рабочая программа по истории 5 класс фгос
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_istorii_5_kl.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»

Утверждена  приказом директора №283-од от  27.08.2015г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению  Методическим советом школы протокол №1 от 26.08.2015.

Рабочая программа  по истории для 5 классов

на 2015-2016  учебный год

2015

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по истории, учебника авторского коллектива А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №30.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Изучение истории направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности
  • воспитание культуры личности, отношения к истории как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

•   осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

•       развитие интереса к  истории  и  исторического мышления;

2) в метапредметном направлении

•      овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации

•      развитие представлений о истории как форме описания и методе познания действительности, создание условий для формирования  умения видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).;

•          формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для истории и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение конкретными историческими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование представлений об истории как форме описания и методе познания действительности; формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.
  • овладение  историческими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
  • формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

            Курс истории строится на основе цивилизационно-гуманитарного подхода. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

В ходе изучения курса  формируются основы системных исторических знаний. Курс по истории Древнего мира предоставляет возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.    

          Основой изучения истории в 5 классе является систематическое развитие понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества, выработка умений соотносить факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общее.

В основе обучения предмету лежит деятельностный характер взаимодействия ученика и учителя, использование активных образовательных технологий. В курсе истории 5 класса происходит развитие умений воспринимать и критически оценивать большой объем информации, представленной в различных формах, анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. При изучении предмета обогащаются представления о современной картине мира формируются  ориентиры для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; закладываются основы критического мышления.

В ходе обучения истории приобретаются умения по формированию собственного алгоритма решения: самостоятельно формулировать проблему и цели своей работы, определять рациональные способы решения, анализировать ожидаемый результат. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности в проектных формах.

Рабочая  программа обеспечена учебно-методическим комплексом, используемого для достижения целей в соответствии с образовательной программой учреждения, утвержденным  приказом Минобрнауки России.  

Формами организации урока являются фронтальная работа, групповая, парная, индивидуальная работа, самостоятельная работа и проектная деятельность. Уроки делятся на несколько типов: урок изучения (открытия) новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: индивидуальный (устный опрос по карточкам, тестирование, исторический диктант) на всех этапах работы, самоконтроль, взаимоконтроль – в процессе отработки, рубежный контроль – при проведении самостоятельных работ, итоговое обобщение – при завершении темы.

  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   На базовом уровне на изучение курса «История» в 5 классе в соответствии с  учебным планом МАОУ СОШ № 30 и календарным учебным графиком отводится 70 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания истории в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • решения разнообразных исторических задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Личностные результаты:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные выказывания, отличать гипотезу от факта;

4) осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

5) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении исторических задач;

6) умение контролировать процесс и результат учебной  деятельности;

7) способность к эмоциональному восприятию исторических объектов, событий, рассуждений.

Метапредметные результаты: -

1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную и др.;

2) умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,  формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

3) умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,  презентация и др.);

4) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения исторических задач, и представлять ее в понятной форме;

5) умение понимать и использовать  средства наглядности для  интерпретации, аргументации;

6) умение вдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных исторических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

10)  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

1) умение работать с историческим текстом· (структурирование, извлечение необходимой информации),  с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.;

2)  владеть базовым понятийным аппаратом;

3) применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

4) характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

5) группировать (классифицировать) факты по различным признакам; различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления;

6) называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

7) приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

8)  определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.),  указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории, соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.;

9) использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; читать историческую карту с опорой на легенду;

10) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

11) объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

12) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

  1. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. История Древнего мира. Введение.        

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

 Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о исторических знаниях, полученных в начальной школе; закрепить навыки работы с картой, лентой времени.

2. Первобытность.

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Основная  цель – закрепить и развить представления о  первобытной истории человечества, навыки работы с исторической картой,  иллюстрациями

3. Древний мир.

Понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием,   развить и закрепить навыки работы с картой Древнего мира – Древнего Востока, лентой времени.

4. Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Основная цель – познакомить и расширить представление учащихся о  первых цивилизациях Древнего мира  , систематизировать известные им сведения. Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

5. Античный мир

Понятие. Карта античного мира

Основная цель – познакомить учащихся с понятием,  развить и закрепить навыки работы с картой античного  мира, лентой времени.

 6. Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

7. Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Основная цель –        выработать умение выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

8. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Памятники религиозной культуры.

Основная цель  -  развивать представления младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей ; познакомить с  духовными традициями многонационального народа России

9. Повторение. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с определением основных видов учебной деятельности.

Раздел учебного курса

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

История Древнего мира. Введение

 Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.  Описывать виды исторических источников.

Читать карты и извлекать информацию

Первобыт-ность.

Расселение древнейшего человека. Образование рас. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.  Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Представления об окружаю-щем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

 Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Получить представление о присваивающем хозяйстве.

Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества. Верно использовать в речи исторические  термины. Устанавливать  взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Различать переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Древний мир

Понятие и хронология. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).

Карта Древнего мира. Счет лет «до н. э.» и «н. э.».

Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества. Объяснять как ведется счет лет до н.э. и н.э. используя линию времени. Использовать понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени.Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории. Верно использовать в речи исторические термины.

Древний Восток

Образование Древнееги-петского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Жрецы. Орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь.  Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнееги-петского государства.  Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы.

Месопотамия. Отличитель-ные особенностиМеждуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Восточное Средиземноморье. Финикия: Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, Персидская держава.

Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе),  архитектурные памятники Вавилона.

Древняя Индия. Варны. Касты. Представление о перерождении души, отношения государства и общины.  Буддизм. Культурное наследие Древней Индии. 10-тичная система счета.

Древний Китай.. Империи Цинь и Хань. Великий шелковый путь. Конфуцианство. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии, Египта, Финикии, Палестины, Ассирии, Персии, Индии, Китая, территорию и центры древнейших государств.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Египта, Древней Месопотамии, Финикии, Палестины, Ассирии, Персии, Индии, Китая.

Объяснять как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.

Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).

Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус.

Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положения и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме)

Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя

иллюстративный материал)

Объяснять, как  управлялась Персидская держава.

Характеризовать общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.

Рассказывать о культуре Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру.

Объяснять значение понятий империя, конфуцианство.

Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.

Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.

.

Античный мир

Понятие. Карта античного мира.

Определять и объяснять временные границы античного мира. Объяснять как ведется счет лет до н.э. и н.э. используя линию времени. Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории  Греции и Рима. Верно использовать в речи исторические термины.

Древняя Греция

Крит. Микены, Тиринф и др.. Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Гомер. Верования древних греков. Греческие города-государства: полити-ческий строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические госу-дарства Востока. Культура эллинистического мира.

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

Характеризовать политический строй древнегреческих городов государств (Афины, Спарта)

Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия.

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах.

Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.

Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.

Объяснять причины и итоги воин, которые вели древнегреческие государства.

Характеризовать афинскую демократию при Перикле.

Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.

Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции.

Представлять описание произведений раз-ных видов древнегреческого искусства, вы-сказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.

 Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского.

Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.

Рассказывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

Древний Рим

Население Древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Рассказывать об условиях жизни и за-нятиях населения Древней Италии.

Раскрывать значение понятий патри-ций, плебс, республика.

Объяснять,  кому принадлежит  власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.

Характеризовать верования жителей Древней Италии.

Раскрывать значение понятий  консул, трибун, сенат, диктатор, легион.

Использовать карту при характеристике военных походов Рима.

Характеризовать причины и итоги войн Рима.

Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.

Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения.

Раскрывать значение понятий император, провинция.

Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события.

Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.

Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.

Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи.

Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме.

Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника.

Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.

Выявлять примеры влияний античного искусства в современной архитектуре и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

В мире культуры. Жизнь ратными подвигами полна.

В труде - красота человека.

Бережное отношение к природе. Семья-хранитель духовных ценностей.

Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама. Иудаизм и культура.

Культурные традиции буддизма. Как сохранить духовные ценности. Твой духовный мир.

Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

Осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

На самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

Повторе-ние

Систематизация и обобщение материала за курс 5 класса

Систематизация, обобщение и коррекция исторических знаний за курс 5 класса

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА  ИСТОРИИ    В 5 КЛАССЕ

История Древнего мира. Введение. Ученик научится:

  • понимать особенности  вычислений по ленте времени; решать несложные задачи на ленте времени.
  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий  (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира.

Ученик получит возможность:

  • познакомиться с историческим источниками, вспомогательными историческими дисциплинами.
  •  углубить и развить представления об истории;

Первобытность. Ученик научится:

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности;

  • раскрывать характерные, существенные черты: в религиозных верований людей в первобытности;
  • показывать на карте места расселения древнейших людей.
  • рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.

Ученик получит возможность: 

  • различать переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности;
  • устанавливать  взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени.

Древний мир. Ученик научится:

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств;

Ученик  получит возможность:

приобрести первоначальный опыт организации сбора данных по теме, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы

Древний Восток. Ученик научится:

  • понимать и применять терминологию и символику, связанные с историей Древнего Востока;
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира
  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
  • раскрывать характерные, существенные черты:

а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «колония» и др.);

б) положения основных групп населения в древневосточных  обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

в) религиозных верований людей в древности;

Ученик получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;
  • уверенно рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей).
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Античный мир. Ученик научится:

  • определять и объяснять временные границы античного мира.
  • объяснять как ведется счет лет до н.э. и н.э. используя линию времени.. Верно использовать в речи исторические термины.
  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в период античности, расположении древних цивилизаций и государств

Ученик получит возможность научиться:

  • называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории  Греции и Рима
  • приобрести первоначальный опыт организации сбора данных по теме, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

Древняя Греция. Ученик научится:

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.;
  • раскрывать характерные, существенные черты:

а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «закон», «метрополия», «колония» и др.);

б) положения основных групп населения  (правители и подданные, свободные и рабы);

в) религиозных верований людей в древности;

  • строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира

Ученик получит возможность:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;
  • строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны), установлению тех или иных порядков (законы греческих полисов).
  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
  • составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

Древний Рим. Ученик научится:

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства
  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории
  • раскрывать характерные, существенные черты:
  • а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия»,  «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
  • б) положения основных групп населения (правители и подданные, свободные и рабы);
  • в) религиозных верований людей в древности;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира

Ученик получит возможность:

  • давать характеристику общественного строя древних государств
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
  • давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины ( войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы  Римской республики и Римской империи).
  • составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Ученик научится:  

  • самостоятельно определять и  формулировать  самые простые, общие для всех людей правила поведения;  
  • объяснять значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
  • рассуждать о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Ученик получит возможность: 

  • давать оценку исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • осмысливать свои поступки; 
  • устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

8. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.УМК:

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/М. «Просвещение» 2012

2. Рабочие тетради по истории Древнего мира в 2-х частях..

3. О.В. Арасланова К.А. Соловьев Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира 5 класс М. «ВАКО» 2012 г.

4. И.С. Хромова Тесты по истории Древнего мира. М. «Дрофа» 2007г

5 Проверочные и контрольные работы. История. Древний мир. 5 класс.  И.А. Крючкова. М., «Просвещение», 2015

6. Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2012. ФГОС.

2. Дополнительная литература:

1) Ю.И. Максимов. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс». ФГОС. «Экзамен», М., 2013

 2) Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. ''История в таблицах 5 -11 классы''. Дрофа; М.,2009

3) Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос -Пресс, 2008-272 с

4) К.В. Волкова Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: Экзамен, 2006.

3. Интернет- ресурсы:

1) http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

2) http://www.mon.gov.ru -официальный сайт Министерства образования и науки РФ

3) http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

4) http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

5) http://www.rulex.ru/  - Русский Биографический Словарь

6) http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7) http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов

8) www.pedsovet.ru - Уроки, конспекты.

9) http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

10) http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

11)http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

12) http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

3. Технические средства обучения:

1) Мультимедийная установка.

2) Компьютер.

4. Учебно-практическое оборудование.

1) Таблицы

2) Дидактический раздаточный материал

3) Карты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...