Конспект урока на тему: Владимир Святославович. Принятие христианства 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.

Задачи: 

I. Обучающие:

1) Определить основные направления политики князя, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

2) На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;

3) Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        6-А «__»_______2016                                                                                        6-Б «__»_______2016

           

                Урок 39: «Владимир Святославович. Принятие христианства».

Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.

Задачи:  

I. Обучающие:

1) Определить основные направления политики князя, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

2) На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;

3) Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

II. Развивающие:

1)  Развивать умения ставить цель  и задачи учебной деятельности;

2) Уметь  давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;

3) Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой.

III. Воспитательные:

1) Формировать  гуманистическую  и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории.

2) Воспитывать уважение к людям;

3) Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины. 

 Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.», исторические документы.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: проблемно – диалогический  урок.

Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.

Учебник: «История России. С Древнейших времён до конца XVI  века. 6 класс». А.А. Данилов,  Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2009г.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель педагога на данном этапе:

- создать положительный эмоциональный настрой на урок,

- активизировать  познавательную активность и учебную деятельность учащихся.

Вступительное слово учителя:

- Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?  

1.Назовите имя варяжского князя, которого славяне пригласили на княжение? (Рюрик)

2. Какой князь правил в Киеве, хитростью захватив власть? (Олег)

3. Хронологические рамки правления князя Олега? (882-912)

4. Князь, убитый древлянами? (Игорь)

5. Жена Игоря, жестоко отомстившая за смерть мужа? (Ольга)

6. Князь, правивший в 957- 972 г.г (Святослав)        

II. Проверка домашнего задания:

Методы: Работа у доски; фронтальная беседа.

Учитель: А теперь переходим к проверке домашнего задания: 

- Работа у доски: По терминам и датам –  вече, язычество, дружина, дань,

колонизация, погост, урок, реформа,  907, 911, 945, 912- 945, 972.
- Фронтальный опрос:

1. Что общего было в деятельности первых князей?
2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря?

3. Какие изменения произошли в правлении княгини Ольги?

4. Чем отличалось правление Святослава от деятельности первых князей?
5. Учитель просит школьников подумать над такой задачей: «Киевляне упрекали князя Святослава: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь». Чем был вызван этот упрек? Справедлив ли он?
(Оправляясь в походы, Святослав оставлял княжить русскими землями своих сыновей.  В Новгороде он посадил княжить своего младшего сына Владимира, который победил в борьбе за власть после смерти отца).  

III. Постановка целей и задач урока.

Создания проблемной ситуации и формулирования учебной проблемы: 

Учитель: Тема урока: «Владимир Святославович. Принятие христианства»  

План изучения новой темы:

1.Начало правления князя Владимира.

2.Причины принятия христианства на Руси.

3.Крещение Руси.

4.Русская православная церковь.

5.Значение принятия христианства на Руси 

Учитель: Ребята, прочитайте  фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»: «И послал Владимир к Рогволду,  князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены». 

- Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира? («поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий» и т.п.)

- Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке? (Ответы учащихся : «жестокость», «коварство», «мстительность» и т.п.)

Учитель фиксирует на доске краткий итог: «Владимир – злой, жестокий».

Учитель: Ребята, теперь прочитайте второй текст «Справочные сведения»: 1. В

русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь»,

«Красное Солнышко».

2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. (Ответы учащихся: Владимир оставил по себе добрую, хорошую память).

Учитель фиксирует на доске - «добрая память».  

Учитель: Сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?».

- Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие? (злые, жестокие).

- А память, он о себе оставил, какую? (добрую, хорошую)

- Какой у вас возникает вопрос? (Каким же Владимир был на самом деле? Где правда – в летописи или справочных сведениях? Почему он оставил добрую память, если поступки совершал злые?)

Проблема: Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?

Учитель: Выскажите свои предположения – почему же Владимир оставил о себе добрую память? (Ответы учащихся: Возможно, что Владимир совершал больше добрых поступков; сделал много хороших дел, полезных людям).

IV. Актуализация знаний для изучения нового материала.

Пути решения проблемы.

Методы: фронтальная беседа, письменная работа.

Учитель: Что нам надо вспомнить, чтобы решить проблему? Какие знания у нас уже есть?

Вопросы актуализации:

- Каково значение слов: государство, христианство, церковь?

- Когда и как было создано Древнерусского государство?  

- Каковы были верования восточных славян и их соседей?  

Учитель: Чтобы вспомнить самое существенное запишите в столбик, на отдельных листочках по одному, самому главному, полезному людям делу, которым запомнились в истории предшественники Владимира: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав.  

Учитель: Что нам необходимо узнать, чтобы проверить наши версии, найти решение проблемы? (Ответы учащихся: Поступки Владимира как правителя,

его личные качества).

V.  Изучение нового учебного материала. Открытие нового знания. 

Решение проблемы.

Методы: фронтальная беседа, работа с текстом учебника и историческим документом.

Продолжается  работа над решением проблемы «Почему Владимир оставил

по себе добрую память?»

Учитель: Прочитайте  1 пункт  «Начало правления князя Владимира».    

- Найдите в тексте факты, доказывающие, что в годы правления Владимира  окрепло Древнерусское государство и запишите их  в тетрадь (Ответы учащихся: 1) Объединил все восточнославянские племена.2) Упорядочил управления, назначив во все города посадников. 3) Защитил границы от набегов печенегов).

Физкультминутка-игра:

- Кто согласен – встали.  Кто не согласен сели.

Вопросы:

1. Перун – это бог грома и молнии? (да)

2. Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)

3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да)

4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

5. Князя, убитого древлянами, звали Игорь? (да)

6. Князь Олег объединил Киев и Новгород? (да)

7. Княгиня Ольга провела первую государственную реформу? (да)

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель:  Ребята, как можно ответить на основной вопрос: «Почему Владимир оставил по себе добрую память?» (Формулировка учащихся: Владимир защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков).

Учитель: Теперь проанализируем еще одну из важнейших сторон политики

Владимира – религиозные вопросы. Для этого прочитайте  2 пункт  параграфа

«Причины принятия христианства на Руси».  

- Какие религии исповедовали соседние страны? (хазары- иудаизм, булгары- ислам, Византия- православное христианство).

- Почему Владимир отказался от язычества? (Ответы учащихся: 1) Для общения с соседями на равных надо было сменить первобытное язычество на мировую религию. 2) Владимир хотел укрепить свою княжескую власть, а первобытное язычество не могло объяснить новые правила жизни в условиях цивилизации: разделение людей на неравные слои, необходимость подчинения государственной власти).

- Почему Владимир выбрал именно православное христианство?  (Ответы учащихся: 1) У Руси и Византии были давние связи по пути «из варяг в греки».

2) Русская знать привыкла заимствовать многие обычаи и традиции из православной Византии. 3) Христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие византийскую империю. Христианкой была и бабка Владимира  княгиня Ольга. 4) Киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе).

Учитель: Какой вывод можете предложить по проблеме? (Ответы учащихся: Владимир крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы).

Учитель: Докажите, что в результате крещения Русь сделала значительный шаг по пути развития культуры, цивилизации. Для выполнения этого задания, мы с вами поработаем в группах. Основой для выполнения задания являются пункты параграфа «Русская православная церковь», «Значение принятия христианства», а также каждая группа получает разные информационные источники.

1 группа:  «Схема устройства Русской церкви».  

2 группа: Иллюстрация  «Закладка Десятинной церкви в Киеве. Художник В.Верещагин».

3 группа: Иллюстрация  «Свержение идолов языческих богов в Киеве. Художник М.Макаров».    

Учитель: Итак, ребята, какие выводы можете сделать по изученным материалам, доказывающие развития культуры и цивилизации на Руси (Ответы учащихся:                              1) Появилась Русская православная церковь, священники которой способствовали духовному просвещению жителей. 2) На Руси появились каменные церкви (Десятинная) и монастыри (Киево-Печерский); русичи стали учиться у православных церковной письменности, архитектуре, живописи. 3) Кровавые- жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь).

Учитель: Ребята, какой общий вывод, можете сделать по проблеме? (Владимир способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).

VI. Закрепление учебного материала. Выражение решения проблемы

 Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Здесь мы с вами зафиксировали решения нашей проблемы по пунктам, давайте теперь постараемся сформулировать общий ответ на проблемный вопрос: «Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?» (Ответы учащихся: Владимир оставил по себе добрую память, так как: 1) Защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков. 2) Крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы. 3) Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).

VII.  Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Учитель: Кто же был главным героем нашего сегодняшнего путешествия в прошлое? (Князь Владимир Святославович).

- Заполните рабочую таблицу «З-Х-У»:

З: Что мы знаем?

Х: Что мы хотим узнать?

У: Что мы узнали?

VIII. Задание на дом. Установка к домашнему заданию.

- Прочитать § 5, ответить на вопросы и задания.

- Составить кроссворд на тему: «Крещение Руси».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»

Крещение Руси - это одно из важнейших событий в истории нашей страны. Данный урок в 6 классе позволяет раскрыть основные этапы принятия христианства на Руси....

Практические задания к уроку "Владимир Святославович. Принятие христианства" в 6 классе.

Поставлена цель и определены предметные, метапредметные и личностные задачи урока. Даны задания для самостоятеьной работы учащихся к § 5 (учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина  История России 6 ...

Урок_6 класс_ Владимир Святославович. Принятие христианства.

Цель  урока:1.сформировать  представление  о  причинах  и  значении  принятия  Русью  христианства;  роли  князя  Владимира  Святославо...

Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».

Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства».Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью хрис...

Презентация на тему: " Владимир Святославович. Принятие христианства". 6 класс

Презентация на тему: " Владимир Святославович. Принятие христианства". 6 класс...

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс...