Культура Древней Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Разработка урока "Культура Древней Руси" по курсу История России 6 класс. Урок комбинированный с элементами театрализации, проектными методами и презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Культура Древней Руси" | 371 КБ |
презентация к уроку "Культура Древней Руси" | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу история России 6 класс.
Тема урока «Культура Древней Руси».
Цель урока: Познакомить учащихся с культурой Древней Руси
Задачи: 1. формирование представления учащихся о основных направлениях развития древнерусской культуры и основных достижениях культуры русского народа в X-XIII вв на этих направлениях; Подвести учащихся к пониманию роли города в развитии культуры в Древней Руси.
2. Развитие умений и навыков учащихся обобщить информацию, полученную из использованных письменных источников, фотоматериалов, театрализации.
3. Воспитание у учащихся чувства сопричастности к судьбам своего народа, своей стран
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, презентация к уроку «Культура Древней Руси» автор учитель истории Албутова Ю.В, дидактический материал к уроку автор учитель истории Албутова Ю.В.
Тип урока: комбинированный урок.
Основные понятия: культура, миниатюра, зодчество, фрески, мозаика, крестово-купольный храм, скань, зернь, эмаль.
Ожидаемые результаты: умение характеризовать основные достижения культуры русского народа в X-XIII в; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры.
Формируемые УУД
Личностные: формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
формирование границ собственного знания и «незнания»;
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ориентировка на разнообразие способов решения задач;
структурирование знаний;
уметь выделять существенную информация из текстов разных видов;
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Ход урока:
I. Оргмомент.
На уроках истории мы с вами рассматривали различные исторические процессы, события, знакомились с историческими личностями периода становления и расцвета Древней Руси.
II. Мотивация. (1 слайд) Какие события изображены на данных картинах. Расставьте их в хронологическом порядке. Какое из этих событий оказало большое влияние на русскую культуру?
Ученики отвечают (Наибольшую роль сыграло Крещение Руси. С принятием христианства на Русь проникла письменность, каменное строительство храмов, иконописание, изменился бат русского народа.)
III. Формулировка темы и целей урока. А что же такое культура? Из предложенных слов сформулируйте определение культура.(2 слайд)
Духовные ценности, материальные ценности, совокупность, определенный народ, выработанные определенной эпохой. (Совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных определенной эпохой, определенным народом)
О чем мы будем говорить на уроке. (Будем говорить о культуре.) О культуре какого государства? (о культуре Древней Руси.)
Тема нашего урока «Культура Древней Руси». (3 слайд) Какие цели нашего урока? ( Ученики формулируют цели урока.) учитель дополняет ответ. Объединив ваши предложения, цель урока можно сформулировать таким образом: изучить основные направления развития древнерусской культуры и основные достижения культуры русского народа в X-XIII вв. (4 слайд).
Где были сосредоточены основные культурные ценности Древней Руси. (в городе) Мы сегодня будем говорить о древних городах.
IV. Актуализация знаний. Повтор домашнего задания. Защита проектов. Мы с вами знаем, что в основу Древнерусской культуры легло наследие восточных славян: древние мифы, сказания, традиции, резьба по дереву, искусство кузнецов. Культурные традиции, достижения соседей славян – угрофиннов, балтов, хозар. Культура Византии. С принятием христианства на Руси стали развиваться строительство храмов, книгописание, иконописание. Несмотря на то, что русская культура было подвержена влиянию извне, наши мастера сумели внести в нее свою неповторимую лепту, создав шедевры культуры. Как вы уже сказали основные культурные ценности располагались в городах.
Русские города
Давайте представим себя в XI веке и познакомимся с отцом и сыном, пришедшими к городу Киеву. Будьте внимательны, в конце инсценировки вам предстоит сделать вывод, какую роль играли города.
Инсценировка. (Действующие лица – 2 крестьянина, отец и сын на пути в город Киев сделали привал у стен города. На экране слайд с изображением стен древнего города)
Отец. Вот и дошли мы с тобой сынок до стольного Киев-града. (поворачивается к изображению города, крестится)
Сын. Долго ли пробудем мы в этом городе?
Отец. Вот продадим мед и рыбу, на ярмарке погуляем, скоморохов поглядим, и домой отправимся.
Сын. А что отец, и вправду город так красив, как о нем говорят.
Отец. Правда сын. Краше града Киева нет на Руси города. Кругом Белокаменные палаты и боярские терема, церквы с золочеными куполами. А сидит в том граде князь Ярослав прозванный в народе Мудрым. Он тем градам правит и всей матушкой Русью.
Сын. А почему так прозвали князя - Мудрый?
Отец. Справедливый суд творит князь. Всяк кто обижен найдет у него защиту. А кто попирает людскую честь – наказание. Со всех сторон идут к князю ищя у него заступничества.
(Отец завязывает узелок и встает).
Отец. Пойдем сын мой нам на ярморке еще найти нужно Петра, что письмом владеет. Составить нужно купную грамоту. (уходят)
Исходя из содержания инсценировки сделайте вывод, какие функции выполняли города.
Города являлись центрами культуры. Они были политическими и экономическими центрами, здесь концентрировались наиболее грамотные люди, города были центрами христианства, соответственно монахи книжники селились именно здесь. О том, как выглядели города в древней Руси мы с вами узнаем из проекта, который подготовили ваши одноклассники.
Защита проекта «Города Древней Руси» (5,6 слайд)Несмотря на кажущееся единство Киевской Руси, отдельные ее территории пользовались большой самостоятельностью. Центром этих земель были города. Каждый город был хорошо укрепленной крепостью и являлся замком для жителей всей округи. Города обносились деревянными стенами и башнями, которые возводились на высоком земляном валу. Перед крепостными стенами вырывали глубокий ров. Внутри располагались каменные соборы, хоромы, улицы мостились деревянным настилом. В городах стали возникать рынки. Здесь торговали крестьяне из окрестных сел, приезжали иностранные купцы. Среди товаров были представлены оружие, пряности, ткани, ювелирные изделия. Большую часть жителей города составляли ремесленники и торговцы.
Выполняется задание в рабочей тетради. Обозначьте цифрами и подпишите основные части древнерусского города.(7 слайд)
V. Формирование новых знаний и умений. Письменность и грамотность
Признаком культуры является грамотность, письменность. Давайте вспомним, на чем писали в древности. (Египет –папирус, междуречье –глиняные таблички, Китай – бамбуковые палочки).
И среди посадского люда на Руси было немало грамотных. Образование было необходимо для ведения торговли. Вместо бумаги люди пользовались березовой корой – берестой. Свидетельствуют о грамотности горожан берестяные грамоты, найденные во время археологических раскопок.
Работа с документом. Прочитайте берестяные грамоты. Какой характер носила переписка?
От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.
Поклон от Петра к Марье. Покосил есмь пожню, и Озерици у меня сено отъели. Спиши список с купной грамоты да пришли семо, куды грамота поводе. Дать ми розумно. (Петр просит Марью прислать копию купчей грамоты для подтверждения его прав на сенокосный участок перед местными жителями.
От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыло. (Борис просит прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл.)
(В берестяных грамотах содержались торговые соглашения и сделки, любовные послания, письма жены и мужа).
Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X веке проникла на Русь. Мощным толчком этому послужило крещение Руси. При князе Владимире, и особенно при его сыне Ярославе из Византии и Болгарии привозится большое количество книг. В основном это были церковные книги, жизнеописание христианских святых, исторические сочинения. На Руси они переводились и переписывались.
Как же выглядели первые русские книги. Об этом нам расскажут ребята, подготовившие проект «Древнерусские книги»
С принятием христианства на Руси началось книгописание. Книги создавались на религиозной основе, или это были летописи. Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались миниатюрами – небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст. Начало нового абзаца украшалось инициалом затейливой заглавной буквой выполненной в виде людей, животных, или сложного орнамента. В их раскраске преобладал красный цвет, поэтому отступ в начале абзаца называется красной строкой. (8,9 слайд)
Литература.
С развитием письменности в XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т.е. зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи. Писались они монахами в монастырях и в церквях. Поэтому центрами летописания были также города. Давайте познакомимся с вами с первыми летописцами, для этого откроем учебник.
7) Работа с учебником. П. 7. с.57-59. Пункт «Литература» Заполнить таблицу «Древнерусские летописцы» (10 слайд)
Имя летописца | Название произведения | О чем произведение? |
Проверка таблицы.(11 слайд)
Зодчество и изобразительное искусство.
Христианство привнесло на Русь не только письменность, но и каменное строительство. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Для него было характерно многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней (12 слайд).
Каменное строительство началось на Руси в конце X века после принятия христианства. Из камня возводились строения в основном в городах и это были, прежде всего, христианские храмы. Первые Русские храмы были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Они были крестово-купольными. Давайте познакомимся с основными архитектурными элементами данных храмов. (Продемонстрировать план храма на презентации 13 слайд). Его основой является прямоугольник с четырьмя столпами. Храмы венчал один купол, который располагался на барабане. Стены делились на три прясла, которые завершались полукруглыми закомарами. На востоке пристраивались полукруглые или граненые выступы – апсиды. Главное помещение храма называют нефом. В центральном нефе располагался алтарь. В западной части храма устраивались хоры, открытые в помещении для молящихся.
Позднее на смену однокупольному византийскому храму придет традиционная для русского зодчества многокупольная пирамида. В этом стиле в Киеве при Ярославе Мудром будет построен Софийский собор. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых.(14 слайд)
Внутренне убранство храма отличалось богатой росписью. Стены были покрыты фресками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной мозаикой – картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. (15 слайд)
Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусств. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство.
В XI-XII веках были построены большие каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде – единственное сооружение того времени дошедшее до наших дней почти без изменений (16 слайд)
Прикладное искусство.
Свои прекрасные произведения потомкам оставили не только русские зодчие, но и ювелиры. Высоким уровнем отличалось их искусство. Изготавливая украшения – сережки, браслеты, кольца, ожерелья они использовали очень сложную технику – скань, зернь, эмаль. Свои изделии ювелиры продавали на городских рынка. Мастерские их располагались в основном в городах. Вы услышали новые слова, давайте разберемся в их значении.
Зернь – на изделия напаивался узор, состоящий из мелких шариков-зернышек.
Скань – орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность.
Эмаль – ювелирная техника, при которой промежутки между перегородками заполняли специальной краской – эмалью. (17,18, слайд)
VI. Усвоение новых знаний и умений. Соотнесите правильно название ювелирной техники с ее определением.(19 слайд)
1. Зернь | А. ювелирная техника, при которой на изделия напаивался узор, состоящий из мелких шариков-зернышек. |
2. Скань | Б. ювелирная техника, при которой промежутки между перегородками заполняли специальной краской – эмалью |
3. Эмаль | В. ювелирная техника, при которой орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность. |
VII.Рефлексия. Давайте подведем итоги нашего урока. Что мы делали? Что мы сегодня нового узнали? Давайте вспомним, какие цели и задачи стояли перед нами на данном уроке? Удалось ли нам их достичь?
Какое у вас было настроение на нашем уроке? Поднимите нужный смайлик. (20, 21 слайд)
Оценки.
VIII. Домашнее задание. П.7. задание в рабочей тетради.(22 слайд)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из предложенных слов сформулируйте определение культура Духовные ценности Материальные ценности Совокупность Определенны й народ Выработанны е определенной эпохой Культура - Совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных определенной эпохой, определенным народом .
Цели урока Изучить основные направления развития древнерусской культуры и основные достижений культуры русского народа в X - XII . Раскрыть роль города в развитии культуры Древней Руси.
Города обносились деревянными стенами и башнями, которые возводились на высоком земляном валу. Перед крепостными стенами вырывали глубокий ров. Внутри располагались каменные соборы, хоромы, улицы мостились деревянным настилом. План Киевского Кремля в XII веке.
Города Древней Руси В городах стали возникать рынки. Здесь торговали крестьяне из окрестных сел, приезжали иностранные купцы. Среди товаров были представлены оружие, пряности, ткани, ювелирные изделия. Большую часть жителей города составляли ремесленники.
Обозначьте цифрами и подпишите основные части древнерусского города.
3.Развитие письменности. С принятием христианства на Руси началось книгописание. Книги создавались на религиозной основе, или это были летописи. Каждая книга украшалась миниатюрами.
3.Развитие письменности. Начало нового абзаца украшалось инициалом затейливой заглавной буквой выполненной в виде людей, животных, или сложного орнамента. В их раскраске преобладал красный цвет, поэтому отступ в начале абзаца называется красной строкой.
Заполнить таблицу «Древнерусские летописцы» Имя летописца Название произведения Идея и содержание
Заполнить таблицу «Древнерусские летописцы» Имя летописца Название произведения Идея и содержание Нестор «Повесть временных лет» Житие Феодосия Печерского Повествует о становлении Древнерусского государства с центром в городе Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими государствами и народами. Один из первых создал житие - литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых Иларион «Слово о Законе и Благодати» В первой части своего произведения автор восхваляет идеи христианства, во второй части восхваляет Владимира Крестителя.
Русское деревянное зодчество Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Для него было характерно многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней.
2.Архитектура. В церковном строи-тельстве того перио-да были заложены основные черты рус-ской архитектуры. Такое устройство хра-ма называлось крестово-купольным. Основные элементы: купол барабан закомара хоры апсида столб Центральный неф Архитектурные элементы крестово-купольного храма: Купол Барабан Прясла Закомара Апсида Неф Хор алтарь
Интерьер собора Святой Софии в Киеве Внутренне убранство храма отличалось богатой росписью. Стены были покрыты фресками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной мозаикой – картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
Храмы XI-XII вв. Софийский собор. Новгород 1045 - 1050 Спасский собор. Чернигов. 1033 г.
4.Ювелирное искусство. Жители древнерусского государства достигли высокого мастерства в ювелирном деле. До нас в большом количестве дошли височные кольца, выполненные с использованием такой сложной техники как чернение, скань зернение и др.
Зернь – на изделия напаивался узор, состоящий из мелких шариков-зернышек. Скань – орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность. Эмаль – ювелирная техника, при которой промежутки между перегородками заполняли специальной краской – эмалью. 4.Ювелирное искусство.
Домашнее задание Соотнесите правильно название ювелирной техники с ее определением. 1. Зернь . А. ювелирная техника, при которой на изделия напаивался узор, состоящий из мелких шариков-зернышек. 2Скань Б. ювелирная техника, при которой промежутки между перегородками заполняли специальной краской – эмалью 3. Эмаль В. ювелирная техника, при которой орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность.
Цели урока Изучить основные направления развития древнерусской культуры и основн ые достижений культуры русского народа в X - XII . Раскрыть роль города в развитии культуры Древней Руси
Какое настроение у вас было сегодня на уроке.
Домашнее задание П. 7. задание в рабочих тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по теме "Культура Древней Руси"
Контрольный тест по МХК в 10 классе по теме "Культура Древней Руси"...
Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл
Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси". Во время урока я использовала первый раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему. Э...
презентация по культуре древней Руси
культура Древней Руси 9-12 века....
Контрольная работа по МХК по теме "Культура Древней Руси" для 9 класса
Тест позволяет оценить уровень учебных достижений учащихся по теме «Культура Древней Руси». В основу теста положен обязательный минимум содержания образования. Материал содержит три варианта кон...
культура Древней Руси викторина
урок - игра, представлены практически все жанры культуры...
Презентация к уроку истории "Культура Древней Руси"
Русское народное творчество, деревянное и каменное строительство, письменность и грамотность, фреска, мозаика (IX-XI вв)...
Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"
Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....