Формирование УУД посредством хронологических приемов
статья по истории на тему
Хронология – это костяк истории, остов, на который нанизываются все исторические события, факты, явления. Даты – это ориентиры для определения исторических периодов, не зная дат, сложно усвоить ход исторических процессов. Следовательно, без знания хронологии, очень сложно сформировать у обучающихся такие личностные и предметные компетенции как освоение ими общемирового культурного наследия, знание основных исторических событий развития государственности и общества, чувство гордости за свою страну, уважение и принятие других народов мира, готовность к равноправному сотрудничеству, крайне актуальных в наше время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Светлана Николаевна Решетникова,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей № 2» г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Выпускникам школы необходимо ориентироваться в широком потоке социальной информации, видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в полиэтнической и поликультурной среде.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5 – 9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает ответить на существенные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Но овладение ценностными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества без знания хронологии невозможно, поскольку именно хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Она создает ту основу, на которой базируется историческая наука.
Цель изучения хронологии в школе – обеспечивать в сознании учеников правильное отражение исторического времени, способствовать развитию их временных представлений, помочь усвоению важнейших дат событий и временных категорий, поскольку это является необходимым условием для развития у учащихся социально-адаптивной и когнитивной компетентностей.
В школьном обучении исторические даты условно подразделяют, исходя из их значимости, на основные и опорные. Основные даты связаны с главными фактами, например, первое упоминание о Москве (1147 г.). Куликовская битва (1380 г.). Опорные даты способствуют временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Так, по отношению к основной дате (1380 г.) опорными будут 1382 г. (поход Тохтамыша на Москву) и 1389 г. (начало правления Василия I). По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты процессов (век, часть века, десятилетия).
Существуют различные приемы изучения хронологии. Например, лента времени. Обычно данный прием используется в 5 – 6 классах, т.к. измерение времени в этом возрасте намного сложнее, чем измерение пространства. Однако подобный прием можно использовать и в старших классах, он способствует визуальному запоминанию места того или иного исторического события в историческом времени.
Приемы запоминания хронологии (главных фактов и связанных с ними исторических дат) основаны на смысловых связях (по существу) и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Хорошо зная главные факты и причинно-следственные связи, ученики легко могут разместить во времени события, не датированные в курсах истории. Для этого надо хорошо знать, что самое главное относится к тому или иному веку. Для осознанного запоминания нужно сначала запомнить век и правления тех или иных исторических личностей. Так, к XVI в. относится правление Василия III, Ивана IV, Федора Ивановича «Блаженного». На рубеже веков правили Иван III (1462 – 1505 гг.) и Борис Годунов (1598 – 1605 гг.). В XVI в. были присоединены Казанское и Астраханское ханства, Башкирия, введена опричнина и заповедные лета, началось присоединение Сибири (поход Ермака) и т.д.
Для лучшего запоминания устанавливается связь между историческими событиями и возрастом правителей, в них участвовавших Иван IV (1530 – 1584 гг.) стал первым русским царем в 1547 г. в 17-летнем возрасте. Покорение Казанского ханства произошло в 1552 г., когда ему было 22 года. Четыре года спустя, в 1556 г., было присоединено Астраханское ханство. В 1558 г. царь начал 25-летнюю Ливонскую войну, продолжавшуюся почти всю его дальнейшую жизнь до 1583 г. По договору со Швецией Россия была отрезана от берегов Финского залива. Лишь через 120 лет при Петре I, которому был 31 год, русские овладели устьем Невы, заложив в 1703 г. крепость Санкт-Петербург.
Запоминанию способствует образное обозначение времени, а также метод ассоциирования, когда в процессе анализа хронологии выявляется одинаковый повторяющийся промежуток лет. В хронологическом содержании важнейших событий истории Франции конца XVIII в. – 20-е годы XIX в. (достаточно затруднительных для запоминания) это будет цифра 5:
1789 г. + 5 = 1794 г. (термидорианский переворот);
1794 г. + 5 = 1799 г. (переворот 18 брюмера, окончание революции);
1799 г. +5 = 1804 г. (Наполеон стал императором);
1804 г. +5 = 1809 г. (пик империи);
1809 г. +5 = 1814 г. (отречение Наполеона).
Можно выделить промежуток времени 25, 100, 125 лет. Пример 25-летнего периода – 1492 г. (открытие Америки), 1517 г. (начало Реформации). Период 100 лет – 1380 г. (Куликовская битва), 1480 г. (стояние на реке Угре), 1609 г. (оборона Смоленска), 1709 г. (Полтава), 1809 г. (окончание русско-шведской войны); 1909 г. (Боснийский кризис).
Хронологические умения формируются при активной работе учащихся с датами. Для этого нужна система упражнений. Например, составление перечня тех дат, которые относятся к определенным процессам; составление хронологических рядов таблиц; определение периодов, этапов в развитии событий; отнесение событий к периоду; выявление ключевых событий; обоснование критериев периодизации.
Обучающимся может быть дано задание разложить в хронологической последовательности и кратко прокомментировать следующие карточки: «Начало объединения русских земель вокруг Москвы»; «Завоевание Руси монголо-татарами»; «Освобождение от монголо-татарской зависимости»; «Раздробленность княжеств Древней Руси» и др. Или же им предлагается расположить в хронологической последовательности учебные картины: «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Стояние на Угре», «Иван Грозный и его сын Иван», «Речь Минина в Нижнем Новгороде» и др.
Более сложная работа связана с составлением синхронистической таблицы важнейших событий того или иного периода, поэтому этот прием лучше использовать в более старших классах.
Повторяемые даты и события целесообразно группировать вокруг основных тем курса, например, о борьбе с монголо-татарами или возвышении Москвы и образовании централизованного государства. В данном случае ученики должны вспомнить дату первого упоминания Москвы в летописи, усиление Московского княжества при Иване Калите (1325 – 1340 гг.), о начале открытой борьбы против монголо-татар (1380 г.), об образовании и укреплении государства при Иване III (1462 – 1505 гг.).
Например, назвать лишнюю дату, изучив следующий перечень:
1380 г. 1378 г. 1410 г. 1480 г.
Ответ: лишняя дата 1410 г. – Грюнвальдская битва, все остальные даты относятся к борьбе русских княжеств с ордынским владычеством.
Или определить, как долго продолжалось (ась):
1) борьба за ликвидацию политической самостоятельности Новгорода, начавшаяся первой битвой великого князя Ивана III на реке Шелони и завершившаяся походом Ивана III
(ответ: 1478 – 1471=7 лет);
2) объединение вокруг Москвы крупных русских земель, начавшееся присоединением Новгорода и закончившееся присоединением Рязани
(ответ: 1521 – 1478 = 43 года);
3) действие главы X Соборного уложения Алексея Михайловича, установившей пожизненную зависимость крепостных крестьян России
(ответ: 1861 – 1649 = 212 лет);
4) печатание в России книги церковно-славянским шрифтом, если первую книгу этим шрифтом напечатал Иван Федоров, а гражданский шрифт был введен Петром I
(ответ: 1710 – 1564 = 146 лет).
Широкое применение находят хронологические комплексы, например, из предложенных дат, надо выбрать даты, раскрывающие основные этапы закрепощения крестьян и прокомментировать их.
I. 1237 г. 1410 г. 1240 г.
II. 1604 г. 1607 г. 1612 г.
III. 1648 г. 1651 г. 1558 г.
IV. 1558 г. 1581 г. 1607 г.
V. 1497 г. 1581 г. 1649 г.
Ответ: 1497 г. – Судебник, введение Юрьева дня. 1581 г. – указ о заповедных летах, отмена Юрьева дня, 90-е гг. XVI в. – указ об урочных летах (5-ти, 15-летние сроки сыска беглых крестьян), 1649 г. – Соборное уложение, окончательное оформление крепостной зависимости крестьян.
Или к каким общим событиям, явлениям, процессам относятся даты, приведенные в рядах?
1. 1812 г., 1853 – 1856 гг., 1877 – 1878 гг. ___________
2. 1825 г., 1874 г., 1881 г. _______________________
3. 1803 г., 1837 –1841 гг., 1861 г. __________________
4. 1813 – 1814 гг., 1848 – 1849 гг.__________________
Таким образом, при повторении группировка хронологического материала может быть по странам, по сторонам общественной жизни (факты из истории культуры), по проблемам (хронологические комплексы).
Довольно широко применяются задания на соотнесение даты и события, когда из предложенного перечня находят нужную дату, а также задания на приведение событий в хронологическую последовательность, когда проставляют даты к перечню событий; располагают в хронологической последовательности события; устанавливают, какое важнейшее событие связано с датой.
Например, задание на приведение событий в хронологическую последовательность, (справа отмечаются годы, а слева очередность событий) по теме «Николаевская Россия» в 8 классе:
__________Реакционный цензурный устав______________
__________Указ об «обязанных крестьянах»____________
__________Издание «Свода законов Российской империи»_____
__________Отмена польской конституции________
__________Реформа управления государственными крестьянами____
__________Денежная реформа Е.Ф. Канкрина_______
__________Восстание в Польше_______________
__________Начало Кавказской войны________________
Ответ: Справа – 1826 г.; 1842 г.; 1833 г.; 1832 г.; 1837 г.; 1839 г.; 1830 г.; 1817 г.; Слева – 2, 8, 5, 4, 6, 7, 3, 1.
При выполнении этого задания актуализируются полученные знания об основных событиях внутренней и внешней политики России в 1830 – 1850-е гг.
На знание исторических дат проводят игры, конкурсы: в виде эстафеты по датам (каждый член команды пишет дату события, названного ведущим); «ленты времени» (классификация дат по хронологии и по определенному принципу: военные события, социальное движение); игра «Сквозные даты» (назвать события, происходившие в разных странах в один и тот же год). В игре «Кто раньше?» фишки команд передаются по игровому полю: надо назвать событие, дата которого написана в клетке. При неверном ответе фишка отодвигается на исходные позиции.
Из выписанных на доске (слайде) цифр ученикам предлагается составить дату или переставить цифры так, чтобы получилась историческая дата. В 5 – 6 классах, готовясь к другой игре, карточки с датами можно вырезать из картона в виде рыбок и поместить в коробку. Ребята начинают «удить рыбу», поймавший, рассказывает о событии, связанном с данной датой.
Хронологические карточки используют для игры в «молчанку». Учитель называет событие, а ученики молча показывают карточку с нужной датой. Или по заданию учителя команды учеников находят нужные даты в учебнике. Время на поиск – 1 минута. Затем одна команда называет дату, другая – связанное с ней событие. Сказав правильно о событии, называют дату. За каждый правильный ответ ассистенты начисляют один балл, за неправильный – снимают. Побеждает команда, набравшая большее число баллов. На время проводится также игра, когда ученики по памяти пишут изученные даты на листке бумаги. Листок передается с последнего стола к первому.
Целесообразно также использовать вспомогательные задания, способствующие лучшему усвоению исторического материала. Например, можно предложить составить генеалогическую таблицу московских князей, дополнив ее сведениями об основных деяниях и личностными характеристиками князей.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что приемов, позволяющих сформировать хронологические представления, направленных на развитие личностных и познавательных универсальных учебных действий, достаточно много. А необходимость формирования хронологических представлений, как важнейшего компонента исторической подготовки школьников, не подвергается сомнению.
Хронология – это костяк истории, остов, на который нанизываются все исторические события, факты, явления. Даты – это ориентиры для определения исторических периодов, не зная дат, сложно усвоить ход исторических процессов. Следовательно, без знания хронологии, очень сложно сформировать у обучающихся такие личностные и предметные компетенции как освоение ими общемирового культурного наследия, знание основных исторических событий развития государственности и общества, чувство гордости за свою страну, уважение и принятие других народов мира, готовность к равноправному сотрудничеству, крайне актуальных в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход при формировании личности посредством занятий физической культурой и спортом
Моя педагогическая концепция....
"Формирование толерантности посредством реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности в учреждении сферы молодежной политики"
"Толерантность означает уважение, принятие правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших формсамовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантн...
Формирование толерантности посредством спортивных семейных праздников, международных соревнований, фестивалей, посвящённых памятным датам
Формирование толерантности у школьников до18 лет подростково-молодёжный клуб Василеостровского района “Шахматный” проводят посредством спортивных семейных праздников, международных соревнований,...
Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.
В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...
Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании толерантности посредствам творческого потенциала образовательной программы
Высшим результатом образования является терпимость.Хелен Келлер, американская писательница ХХ в....
«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»
Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...