800 тыс. до полутора миллиона человек.(слайд 19)

Так пусть же мир сегодня слышит

 салюта русского раскат.

 Да, это мстит, ликует, дышит

 победоносный Ленинград!

1 496 000 советских солдат и офицеров были награждены медалью «За оборону Ленинграда») (слайды 20)

А вы, мои друзья последнего призыва!

 Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена, –

 Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

 А крикнуть на весь мир все ваши имена!

 Да что там имена!

 Захлопываю святцы:

 И на колени все!

 Багровый хлынул свет!

 Рядами стройными проходят ленинградцы,

 Живые с мертвыми. Для Бога мертвых нет.

(слайд 21)

VIII. Минута молчания.

 (слайды 22-23)

За стойкость, мужество и героизм всех тех, кто погиб и выжил во время блокады, тех, кто, рискуя собственной жизнью ради спасения блокадников, предлагаю почтить их память минутой молчания.

Далее звучит Седьмая Симфония Д.Шостаковича.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

Презентация к классному часу "День снятия блокады Ленинграда" 8 класс коррекционная школа 8 вида

Презентация помогла рассказать о блокаде Ленинграда.Обучающиеся с замиранием сердца,со слезами на глазах смотрели слайды о великом подвиге нашего народа, с огромным вниманием слушали записи с голосом ...

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Классный час на тему "Блокада Ленинграда" 7 класс

Сегодня мы будем говорить о войне. 75 лет назад закончилась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня, погибло более 800 тысяч человек. Люди которые жили в то военное, суровое, страшное время, пе...

Классный час по теме "Блокада Ленинграда", 6 класс.

Материал знакомит учащихся с основной фактической информацией, относящейся к теме, - цифры, даты, имена....

кл час Блокада Ленинграда 5 класс

Цели и задачи внеклассного мероприятия:   познакомить учащихся 6 классов с одной из трагических страниц истории Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда;развитие у учащихся ко...