Урок в 6 классе. Рыцарство в Средние века.
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Старшинова Дарья Алексеевна

Урок разработан на основе ФГОС. К учебнику "Вентана-Граф".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18._rytsarstvo_v_srednie_veka.docx132.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя

Школа

ГБОУ СОШ № 636 с углубленным изучением иностранных языков Центрального района Санкт-Петербурга.

Предмет

История

Класс

6

Урочная/неурочная форма

Урок изучения нового материала; тип – комбинированный

Тема

«Рыцарство»

Цель

Познакомить учащихся с новым сословием -  рыцарством; выяснить значение понятия «рыцарь», узнать о владениях рыцарей, их главные занятия, какие доспехи были у рыцаря, что входит в понятие рыцарская честь; способствовать формированию собственного отношения к образу жизни данного сословия; продолжить учиться анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с иллюстративным материалом.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятиями «рыцарь», «рыцарство» как привилегированной части средневекового общества;
  • Создать условия для углубления знаний о жизни рыцарей в средние века.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы с учебником, документами, творческим заданием;
  • Развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

  • Формирование способности к духовному развитию;
  • Способствовать развитию нравственных качеств личности через знакомство с Кодексом чести рыцарей.

План урока

  1. Что такое рыцарство?

Возникновение рыцарства

  1. Обряд посвящения в рыцари
  2. Владения рыцарей
  3. Занятия рыцарей
  4. Кодекс чести

Планируемые результаты

Предметные:

- знать особенности образа жизни рыцарства в средневековом обществе;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей

- изучить феодальные замки (архитектура, жизнь, быт); посвящение в рыцари; турниры

Личностные:

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- оценивать с нравственно-этических позиций содержание учебного материала

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Формирование УУД

Регулятивные:

  • определить цель, проблему;
  • выдвигать версии;
  • оценивать степень и способы достижения цели;
  • делать выводы;
  • прогнозирование результата.

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • умение применять полученные знания, обсуждать изученный материал.

Коммуникативные:

  • учиться договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • совместная деятельность с учителем;
  • сотрудничество со сверстниками.

Приемы

«Мозговой штурм», «поисково-исследовательская деятельность».

Формы работы

Парная, индивидуальная.

Образовательная технология

Технология развития критического мышления

Методико-дидактическое обеспечение урока

  • презентация к уроку;
  • раздаточные материалы (задания);
  • тетрадь;
  • учебник Искровская Л.В. История Средних веков: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  • Доминик Жоли. Энциклопедия Средние века. – ЗАО Компания «Махаон», 2007.
  • Средневековые рыцари http://ru.wikipedia.org/wiki

Оборудование урока

компьютер, экран, проектор, указка

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

  1. Организационный

1

Проверка внешней и внутренней (психологической) готовности учащихся к уроку

  1. Актуализация опорных знаний

3

Историческая эстафета

Подготовка к изучению нового материала через повторение (задает быстрые вопросы учащимся)

Отвечают на вопросы, заполняя задание № 1.

Самоконтроль

  1. Формулировка темы урока, цели и ожидаемых результатов

3

«Мозговой штурм»

- изучить феодальные замки (архитектура, жизнь, быт); посвящение в рыцари; турниры

- выработка умений работать с учебной информацией;

- поиск информации и понимание прочитанного.

1. Читает стихотворение

2. Наводящими вопросами помогает ученикам сформулировать ожидаемые результаты урока

3. Задает вопрос

1. Ученики догадываются, что речь на уроке пойдет о рыцарстве. 

2. Вместе с учителем планируют результаты деятельности на уроке.

3. Учащиеся отвечают

-Планировать деятельность в учебной ситуации; прогнозирование результата.

- Умение делать выводы, обобщать материал;

- Излагать свое мнение, аргументируя его.

  1. Изучение нового материала

4

Прояснить смысл понятия «рыцарство»; «рыцарь»

Учащиеся составляют определение из слов, находящихся на парте

- Умение делать выводы, обобщать материал

- Умение работать со справочным материалом.

-  умение излагать свое мнение, аргументируя его

3

Возникновение рыцарства

Рассказ учителя.

Объясняет

Слушают монолог учителя

3

Обряд посвящения

Работа с текстом

Учитель предлагает открыть учебники § 18 стр. 131 и прочитать текст, выделенный зеленым.

Учащиеся выполняют

задание № 3

5

Владения рыцаря (Замок)

Работа с иллюстративным материалом

Учитель наблюдает за работой учащихся, отвечает на вопросы, проверяет работу.

Учащиеся работают с иллюстративным материалом, выполняют задание № 4

6

Занятия рыцарей в Средние века. Рыцарские турниры.

Сообщение ученика

Ответы на вопросы учителя

Показывает отрывок из фильма

Задает вопросы Рыцарский турнир – это больше соревнование или театрализованное представление?

Во что был облачен рыцарь?

А кто помогал рыцарю надевать доспехи? (оруженосец)

Слушают сообщение ученика, а конце отвечают на вопросы, поставленные учителем.

5

Кодекс чести и образ прекрасной дамы

Работа с текстом, анализ

Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы. Проводит мини- дискуссию

Читают «Кодекс чести рыцаря».

Дискутируют.

  1. Физминутка

2

Дает задание и выполняет вместе с учащимися

Повторяют за учителем. Разминаются.

  1. Закрепление изученного материала

5

Образ рыцаря

Работа с иллюстративным материалом, анализ.

Объясняет задание, наблюдает за ходом выполнения, проверяет.

Работают с заданием № 5

Самоконтроль

  1. Рефлексия

4

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Объяснение

Рефлексия деятельности

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

  1. Домашнее задание

1

§ 18 читать

написать мини – сочинение на тему «Рыцарский турнир» от имени рыцаря, дамы его сердца, монаха (по вашему выбору). Не забывайте использовать соответствующие понятия, содержащиеся в § 18

Кодекс современного рыцаря

Акцентирует внимание учеников, задание дается дифференцировано.

Записывают задание.


ЗАДАНИЕ 1.

  1. Средневековье – Как называется эпоха в истории с V по XV века.
  2. Феод —Как иначе называется земельное владение в странах средневековой Западной Европы, передающееся по наследству.
  3. Сословие – Как назывались группы, на которые делилось общество в Средние века? Представители каждой группы имели свои права и привилегии, которые передавались по наследству.
  4. Крестьянство – Как называлась группа людей о которых говорили «те, кто трудится»?
  5. Духовенство – Как называлась группа людей о которых говорили «те, кто молится»?

СТИХОТВОРЕНИЕ

В тоске стремлений и желаний
Покинул замок он родной
По исполненью предсказаний
Наемник, купленный судьбой
Железной волею слепой
Несется вдаль на горизонт 
Без дум, тревог
Спокойный воин 
С горящей пламенной душой

ЗАДАНИЕ 2

Рыцарство – привилегированное сословие эпохи феодализма в Западной Европе.

Рыцарь - тяжеловооруженный конный всадник со щитом, копьем и мечом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЫЦАРСТВА

В древние времена, обученные и благородные воины становились элитными военными подразделениями, и это движение получило широкое распространение по всей Европе. Сражавшийся на лошади обладал неким благородным статусом, он пользовался большой славой в бою, он очень быстро перемещался по полю, имел весовое преимущество над пешим противником, и просто напросто мог давить их своим боевым конем.  Чтобы стать рыцарем, надо было обладать достаточно крупным состоянием, так как лошади, экипировка и оружие стоили очень дорого. В основном рыцари были людьми с дворянскими титулами, или же обыкновенными солдатами, которые за свою смелость и ярость в бою были возведены в этот ранг. Позднее их статус и престиж был основан на передаче по наследству.

НЕОФИТ – только что посвященный рыцарь.

ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ

ЗАДАНИЕ 3

Перед вами описание этапов церемонии посвящения в рыцари. Однако этапы оказались перепутанными. Расставьте этапы в правильной последовательности, указав в клетках их номера.

Ответ:

ВЛАДЕНИЯ РЫЦАРЕЙ. ИЛЛЮСТРАЦИИ ЗАМКОВ.

ЗАДАНИЕ 4

Рассмотрите рисунок замка и укажите его основные постройки, вписав в кружки на рисунке соответствующие цифры.

ФИЗМИНУТКА

ЗАНЯТИЯ РЫЦАРЕЙ

Чем занимались?

Отрывок из фильма «Ромео и Джульетта» 0,57

Рассказ Паршикова Платона «Рыцарские турниры»

Вопрос:

Рыцарский турнир – это больше соревнование или театрализованное представление?

Во что был облачен рыцарь?

А кто помогал рыцарю надевать доспехи? (оруженосец)

КОДЕКС ЧЕСТИ

Дискуссия

ЗАДАНИИЕ 5

ОБРАЗ РЫЦАРЯ

РЕФЛЕКСИЯ

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) § 18 читать

2) написать мини – сочинение на тему «Рыцарский турнир» от имени рыцаря, дамы его сердца, монаха (по вашему выбору). Не забывайте использовать соответствующие понятия, содержащиеся в § 18

3) Кодекс современного рыцаря

ЗАДАНИИЕ 5

ОБРАЗ РЫЦАРЯ

http://drawingforall.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%80%D1%8B%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8F.jpg

ЗАДАНИИЕ 1

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА

ЗАДАНИИЕ 2

Рыцарство – привилегированное сословие эпохи феодализма в Западной Европе.

Рыцарь – тяжеловооруженный конный всадник со щитом, копьем и мечом.

ЗАДАНИЕ 3

Перед вами описание этапов церемонии посвящения в рыцари. Однако этапы оказались перепутанными. Расставьте этапы в правильной последовательности, указав в клетках их номера.

  1. Благословление епископом меча
  2. Надевание шпор
  3. Молитвы о прощении грехов будущего рыцаря
  4. Нанесение легкой пощечины епископом неофиту с наставлением «Будь храбр»
  5. Передача епископом меча неофиту со словами: «Опоясываю тебя мечом»

Ответ:

ЗАДАНИЕ 4

ВЛАДЕНИЕ РЫЦАРЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 6 классе по истории средних веков.Тема: "Завоевание Англии".

Зрительный ряд урока истории средних веков в 6 классе. Тема: "Норманны. Завоевание Англии"....

Конспект урока в 6 классе по истории средних веков

В данном конспекте я объединила две темы: "Католическая церковь" и "Крестовые походы"....

Урок в 6 классе по истории Средних веков на тему: «Здоровое питание в Средневековье»

Цели и задачи:Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия.Работать над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципах безопасного и здоро...

Урок в 6 классе по истории средних веков "Рыцарский турнир"

Разработка урока в форме рыцарского турнира. Каждый рыцарь представлял свой костюм, замок, защищал герб, представлял даму сердца, показывал свои навыки в искусстве танца. В конце урока ребята отвечали...

Конспект открытого урока в 6 классе по Истории средних веков.

Урок в игровой форме позволяет повторить основные понятия курса, даты, события, вспомнить исторических деятелей эпохи средних веков....

Урок в 6-м классе по Истории Средних веков: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».

Урок в 6-м классе по Истории Средних веков. Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»....