Межпредметные связи в обучении истории
статья по истории на тему

Васютина Ирина Александровна

Статья о использовании межпредметных связей на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи в обучении истории

Васютина И.А.

преподаватель истории

БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный

 техникум»Малоархангельский филиал

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Положение курса истории в системе подготовки специалистов среднего звена определяется, прежде всего, тем, что он играет  решающую роль в формировании у обучающихся диалектно – материалистических взглядов на развитие общества, в воспитании у юношества патриотизма и интернационализма, в становлении личности, обладающей собственными убеждениями и гражданской ответственностью в отношении граждан своей страны.

Главная цель в обучении истории – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбы страны и мира.

Исходя из цели изучения истории, можно утверждать, что ее изучению должно предшествовать изучение ряда предметов – литературы, обществоведения, экономической и социальной географии, или по возможности изучаться синхронно. Но межпредметное значение истории не ограничивается лишь созданием исторической базы для изучения других учебных дисциплин, гораздо важнее освоение и применение принципов историзма, научной объективности при изучении других предметов.

С другой стороны, знание законов развития природы, изучаемых в предметах естественнонаучного цикла. Опора на эти знания при изучении истории помогают создать у обучающихся целостное понимание объективной картины мира, взаимосвязей, существующих между природой и общественной средой.

Взаимосвязи курсов истории с другими предметами осуществляется на разной сюжетной, понятийной и фактической основе, при различной степени обобщения знаний и сформированности умений, в зависимости от возраста обучающихся и базе накопленных знаний по различным предметам.

Преподавателю истории необходимо более детально знать не только программы, но и учебники и методические пособия хотя бы по таким предметам, как литература, русский язык, география. Знакомясь с содержанием смежного предмета, учителю истории важно понять степень конкретизации фактов, глубину их обобщения, предполагаемый уровень сформированности умений  (как общеучебных, так и специфических для данного предмета), а главное – метод познания, применяемый в данном предмете.

Преподавателю на уроках истории важно продолжить развитие тех умений, которые формировались у обучающихся при изучении других предметов, например, умения работать с диаграммами, схемами, таблицами, картами, картосхемами, статистикой.

Объективный фактор, затрудняющий межпредметные связи в обучении истории, связан со сложностью формирования метода познания общественных процессов. В частности невозможностью применения на уроках эксперимента,  демонстрации опыта, точного математического расчета.

Сравнение, сопоставление, обобщение и другие интеллектуальные умения в истории менее единообразны по результатам, всегда эмоционально окрашены по сравнению с предметами естественнонаучного цикла. Эта особенность познания истории определяет и меньшие возможности ее интеграции с другими предметами, ибо исторический факт, событие, явление всегда конкретны, неповторимы, индивидуальны, обусловлены исторической эпохой, деятельностью народных масс и отдельных личностей. Поэтому типизация, обобщение, абстрагирование в истории всегда ограничены требованием показа конкретного, чтобы не допустить схематизации и социологизации в освещении исторического процесса.

Преподавателю необходимо глубоко осознать общую цель осуществления межпредметных связей в учебном процессе:

  • Обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения обучающихся;
  • Понимание ими закономерностей общественного развития;
  • Осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке прошлого и настоящего.

Итак, на каких же принципах должны быть разработаны межпредметные связи по истории:

- необходимо определить уровень общности научных понятий, связанных дисциплин;

- исключать противоречия в трактовке одних и тех же понятий, терминов, явлений, дублирования материала;

- способствовать целостному получению студентами знаний;

-помочь обучающемуся, бывшему девятикласснику, как можно быстрее  адоптироваться в учебном процессе.

Эффективное осуществление межпредметных связей обеспечивается применением системы методических приемов и средств, которая включает:

- объяснение нового с опорой на ранее изученный обучающимися фактический или теоретический материал из предшествовавших курсов истории или других предметов;

- обучение приемам припоминания и самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием интерактивной доски, логических и графических схем, карт, и других наглядных пособий;

- обобщение знаний на межпредметной основе путем составления различных тематических таблиц (сравнительных, синхронистических, проблемных);

- создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных на смежных курсах, стимулирующих мыслительную деятельность обучающихся;

- систематическое применение межпредметных заданий и вопросов, побуждающих обучающихся к актуализации знаний ранее изученного материала;

- проведение объединенных, в том числе межпредметных уроков обобщения, стимулирующих применения обобщенных знаний, в том числе теоретических;

- систему записей, заполнение таблиц, составление схем, помогающих синтезировать знания, полученных из разных курсов истории и других предметов;

- использование современных технологий, интерактивных досок, интернета для расширения кругозора обучающихся и их возможностей для получения, анализа и синтеза информации;

- совместные уроки – семинары, посвященные разбору и обсуждению различных документов, произведений литературы и искусства связанных общей темой;

- проведение урока одновременно двумя преподавателями разных предметов (например, истории и географии, истории и литературы) с целью усиления межпредметных связей изучаемого материала и более полного использования его мировоззренческого потенциала.

Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа преподавателей по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков. Системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса. 

Использование межпредметных связей  в процессе подготовки к занятиям требует значительного количества времени и взаимодействия всех преподавателей.

Литература

  1. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007.
  2. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей в обучении физике

Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...

Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...

Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...

Межпредметные связи в обучении математике

В статье кратко излагаются  теоретические основы проблемы межпредметных связей  и рассматриваются примеры, иллюстрируюшие связь математики с различными учебными дисциплинами....

Роль межпредметных связей в обучении химии.

Статья о межпредметных связях при изучении химии....

Межпредметные связи в обучении физике

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино различные факты, им наблюдаемые.Д. Хевеши...

Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии

Презентация доклада на семинаре учителей технологии...