Материалы школьного музея "История российского школьника: из прошлого в будущее".
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кантан Ольга Евгеньевна

Представлены положение о музее, концепция развития, пресс-релиз, презентация для школьного сайта, презентация для экскурсий  в четырех частях( часть 1 - образование в допетровской Руси, часть 2 - образование в 17-19 вв., часть 3 - образование в 20 веке, часть 4 - детские организации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ № 2033        

__________ И.А.Акулова

«       » сентября 2013 г.

            КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 «Музей российского школьника: из прошлого в будущее»

ГБОУ СОШ № 2033  С  УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВАО г. МОСКВЫ

Нормативная база для разработки Концепции

  • Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях в РФ № 54-ФЗ от 26 мая 1996 года;
  • Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года;
  • Письмо Министерства образования России № 28-181/16 от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
  • Приказ Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы № 582 от 31 июля 2007 года «Об утверждении примерного положения о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы»;

Место музея в жизни школы                                                         Музей – посредник между прошлой и будущей жизнью, ее духовным и чувственным миром, проводник культуры и достижений человечества. Экспонаты музея являются наглядным примером той жизни, времени которым живет общество. Музей – эффективное средство хранения, формирования и развития  социальной памяти.

Музей является благоприятной воспитательной средой для формирования гражданско-патриотических позиций и высоконравственных качеств личности, дальнейшего  становления и самоопределения. Задача музея – помочь поддерживать и укреплять связь поколений, их преемственность. Музейная деятельность заключается не только в тематической экспозиции, но и активная работа учителей, учащихся и родителей. Одна из проблем современного общества – отсутствие духовной связи между детьми и родителями. Отношения зачастую сводятся к материальным проблемам. Одна из задач музея – пробудить интерес к совместной деятельности родителей и детей. Глобальной целью музея можно назвать содействие возрождению в стране традиционных семейных ценностей.

Цель создания музея

   Каждый музей обладает определенной особенностью, делающей его непохожим на другие. Одна из приоритетных задач современного российского образования – помочь поддерживать и укреплять связь поколений, их преемственность. История не обезличена, всегда были легендарные личности, которыми мы гордимся, на примере которых воспитываем своих учеников. А как же быть с главным примером для детей, их родителями. Несомненно, тема школьного образования касается  всех людей. Как правило, мы оставляем на память о школьном детстве свои дневники, тетради и прочее, чтобы в будущем гордо показать своим детям пример. Никто не будет для ребенка лучшим, наиболее авторитетным примером, чем собственные родители. Тематика «Музея российского школьника» раскрывает историческую  связь поколений через историю образования.

        Достижение этой цели предполагает решение ряда задач :

  1. воспитание общечеловеческих, нравственных духовных ценностей; пропаганда позитивных ценностей. Сотворчество в учебно - воспитательном процессе;
  2. развитие познавательных интересов учащихся, потребности в познании культурно-исторических традиций;
  3. обогащение опыта социально значимой деятельности через привлечение детей к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;

4.  социализация личности ребенка;

5. организация коллективной творческой деятельности, общения детей и взрослых, развивающих научно-исследовательскую деятельность в области истории;

6. способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности, овладение учащимися практическими навыками сбора и обработки информации, декоративно-оформительских работ и др.;

7. сбор и обеспечение сохранности музейных предметов как источников социальной памяти;

8. пропагандировать знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы  школы среди учащихся, учителей, родителей, жителей;

9. налаживание сотрудничества со специалистами различных музеев, архивов;

10. осуществление проектной деятельности.

История создания школьного музея

     Музей находится в состоянии развития. Создавался на протяжении нескольких месяцев и был открыт в мае 2013года. Расположен он на территории школьной библиотеки, что создает дополнительно атмосферу не обычного школьного класса, а творческой лаборатории. Главным способом сбора материалов для музея стал ученический поиск, активная творческая работа самих школьников и их родителей.

                Школьный музей призван оставаться преимущественно музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и родителями. Он должен быть живым, должен объединять общей поисковой деятельностью семью.

Актив музея составляют ребята средней школы: 5-8 классов. Ребята по мере появления приносят предметы для музея. В экспозиции есть ряд интересных экспонатов: похвальная грамота церковно-приходского училища 1909 года, готовальня Карла Борхарта 1900-1905 гг., старейший экспонат – книга 1895 года на немецком языке Kneiip=Blatter, ведомости оценки знаний от 1946 и других годов. Каждый предмет имеет историческую ценность, воспитывает в ребенке любознательность, уважение к памяти предков.

             В музее могут проходить дополнительные уроки для детей любого возраста. Интересно проходят в школе музейные уроки, посвященные различным этапам развития образования в стране. Здесь представлены подлинные предметы 19-20 веков и современности. Есть и интерактивный элемент – парта 1950-60-х годов (новодел), за которой детям можно попробовать написать что-нибудь чернильной ручкой и настоящими чернилами.

                           Современные информационные технологии стали инструментом для совершенствования архивной, поисковой, экскурсионной деятельности. Особое внимание мы уделяем созданию мультимедийных проектов и презентаций для проведения музейных уроков.

                  Это далеко не полный перечень творческих аспектов современной школьной музейной педагогики, имеющей поистине безграничный потенциал. С некоторых пор, когда из жизни исчезли многие исторические, культурные, социальные и политические стержни общества, именно музей может и должен сыграть объединяющую роль для всех поколений граждан России.

        

Содержание и замысел экспозиции

Экспозиция школьного музея построена по хронологическому принципу и имеет следующие разделы :

1). Образование конце 19 века.

2). 1920-1940-е годы – формирование советской школы.

3). Детские организации: октябрята-пионеры-комсомольцы.

4). Стенд: «Наши учителя».

5). 1980-е: типичные предметы эпохи.

6). Современная школа.

7). Интерактивная часть: школьная парта 1950-1960-е годы ( «урок чистописания»).

        Осмотр  экспозиции начинается с расположенного над выставочными шкафами стенда, сделанного в виде кинопленки, на котором отражены основные временные этапы, отраженные в экспозиции музея.

Затем проводится  беседа в сопровождении презентации по теме: история российского образования. В презентации отражены вехи развития российского образования от периода Киевской Руси до современности.

В разделе первом  «Образование конце 19 века» представлены книги конца 19 века. Наиболее старая книга датируется 1895 годом. К редким предметам можно отнести «похвальный лист церковно-приходского училища 1909 года», готовальня Карла Борхарта 1900-1905гг.

В разделе втором - 1920-1940-е годы – формирование советской школы представлены фотографии, дневники, тетради, похвальные листы данного периода.

В третьем разделе «Детские организации: октябрята-пионеры-комсомольцы» - можно увидеть значки, пионерский галстук, ремень, грамоты. Интересный экспонат – патефон 190-х годов с пластинками  в рабочем состоянии.

Огромное внимание учеников привлекает выставка «Наши учителя», где представлены фотографии учителей школы школьного возраста.

Пятый выставочный шкаф посвящен 1980-м годам: здесь представлены книги, учебные пособия, первые калькуляторы и т.п.

Современная школа – это учебники, предметы переданные медалистами школы как пример подрастающему поколению.

Содержание деятельности музея

Организационная работа. Работа с фондами.

        Планирование деятельности музея и школьного актива Совета музея. Оформление и обновление экспозиции музея. Пополнение фондов. Учет музейных предметов в книге поступления музея. Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, творческих работ) в книге учета научно-вспомогательного фонда, систематизация материалов. Исследование и описание каждого предмета. Составление инвентарных карточек. Воспитательно-пропагандистская деятельность. Оформление информационно-тематических стендов. Проведение  тематических классных часов, бесед с учащимися 1-11х классов. Участие в традиционных и текущих мероприятиях по плану воспитательной работы. Экспозиция включает экспонаты основного и вспомогательного фондов по следующим направлениям :

1). вещественные памятники (одежда, предметы школьной формы, патефон, парта);

2). письменные (номера газет, книги, брошюры, аттестаты, похвальные грамоты, комсомольские удостоверения, дневники);

3). изобразительные (фотографии, живопись, рисунки);

        Для хранения фондов музея используются шкафы, папки, планшеты, витрины. Так как экспонаты размещены в помещении библиотеки, не удается поддерживать постоянный температурно-влажностный режим. Материалы музея систематически привлекаются на уроках истории, обществознания, в начальных классах. Проводятся уроки в самом музее. Посетителями экскурсий, тематических программ являются все учащиеся школы, родители, приезжающие в школу гости. В области хранения и учета музейного фонда еще предстоит много работы. Не для каждого предмета закончено составление его истории. Продолжается составление картотеки библиотечного фонда музея, инвентарной и предметной картотеки, научная обработка собранных материалов.

Поисковая работа.

        Сбор предметов быта, документов, фотографий, изделий. Изготовление стендов, плакатов, схем, стеллажей и витрин, макетов относящихся к профилю музея. Учителя и родители направляют эту работу, помогают в изготовлении фотоматериалов, макетов, отчетов.

Научно-исследовательская

    Создание ученических проектов по истории образования, связанных с историей семей наших учеников, историей школы и района. Запись воспоминаний выпускников, родителей и родственников. Исследования истории предметов, хранящихся в фондах музея.

Образовательно-воспитательное

    Развитие  познавательных интересов и творческих способностей. участие в поисково-исследовательской деятельности: сбор экспонатов, запись воспоминаний, составление картотек, систематизация материалов, творческих работ, участие в круглых столах, конференциях. Проектная деятельность.

Экскурсионная  

  Разработка и проведение экскурсий по экспозициям музея. Подбор резерва группы экскурсоводов 5-8 классов и подготовка их для проведения экскурсий.  Проведение выставок новых поступлений. Подготовка и проведение музейных уроков и музейных игр.

Методическая, консультативная

Классные часы, открытые мероприятия для родителей, педагогов. Предоставление материалов из фондов школьного музея для использования их в работе с учащимися, учителями.  

Творческая

   Привлечение учащихся, учителей и родителей к оборудованию музея. Изготовление поделок, творческих работ (макеты, панно, рисунки  и т.п.).  Проведение выставок с демонстрацией музейных  экспонатов, творческих работ.  

Механизмы реализации Концепции

    Совершенствование нормативно-правовой базы  деятельности музея. Успешное прохождение сертификации 1 раз в 5 лет. Адаптация организационной структуры музея, повышение  квалификации педагогов, осуществляющих руководство музеем. Освоение  методов программно-целевого подхода, проектирования, моделирования деятельности музея в контексте  изменений социально-культурной  и образовательной среды города и района. Активное использование в музейной деятельности  технологий социального маркетинга и развития связей. Сотрудничество с  другими школьными музеями, музейными центрами г. Москвы. Укрепление материально-технической базы музея.

                                                                   Ожидаемые результаты
   • повышение активности и интереса обучающихся к прошлому ,
   • применение полученных знаний в жизни,
   • высокий процент посещаемости музея школьниками, родителями и др.,
   • увеличение количества участников конкурсов, смотров и победителей,
   • приобретение школьниками опыта познавательной и творческой деятельности,              профессиональных навыков.

                                                 



Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ

 

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее – музей) является структурным подразделением Школы,  действующего на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов

- Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятие

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея

3.1. Организация музеев в  ГБОУ Школа 2033 является, результатом краеведческой,  экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создан музеи по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания музея:

- музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;

- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея

4.1.  Основными функциями музея являются:

- документирование истории, культуры путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

- развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному фонду

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем no согласованию с вышестоящим органом управления образованием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЕЙ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Слайд 2

ЦЕЛИ Каждый музей обладает определенной особенностью, делающей его непохожим на другие. Одна из приоритетных задач современного российского образования – помочь поддерживать и укреплять связь поколений, их преемственность. История не обезличена, всегда были легендарные личности, которыми мы гордимся, на примере которых воспитываем своих учеников. А как же быть с главным примером для детей, их родителями. Несомненно, тема школьного образования касается всех людей. Как правило, мы оставляем на память о школьном детстве свои дневники, тетради и прочее, чтобы в будущем гордо показать своим детям пример. Никто не будет для ребенка лучшим, наиболее авторитетным примером, чем собственные родители. Тематика «Музея российского школьника» раскрывает историческую связь поколений через историю образования.

Слайд 3

ЗАДАЧИ воспитание общечеловеческих, нравственных духовных ценностей; пропаганда позитивных ценностей. Сотворчество в учебно - воспитательном процессе; развитие познавательных интересов учащихся, потребности в познании культурно-исторических традиций; обогащение опыта социально значимой деятельности через привлечение детей к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями; 4. социализация личности ребенка; 5. организация коллективной творческой деятельности, общения детей и взрослых, развивающих научно-исследовательскую деятельность в области истории; 6. способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности, овладение учащимися практическими навыками сбора и обработки информации, декоративно-оформительских работ и др.; 7. сбор и обеспечение сохранности музейных предметов как источников социальной памяти; 8. пропагандировать знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы школы среди учащихся, учителей, родителей, жителей; 9. налаживание сотрудничества со специалистами различных музеев, архивов; 10. осуществление проектной деятельности.

Слайд 4

Музей находится в состоянии развития. Создавался на протяжении нескольких месяцев и был открыт в мае 2013года. Расположен он на территории школьной библиотеки, что создает дополнительно атмосферу не обычного школьного класса, а творческой лаборатории. Главным способом сбора материалов для музея стал ученический поиск, активная творческая работа самих школьников и их родителей.

Слайд 5

Актив музея составляют ребята средней школы: 5-8 классов. Ребята по мере появления приносят предметы для музея. В экспозиции есть ряд интересных экспонатов: похвальная грамота церковно-приходского училища 1909 года, готовальня Карла Борхарта 1900-1905 гг., старейший экспонат – книга 1895 года на немецком языке Kneiip = Blatter , ведомости оценки знаний от 1946 и других годов. Каждый предмет имеет историческую ценность, воспитывает в ребенке любознательность, уважение к памяти предков.

Слайд 6

В музее могут проходить дополнительные уроки для детей любого возраста. Интересно проходят в школе музейные уроки, посвященные различным этапам развития образования в стране. Здесь представлены подлинные предметы 19-20 веков и современности. Есть и интерактивный элемент – парта 1950-60-х годов ( новодел ), за которой детям можно попробовать написать что-нибудь чернильной ручкой и настоящими чернилами.

Слайд 7

Экспозиция школьного музея построена по хронологическому принципу и имеет следующие разделы : 1). Образование конце 19 века. 2). 1920-1940-е годы – формирование советской школы. 3). Детские организации: октябрята-пионеры-комсомольцы. 4). Стенд: «Наши учителя». 5). 1980-е: типичные предметы эпохи. 6). Современная школа. 7). Интерактивная часть: школьная парта 1950-1960-е годы ( «урок чистописания»).

Слайд 8

Осмотр экспозиции начинается с расположенного над выставочными шкафами стенда, сделанного в виде кинопленки, на котором отражены основные временные этапы, отраженные в экспозиции музея.

Слайд 9

В разделе первом «Образование конце 19 века» представлены книги конца 19 века. Наиболее старая книга датируется 1895 годом. К редким предметам можно отнести «похвальный лист церковно-приходского училища 1909 года», готовальня Карла Борхарта 1900-1905гг.

Слайд 10

В разделе втором - 1920-1940-е годы – формирование советской школы представлены фотографии, дневники, тетради, похвальные листы данного периода.

Слайд 11

В третьем разделе «Детские организации: октябрята-пионеры-комсомольцы» - можно увидеть значки, пионерский галстук, ремень, грамоты. Интересный экспонат – патефон 190-х годов с пластинками в рабочем состоянии.

Слайд 12

Огромное внимание учеников привлекает выставка «Наши учителя», где представлены фотографии учителей школы школьного возраста.

Слайд 13

Пятый выставочный шкаф посвящен 1980-м годам: здесь представлены книги, учебные пособия, первые калькуляторы и т.п . Современная школа – это учебники, предметы переданные медалистами школы как пример подрастающему поколению.



Предварительный просмотр:

«Музей российского школьника: из прошлого в будущее».

28 февраля 2015 года Музей российского школьника ГБОУ Школа 2033 приглашает посетить экспозицию «Школа в России: конец XIX –XX вв.». Вы сможете увидеть подлинные предметы конца XIX –XX вв., касающиеся школьной жизни.

Каждый человек во все времена, с древности до наших дней, проживает важный этап в жизни – школьные годы.  Как правило, мы оставляем на память о школьном детстве свои дневники, тетради и прочее, чтобы в будущем гордо показать своим детям пример. Никто не будет для ребенка лучшим, наиболее авторитетным примером, чем собственные родители. Тематика «Музея российского школьника» раскрывает историческую  связь поколений через историю образования.

     Музей находится в состоянии развития. Создавался на протяжении нескольких месяцев и был открыт в мае 2013года. Расположен он на территории школьной библиотеки, что создает дополнительно атмосферу не обычного школьного класса, а творческой лаборатории.

             В музее  проходят дополнительные уроки для детей любого возраста. Здесь представлены подлинные предметы 19-20 веков и современности. Есть и интерактивный элемент – парта 1950-60-х годов (новодел), за которой детям можно попробовать написать что-нибудь чернильной ручкой и настоящими чернилами.

Экспозиция школьного музея построена по хронологическому принципу и имеет следующие разделы :

1). Образование конце 19 века.

2). 1920-1940-е годы – формирование советской школы.

3). Детские организации: октябрята-пионеры-комсомольцы.

4). Стенды: «Наши учителя».

5). 1980-е: типичные предметы эпохи.

6). Современная школа.

7). Интерактивная часть: школьная парта 1950-1960-е годы ( «урок чистописания»).

Контактная информация: руководитель музея учитель истории и обществознания Кантан Ольга Евгеньевна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЕЙ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА. Из прошлого в будущее ГБОУ СОШ №2033

Слайд 2

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ До семи лет житье-бытье ребенка было радостным и беззаботным.

Слайд 3

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте. Девочек начинали обучать шить, прясть, ткать, вышивать.

Слайд 4

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Школа для детей обычно находилась при церкви или мастерской по переписке книг.

Слайд 5

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Главными предметами в школе были Часослов, Псалтирь, письмо. Церковно-славянскую азбуку осваивали по Святцам.

Слайд 6

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Часосло́в православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в том числе служб, называемых «часами» (отсюда название).

Слайд 7

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Псалтирь- книга Ветхого Завета , состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.

Слайд 8

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Святцы - список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого.

Слайд 9

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Всю эту программу осваивали за две зимы. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли до Пасхи.

Слайд 10

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси

Слайд 11

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Учитель разрешал ребятам сесть на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка помещалась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Слайд 12

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Указкой учитель показывал буквы и называл их. Ребята нараспев повторяли их. Азбука была непохожа на современную.

Слайд 13

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ

Слайд 14

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Когда ученики уставали, им разрешали немного побегать по двору. Затем снова рассаживались, «повторяли зады», то есть пройденные вчера буквы, заучивали новые.

Слайд 15

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ В полдень отпускали детей домой перекусить. В три часа дня занятия заканчивались. Домашних заданий тогда не задавали. Все должны были заучивать на уроке.

Слайд 16

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Выучив буквы, начинали складывать слоги. Их произносили вслух хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кричать слоги как можно громче. Но кто начинал баловаться, того ждал горох и розги.

Слайд 17

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ На горохе стояли дети на коленях часами, это было тяжелое наказание. Но еще больше они боялись розог. Розги – это прутья с почками, которые при ударе оставляли на теле кровавые следы.

Слайд 18

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Поговорка гласила: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет».

Слайд 19

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ После сложения слогов читали целые фразы и молитвы. Каждый со своим букварем выходил к доске и читал предложения. Родители, собирая детей в школу, обязательно покупали букварь и указку.

Слайд 20

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Обычно через три месяца выучивались читать и писать. Писать учили на бересте – березовой коре. Буквы процарапывали специальным стерженьком – писалом.

Слайд 21

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Писать можно было и на особых дощечках с углублениями для воска.

Слайд 22

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Позже появилась бумага, на которой писали гусиными перьями. Футляр для перьев назывался перницей.

Слайд 23

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Чернильный прибор состоял из чернильницы, перницы и песочницы (чтобы текст быстрее высыхал, его посыпали песком).

Слайд 24

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Обучение письму состояло в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы.

Слайд 25

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ писцы

Слайд 26

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Почерк , у писцов был ровный, крупный и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой а заглавные выписывались красной краской. Заглавные буквы – буквицы – украшались золотым узором.

Слайд 27

Русь допетровская

Слайд 28

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Готовая книга покрывалась переплетом из тонких деревянных досок, обтянутых кожей, застежки переплеты – золотые, на уголках металлические наугольники.

Слайд 29

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ За зиму учитель получал два рубля. Это были большие деньги. Родители также регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. Каждый четверг и к праздникам приносили блины, бублики, лепешки, кашу.

Слайд 30

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ Каша была очень популярна. Слово «однокашники» произошло именно от этого обычая.

Слайд 31

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ По окончании определенного класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего горшок разбивали во дворе и в этот день не учились.

Слайд 32

РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Профессия книжного писца была очень почетной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЕЙ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА. Из прошлого в будущее ГБОУ СОШ №2033

Слайд 2

НОВАЯ РОССИЯ Петр Первый создал цифирные школы. В них преподавали чтение, письмо, грамматику, арифметику, геометрию, Священное Писание.

Слайд 3

НОВАЯ РОССИЯ Обучение велось по-старому, основывалось на зубрежке. Учеба начиналась с азбуки, которую изучали по «Букварю» Федора Поликарпова. Грамматику изучали по учебнику Мелентия Смотрицкого.

Слайд 4

НОВАЯ РОССИЯ

Слайд 5

НОВАЯ РОССИЯ В 1703 г. вышла в свет «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он оставался единственным учебником математики на протяжении всего XVIII века.

Слайд 6

НОВАЯ РОССИЯ

Слайд 7

НОВАЯ РОССИЯ В учебнике давались практические советы, как применить знания по алгебре и геометрии на корабле, верфи, в лавке, на поле боя.

Слайд 8

НОВАЯ РОССИЯ В классах цифирных школ сидели, как раньше, дети различных возрастов. За провинности учеников били линейкой, ставили в угол «на горох», пороли розгами. Суббота была самым страшным днем: пороли всех подряд.

Слайд 9

НОВАЯ РОССИЯ Первоначально Петр I посылал дворянских детей за границу осваивать разные науки. Таких учащихся называли «пенсионеры», потому что они получали денежное пособие – пенсию от русского правительства.

Слайд 10

НОВАЯ РОССИЯ В 1701 г. в Москве была основана школа математических и навигацких наук, в 1752г. Она стала Морским шляхетским кадетским корпусом.

Слайд 11

НОВАЯ РОССИЯ Сухарева башня. Здесь помещалась Навигацкая школа

Слайд 12

НОВАЯ РОССИЯ В 1712г. В Москве Петр I создал Инженерную школу, затем возникли Артиллерийский и Инженерный шляхетские кадетские корпуса.

Слайд 13

НОВАЯ РОССИЯ Таким образом, складывается система военно-учебных заведений для дворянских детей. К 1917г. В России существовал уже 31 кадетский корпус.

Слайд 14

НОВАЯ РОССИЯ Обучение в кадетских корпусах сочетало два направления – военные науки и гуманитарные дисциплины. кадеты

Слайд 15

НОВАЯ РОССИЯ Среди выпускников кадетских корпусов были писатели, ученые, художники, композиторы.

Слайд 16

Новая Россия Сумароков А. Радищев А. Достоевский Ф. Даль В.

Слайд 17

НОВАЯ РОССИЯ Волков Ф. Федотов П. Римский-Корсаков Н.

Слайд 18

НОВАЯ РОССИЯ «Кадет» означает «младший». От 6 до 9 лет кадеты находились под надзором воспитательниц, с 10 лет их воспитанием занимались офицеры.

Слайд 19

НОВАЯ РОССИЯ Программа обучения в кадетском корпусе включала Закон Божий, русский, церковнославянский, французский, немецкий и английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, рисование, законоведение, статистику, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию.

Слайд 20

НОВАЯ РОССИЯ Кроме того, обучали стрельбе, верховой езде, гимнастике, плаванию, фехтованию, танцам, музыке, пению, строевой подготовке.

Слайд 21

НОВАЯ РОССИЯ Занятия продолжались с середины августа до середины июня. Каждый день было четыре лекции и два часа дополнительной подготовки.

Слайд 22

НОВАЯ РОССИЯ В царствование Елизаветы Петровны по замыслу Ломоносова М.В. в 1755г. Был открыт университет в Москве. В 1757г. Академия художеств в Петербурге. При университете создали гимназию.

Слайд 23

НОВАЯ РОССИЯ Екатерина II стала инициатором создания Общества двухсот благородных девиц, которое стало называться Смольным институтом.

Слайд 24

НОВАЯ РОССИЯ Смольный институт в Петербурге

Слайд 25

НОВАЯ РОССИЯ Учиться в Смольном институте было очень почетно. Сюда привозили девочек в 5-6 лет и обучение длилось 9 лет. Все обучение делилось на 3 курса по 3 года.

Слайд 26

НОВАЯ РОССИЯ Учениц первой ступени называли «кофейницами», по цвету платья . Жили девочки по девять человек в комнате и за ними был постоянный надзор.

Слайд 27

НОВАЯ РОССИЯ Средняя группа «смолянок» называлась «голубые», также по цвету платья. Это были девочки-подростки.

Слайд 28

НОВАЯ РОССИЯ Воспитанниц старшей группы называли «белыми». Белого цвета у них были бальные платья.

Слайд 29

НОВАЯ РОССИЯ Обучение девочек было довольно поверхностным: обучали литературе , иностранным языкам, большое значение придавалось обучению танцам и рукоделию.

Слайд 30

НОВАЯ РОССИЯ На экзамене в Смольном институте присутствовали император и члены императорской семьи. Вопросы для экзамена давали накануне. За день девушка должна была подготовить один билет и с блеском ответить.

Слайд 31

Новая Россия Экзамен в Смольном институте

Слайд 32

НОВАЯ РОССИЯ Первой ступенью образования дворянских детей были домашние занятия с учителями-французами. Дома учили читать, писать, говорить по-французски и по-немецки. Затем ребенка отдавали в частное учебное заведение.

Слайд 33

НОВАЯ РОССИЯ Плата за обучение была высокой. Образованный человек того времени должен был знать французский язык, древнюю историю, классическую и современную литературу. Для более фундаментального образования нужно было освоить математику и латынь.

Слайд 34

НОВАЯ РОССИЯ В 1811 г. в России открылся Царскосельский лицей. В нем мальчиков обучали истории, словесности, математике, иностранным языкам.

Слайд 35

НОВАЯ РОССИЯ Одним из самых известных средних учебных заведений XIX века является гимназия. При императоре Николае I в гимназию могли поступить только дети дворян и чиновников.

Слайд 36

НОВАЯ РОССИЯ 40% учебного времени отводилось математике и языкам. Преподавали Закон Божий, словесность, географию, историю, физику, чистописание, рисование, логику, статистику.

Слайд 37

НОВАЯ РОССИЯ гимназист

Слайд 38

НОВАЯ РОССИЯ В середине XIX века появляются реальные гимназии, в которых не предусматривалось обучение древним языкам. В углубленно изучали математику и естественные науки. Выпускники не могли поступить в университет.

Слайд 39

НОВАЯ РОССИЯ Реальная гимназия

Слайд 40

НОВАЯ РОССИЯ Плата за обучение во всех гимназиях была высокой: от 40 до 100 рублей в год. Учились с 16 августа до 1 июня. Уроки были по 60 минут и начинались в 9 утра. Не сдавших экзамен могли исключить из гимназии.

Слайд 41

НОВАЯ РОССИЯ Существовали гимназии и для девочек. После окончания гимназии девушка могла стать учительницей начальной школы или домашним преподавателем, гувернанткой.

Слайд 42

НОВАЯ РОССИЯ Перов: Приезд гувернантки

Слайд 43

Школа в начале XX века Основным типом школы в России к началу ХХ века, как и раньше, была начальная школа. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища, и городские училища, подведомственные Министерству народного просвещения; одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного синода. Кроме того, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.

Слайд 44

Школа в начале XX века Народное училище

Слайд 45

Школа в начале XX века Срок обучения в одноклассных училищах составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика . В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обучения, дополнительно преподавались начатки истории, географии, естествознания, церковное пение и черчение.

Слайд 46

Школа в начале XX века

Слайд 47

Школа в начале XX века В двухклассных учились 4 года, в школах грамоты дети обучались 2 года. Последние открывались по инициативе приходских священников или других членов причта и утверждались главой епархии.

Слайд 48

Школа в начале XX века В церковно-приходских школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах добавлялись начатки русской истории, географии, черчение и рисование. На предметы, связанные с религией, отводилось свыше 40% всего учебного времени.

Слайд 49

Школа в начале XX века церковно- приходская школа

Слайд 50

Школа в начале XX века В женских гимназиях все предметы делились на обязательные и необязательные. К первым относились Закон Божий, русский язык, арифметика, элементы всеобщей и русской географии, чистописание, различные виды рукоделия, гимнастика. Вторые включали французский и немецкий язык, предметы эстетического цикла – рисование, музыку, пение, танцы. Сравнение учебных планов мужских и женских гимназий свидетельствует о том, что и по количеству предметов, и по программам всех общих дисциплин женское образование было более ограниченным и поверхностным.

Слайд 51

Школа в начале XX века

Слайд 52

Школа в начале XX века Важнейшим вопросом, который, так или иначе, ставился в то время, являлся вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения. В поисках путей решения этой проблемы активно участвовали уездные и городские земства, которые изыскивали средства для развития школьной сети, разрабатывали местные проекты расширения всеобщего начального образования, создавали специальные комиссии для изучения состояния народного образования и выработки перспектив его развития, пропагандировали результаты своей деятельности.

Слайд 53

Школа в начале XX века В 1907 году правительство Российской Империи приступило к осуществлению разработанного в предшествующие годы комплексного плана введения в стране всеобщего, обязательного, бесплатного начального обучения. Согласно плану, на органы местного самоуправления (земства, города, волости, сельские общества и поселки) возлагалась обязанность составить школьные сети, финансовые планы их осуществления и открыть необходимое число начальных школ, а государственная казна брала на себя содержание учителей этих школ по всей стране – от Польши до Сибири.

Слайд 54

Школа в начале XX века По законам 1909 и 1913 г . при Министерстве народного просвещения и Св. Синоде РПЦ были образованы финансируемые из бюджета Империи фонды Школьно-строительный им. Преобразователя России Петра Великого и Церковно-школьный строительный им. Императора Александра III для выдачи местным самоуправлениям безвозвратных пособий и 3-процентных долгосрочных ссуд на постройку и расширение школьных зданий.

Слайд 55

Школа в начале XX века Хотя главные законопроекты Министерства – о введении всеобщего обучения и о начальных училищах – не были приняты из-за разногласий между Государственной думой и Государственным советом, почти все основные положения правительственного плана были утверждены двумя десятками других законов. Правительство также предполагало предоставить земским и городским самоуправлениям право вводить на подведомственной им территории обязательное обучение для всех детей школьного возраста.

Слайд 56

Школа в начале XX века К началу Первой мировой войны почти все земства представили в Министерство проект школьных сетей и финансовых планов их осуществления. Для устранения последних пробелов в законодательстве о всеобщем обучении министр просвещения П. Игнатьев 27 августа 1916 г . внес в Государственную думу 3 законопроекта – о всеобщем обучении, о введении обязательного обучения и о порядке расходования кредитов на всеобщее обучение, повторявшие все основные положения ранее внесенных министерством проектов. Предполагалось, что реализация этой огромной общенациональной культурно-просветительной, хозяйственной и финансовой программы будет завершено в течение 10 лет. министр просвещения П. Игнатьев

Слайд 57

Школа в начале XX века Таким образом, введение всеобщего обучения в нашей стране явилось результатом долгосрочной, хотя и не всегда последовательной, политики государственной власти по воплощению давней идеи распространения просвещения в народе, уходящий корнями к временам Стоглавого собора и разделяемой всеми слоями русского общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЕЙ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА. Из прошлого в будущее ГБОУ СОШ №2033

Слайд 2

Школа после революции 1917г. В феврале 1917 года свершилась буржуазно-демократическая революция. В области образования она ничего существенного не произвела, правда сельские школы были переданы в ведение земских управ. Но земства со своими обязанностями не справлялись: учителя, не получая по многу месяцев жалованья, из школ уходили.

Слайд 3

Школа после революции 1917г. Период между октябрем 1917 года и февралем 1921 был отмечен фактическим разрушением старой системы управления образованием и культурой. После установления Советской власти значительная часть учителей, преподавателей вузов и деятелей культуры не нашла с ней общего языка. Старые модели были уничтожены, а новые, лишь постепенно, с большим трудом стали создаваться на абсолютно иных началах.

Слайд 4

Школа после революции 1917г. После победы Октябрьской революции началась демократизация народного образования. 1. Полное отделение церкви от государства. 2. Постановлением от 15 декабря 1917 года церковно-приходские школы и другие учебные заведения духовного ведомства были изъяты из ведения церкви, переданы в ведение Наркомпроса и преобразованы в общеобразовательные заведения.

Слайд 5

Школа после революции 1917г. Наркомат просвещения РСФСР образован 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декретом Н съезда Советов. В его ведение входило руководство всеми отраслями культурного строительства (школьное и дошкольное дело, профессионально-техническая подготовка, политико- и культурно-просветительная работа, научная, художественная, издательская деятельность) . В 1930-е годы целый ряд функций по руководству культурой, в результате реорганизации Наркомпроса постепенно перешел в ведение вновь созданных ведомств, в Наркомпросе - Минпросе осталось руководство только образованием. Здание Наркомпроса

Слайд 6

Школа после революции 1917г. Наркомпрос возглавил А. В. Луначарский, его заместителем стал историк М. Н. Покровский.

Слайд 7

Школа после революции 1917г. Анатолий Васильевич Луначарский — первый нарком просвещения Советской республики. В одной из французских газет того времени было написано, что А. В. Луначарский — самый культурный и самый образованный из всех министров народного просвещения Европы...

Слайд 8

Школа после революции 1917г. Луначарский А.В.

Слайд 9

Школа после революции 1917г.

Слайд 10

Школа после революции 1917г. В области начального образования главной задачей в 1920-е годы была ликвидация безграмотности. В первые годы советской власти самой главной задачей ставилось воспитание преданного коммунистическим идеям борца за мировую пролетарскую революцию. Поэтому систематического обучения в средней школе как такового не было: изучали марксизм-ленинизм, тренировались на уроках физической культуры. ликвидация неграмотности.

Слайд 11

Школа после революции 1917г.

Слайд 12

Школа после революции 1917г. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность».

Слайд 13

Школа после революции 1917г.

Слайд 14

Школа после революции 1917г. На первый план в педагогике выходит трудовое воспитание. Единая трудовая школа должна была воспитать нового человека с новой культурой пролетариата. Открываются ФЗУ (школы фабрично-заводского ученичества). Кроме овладения специальностью там преподают общеобразовательные дисциплины. Идею трудового воспитания поддержал один из отечественных педагогов - А.С.Макаренко. Он преобразовал колонию для малолетних преступников в трудовую коммуну. Макаренко утверждал, что воспитать правильно ребенка гораздо легче, чем его потом перевоспитывать. Макаренко А.С.

Слайд 15

Школа после революции 1917г. Макаренко с воспитанниками

Слайд 16

Школа после революции 1917г. Создаются разные типы школ: школы-коммуны, школы-клубы, опытные станции Наркомпроса, школы-санатории. При их организации учитываются условия региона, особенности контингента учащихся.

Слайд 17

Школа после революции 1917г. Школа- коммуна опытные станции Наркомпроса школы-санатории

Слайд 18

Школа после революции 1917г. Главным идеологом Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.

Слайд 19

Школа после революции 1917г. Важным организационным моментом стали «Положения про единую трудовую политехническую школу»; в целом 1920-е годы были отмечены поиском оригинальных решений: комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. Так постепенно в СССР стало вводиться всеобщее начальное обучение.

Слайд 20

Школа после революции 1917г. Войны и революции 1914–22 годов сопровождались потерями населения, включая учёных и работников различного уровня квалификации, по ряду важнейших причин: физическая гибель, естественное старение, эмиграция, а также отторжение от бывшей Российской империи наиболее промышленно и культурно развитых её территорий (Польша, Финляндия, Прибалтика), характеризовавшихся более высокими показателями образованности населения.

Слайд 21

Школа после революции 1917г. В 1934 резолюция XVII съезда ВКП(б) о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.) поставила задачу обеспечить всеобщее образование в деревне в объёме семилетки (в городе этой цели в основном достигли ещё в первую пятилетку.

Слайд 22

Школа после революции 1917г.

Слайд 23

Школа после революции 1917г.

Слайд 24

Школа после революции 1917г.

Слайд 25

Школа после революции 1917г.

Слайд 26

Школа после революции 1917г. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». К концу 1932 г. (последний год первой пятилетки) в начальной школе обучалось 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет, т.е. осуществление всеобщего обязательного обучения приблизилось к завершению. Полностью оно было закончено в 1934 г., а на уровне конституционных норм правовые гарантии всеобуча были впервые закреплены в Конституции СССР 1936 г. (ст. 121). За вторую пятилетку в СССР появилось до 20 тыс. новых школ, а численность учащихся в начальной и средней школе увеличилась с 21,3 до 29,4 млн.

Слайд 27

Школа после революции 1917г. 1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение); 1931 год — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»; 1932 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»; 1933 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»; 1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы).

Слайд 28

Школа после революции 1917г. 1940 год — постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8—10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а также высших учебных заведениях. Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год.

Слайд 29

Школа после революции 1917г.

Слайд 30

Школа после революции 1917г.

Слайд 31

Школа после революции 1917г. В период Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.

Слайд 32

Школа после революции 1917г. Приоритетом школьной политики в 1945-1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. На протяжении 1945-1950 гг. количество учащихся 5-8-х классов в РСФСР выросло более чем в два раза и достигло 7,4 млн. Осуществление всеобщего начального и семилетнего обучения сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, школьных письменных принадлежностей, учебников. Постепенно однако положение улучшалось. В целом к началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение.

Слайд 33

Школа после революции 1917г. 6 июня 1956 года — «Постановление Совета Министров СССР Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». 1958 год Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962. Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена.

Слайд 34

Школа после революции 1917г. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: 1) трехлетние общеобразовательные школы; 2) трехлетние вечерние школы; 3) техникумы и другие учебные заведения. С середины 1960-х гг. переход ко всеобщему среднему образованию был поставлен в центр школьной политики. Эту задачу предполагалось решить к середине 1970-х гг. В 1975 г. в целом по СССР 96 % выпускников восьмилетки посещали различные учебные заведения, где давалось полное среднее образование.

Слайд 35

Школа в послевоенные годы

Слайд 36

Школа в послевоенные годы

Слайд 37

Школа 1980-х годах К началу 1980-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан. Бюрократизация, унификация, линия на уравнительное обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Статистика массового охвата детей и подростков обязательным школьным образованием, высокие проценты успеваемости скрывали беды, которые становились все болезненнее: недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых, кадровых и иных ресурсов, фактически низкий уровень подготовки массы учащихся.

Слайд 38

Школа 1980-х годах

Слайд 39

Школа в конце 1990-х-начале XXI века С начала 1990-х годов перестало быть обязательным среднее образование. Техническое оснащение школ значительно отстает от мировых стандартов, нищенскую зарплату получают учителя. Происходит систематическое сокращение системы дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные школы). Однако в обществе растет понимание необходимости получения полного среднего и высшего образования

Слайд 40

Школа в конце 1990-х-начале XXI века В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЕЙ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА. Из прошлого в будущее ГБОУ СОШ №2033

Слайд 2

Детские организации Невозможно отделить от школы советского периода детские организации. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». 10 декабря 1921 года было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1921 года была выдвинута идея о применении скаутских методов и создании детского коммунистического движения. И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры».

Слайд 3

Детские организации

Слайд 4

Детские организации Началось создание детских коммунистических групп при комсомольских ячейках. В этих группах комсомол отрабатывал формы и методы работы будущей организации, формулировки будущих документов. В период эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. Появились пионерский галстук, значок, салют, песни, девиз, законы и обычаи пионеров. 7 мая в Сокольническом лесу был проведен первый пионерский костер.

Слайд 5

Детские организации Пионерский костер

Слайд 6

Детские организации

Слайд 7

Детские организации 16 мая в Москве открылась II Всероссийская конференция РКСМ. На одной из секций обсуждался опыт московских комсомольцев по созданию отрядов юных пионеров. 19 мая 1922 года конференция специальным постановлением одобрила этот опыт и решила распространить его на всю страну. Этот день стал днем рождения пионерской организации. 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина , сохранявшееся за организацией до конца её существования.

Слайд 8

Детские организации ЦК ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ союзных республик, крайкомы, обкомы комсомола, Центральный, Республиканские, краевые и областные советы пионерских организаций издавали пионерские газеты и журналы и необходимую для детей литературу, в том числе газету «Пионерская правда», журналы «Пионер», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист» и др. Радио и телевидение регулярно выпускали передачи для пионеров, ежедневно в эфире звучали позывные радиогазеты «Пионерская зорька», на Центральном телевидении работала телестудия «Орлёнок», в кинотеатрах перед демонстрацией фильма показывали ежемесячный документальный киножурнал «Пионерия».

Слайд 9

Детские организации Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн. детей. Существовала их своеобразная негласная иерархия. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», имевший международный статус. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха: «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубрёнок» (Минская область, БССР).

Слайд 10

Детские организации

Слайд 11

Детские организации Артек

Слайд 12

Детские организации В 20-е годы пионеры участвовали в борьбе за новую школу. Перед ними стояла задача помочь передовым учителям в становлении советской школы, организации в ней детского самоуправления, привлечении школьников- непионеров в общественно-политическую жизнь страны. С этой целью в 1923 году в школах возникли первые передовые посты (форпосты) пионеров, которые объединяли пионеров разных отрядов (создаваемых тогда, как правило, при комсомольских ячейках промышленных предприятий и государственных учреждений), учащихся в одной школе. С 1929 года начался перевод пионерских организаций на базу школы. Этот процесс завершился в начале 30-х годов.

Слайд 13

Детские организации Самоотверженно боролись пионеры с беспризорничеством - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. К 1930 году юные учителя обучили грамоте свыше одного миллиона человек. Сотни тысяч неграмотных пришли в школы ликбеза благодаря настойчивости и убедительной агитации пионеров за грамоту.

Слайд 14

Детские организации Наступление фашизма в мире потребовало от советского народа укрепления обороноспособности Родины. В начале 30-х годов во многих пионерских организациях страны создаются пионерские полки и батальоны, совершившие длительные походы по местам боев гражданской войны. В середине 30-х годов среди пионеров развернулось движение за овладение оборонными значками БГТО, БГСО, «Будь готов к ПВХО», «Юный ворошиловский стрелок», «Юный всадник», «Юный моряк» и др. Проводились военные игры, в которых пионеры овладевали воинскими специальностями.

Слайд 15

Детские организации В первые же дни Великой Отечественной войны в стране развернулось движение тимуровцев. Тимуровцы взяли на себя нелегкие заботы по организации быта своей семьи, семей воинов, сражавшихся на фронте: готовили к зиме дрова, ухаживали за малолетними детьми, готовили пищу. Незаменимыми помощниками стали тимуровцы в госпиталях: помогали санитарам, поварам на кухне, читали раненым письма, газеты и давали концерты художественной самодеятельности.

Слайд 16

Детские организации Большую помощь пионеры оказали фармацевтической промышленности. Звеньями и отрядами выходили они на сбор шиповника, ромашки, листьев ландыша, березовых почек, малины, черемухи, щавеля, клюквы, грибов и других лекарственных и пищевых растений. 186 тысяч тонн лекарственных растений собрали пионеры за 1942-1944 годы. Пионеры участвовали в выращивании и сборе урожая зерна, картофеля, овощей и фруктов. Многие юные труженики выполняли и перевыполняли взрослые нормы. За годы войны пионерами было выработано на колхозных полях 588600 тысяч трудодней.

Слайд 17

Детские организации За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Война во многом перестроила не только содержание, но и формы работы, структуру пионерской организации. Были внесены изменения и в символы пионерской организации, расширены права пионерских организаций. В 1942 году сборам пионерской дружины было предоставлено право рекомендовать лучших пионеров в комсомол. С этого же времени отрядам и дружинам стали присваивать имена выдающихся деятелей партии и государства, великих полководцев, героев войны и труда.

Слайд 18

Детские организации Несмотря на указание государственных органов и советского командования не допускать детей к участию в боевых действиях, нередко чувства патриотизма, глубокой преданности Родине и обстоятельства бросали детей в гущу сражений. Тысячи детей уходили вместе с родителями в партизанские отряды, где они становились санитарами и связными, разведчиками и участниками боевых операций. Немало сынов полка участвовали и в боевых сражениях действующей армии.

Слайд 19

Детские организации За отказ снять пионерский галстук фашисты убили пионера Васю Шишковского из села Шумское Тернопольской области, пионера эстонского города Тарту Карла Веске, пионера села Демьянова Смоленской области Ваню Виноградова. Коля Молчанов из украинской деревушки Барановки и Трофим Прушинский из села Кривая Балка Одесской области повторили подвиг Ивана Сусанина, заведя фашистов один в непроходимое болото, другой в глухую штольню. На территории, захваченной фашистами, действовали подпольные пионерские и комсомольско-пионерские отряды. Тысячи пионеров отмечены боевыми наградами. Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Такого же высокого звания удостоены бывшие пионерские вожатые Клава Назарова, Иван Земнухов, Леля Колесова, Лиза Чайкина, Полина Стемпковская, Наташа Ковшова, Хелена Кульман.

Слайд 20

Детские организации

Слайд 21

Детские организации С 1962 года на пионерском значке изображён профиль Ленина, что символизирует признание государством заслуг пионерской организации. Это связано с тем, что в 1962 году Всесоюзная пионерская организация имени Ленина за успехи в социалистическом воспитании подростков была награждена орденом Ленина. В 1972 году пионерская организация была повторно награждена орденом Ленина. К 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 млн. пионеров в более чем 118 тысяч пионерских дружин.

Слайд 22

Детские организации

Слайд 23

Детские организации В 1988-1989 гг. обсуждалось несколько вариантов проекта перестройки Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Противоречия в организации обострялись. Вся пионерская жизнь предполагала не только политическую направленность, общественно полезную деятельность, но также самоуправление, романтическую игру, а все это подменялось однообразными, заорганизованными, парадными кампаниями. Ни потребности, ни интересы детей, ни национальные и региональные особенности не учитывались. Центральный Совет ВПО имени В.И.Ленина решил скорректировать цели пионерской организации. Убрать ярко выраженную идеологическую установку - «Борьба за дело КПСС», излишнюю лозунговость, разрыв между абстрактной целью и конкретной деятельностью. Теперь цель формулировалась так: «Помогать детям и подросткам в их гражданском и нравственном становлении, растить поколение, преданное идеалам и ценностям социализма, своей советской многонациональной Родине». Впервые общечеловеческие ценности превалировали над классовыми.

Слайд 24

Детские организации Но на практике проведенная трансформация, а также запрет в 1991 году КПСС, роспуск ВЛКСМ и распад СССР подорвали мощь пионерской организации и привели к фактической ликвидации большинства пионерских дружин. В то же время многочисленные пионерские организации по-прежнему существуют в России, во всех странах Содружества независимых государств и не вошедших в него бывших советских республиках.

Слайд 25

Детские организации Нельзя не сказать несколько слов об октябрятах. Термин октябрята возник в 1923-24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы октябрят, в которые принимались дети 7-9 лет — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина. ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят: Октябрята — будущие пионеры. Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые. Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Слайд 26

Детские организации

Слайд 27

Детские организации

Слайд 28

Детские организации Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы.

Слайд 29

Детские организации У пионеров и октябрят был старший брат, вожатый и наставник - Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ), также известный как комсомол — общественная молодёжная организация. ВЛКСМ работал под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Февральская революция 1917 года способствовала увеличению общественно-политической активности молодёжи. Начали появляться молодёжные организации рабочих «Труд и свет» и другие, члены которых ориентировались на социалистические партии. В 1917 году в Петрограде организационно оформился ориентирующийся на большевиков Социалистический союз рабочей молодёжи (ССРМ). Появление в различных городах молодёжных большевистских организаций вызвало необходимость создания общероссийской структуры — Российского коммунистического союза молодёжи. И эта организация была создана в 1918 году, в разгар гражданской войны. Комсомол создавался как молодежный боевой отряд Российской коммунистической партии (большевиков), и это предопределило коммунистическую идеологию комсомола и его основную задачу – организацию молодежи в поддержку Советской власти в ходе гражданской войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Ломоносов – прошлое, настоящее, будущее

С именем Ломоносова мы сталкиваемся, даже если ещё не успели прикоснуться ни к одной из наук. Кто-то встречал название улицы или проспекта имени Ломоносова, многие видели фильмы, где Ломоносов –...

Образ города: прошлое, настоящее, будущее.

Представленное творческое задание стало результатом работы по двум программам художественной школы: курса «Композиция» из базовой программы школы и программе «Основы дизайна и моделирования костюма». ...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Прошлое, настоящее, будущее Российских железных дорог.

Разработка внеклассного мероприятия профориентационной напрвленности в форме тематического вечера. Включает все необходимое для проведения: презентацию, текст ведущих, сообщения, карточки и карманную ...

Территория успеха. Из опыта работы в детском оздоровительном лагере в рамках тематической смены для школьных активов «Российского движения школьников».

В статье освещается деятельность актива школьников ГБОУ СОШ №316 в детском оздоровительном лагере "Град Детинец". Кратко освещается работа школьников в рамках тематической смены для школьных...

Материалы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах

Тестовые материалы разработаны для проведения школьного тура всероссийской олимпиады школьников по экологии в 9 классах. Тесты и экологические задачи могут быть использованы в системе дополнительного ...