культура России XVII века
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему
в данной презентациия рассказывается о культуре России 17 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rossii_17_v.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обмирщение культуры – усиление светских начал в культуре.
1. Образование. В 17 веке появилась потребность в грамотных людях. В городах и в деревнях «грамотеи» открывали школы. (Например, открыта 1685 г. «школа для учения детям» в г. Боровске) Дворяне приглашали детям учителей из-за границы. На Руси стали обучать иностранным языкам. Печатный двор выпускал учебные книги 1574 г. – «Букварь» Ивана Федорова 1574 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого 1694 г., 1696 г. «Буквари» Кариона Истомина
Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович , русский государственный и культурный деятель . Пригласив из Киева учёных монахов ( Епифания Славинецкого и др .), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре ( так называемое Ртищевское братство ), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии . Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева . Р тищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений в России . За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище " милостивого мужа ".
В качестве учителей приглашаются монахи из Польши. Таким учителем стал монах Симеон Полоцкий. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович ) (1628–1680), церковный деятель , богослов и писатель . Родом из Белоруссии , вероятно из Полоцка . Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей , написал для них несколько сочинений , в том числе Вертоград многоцветный ( сборник нравоучительных стихов , в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения ) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических . К 1670 составил Венец веры кафолической
СЛАВЯНО- ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России , существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Первые преподаватели греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды . Академический курс начинался с подготовительного класса , который назывался « русской школой ». После него ученики переходили в « школу греческого книжнего писания », изучали славянскую и греческую грамматику и латынь , затем приступали к изучению иных предметов , соответствующих высшей ступени обучения , – риторики , диалектики , богословия , физики . Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам , следуя образцам учебных книг европейских университетов . Так , в учебный материал были включены труды Аристотеля , Демокрита , Кампанеллы , примеры из литературных произведений и богословских текстов .
2. Наука. Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном на практические нужды. С освоением Сибири появились рукописные карты. 1696 г. С. Ремизов создал карты «Чертёжная книга Сибири». В 1678 г . появилась 1-я печатная история - «Синопсис». В нем дан краткий обзор русской истории с древнейших времен до 17 века. Технические новинки доставлялись из-за границы. Начинается применение водяных двигателей . 1615 г . была изготовлена 1-я нарезная пушка.
3. Литература. Авраамий Палицын « Сказание» повествует о «разбойничестве» первых лет нового века. Дьяк И. Тимофеев во « Временнике» , И. М. Катырев –Ростовский пишут о Смуте. Читают жития святых Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и др. Но: создаются жития-биография не церковных, а гражданских лиц. «Житие» протопопа Аввакума. Ярким явлением того времени являются сатирические повести и сказания - «О Шемякином суде» «Повесть о Фоме и Ереме» «Повесть о Ерше Ершовиче ». Новые черты литературы: внимание к личности героев, их душевным переживанием. Родились новые жанры – светская повесть драма, стихи с их бытовыми, сатирическими и любовными мотивами. Переводится иностранная литература : рыцарские романы; юмористические рассказы; приключенческие повести и т.д.
4. Архитектура. Деревянная архитектура достигла своего расцвета. Она теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы квадратный сруб с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени, крыша, двери и окна. ВСЕ ЭТО ПЕРЕШЛО И В КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ.
В селе Коломенском был построен летний деревянный дворец Алексея Михайловича (1667 – 1668) Современники считали его восьмым чудом света. Дворец напоминал драгоценную и уникальную игрушку.
в Кижах возведена без единого гвоздя деревянная 22-главая Преображенская церковь.
До середины XVII в. в церковном зодчестве – шатровый стиль Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром . Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона , считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола.
Церковь Покрова в Медведкове. Москва. 1640 год. Успенская (Дивная) церковь в Угличе. 1628 г.
Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 г.
Теремной дворец. Кремль . Москва
Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль
Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль
Архитектура Нарядность, элегантность, строгая симметричность Церковь Покрова в Филях (1690-1695) В конце XVII в. возникает новый стиль нарышкинское (московское) барокко
Троицкая церковь (Троице- Лыково ) 1698 – 1702 г.
Успенский собор (Рязань ) 1693 – 1699 г.
5. Живопись В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись. Выразилось это как в том, что даже в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись. В иконописи в то время господствовали два стиля: -« годуновский » (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону; -«строгановский » (заказчики - купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин ).
« годуновский » стиль
« годуновский » стиль
« строгановский»стиль
« строгановский»стиль
Произведения мастеров Оружейной палаты — Семена Федоровича Ушакова и его учеников (Г. Зиновьева, И. Максимова, Т. Филатьева, К. Уланова) — сочетали в себе традиционные приемы и новаторские идеи – стремление придать изображаемым сюжетам перспективу и объемность . Самым известным творением Семена Ушакова является икона « Спас нерукотворный», передающая с помощью светотени красоту правильного человеческого лица.
Святая Троица. С. Ушаков
Спас Иммануил . С. Ушакова
Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и Смуты привела к последнему взлету фресковой живописи , которая стала чрезвычайно декоративна. Фрески - это роспись по сырой штукатурке Наиболее известными создателями поздней фрески считаются работавшие в Ярославле артели Гурия Никитина, расписавшие церковь Ильи Пророка и Дмитрия Григорьева, украсившие храм Иоанна Предтечи в Толчкове . Гурий Никитин, церковь Ильи Пророка
Дмитрий Григорьев, храм Иоанна Предтечи в Толчкове .
В конце XVI в. появились первые парсуны - портреты реального лица, написанные маслом на холсте. Меняются приемы портретного письма: если раньше техника была иконописной, то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I — Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова). Портрет царя Алексея Михайловича .
парсуна Л.К. Нарышкина
В 17 в. изменился царский быт. Царский двор стал необычно многолюдным. Все бытовые обязанности выполняли тысяча людей . Охрана царя доходила до 2000 человек.Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи , каретные помогали ему в течение дня. . Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота. Новым развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича 1.Домашний быт русских царей. В.Шварц . Сцена из жизни русских царей.
Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции-Коломенское и Измайловское. В помещениях появляются картины, гравюры голландских и немецких мастеров, напольные часы, венецианские зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Стол поражал воображение иноземных гостей своим изобилием и разнообразием. 1.Домашний быт русских царей. Престольная палата в Теремном дворце московского Кремля.
2.Быт дворян. Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Подражая царю, бояре и дворяне проводили время в пирах и охоте, развлекались зрелищем кулачных боёв. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений . В центре находилась печь, богато украшенная изразцами росписями. В окна вставляли слюду , или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева . Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами, которые привозили из Персии, Турции русские купцы. Посуда была золотой и серебряной . Стеклянная посуда была редкостью. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные суконные европейские ткани.
Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки.Основой мебели были столы,лавки,сундуки.Основным украшением считался красный угол с иконами в серебряных окладов. В 17 в. посадские жители стали возводить кирпичные дома,но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане. 3.Быт горожан. А.Маковский . Гостеприимство.
Крестьянский двор включал избу, хлев,сарай.Избы то-пились по черному, печи были редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее. Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры-рожь, просо, овес, пшеница,горох . Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды. 4.Быт и обычаи крестьян. Крестьянская изба. Музей деревянного зодчества в Суздале.
08.11.2016 Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали юноши с 15,а девушки с 12 лет.Браки могли заключаться до 3 раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное епитимья. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой- когда не было сельскохозяйственных работ. Одежда шилась из домотканого холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи. 4.Быт и обычаи крестьян. А.Корзухин . Девичник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Культура и быт России XVII века"
Презентация к уроку в 10 классе "Культура и быт России XVII века" позволяет повысить эффективность воспрития нового материала учащимися....
Методическая разработка интегрированного урока. 7 класс.Тема: «Быт и нравы России XVII века языком фразеологии»
Изучение быта и традиций русского народа языком фразеологизмов играет большую роль в духовно-нравтсвенном воспитании учащихся, помогает лучше понять душу народа, его менталитет....
Культура России XVII века: Русские первопроходцы, Литература и Архитектура
Работа содержит информационный материал по культуре России 17 века....
Проверочная работа по истории России XVII века (7 класс)
Данная проверочная работа по истории России XVII века составлена в двух вариантах и включает задания разного уровня сложности....
Презентация "Россия XVII веке". 7 класс.
Презентация "Россия XVII веке". 7 класс....
Культура России XVII века
Семьнадцатый век в России ознаменовался новыми явлениями в экономике, политике в том числе и культуре. Данная презентация посвящена новым явлениям в архитектуре, живописи, литуратуре...
Мастер - класс "Культура России XVII века" (7класс)
Мастер - класс "Культура России XVII века" https://disk.yandex.ru/i/0d8UoLbEHPhzFg...