контрольная работа 5 класс по истории за первое полугодие
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Ильченко Светлана Валентиновна

Спецификация контрольной работы по истории 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.spetsifikatsiya_ist._i_kontr.r.1polug.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             *Спецификация

итоговой работы за 1 полугодие для обучающихся  5 класса по истории

  1. Назначение КИМ - оценить уровень подготовки обучающихся по истории с целью выявления положительной динамики в достижении планируемых результатов по предмету.
  2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Подходы к формированию мониторинга по истории для обучающихся 5 класса определялись в соответствии со спецификой предмета и нормативными документами:

  • Программы по истории для общеобразовательных учреждений (5-9 кл.).
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории.
  • Основная образовательная программа основного общего образования Краснознаменской СШ.
  1. Структура КИМ

Проверочная работа истории состоит из трех  частей.

 Часть А № 1-15 содержит задания базового уровня  с выбором  одного ответом.

 Часть В № 16-18 содержит разные виды заданий повышенного уровня

Часть С № 19-20 содержит задания повышенного уровня требующего осмысленного чтения и  ответа на поставленные вопросы 

Распределение заданий по уровням сложности – КИМ охватывает содержание курса истории Древнего мира 5 класса, проверяются понятийный аппарат, хронологические навыки, умение выделять признаки и особенности, умение соотносить дату с событием, работать с документом, находить главное, обнаруживать недостоверность информации,  отвечать на прямые вопросы к тексту.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.    

                               Распределение заданий  по истории  представлено в таблице:

Содержание

Раздел / тема курса

Виды умений

Проверяемое умение

Уровень сложности задания

задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения

1

Введение

Различать изученные науки с их характерными особенностями

Б

1

1

2

2

Введение

Сравнивать хронологическую последовательность

Б

2

2

2

3

Введение

Соотносить век с годом

Б

3

2

2

4

Введение

Соотносить век с годом

Б

4

2

3

5

Жизнь первобытных людей.

Излагать суждения о причинах и следствиях исторического явления

Б

5

1

2

6

Жизнь первобытных людей

Определять изученные исторические факты по различным признакам

Б

6

1

2

7

Жизнь первобытных людей

Определять изученные исторические факты по различным признакам

Б

7

1

2

8

Жизнь первобытных людей

Различать изученные объекты по рисункам, фотографиям или схемам

Б

8

1

2

9

Жизнь первобытных людей

Выделять причины появления религиозных верований и искусства

Б

9

1

2

10

Древний Восток.

Древний Египет

Определять изученные исторические факты по различным признакам

Б

10

1

2

11

Древний Восток.

Древний Египет

Определять изученные исторические факты по различным признакам

Б

11

1

2

12

Древний Восток.

Древний Египет

Давать оценку  историческому факту

Б

12

1

2

13

Древний Восток.

Древний Египет

Анализировать исторические факты

Б

13

1

2

14

Древний Восток.

Древний Египет

Определять изученные исторические факты по различным признакам

Б

14

1

2

15

Древний Восток.

Древний Египет

Определять исторические термины по определению

П

15

1

2

16

Древний Восток.

Древний Египет

Сопоставлять исторические события, явления и личности

П

16

2

2

17

Жизнь первобытных людей

Называть исторические явления  и объекты, выбирать верные критерии для их сопоставления и сравнения

П

17

2

2

18

Древний Восток.

Древний Египет

Использовать исторические тексты. Понимать историческую терминологию

П

18

2

2

19

Жизнь первобытных людей

На основе имеющихся знаний и жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность информации, пробелы в информации.

П

19

3

4

20

Жизнь первобытных людей

Работать с документом, находить главное. 

Отвечать на прямые вопросы к тексту

П

20

3

4

«5» - 27-30 балла,   «4» - 26-19 баллов,    «3» - 13-18 баллов,     «2» - 12 и менее баллов

80-100% от максимальной суммы баллов – высокий уровень  (В)

60-80% – повышенный уровень (П)

40-60% – базовый уровень (Б)

0–40% – низкий уровень (Н)

  1. Время выполнения варианта КИМ

Время выполнения проверочной работы по истории  - 40-45 минут

  1. План варианта КИМ (прилагается).
  2. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование при проведении мониторинга по истории не используются.

  1. Условия проведения (требования к специалистам).

Мониторинг по истории проводится учителем истории.

  1. Рекомендации по подготовке к работе.

   При подготовке  к итоговой  работе  на уроках необходимо проводить  хронологическую разминку, повторять исторические понятия, в начале урока проводить десяти минутные проверочные работы с подобными заданиями, 4 задания на выбор ответа, одно повышенного уровня, например на установление соответствия между  историческими событиями, явлениями и личностями.  Работу по контролю усвоения исторических  терминов начинаем сразу же после знакомства с ними.  Таким образом, общие рекомендации по подготовке к проверочной  работе заключаются в том, чтобы дети были к ней готовы и имели о ней представление.

                                                                    *КИМ

                            итоговой работы для обучающихся 5 класса за 1 полугодие

                                «Жизнь первобытных людей», «Древний Восток».

                                     Инструкция для обучающихся

       На выполнение итоговой работы по истории отводится 1 урок (40-45 минут).

Работа состоит из 20 заданий.

   При выполнении каждого из заданий внимательно читайте вопрос и указания (если есть), как записывать ответ.

    В задании с выбором ответа, если вы обвели не тот ответ, зачеркните этот обведённый ответ крестом и затем обведите правильный ответ.

    В заданиях, где, отвечая на вопрос, требуется подобрать слово , ответ записывается в работе в отведённом для этого месте, обозначенном __________. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. В задании 16 ответ заносится в таблицу, под цифрами записывают соответствующие буквы.

    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задания, которые не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему.  Если после выполнения всей работы у вас останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям.

    За каждый правильный ответ на вопросы и задания №1-15 даётся по 1 баллу, №2,3,4  и  № 16-18 можно получить 2 балла, за  № 19-20 – до 3 баллов. Задание №20  предполагает прямые ответы на поставленные вопросы. Максимальное количество  30 баллов.

                                                                 1 ВАРИАНТ

Часть  А.

1.Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества:

а) хронология;                б) генеалогия;                          в) археология.                                                                                                                                                            

2. Какой год был раньше 2068 г. до н. э. или 2047г. до н. э.

Ответ: ___________________________________________________________________

3. К какому веку относится 1240 год?

Ответ: ___________________________________________________________________

4. Сколько лет в веке?    

Ответ: ___________________________________________________________________

5. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота;                     б) скотоводство;                    в) собирательство.                                                                                                                                      6. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари;                      б) жрецы;                                в) старейшины.                                                                                                                                 7. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда?

а) медь;                      б) бронза;                                в) железо.                                                                                                                                                                 8. Первое домашнее животное, приручённое человеком:

а) собака;            б) лошадь;         в) корова.

9. Выберите причину появления религии:

а) неумение человеком объяснять явления природы

б) боязнь человека перед стихией природы;

в) желание человека отличаться от животных.                                                                                                  

10. Столица Древнего Египта:

а) Мемфис;                       б) Фивы;                         в) Урук                                                                                                                                              11. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?

а) Сфинкс;                       б) Апис;                           в) Хеопс.

12.Оцените утверждение.

Древний Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря:            а) верно;                      б) неверно.

13.Выберите правильный ответ. 

Пешее войско фараона:

а) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу;      

б) создавалось на время войны;                                                                                        

в) было единственным родом войск в Египте.

14. Найдите лишнее.  

Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:

а) иероглифы;              б) бумага;                 в) папирус.

15.Определите понятие,  которому соответствует данное описание.

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Для фараонов возводились особые гробницы. Они считаются первым из чудес света:

а) саркофаги;                 б) пирамиды;                        в) храмы.

Часть В.

16. Приведите в соответствие:

1) бог Солнца                                                                                                           а) Хаммурапи                                                                                                          

2) фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде    б) Амон-Ра

3) жилища для богов                                                                                               в) ростовщики  

4) вавилонский царь, чьи законы были выдолблены на черном камне             г) храмы        

5)  люди, которые давали имущество «в рост»                                                    д) Тутанхамон

(запишите под цифрами в таблице соответствующие буквы)                                                    

1

2

3

4

5

17. Из связки  в три  понятия  выберите  лишнее слово и  выпишите  его. Объясните почему оно лишнее?                                                                                                                             а)  старейшина-вождь-рубило  

Ответ:________________________________________________________________________

б) стадо-письменность-род  

Ответ:________________________________________________________________________

в) мотыга-идол-молитва  

Ответ:________________________________________________________________________

 г) собирательство-охота-рыбалка  

Ответ:________________________________________________________________________

18. Вставьте вместо пропусков слова:

Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для __________________ полей.

Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных

приспособлений ________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая

и скота – платили ____________.

Часть С.

19.    Прочитайте текст и найдите 5 ошибок.

Подчеркните соответствующие слова в тексте:

      «Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн. лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше? Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте».

20. Прочитайте отрывок из книги и ответьте на вопросы:

 «Борьба за огонь».

     «...В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! Люди  почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».

— Что давал огонь первобытным людям?

—  Как они его сохраняли?

—  Почему потеря огня считалась несчастьем?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ 

                                                                    *КИМ

                           итоговой работы для обучающихся 5 класса за 1 полугодие

                                «Жизнь первобытных людей», «Древний Восток».

                                     Инструкция для обучающихся

       На выполнение итоговой работы по истории отводится 1 урок (40-45 минут).

Работа состоит из 20 заданий.

   При выполнении каждого из заданий внимательно читайте вопрос и указания (если есть), как записывать ответ.

    В задании с выбором ответа, если вы обвели не тот ответ, зачеркните этот обведённый ответ крестом и затем обведите правильный ответ.

    В заданиях, где, отвечая на вопрос, требуется подобрать слово , ответ записывается в работе в отведённом для этого месте, обозначенном __________. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. В задании 16 ответ заносится в таблицу, под цифрами записывают соответствующие буквы.

    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задания, которые не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему.  Если после выполнения всей работы у вас останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям.

    За каждый правильный ответ на вопросы и задания №1-15 даётся по 1 баллу, №2,3,4  и  № 16-18 можно получить 2 балла, за  № 19-20 – до 3 баллов. Задание №20  предполагает прямые ответы на поставленные вопросы. Максимальное количество  30 баллов.

                                                                  2 ВАРИАНТ

Часть А.

1. Наука, занимающаяся изучением гербов, а также традициями и практикой их использования:

а) археология;       б) нумизматика;          в) геральдика                                                                                                                                                                                                                                                                        

2. Какой год был раньше 3040 год до н. э. или 2025 год до н. э.?

Ответ: ___________________________________________________________________

3. К какому веку относится 1247 год?

Ответ: ___________________________________________________________________

4. Сколько лет в тысячелетии?    

 Ответ: ___________________________________________________________________                                                                                                                                                                    5. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

а) собирательство;                                                                                                                                    

б) изобретение металлических орудий;                                                                                                          

в) овладение огнём.                                                                                                                                                                                    6. Кто управлял племенем?

а) жрецы,                                                                                                                                                        

б) совет старейшин,                                                                                                                                            

в) цари.                                                                                                                                                          

 7. Из чего первобытные люди делали первую одежду?

а) из шёлка;                                                                                                                                                                                                      б) из шкур диких животных;                                                                                                                          

в) из хлопка.                                                                                                                                                

8. Первое орудие труда первобытного человека:    

а) серп;         б) гарпун;         в) рубило.

9. Что называется искусством?

а) творческое воспроизведение окружающего мира

б) стремление человека объяснить загадки природы

в) желание людей лучше охотиться.                                                                                                           

10. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств;

б) союз богов неба и земли;

в) царство мёртвых или царство живых.                                                                                                  

11. Из чего строили простые египетские дома?

а) из глины,      б) из камня;                 в) из дерева.                                                                                                                           12. Оцените утверждение.

Древнее Междуречье – это страна, которая располагалась между двумя большими реками — Евфратом и Тигром:                                                                                                                          

а) верно;             б) неверно.                                                                                                                                                  

13. Выберите правильный ответ:  Правители Египта носили титул

а) царь;   б) жрец;           в) фараон.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

14. Найдите лишнее:

Рассказывая о письменности Двуречья, мы обязательно назовем эти слова:

а) иероглифы;                 б) клинопись;                                в) глиняные таблички.

15. Египтяне заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:

а) саркофаг;       б) мумию;            в) гробницу.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Часть В.

16. Приведите в соответствие:

1) служители богов                                                                                        а) иероглифы

2) столица Древнего Двуречья                                                                     б) Вавилон

3) бог Солнца                                                                                                  в) жрецы

4) письменность Древнего Египта                                                                г) Шамаш

5) фараон, при котором Египет достиг наивысшего могущества              д) Тутмос III

(запишите под цифрами в таблице соответствующие буквы)

1

2

3

4

5

17. Из связки  в три  понятия  выберите  лишнее слово и выпишите  его. Объясните почему оно лишнее?                                                                                                                               а) собака-кошка-коза

Ответ:________________________________________________________________________

б) род-племя-религия  

Ответ:________________________________________________________________________

в) скотоводство-земледелие-стадо  

Ответ:________________________________________________________________________

г) неравенство-знать-мамонт

Ответ:________________________________________________________________________      

18. Вставьте вместо пропусков слова:

Знатных египетских вельмож хоронили в _________________ , построенных ещё при   ______________. Стены украшали рисунками, Египтяне верили, что когда-нибудь все эти изображения чудесным образом ______________

Часть С.

19. Прочитайте текст и найдите 5 ошибок.

Подчеркните соответствующие слова в тексте:

«Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше? Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте».

20. Прочитайте отрывок из книги и ответьте на вопросы:

    «Борьба за огонь».

     «...В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! Люди  почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».

— Что давал огонь первобытным людям?

—  Как они его сохраняли?

—  Почему потеря огня считалась несчастьем?

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

                        Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Правильный ответ на каждое из заданий №1, №5-15, оценивается 1 баллом; неверный ответ или его отсутствие –0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий №2,3,4,16,17,18 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка в №16,17,18– 1 балл; если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание №19,20 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 балла; допущено две-три ошибки – 1 балл;

допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 балл

                                                               1 ВАРИАНТ

Номер задания

Правильный ответ (решение)

Максимальный балл за выполнение задания

1

в) археология

1

2

2068 г. до н. э

2

3

XIII век

2

4

100 лет

2

5

в) собирательство

1

6

в) старейшины

1

7

а) медь

1

8

А)СОБАКА

1

9

а) неумение человеком объяснять явления природы

1

10

А) МЕМФИС

1

11

а) Сфинкс

1

12

 а) верно

1

13

а) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу

1

14

а) иероглифы                                                                                                                                                                                                                                                                                       в) папирус

1

15

б) пирамиды

1

16

1     2    3    4    5

б     д    г     а    в

2

17

а) рубило  

б) письменность

в) мотыга

г) рыбалка

2

18

Орошение, шадуфов, налоги

2

19

1. не умели разговаривать

2. жили только в тёплых странах

3. не ходили в одежде

4. не было ещё тогда хлеба

5. динозавров тогда  не было

3

20

Примерный ответ: Огонь согревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.

Днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках

3

 2 ВАРИАНТ

Номер задания

Правильный ответ (решение)

Максимальный балл за выполнение задания

1

в) геральдика

1

2

3040 год до н. э.

2

3

 XIII век

2

4

1000 лет

2

5

в) овладение огнём

1

6

 б) совет старейшин

1

7

б) из шкур диких животных

1

8

ЗАОСТРЁННЫЙ КАМЕНЬ

1

9

а) творческое воспроизведение окружающего мира

1

10

А) ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮЖНОГО И СЕВЕРНОГО ЦАРСТВ

1

11

а) из глины

1

12

а) верно

1

13

в) фараон

1

14

б) клинопись                              

 в) глиняные таблички

1

15

б) мумию

1

16

1         2        3      4       5

в         б        г       а      д

2

17

а) кошка

б) религия

в) стадо

г) мамонт

2

18

Гробницах, при жизни, оживут

2

19

1. не у мели разговаривать

2. жили только в тёплых странах

3. не ходили в одежде

4. не было ещё тогда хлеба

5. динозавров тогда  не было

3

20

Примерный ответ: Огонь согревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.

Днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по немецкому языку за первое полугодие 8 класс

Данная контрольная работа может быть использована для контроля ЗУН за 1 полугодие, материалы к УМК И.Л.Бим....

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие. 6 класс.УМК С.И.Львовой.

Контрольная работа состоит из трех частей: диктанта, заданий к нему, составленных по типу заданий ГИА, и сочинения-миниатюры....

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие, 9 класс

Контрольная работа по русскому языку за  первое полугодие, 9 класс...

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 5 классе

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 5 классе...

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 8 классе

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 8 классе...

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 8 классе

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие в 8 классе...

Контрольная работа по английскому языку за первое полугодие. 7 класс

Контрольная работа предназначена для проверки сформированности предметных знаний обучающихся 7 класса по английскому языку за первое полугодие. Материал разработан на основе УМК Spotlight 7 (Авторы: В...