4 | Освоение новых знаний
закрепление
итоги
Рефлексия
| Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество. Давайте вспомним значение этого понятия. Затем показать слайд 3 с определением.
На основе определения выясним причины. Ребята по работаем в парах. Каждая пара выясняет причины, 1 выступает. Проверка слайд 4, 5-оценивание
Задание: Работа с учебником определить временные рамки Г.в. Проверка слайд 6
Молодцы ребята, а теперь поиграем в красные и белые. Раздать флажки, конверты с каточками. Как точно отметила Цветаева в одном из своих стихотворений «…пропасть пролегла от правого до левого крыла…».
Слайд 7.
Личности: Колчак(6), Деникин(2), Врангель (1), Фрунзе(5), Чапаев(4). Махно (3)найдите своих командиров. Махно он ни красным и ни к белым не относится значит была еще 3 армия какая? (зеленые). 2 парты соединить и поставить флажок зеленый. Вот теперь у нас 3 армии давайте выясним вооруж. Силы армий и их политическую основу и заполним таблицу. Проверка слайд 8
У вас на столах контурные карты куда вы должны нанести карту – схему расстановки сил «белых» и «красных» и интервенции по этапам .
Слайд-9-13,ход войны по этапам. 15-18-интервенция
Ребята посмотрите на доску, обратимся к 3 карточкам: причины, ход, почему? Сегодня на уроке мы ответили на эти вопросы? Проверка слайд 19, 20-этапы, причины
21-23- если будет время.
Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Генсек или его окружение. (слайд 24,25-итоги)
Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны и военные действия на Украине. Необходимо накапливать опыт мирного разрешения конфликтов, быть толерантными. Оставаться в любой ситуации людьми . Цель: Умение давать самооценку. Ребята поднимите карточки кто освоил материал полностью, частично, есть вопросы. !-материал полностью усвоен; ,- частично; ?- есть вопросы. Выяснить почему возникли вопросы. Подвести итоги урока. | ( ответы учеников) 1. Период острых классовых столкновений. 2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил. 3. Противостояние классов и общественных групп. 4. Это вооруженная борьба между гражданами одной страны за власть. 5. Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем. Запись в карту: Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия.
социальные, национальные и политические
– социальные Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности - Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках
– национальные (государственные)-- Экономическая политика большевиков политические. Борьба красного и белого движения. - Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией Оценивают себя +- все верно, полуплюс- 1-2 ошибки, 3,4 ошибки.
(используя текст учебника определяют даты начала и окончания гражданской войны . - Начальный этап - Окт. 1917- весна 1918г. « Мягкая Г.в.»
- I этап- Весна – осень 1918г.
- II этап - Осень1918- весна 1919 г.
- III этап- Весна 1919 – конец 1920 г.
- Завершающий этап - конец 1920- 1922г. «Малая Гражданская в-на»
Оценивают себя +- все верно, полуплюс- 1-2 ошибки, 3,4 ошибки.
самостоятельно определяют социальный состав своих лагерей, высказывают свою точку зрения, почему они так определили. белые красные дворяне рабочие интеллигенция часть интеллигенции духовенство бедняки казачество середняки? буржуазия кулаки
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ (слайд) вопросы | «БЕЛЫЕ» | «КРАСНЫЕ» | «ЗЕЛЕНЫЕ» | Дата создания | Конец 1917года | Январь 1918 |
| Личности | Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич, Врангель
| Фрунзе, Тухачевский, Вацетис, Егоров | Махно | Вооруженные силы | Добровольческая армия | Красная армия | «Революционная повстанческая армия Украины» | Политическая основа | Кадеты, правые эсеры, Монархисты, меньшевики | большевики | Националисты, анархисты |
Маркерами наносят на свою карту-схему названия городов, которые связаны с военными действиями, направлениями движений воюющих сторон, имена командующих армий по этапам (Красным- все, что связано с Красной армией; синим –с Белой гвардией; черным – с интервенцией. После выполнения каждая группа делает сообщение о ходе войны по этапам). отвечают на вопросы : Каковы причины поражения «белых»-белые Каковы причины победы «красных»-красные Какие уроки должно извлечь общество из гражданской войны, чтобы не повторить ошибок прошлого?- интервенты-Стремление восстановить прежнюю политическую систему, утвердить в России рыночную экономику. Отказ России от возврата внешних долгов . Возврат национализированной собственности иностранных предпринимателей. Утвердить свое влияние в различных регионах России с целью использовать её как рынок сбыта и источник сырья Уничтожить влияние России в стратегически важных для России регионах мира (Балканы, АТР, Кавказ, Средняя Азия).
Называют причины :социальные Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности - Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках – национальные (государственные)-- Экономическая политика большевиков - политические. Борьба красного и белого движения. - Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией. Называют ход военных действий и итоги . Почему: мы ответили на все вопросы Почему: началась война, почему победили красные, проиграли белые..
В информационной карте заполните схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе. Ответьте на вопросы. Вопросы а) Как Я работал: хорошо освоил знания – 9-10 баллов; частично усвоил материал – 7-8 баллов; мало что понял – 4-5 баллов? б) Как МЫ работали в парах: четко, согласовано – 9-10 балов; частично согласованно – 7-8 баллов; неорганизованно – 4-5 балл? в) Как МЫ работали в группе : четко, согласовано – 9-10 балов; частично согласованно – 7-8 баллов; неорганизованно – 4-5 балл?
| П– Сформированность умения самостоятельно давать опре-деление понятиям;
К-Сформированность умения совместно с партнером вырабатывать цели и функции участников совместной дея-тельности под руководством учителя; Л-Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, – Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
П-Сформированность умения самостоятельно осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии, уста-навливать причинно-следственные связи;
К-Сформированность умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы
К-Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
П Сформированность умения усваивающего и поискового чтения -
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
| 2
3
2
2
5
5
2
1
5 |