мои рабочие программы
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочии программы 5-11 классы по истории и обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
история 5 класс ФГОС | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. Учебно-тематический план по курсу «Введение в историю» 10 часов.
Тема урока и основные вопросы содержания | Средства обучения | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Урок 1. Что изучает история. 2. Как работают историки | § 1 Иллюстрации учебника, отражающие историческое прошлое. Словарь иностранных слов | Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины |
Урок 2. Источники знаний о прошлом. 4. Архивы, музеи, библиотеки | § 2 Пример любого исторического документа | Развивать способности оценивать действия и поступки людей. Понимать, что история воспитывает уважение к традициям народа. Развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественных исторических источников. Формировать представление о систематизации в исторической науке на примере деления исторических источников на группы |
Урок 3. Измерение времени. 5. Историческая хронология | § 3 Словарь иностранных слов | Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам. Начать овладевать навыками работы с единицами измерения времени: определять век, тысячелетие, если известен, год, когда произошло событие. Понимать методы современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов |
Урок 4. Историческая карта. 2. История на плане | § 5 Различные варианты планов городов, мест сражения | Понимать, что историческая карта — важный источник информации. Понимать, какую информацию может предоставить карта. Уметь приводить примеры использования карты при изучении истории |
Урок 5. Археология — помощница историков. 2. Как работают археологи | § 4 Словарь иностранных слов | Сформировать общее представление о работе археолога. Объяснять необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок, проводимых случайными людьми. Уметь использовать ранее полученные знания при изучении нового материала (например, как гибнут памятники старины). Включать в ответы на поставленные учителем вопросы новые термины и понятия. Учиться использовать текст и иллюстрации учебника во время беседы |
Урок 6. Наука о народах — наука о прошлом. 3. История в песне | § 6 Словарь иностранных слов | Понимать, как этнография помогает историкам в изучении прошлого; понимать особенности работы этнографов; развивать умение анализировать сказания, мифы, песни с целью извлечения исторической информации |
Урок 7. Знать своих предков — знать историю. 4. История в фамилиях | § 7* Словарь иностранных слов | Понимать, что «история — вокруг нас». Приблизиться к пониманию, что история семьи, происхождения имени, географических названий — всё это важные составляющие, из которых складывается историческая память человека |
Урок 8. Географические названия — свидетели прошлого. 3. Названия стран мира | § 8* Целесообразно использовать краеведческий материал при изучении происхождения географических названий | Усвоить, что географические названия заключают в себе информацию, необходимую для изучения исторического прошлого. Учебные материалы на доступном уровне подводят школьников к осмыслению необходимости бережного отношения к географическим названиям |
Урок 9. О чём могут поведать герб, флаг и гимн. 4. Государственные символы и гимн Российской Федерации | § 9*, 10*, 11* Словарь иностранных слов | Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам — одна из нравственных и социальных установок любого общества. Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания |
Урок 10. Как работать с учебными материалами по истории. 3. Работа с иллюстрациями учебника | § 12 Различные варианты памяток: как работать с текстом учебника, как работать с иллюстрацией и др. | Усвоить, что означают понятия «периоды истории», «курсы истории». Понять особенность работы с иллюстрациями в учебнике |
5 класс. Учебно-тематический план по курсу истории Древнего мира
Тема урока и основные вопросы содержания | Средства обучения | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Первобытный мир (4 часа) | ||
Урок 1. Возникновение человека. 4. Овладение огнём | § 1 Иллюстрации из учебника | Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника |
Урок 2. Появление современного человека. 4. Род и племя | § 2 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя». Сравнивать по иллюстрации предметы материальной культуры (орудия труда) |
Урок 3. Зарождение искусства и религиозных верований. 4. Первобытное искусство | § 3 Иллюстрации из учебника | Определять предпосылки зарождения примитивных религиозных верований. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять значение терминов «скульптура», «обряд», «магия», «миф» |
Урок 4. Человечество на пути к новому обществу. 1. Первые земледельцы и скотоводы. 5. Появление нового общества | § 4 Схема «Родовая и соседская община» | Характеризовать основные занятия древнейших людей. С помощью схемы определять, в чём заключалось отличие родовой общины от соседской. Уметь находить в них общие черты |
Древний Восток (16 часов) | ||
Древний Египет (6 часов) | ||
Урок 5. Образование государства в долине Нила. 3. Образование государства Древний Египет | § 5 Иллюстрации из учебника | Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника |
Урок 6. Религиозные верования в Древнем Египте. 4. Почитание животных | § 6 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника |
Урок 7. Правитель Древнего Египта. 2. Пирамиды Древнего Египта | § 7 Иллюстрации из учебника | Характеризовать систему власти в Египте. Давать типологический портрет (фараона). Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника |
Урок. 8. Подданные фараона. 5. Самые бесправные люди в Древнем Египте | § 8 Иллюстрации из учебника | Определять роль различных групп населения в древнеегипетском обществе. Создавать собирательные портреты представителей различных социальных групп Древнего Египта. Извлекать информацию из фрагмента источника: поучения. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала и иллюстраций учебника о жителях Древнего Египта |
Урок 9. Повседневная жизнь древних египтян. 5. Праздники и развлечения древних египтян | § 9 Иллюстрации из учебника | Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника |
Урок 10. Культура Древнего Египта. 4. Искусство Древнего Египта | § 10 Иллюстрации из учебника | Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта. Составлять простой план по тексту раздела параграфа |
Древняя Азия (10 часов) | ||
Урок 11. Шумер и Аккад. 5. Поэма о Гильгамеше | § 11 Иллюстрации из учебника | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Извлекать информацию из источника литературного характера |
Урок 12. Древний Вавилон. 3. Чудеса Вавилона | § 12 Иллюстрации из учебника | Характеризовать Вавилонское царство при царе Хаммурапи. Выявлять особенности религиозных верований вавилонян. Извлекать информацию из источника государственного характера. Раскрывать особенности памятников культуры Вавилона, используя иллюстрации из учебника |
Урок 13. Ассирийская держава. 4. Падение Ассирии | § 13 Карта «Ассирийская держава». Иллюстрации из учебника | Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Раскрывать причины военных успехов Ассирии и распада Ассирийской державы |
Урок 14. Финикия. 3. Изобретения финикийцев | § 14 Иллюстрации из учебника | Рассказывать на основе исторической карты о хозяйственной жизни страны. Характеризовать изобретения финикийцев. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф) |
Урок 15. Древняя Палестина. 4. Древнееврейское царство | § 15 Иллюстрации из учебника | Определять по карте границы древних государств. Раскрывать особенности природных условий Палестины. Составлять простой план по разделу параграфа. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф) |
Урок 16. Древняя Персия. 4. Религиозные верования персов | § 16 Карта «Персидская держава». Схема «Управление сатрапией» | Раскрывать причины военных успехов Персии. Давать пояснения к схеме «Управление сатрапией». Сравнивать ассирийскую и персидскую армию. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка |
Урок 17. Древняя Индия. 5. Знаменитые поэмы Древней Индии | § 17 Иллюстрации из учебника | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Выявлять особенности хозяйственной жизни Древней Индии. Раскрывать суть варного и кастового деления общества в Индии |
Урок 18. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии. 3. Повседневная жизнь в Древней Индии | § 18 Иллюстрации из учебника | Выявлять особенности образа жизни в Древней Индии. Определять общие черты в религиозных верованиях древних народов и указывать особенности индуизма. Извлекать информацию из изречений религиозного деятеля |
Урок 19. Древний Китай. 5. Открытия и изобретения древних китайцев | § 19 Иллюстрации из учебника | Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Раскрывать особенности хозяйственной жизни и образа жизни в Древнем Китае. Характеризовать открытия и изобретения древних китайцев |
Урок 20. Итоговое обобщение по разделу «Древний Восток» | Карта «Древний Восток». Иллюстрации из учебника | Определять общее и особенное в развитии государств Древнего Востока. Извлекать информацию из фрагментов письменных источников разных типов: древние законы, мифы, летописи, труды древних историков. Показывать по карте территории древних государств и как они изменялись |
Древняя Греция (20 часов) | ||
Урок 21. Природа Греции и занятия древних греков. 3. Древние греки и море | § 20 Иллюстрации из учебника | Раскрывать особенности природы Балканского полуострова. Характеризовать занятия древних греков. Показывать по карте местоположение древнейших государств. Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи» |
Урок 22. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены. 3. Древние Микены | § 21 Иллюстрации из учебника | Различать мифологическую и историческую информацию о древнейших государствах Греции. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков |
Урок 23. Верования древних греков. 3. Боги и люди | § 22 Иллюстрации из учебника | Сравнивать по заданным параметрам верования народов Древнего Востока и древних греков. Извлекать информацию из фрагмента мифа |
Урок 24. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел. 4. Генрих Шлиман и его открытия | § 23 Иллюстрации из учебника | Объяснять значение крылатых выражений: «ахиллесова пята», «троянский конь», «яблоко раздора». Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи» |
Урок 25. Греческий полис — город-государство. Великая греческая колонизация. 3. Великая греческая колонизация и её значение | § 24 Карта «Великая греческая колонизация VIII–VI вв. до н. э.». Иллюстрации из учебника | Объяснять понятия «аристократия», «демос», «метрополия», «колония». Раскрывать причины колонизации и её роль в жизни греческих полисов. Показывать по карте территории, колонизированные греками |
Урок 26. Законодатели в жизни Афин. 4. Тирания в Афинах | § 25 Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины и последствия реформ Солона. Объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тирания». Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности |
Урок 27. Спарта. 1. Спарта и её жители. 3. Воспитание спартанцев | § 26 Иллюстрации из учебника | Сравнивать по заданным параметрам государственное устройство Афин и Спарты. Определять особенность спартанских законов |
Уроки 28–29. Греко-персидские войны. 7. Причины победы греков | § 27–28 Схемы: «Битва в Фермопильском ущелье», «Саламинское сражение» | Раскрывать причины греко-персидских войн и победы в них греков. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из источника литературного характера. Рассказывать о ходе битвы, используя схему |
Урок 30. Греческий полис и его жители. 3. Рабство | § 29 Иллюстрации из учебника | Раскрывать значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеризовать положение рабов в Древней Греции |
Урок 31. Развитие демократии при Перикле. 3. Деятельность Перикла | § 30 Иллюстрации из учебника | Раскрывать изменения в жизни греков при Перикле. Под руководством учителя составлять схему «Управление в Афинах». Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности |
Урок 32. Олимпийские игры. 3. Награждение победителей | § 31 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль Олимпийских игр в жизни древних греков. Давать оценку олимпийского движения в античном мире. Используя памятку, составлять простой план раздела параграфа |
Урок 33. Повседневная жизнь древних греков. 4. Семья | § 32 Иллюстрации из учебника | Характеризовать особенности повседневной жизни древних греков. Самостоятельно создавать типологические портреты жителей древнегреческих полисов. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков |
Урок 34. Греческая наука. 3. Медицина в Древней Греции | § 33 Иллюстрации из учебника | Раскрывать основные достижения греческой науки. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков |
Урок 35. Архитектура и скульптура Греции. 3. Греческая скульптура | § 34 Иллюстрации из учебника | Раскрывать особенности греческой архитектуры. Сравнивать памятники архитектуры и скульптуры Древней Греции и Древнего Египта. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Рассказывать об афинском Акрополе, используя схему |
Урок 36. Рождение театра. 4. Великие поэты Греции | § 35 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль театральных представлений в жизни древних греков. Сравнивать современный театр с театральными постановками в Древней Греции по заданным параметрам. Извлекать информацию из источника литературного характера |
Урок 37. Греция и Македония в IV в. до н. э. 4. Установление власти Македонии над Грецией | § 36 Иллюстрации из учебника | Раскрывать значение Пелопоннесской войны для греческих полисов. Выявлять особенности македонского войска. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков |
Урок 38. Завоевания Александра Македонского и их последствия. 3. Поход вглубь Азии | § 37 | Раскрывать значение похода Александра Македонского на Восток для греков и для жителей Индии. Показывать по карте завоевания Александра Македонского. Оценивать результаты правления Александра Македонского |
Урок 39. Основание Александрии. 3. Великие учёные Александрии | § 38 Иллюстрации из учебника | Раскрывать особенности планировки Александрии Египетской. Определять территориальные изменения и показывать границы государств. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков |
Урок 40. Итоговое обобщение по разделу «Древняя Греция» | Карта «Древняя Греция». Иллюстрации из учебника | Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции |
Древний Рим (20 часов) | ||
Урок 41. Древняя Италия и начало города Рима. 6. Похищение сабинянок | § 39 Иллюстрации из учебника | Выявлять влияние природных условий на хозяйственную жизнь людей. Находить общие черты в природных условиях Италии и Греции и их различия |
Урок 42. Рим в эпоху царей. 4. Сервий Туллий | § 40 Иллюстрации из учебника | Указывать, чем отличалась царская власть в Риме от древневосточной деспотии. Определять значение реформ Сервия Туллия |
Урок 43. Рождение Римской республики. 6. Итоги борьбы | § 41 Иллюстрации из учебника | Объяснять понятия «патриции», «плебеи». Раскрывать причины борьбы между патрициями и плебеями и знать её итоги. Извлекать информацию из адаптированного древнего закона |
Урок 44. Завоевание Римом Италии. 3. Война с Пирром и её итоги | § 42 Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины, способствовавшие установлению власти Рима в Италии. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа |
Урок 45. Армия Древнего Рима. 5. Триумф | § 43 Иллюстрации из учебника | Раскрывать роль армии в истории Рима. Характеризовать, используя схему, организацию римской армии. Составлять, используя памятку, план раздела параграфа |
Урок 46. Пунические войны. 6. Третья Пуническая война (149–146 гг. до н. э.) | § 44 Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины Пунических войн. Выявлять причины победы Рима над Карфагеном. Составлять рассказ о сражении по карте-схеме. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Давать описание битвы, используя схему |
Урок 47. Завоевания Рима на Востоке. 6. Римские провинции | § 45 Иллюстрации из учебника | Раскрывать систему управления римскими провинциями. |
Урок 48. Государственное устройство Римской республики. 3. Сенат | § 46 Иллюстрации из учебника | Сравнивать, используя схему, государственное устройство Римской республики и Афин. Раскрывать роль сената в жизни Римской республики. Сравнивать Народное собрание в Риме и Афинах. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков |
Урок 49. Римское общество: его нравы и обычаи. 4. Идеал гражданина | § 47 Иллюстрации из учебника | Характеризовать группы населения в Риме. Составлять типологический портрет типичных представителей различных групп римского общества |
Урок 50. Повседневная жизнь римского общества. 4. Верования римлян | § 48 Иллюстрации из учебника | Находить общие черты в религии и одежде римлян и греков. Рассказывать о повседневной жизни римлян, используя иллюстрации из учебника |
Урок 51. Рабство в Риме. 2. Восстание Спартака: причины восстания, основные события, причины поражения восставших | § 49 Иллюстрации из учебника | Выделять особенности рабовладения в Риме. Выявлять причины поражения восстания рабов в Риме. Рассказывать о ходе событий, используя карту |
Урок 52. Начало гражданских войн в Риме. 4. Диктатура Суллы | § 50 Иллюстрации из учебника | Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Раскрывать суть реформ братьев Гракхов. Характеризовать диктатуру Суллы |
Урок 53. Гай Юлий Цезарь. 5. Заговор против Цезаря и его гибель | § 51 Иллюстрации из учебника | Характеризовать реформы Цезаря. Выявлять особенности единоличной власти в Риме. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков |
Урок 54. Октавиан Август и рождение Римской империи. 3. Рождение Римской империи | § 52 Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины победы Октавиана Августа в гражданской войне. Составлять хронологическую таблицу. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Определять по карте границы государства. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков |
Урок 55. Императоры Рима I–II вв. 6. Комод — император-гладиатор | § 53 Иллюстрации из учебника | Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу |
Урок 56. Вечный город. 5. В термах | § 54 Иллюстрации из учебника | Оценивать значение изобретений, сделанных в Древнем Риме, для современной жизни. Составлять рассказ о достопримечательностях Древнего Рима, используя план города в учебнике |
Урок 57. Культура Римской империи. 3. Римская поэзия | § 55 Иллюстрации из учебника | Определять важнейшие достижения в области культуры (архитектуры, литературы). Характеризовать достижения римлян в области культуры, используя иллюстрации из учебника |
Урок 58. Возникновение христианства. 5. Император Константин и победа христианства | § 56 Иллюстрации из учебника | Раскрывать предпосылки возникновения христианства. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта |
Урок 59. Римская империя 4. Падение Западной Римской империи | § 57 Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины хозяйственного кризиса в Риме в III в. Выявлять новые явление в хозяйственной жизни Рима IV–V вв. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. Показывать, как изменился характер императорской власти в IV–V вв. |
Урок 60. Итоговое обобщение по разделу «Древний Рим» | Карта «Древний Рим». Иллюстрации из учебника | Называть основные этапы и события в истории Древнего Рима. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древнего Рима. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...