Конспект урока на тему: Владимир Святославович. Принятие христианства 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.
Задачи:
I. Обучающие:
1) Определить основные направления политики князя, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;
2) На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;
3) Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: Владимир Святославович. Принятие христианства | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
6-А «__»_______2016 6-Б «__»_______2016
Урок 39: «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.
Задачи:
I. Обучающие:
1) Определить основные направления политики князя, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;
2) На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;
3) Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
II. Развивающие:
1) Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;
2) Уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;
3) Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой.
III. Воспитательные:
1) Формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории.
2) Воспитывать уважение к людям;
3) Продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.», исторические документы.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: проблемно – диалогический урок.
Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.
Учебник: «История России. С Древнейших времён до конца XVI века. 6 класс». А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2009г.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель педагога на данном этапе:
- создать положительный эмоциональный настрой на урок,
- активизировать познавательную активность и учебную деятельность учащихся.
Вступительное слово учителя:
- Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?
1.Назовите имя варяжского князя, которого славяне пригласили на княжение? (Рюрик)
2. Какой князь правил в Киеве, хитростью захватив власть? (Олег)
3. Хронологические рамки правления князя Олега? (882-912)
4. Князь, убитый древлянами? (Игорь)
5. Жена Игоря, жестоко отомстившая за смерть мужа? (Ольга)
6. Князь, правивший в 957- 972 г.г (Святослав)
II. Проверка домашнего задания:
Методы: Работа у доски; фронтальная беседа.
Учитель: А теперь переходим к проверке домашнего задания:
- Работа у доски: По терминам и датам – вече, язычество, дружина, дань,
колонизация, погост, урок, реформа, 907, 911, 945, 912- 945, 972.
- Фронтальный опрос:
1. Что общего было в деятельности первых князей?
2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря?
3. Какие изменения произошли в правлении княгини Ольги?
4. Чем отличалось правление Святослава от деятельности первых князей?
5. Учитель просит школьников подумать над такой задачей: «Киевляне упрекали князя Святослава: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь». Чем был вызван этот упрек? Справедлив ли он? (Оправляясь в походы, Святослав оставлял княжить русскими землями своих сыновей. В Новгороде он посадил княжить своего младшего сына Владимира, который победил в борьбе за власть после смерти отца).
III. Постановка целей и задач урока.
Создания проблемной ситуации и формулирования учебной проблемы:
Учитель: Тема урока: «Владимир Святославович. Принятие христианства»
План изучения новой темы:
1.Начало правления князя Владимира.
2.Причины принятия христианства на Руси.
3.Крещение Руси.
4.Русская православная церковь.
5.Значение принятия христианства на Руси
Учитель: Ребята, прочитайте фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»: «И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены».
- Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира? («поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий» и т.п.)
- Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке? (Ответы учащихся : «жестокость», «коварство», «мстительность» и т.п.)
Учитель фиксирует на доске краткий итог: «Владимир – злой, жестокий».
Учитель: Ребята, теперь прочитайте второй текст «Справочные сведения»: 1. В
русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь»,
«Красное Солнышко».
2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. (Ответы учащихся: Владимир оставил по себе добрую, хорошую память).
Учитель фиксирует на доске - «добрая память».
Учитель: Сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?».
- Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие? (злые, жестокие).
- А память, он о себе оставил, какую? (добрую, хорошую)
- Какой у вас возникает вопрос? (Каким же Владимир был на самом деле? Где правда – в летописи или справочных сведениях? Почему он оставил добрую память, если поступки совершал злые?)
Проблема: Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?
Учитель: Выскажите свои предположения – почему же Владимир оставил о себе добрую память? (Ответы учащихся: Возможно, что Владимир совершал больше добрых поступков; сделал много хороших дел, полезных людям).
IV. Актуализация знаний для изучения нового материала.
Пути решения проблемы.
Методы: фронтальная беседа, письменная работа.
Учитель: Что нам надо вспомнить, чтобы решить проблему? Какие знания у нас уже есть?
Вопросы актуализации:
- Каково значение слов: государство, христианство, церковь?
- Когда и как было создано Древнерусского государство?
- Каковы были верования восточных славян и их соседей?
Учитель: Чтобы вспомнить самое существенное запишите в столбик, на отдельных листочках по одному, самому главному, полезному людям делу, которым запомнились в истории предшественники Владимира: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав.
Учитель: Что нам необходимо узнать, чтобы проверить наши версии, найти решение проблемы? (Ответы учащихся: Поступки Владимира как правителя,
его личные качества).
V. Изучение нового учебного материала. Открытие нового знания.
Решение проблемы.
Методы: фронтальная беседа, работа с текстом учебника и историческим документом.
Продолжается работа над решением проблемы «Почему Владимир оставил
по себе добрую память?»
Учитель: Прочитайте 1 пункт «Начало правления князя Владимира».
- Найдите в тексте факты, доказывающие, что в годы правления Владимира окрепло Древнерусское государство и запишите их в тетрадь (Ответы учащихся: 1) Объединил все восточнославянские племена.2) Упорядочил управления, назначив во все города посадников. 3) Защитил границы от набегов печенегов).
Физкультминутка-игра:
- Кто согласен – встали. Кто не согласен сели.
Вопросы:
1. Перун – это бог грома и молнии? (да)
2. Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)
3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да)
4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
5. Князя, убитого древлянами, звали Игорь? (да)
6. Князь Олег объединил Киев и Новгород? (да)
7. Княгиня Ольга провела первую государственную реформу? (да)
Учитель: Молодцы, ребята!
Учитель: Ребята, как можно ответить на основной вопрос: «Почему Владимир оставил по себе добрую память?» (Формулировка учащихся: Владимир защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков).
Учитель: Теперь проанализируем еще одну из важнейших сторон политики
Владимира – религиозные вопросы. Для этого прочитайте 2 пункт параграфа
«Причины принятия христианства на Руси».
- Какие религии исповедовали соседние страны? (хазары- иудаизм, булгары- ислам, Византия- православное христианство).
- Почему Владимир отказался от язычества? (Ответы учащихся: 1) Для общения с соседями на равных надо было сменить первобытное язычество на мировую религию. 2) Владимир хотел укрепить свою княжескую власть, а первобытное язычество не могло объяснить новые правила жизни в условиях цивилизации: разделение людей на неравные слои, необходимость подчинения государственной власти).
- Почему Владимир выбрал именно православное христианство? (Ответы учащихся: 1) У Руси и Византии были давние связи по пути «из варяг в греки».
2) Русская знать привыкла заимствовать многие обычаи и традиции из православной Византии. 3) Христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие византийскую империю. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга. 4) Киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе).
Учитель: Какой вывод можете предложить по проблеме? (Ответы учащихся: Владимир крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы).
Учитель: Докажите, что в результате крещения Русь сделала значительный шаг по пути развития культуры, цивилизации. Для выполнения этого задания, мы с вами поработаем в группах. Основой для выполнения задания являются пункты параграфа «Русская православная церковь», «Значение принятия христианства», а также каждая группа получает разные информационные источники.
1 группа: «Схема устройства Русской церкви».
2 группа: Иллюстрация «Закладка Десятинной церкви в Киеве. Художник В.Верещагин».
3 группа: Иллюстрация «Свержение идолов языческих богов в Киеве. Художник М.Макаров».
Учитель: Итак, ребята, какие выводы можете сделать по изученным материалам, доказывающие развития культуры и цивилизации на Руси (Ответы учащихся: 1) Появилась Русская православная церковь, священники которой способствовали духовному просвещению жителей. 2) На Руси появились каменные церкви (Десятинная) и монастыри (Киево-Печерский); русичи стали учиться у православных церковной письменности, архитектуре, живописи. 3) Кровавые- жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь).
Учитель: Ребята, какой общий вывод, можете сделать по проблеме? (Владимир способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).
VI. Закрепление учебного материала. Выражение решения проблемы
Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Здесь мы с вами зафиксировали решения нашей проблемы по пунктам, давайте теперь постараемся сформулировать общий ответ на проблемный вопрос: «Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?» (Ответы учащихся: Владимир оставил по себе добрую память, так как: 1) Защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков. 2) Крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы. 3) Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
Учитель: Кто же был главным героем нашего сегодняшнего путешествия в прошлое? (Князь Владимир Святославович).
- Заполните рабочую таблицу «З-Х-У»:
З: Что мы знаем? | Х: Что мы хотим узнать? | У: Что мы узнали? |
VIII. Задание на дом. Установка к домашнему заданию.
- Прочитать § 5, ответить на вопросы и задания.
- Составить кроссворд на тему: «Крещение Руси».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе на тему: «Князь Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение»
Крещение Руси - это одно из важнейших событий в истории нашей страны. Данный урок в 6 классе позволяет раскрыть основные этапы принятия христианства на Руси....
Презентация и конспект урока на тему:"Владимир Святославич. Принятие христианства" (6 класс. История России)
Конспект открытого урока и презентация по итории России, 6 класс....
Практические задания к уроку "Владимир Святославович. Принятие христианства" в 6 классе.
Поставлена цель и определены предметные, метапредметные и личностные задачи урока. Даны задания для самостоятеьной работы учащихся к § 5 (учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России 6 ...
Урок_6 класс_ Владимир Святославович. Принятие христианства.
Цель урока:1.сформировать представление о причинах и значении принятия Русью христианства; роли князя Владимира Святославо...
Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».
Тема: «Владимир Святославович. Принятие христианства».Цели: Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью хрис...
Презентация на тему: " Владимир Святославович. Принятие христианства". 6 класс
Презентация на тему: " Владимир Святославович. Принятие христианства". 6 класс...
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Владимир Святославович. Принятие христианства». 6 класс...