Презентация "НЭП"
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему

Чумак Наталья Ивановна

"Новая экономическая политика"    9 класс

(Технология критического мышления)

тип урока: изучение нового материала

Цель: доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик; причины перехода к НЭПу; охарактеризовать основные мероприятия НЭПа; проанализировать противоречия НЭПа.

·        Уметь работать с текстом учебника и документами; делать сравнительный анализ, решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_nep.pptx486.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебное занятие по истории 9 класс Выполнила: учитель истории - Чумак Наталья Ивановна МОУ Южно-Степная СОШ

Слайд 2

Структура плана учебного занятия по истории 1. 9 класс 2. Программа основного общего образования по истории, обществознанию 5-9 классов, сайт Минобрнауки России.- http / www / mongou.r Рабочая программа по истории 9 класс (линии учебника издательство «Просвещение», Данилов А.А., Косулина Л. Г. «История России ХХ век» учебник для 9кл. общеобразовательного учреждения: М.:Просвещение , 2006) 3. Тема : Советское государство в начале 1920 г.г . Учебное занятие 2. «Новая экономическая политика» 4. Педагогическая идея учебного занятия: «НЭП – всерьез и надолго, но… не навсегда». В.И. Ленин

Слайд 3

Цели и задачи урока: Образовательная цель: Познакомиться с Новой экономической политикой, ее причинами, сущностью и результатами. охарактеризовать основные мероприятия НЭПа; проанализировать противоречия НЭПа. Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности. развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; развитие умений анализировать экономическую ситуацию в стране после гражданской войны; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формулировать выводы по итогам нэпа; формирование навыков работы с текстом учебника, документами; развитие навыков грамотной устной речи; развивать навыки групповой работы. Воспитательная цель: воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека. воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу .

Слайд 4

Планируемые результаты учебного занятия : Уметь: работать с текстом учебника, документами, схемами и таблицами; составлять синквейн ; делать сравнительный анализ, решать проблемы. Тип учебного занятия : изучение нового материала Средства обучения: Оборудование : 1. презентация, схемы, таблицы, документы на карточках, рабочая тетрадь. 2. Учебник: История России, 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: “Просвещение”, 2006 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (видеофрагмент) Е.Н. Сорокина: Поурочные планы по учебнику 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, часть I . Волгоград. О.В. Арасланова, А.В. Поздеев : Поурочные разработки по Истории России XX - начало XXI века. Понятия : «НЭП», «продналог», «концессия», «нэпман», «хозрасчет». Дата: 1921 – 1929 г.г .

Слайд 5

ПЛАН УРОКА 1. Причины и необходимость перехода к НЭП. 2. Основные мероприятия НЭПа. 3. Итоги и значение НЭПа. 4. Противоречия НЭПа. Этапы учебного занятия:

Слайд 6

ХОД УРОКА: 1. Организационный момент: Подготовка учащихся к работе; Создание нормальной внешней обстановки для работы; Психологически настроить учащихся на предстоящее занятие. 3. Всесторонняя проверка знаний, умений и навыков: Урок начинается с выполнения отдельными учащимися задания 2 (с. 81), 4 (с. 82) в рабочей тетради ( вып . 1), а также провести проверочное тестирование учащихся.

Слайд 7

1. Кто возглавлял крестьянское движение на Украине в годы Гражданской войны? а) С. М. Буденный; б) Н. И. Махно; в) С. В. Петлюра. 2. Кто такой А. С. Антонов? а) Член ЦК Партии социалистов-революционеров; б) участник покушения на графа Мирбаха; в) бывший начальник милиции, возглавивший крестьянское восстание. 3. Кто был избран председателем Кронштадтского временного революционного комитета? а) Генерал А. Н. Козловский; б) старший писарь С. Петриченко; в) лидер эсеров В. М. Чернов. 4. Кто возглавил войска, подавившие выступление моряков Кронштадта? а) С. М. Буденный; б) М. Н. Тухачевский; в) И. П. Уборевич.

Слайд 8

4. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Вступительная беседа. 1.Как называлась политика Советского государства в период гражданской войны? 2.Как звучит тема нашего урока? 3.Сформулируйте самостоятельно цели урока. I этап – Что я знаю? II этап – Что я хочу узнать? III этап – Что узнал?

Слайд 10

-4 года I мировой войны; -революции; -гражданская война; -интервенция; -политика «военного коммунизма»; -«малая гражданская война» Потери: 20 млн. человек Промышленность : -отброшена на десятилетия назад: -по добычи угля – к концу XIX века; -валовая продукция сельского хозяйства – уменьшилась в 2 раза Детская беспризорность – 7 млн.ч .

Слайд 11

Доказать, что политика «военного коммунизма» зашла в тупик. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ: 1.Писатель Михаил Осоргин отмечал, что людоедство тогда было обыденным явлением. Ели преимущественно родных, в порядке умирания, кормя детей постарше, но не жалея грудных младенцев, жизни еще не знавших, хотя в них проку было мало. Ели по отдельности, не за общим столом, и разговоров об этом не было… 2.Из письма наркома по иностранным делам Г.В. Чичерина: «С 1 августа наши сотрудники не получают ничего. Из остатков прежних складов мы даем более чем скудный обед. Живут тем, что продают старые вещи… Все торгуют. Начальники отделов на улице продают штаны. Иностранные посланники проходят и видят их. У меня в канцелярии секретарша падает в голодные обмороки». Какие выводы можно сделать, опираясь на эти документы? ВЫВОД?

Слайд 12

Итак, в стране кризис. Предложите пути выхода из него. Варианты развития страны Продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие, репрессии Полное удовлетворение требований мятежников Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой-делается временная уступка небольшевистским силам

Слайд 13

II этап – Что я хочу узнать? 2. Суть и основные мероприятия НЭПа. (&18; 1 пункт) Задача для учащихся: выяснить, чем отличался НЭП от политики «военного коммунизма»? Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает Путеводитель по теме” для решения одного из вопросов темы. 1 группа.“ Задание – выяснить сущность и основные мероприятия нэпа. Вопрос Задание Источник 1. Сущность новой экономической политики. Записать в тетрадь определение нэпа. Выделить ключевые слова в определении. На основании документов сформулировать основные мероприятия нэпа, и записать их в таблицу “Основные мероприятия “военного коммунизма” и нэпа”. Проверить правильность выполнения задания. “Нэп – система экономических мероприятий, сменившая политику “военного коммунизма” и являющаяся ее противоположностью”. Учебник: История России, 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: “ Просвещение»,пункт 2 См. сравнительную таблицу “Основные мероприятия “военного коммунизма” и нэпа” (приложение 1).

Слайд 14

Проблема – “военный коммунизм” или “демократический социализм”? Выбор пути развития для страны и обоснование его прогрессивного характера. Вопрос Задание Источники 1. Каковы итоги новой экономической политики? Заполнить таблицу “Итоги нэпа” положительные итоги отрицательные итоги История России 11 класс, стр. 168-170. История России 9 класс, стр.130-132. Документ №11. стр. 196-197 2. Какая политика “военный коммунизм” или нэп более прогрессивная? Сравните нэп с политикой “военного коммунизма”, выделите характерные черты той и другой политики; сделайте вывод о том, какая из них более прогрессивная для развития страны. Путеводитель по теме для группы № 2.

Слайд 15

положительные отрицательные - увеличились объемы с/х; - восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.; - достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.; - рост середняцких хозяйств (60%); - достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.; - улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня). - нехватка промышленных товаров; - увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения; - безработица; - обострение жилищного вопроса; - аграрное перенаселение. Итоги нэпа

Слайд 16

Этап проверки понимания учащимися нового материала. III этап – Что узнал? Синквейн Задание. Учащимся попробовать составить синквейн по тексту учебника с. 136 (последний абзац до конца пункта)

Слайд 17

Этап закрепления нового материала. ТЕСТ 1.Событием, ускорившим введение НЭПа был: а. корниловский мятеж б. кронштадский мятеж в. X съезд РКП (б) г. денежная реформа советского правительства 2. Выберите отличия продналога от продразверстки: а. был вдвое меньше б. объявлялся заранее и не мог быть изменен в. распространялся только на зажиточное крестьянство г. выплачивался деньгами 3. Для НЭПа было характерно: а. полная национализация производства б. карточная система распределения в. бесплатные коммунальные услуги г. признание мелкой и средней частной собственности 4. Благодаря НЭПу удалось: а. восстановить разрушенную экономику б. решить проблему безработицы в. повысить жизненный уровень населения г. начать быструю индустриализацию

Слайд 18

Подведение итогов урока. Возвращение к эпиграфу: «НЭП – это всерьез и надолго, но… не навсегда» В.И. Ленин Вопросы учащимся: Почему всерьез? Почему надолго? Почему не навсегда? 1.Д/з &18, работа с новыми терминами с. 142. 2.Выполнить задания из рабочей тетради: вып.1 параграф 20, лист 9,стр.93