Межпредметные связи в обучении истории
статья по истории на тему
Статья о использовании межпредметных связей на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи в обучении истории
Васютина И.А.
преподаватель истории
БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный
техникум»Малоархангельский филиал
Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Положение курса истории в системе подготовки специалистов среднего звена определяется, прежде всего, тем, что он играет решающую роль в формировании у обучающихся диалектно – материалистических взглядов на развитие общества, в воспитании у юношества патриотизма и интернационализма, в становлении личности, обладающей собственными убеждениями и гражданской ответственностью в отношении граждан своей страны.
Главная цель в обучении истории – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбы страны и мира.
Исходя из цели изучения истории, можно утверждать, что ее изучению должно предшествовать изучение ряда предметов – литературы, обществоведения, экономической и социальной географии, или по возможности изучаться синхронно. Но межпредметное значение истории не ограничивается лишь созданием исторической базы для изучения других учебных дисциплин, гораздо важнее освоение и применение принципов историзма, научной объективности при изучении других предметов.
С другой стороны, знание законов развития природы, изучаемых в предметах естественнонаучного цикла. Опора на эти знания при изучении истории помогают создать у обучающихся целостное понимание объективной картины мира, взаимосвязей, существующих между природой и общественной средой.
Взаимосвязи курсов истории с другими предметами осуществляется на разной сюжетной, понятийной и фактической основе, при различной степени обобщения знаний и сформированности умений, в зависимости от возраста обучающихся и базе накопленных знаний по различным предметам.
Преподавателю истории необходимо более детально знать не только программы, но и учебники и методические пособия хотя бы по таким предметам, как литература, русский язык, география. Знакомясь с содержанием смежного предмета, учителю истории важно понять степень конкретизации фактов, глубину их обобщения, предполагаемый уровень сформированности умений (как общеучебных, так и специфических для данного предмета), а главное – метод познания, применяемый в данном предмете.
Преподавателю на уроках истории важно продолжить развитие тех умений, которые формировались у обучающихся при изучении других предметов, например, умения работать с диаграммами, схемами, таблицами, картами, картосхемами, статистикой.
Объективный фактор, затрудняющий межпредметные связи в обучении истории, связан со сложностью формирования метода познания общественных процессов. В частности невозможностью применения на уроках эксперимента, демонстрации опыта, точного математического расчета.
Сравнение, сопоставление, обобщение и другие интеллектуальные умения в истории менее единообразны по результатам, всегда эмоционально окрашены по сравнению с предметами естественнонаучного цикла. Эта особенность познания истории определяет и меньшие возможности ее интеграции с другими предметами, ибо исторический факт, событие, явление всегда конкретны, неповторимы, индивидуальны, обусловлены исторической эпохой, деятельностью народных масс и отдельных личностей. Поэтому типизация, обобщение, абстрагирование в истории всегда ограничены требованием показа конкретного, чтобы не допустить схематизации и социологизации в освещении исторического процесса.
Преподавателю необходимо глубоко осознать общую цель осуществления межпредметных связей в учебном процессе:
- Обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения обучающихся;
- Понимание ими закономерностей общественного развития;
- Осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке прошлого и настоящего.
Итак, на каких же принципах должны быть разработаны межпредметные связи по истории:
- необходимо определить уровень общности научных понятий, связанных дисциплин;
- исключать противоречия в трактовке одних и тех же понятий, терминов, явлений, дублирования материала;
- способствовать целостному получению студентами знаний;
-помочь обучающемуся, бывшему девятикласснику, как можно быстрее адоптироваться в учебном процессе.
Эффективное осуществление межпредметных связей обеспечивается применением системы методических приемов и средств, которая включает:
- объяснение нового с опорой на ранее изученный обучающимися фактический или теоретический материал из предшествовавших курсов истории или других предметов;
- обучение приемам припоминания и самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием интерактивной доски, логических и графических схем, карт, и других наглядных пособий;
- обобщение знаний на межпредметной основе путем составления различных тематических таблиц (сравнительных, синхронистических, проблемных);
- создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных на смежных курсах, стимулирующих мыслительную деятельность обучающихся;
- систематическое применение межпредметных заданий и вопросов, побуждающих обучающихся к актуализации знаний ранее изученного материала;
- проведение объединенных, в том числе межпредметных уроков обобщения, стимулирующих применения обобщенных знаний, в том числе теоретических;
- систему записей, заполнение таблиц, составление схем, помогающих синтезировать знания, полученных из разных курсов истории и других предметов;
- использование современных технологий, интерактивных досок, интернета для расширения кругозора обучающихся и их возможностей для получения, анализа и синтеза информации;
- совместные уроки – семинары, посвященные разбору и обсуждению различных документов, произведений литературы и искусства связанных общей темой;
- проведение урока одновременно двумя преподавателями разных предметов (например, истории и географии, истории и литературы) с целью усиления межпредметных связей изучаемого материала и более полного использования его мировоззренческого потенциала.
Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа преподавателей по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков. Системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса.
Использование межпредметных связей в процессе подготовки к занятиям требует значительного количества времени и взаимодействия всех преподавателей.
Литература
- Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007.
- Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей в обучении физике
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...
Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...
Межпредметные связи в обучении математике
В статье кратко излагаются теоретические основы проблемы межпредметных связей и рассматриваются примеры, иллюстрируюшие связь математики с различными учебными дисциплинами....
Роль межпредметных связей в обучении химии.
Статья о межпредметных связях при изучении химии....
Межпредметные связи в обучении физике
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино различные факты, им наблюдаемые.Д. Хевеши...
Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики
Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...