Дидактические материалы к уроку "Предпосылки отмены крепостного права в России".
учебно-методический материал по истории (8 класс) по теме

Зиятдинова Расима Амиряновна

КОЗ  (классического типа) по истории России

8класс: ДаниловА.А., Косулин П.Г. «История России XIX век».

         Тема  «Предпосылки  отмены крепостного права в России»

 Компетенция:  информационная,

                             учебно-познавательная;

                             коммуникативная.

Аспект информационной  компетенции направлен на:

 - нахождение и использование предпосылок из литературных произведений: стихотворение А.С.Пушкина «Деревня»;Радищева  А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»;И.С.Тургенева  «Записки охотника». «Бирюк»,фактического материала.

Аспект учебно-познавательной  компетенции  направлен на:

 - первичную обработку информации, применение знаний на практике, использование информации для решения учебных задач.

Аспект коммуникативной компетенции направлен на:

 - владение устной и письменной речью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt_zadanie_2.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дидактические материалы

       Компетентностно-ориентированное задание
на формирование информационной,

учебно-познавательной,
коммуникативной компетенций

                                                   Зиятдинова Расима  Амряновна

                                                                                          учитель истории и обществознания,

                                                            высшая категория,

                                                                              МБОУ «Марковская СОШ»,

Пермский край, Чайковский район

 

 п.Марковский

2016г.

КОЗ  (классического типа) по истории России

8класс: ДаниловА.А., Косулин П.Г. «История России XIX век».

         Тема  «Предпосылки  отмены крепостного права в России»

 Компетенция:  информационная,

                             учебно-познавательная;

                             коммуникативная.

Аспект информационной  компетенции направлен на:

 - нахождение и использование предпосылок из литературных произведений: стихотворение А.С.Пушкина «Деревня»;Радищева  А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»;И.С.Тургенева  «Записки охотника». «Бирюк»,фактического материала.

Аспект учебно-познавательной  компетенции  направлен на:

 - первичную обработку информации, применение знаний на практике, использование информации для решения учебных задач.

Аспект коммуникативной компетенции направлен на:

 - владение устной и письменной речью.

    Стимул:

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу»

        Император Александр I

  Задачная формулировка: Прочитайте различные    исторические документы  и литературные произведения подтвердите или опровергните  слова Александра I,что в России созрели предпосылки   отмены   крепостного права. Оформите свои выводы (предпосылки) в виде схемы «Фишбоун»

 

 Источник информации

    Каково было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей и в каких произведениях обличал ужасы крепостного права

 Приложение 1

                                        ДЕРЕВНЯ                      А. С. Пушкин

…Но мысль ужасная здесь душу омрачает:                 Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Среди цветущих нив и гор                                             Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Друг человечества печально замечает                          Здесь девы юные цветут
Везде невежества убийственный позор.                       Для прихоти бесчувственной злодея.
Не видя слез, не внемля стона,                                      Опора милая стареющих отцов,
На пагубу людей избранное судьбой,                           Младые сыновья, товарищи трудов,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,              Из хижины родной идут собой умножить
Присвоило себе насильственной лозой                        Дворовые толпы измученных рабов.
И труд, и собственность, и время земледельца.           О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,             Почто в груди моей горит бесплодный жар
Здесь рабство тощее влачится по браздам                    И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Неумолимого владельца.                                                Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
                                                                                          И рабство, падшее по манию царя,
                                                                                          И над отечеством свобод
 просвещенной

                                                                                                    Взойдет ли наконец прекрасная заря?

                                                                                           
   

 Приложение 2

Радищев Александр Николаевич
"Путешествие из Петербурга в Москву"

Медное

Путешественник видит хоровод молодых баб и девок. А далее идет описание позорной публичной продажи крестьян. 75-летний старик ждет, кому его отдадут. Его 80-летняя жена была кормилицей матери молодого барина, безжалостно продающего своих крестьян. Тут же 40-летняя женщина, кормилица самого барина, и вся крестьянская семья, включая и младенца, идущая с молотка. Страшно путешественнику видеть это варварство.

Пешки

Путешественник угощает ребенка сахаром, а его мать говорит сыну: «Возьми барское кушанье». Путешественник удивлен, почему это барская еда. Крестьянка отвечает, что ей не на что купить сахар, а баре употребляют, потому что не сами деньги достают. Крестьянка уверена, что это слезы рабов. Путешественник увидел, что хозяйский хлеб состоит из трех частей мякины и одной части несеяной муки. Он впервые огляделся и ужаснулся убогой обстановке. С гневом он восклицает: «Жестокосердный помещик! Посмотри на   детей крестьян, тебе подвластных!», призывает эксплуататоров одуматься.

Черная грязь

Путешественник встречает свадебный поезд, но очень грустный, т.к. под венец едут по принуждению господина.

 “Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала”. С каждой новой главой “Путешествия из Петербурга в Москву” перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости, крепостники-помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное море страданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.

Приложение 3

И.С.Тургенев «Записки охотника». «Бирюк» «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой,  и пустой, без полатей  перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом – сердце мое заныло. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.

– Ты разве одна здесь? – спросил я девочку.

– Одна,  – произнесла она едва внятно.

  • Ты лесникова дочь?
  • Лесникова, – прошептала она.»

Значение рассказов, вошедших в «Записки охотника», необычайно велико. Пусть мы не видим в этих рассказах гневного обличения крепостного права, но зарисовки крестьянского быта, отдельные штрихи, детали, реплики персонажей, умело введенные автором в текст, заставляют остро чувствовать трагизм положения крестьян, все тяготы их нелегкой жизни, нищету, которая зачастую доводит до крайнего отчаяния.

«Записки охотника» открыли новую, своеобразную и очень важную страницу в русской литературе. Они стали своеобразной «энциклопедией русской жизни».

     2)Какие  изменения произошли в  общественных настроениях  после Крымской войны

         Приложение 4

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Эту идею открыто высказывали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким примером служит изменение политических взглядов М. П. Погодина, который в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской войны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Наибольшую известность приобрела «Записка об освобождении крестьян», составленная юристом и историком К. Д. Кавелиным. Он писал: «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России». Д. А. Оболенский: «Внутри России ожидают все существенных преобразований, и со всех сторон посылаются к разным лицам в Петербург записки о разных вопросах». К безоговорочному освобождению крестьян призывали А. И. Герцен в «Колоколе», Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в журнале «Современник». Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

3)Какие изменения произошли в настроении семьи царя?

   

    Приложение 5

Великая княгиня Елена Павловна(1806—1873),бывшая вюртембергская принцесса, в17лет стала женой великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая I, яростного приверженца его политической системы. Принцесса воспитывалась в чрезвычайной строгости в одном из парижских пансионов. Так, в театр она впервые попала только в Петербурге. Елена Павловна не поддерживала взгляды своего мужа, но строго придерживалась дворцовых традиций, держалась в тени. Но свое замужество она восприняла как необходимость служить не мужу, а его родине. Она самостоятельно выучила русский язык, страстно интересовалась русской историей. Великий Карамзин послал ей одной из первых свою «Историю государства Российского»; она обожала произведения Н. В.Гоголя. По наблюдениям одного из мемуаристов, она постоянно училась чему-нибудь. Скромная и приветливая, великая княгиня стала любимицей царского двора.И все же ее деятельная натура тянулась к государственным делам. В 1848 г. По просьбе Елены Павловны княгиня Львова организовала в Михайловском дворце «четверги». Салон пользовался большой популярностью в кругах образованного русского дворянства и прогрессивного чиновничества. Здесь обсуждались животрепещущие вопросы политики и культуры, анализировались споры между западниками и славянофилами; знаменитые музыканты и литераторы, которым Елена Павловна оказывала покровительство, исполняли свои новые произведения.

С началом Крымской войны Елена Павловна принимает горячее участие в организации помощи раненым русским воинам, создав в действующей армии при помощи великого хирурга Н.И.Пирогова службу сестер милосердия.

В период «александровской оттепели» Елена Павловна, по примеру Екатерины II кокетливо величавшая себя «полтавской помещицей», решилась на публичное освобождение своих крестьян, дабы дать остальным душевладельцам пример для подражания. Главным разработчиком «мини-реформы» Елены Павловны был племянник П.Д.Киселева, крупный чиновник МВД  Н.А.Милютин, который выступал за освобождение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников при сохранении помещичьего землевладения. Эти предложения резко контрастировали с уже существовавшей практикой освобождения крестьян в Прибалтике при Александре I и с желанием большинства русских помещиков уж если и освобождать крестьян, то без земли. Тем не менее в последующем принципы, изложенные Еленой Павловной в специальной записке императору, были положены в основу общеимперской модели реформы освобождения крестьян.

Критерии оценки выполненного задания:

  Выделены предпосылки отмены крепостного права( за каждый правильный ответ — 1 балл; максимум — 5 баллов)

  • обличие ужасов крепостного права в русской литературе( Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Пушкин А.С. «Деревня»;Тургенев И.С. «Записки охотника», «Бирюк».
  • Тайные общесва,выступавшие за отмену крепостного права(Декабристы,западники и славянофилы,кружок А.М.Герцена и Н.П.Огарева,кружок В.Г. Белинского)
  • Крымская война,продемострировшая технико — экономическую и военную отсталость России.
  • Изменение атмосферы в российском обществе,в том числе и в царской семье
  • «Александровская оттепель»

 Схема «Фишбоун»( правильное оформление 5 баллов,частично правильное 2 балла,неверное 0 баллов) 0-5 баллов;

  Публичное выступление( четкость,логичность,культура речи,убедительность по 1 баллу) 0-4 балла;

  Итого: максимум 14баллов

   «5» -  13-14 баллов

   «4» - 10-12 баллов

   «3» -  5-9    баллов

                                             

           Схема «Фишбоун»

 

Самоанализ КОЗ

  Предмет: «История»

  Тема «Предпосылки отмены крепостного права»

  Класс 8 класс

  Ключевые компетенции: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная.

  Аспекты: информационная компетенция — нахождение предпосылок из литературных произведений,пременяется на начальном этапе урока.

    учебно-познавательная  компетенция направлена на:

 - первичную обработку информации, применение знаний на практике, использование информации для решения учебных задач в ходе выполнения КОЗ.

Аспект коммуникативной компетенции направлена на:

  • владение устной и письменной речью на этапе подведения итогов выполнения практической работы.

    Контекст включения КОЗ в урок

КОЗ включается на этапе изучения нового материала и практического применения умений по теме урока. Коз направлено на оценку умения находить и систематизировать информацию, применять полученные знания на практике. Ученик оформляет свои выводы в виде схемы «Фишбоун».Результат работы оценивается на основании критериев оценки выполненного задания.

 Критерии оценки: «5» -  13-14 баллов

                            «4» -  10-12 баллов

                                 «3» -  5-9    баллов

 В процессе  решения учебной задачи у ученика формируются представления о предпосылках отмены крепостного права в России, учащиеся соглашаются с Александром I или высказывают свое не согласие; приводят аргементы, развиваются  навыки анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику по теме урока.

    В данном задании учитываются уровни таксономии Блума:

Уровни
таксономии Блума

1

Знание

 Собирают сведения из  предложенных литературных произведений и фактического материала

2

Понимание

Учащиеся  формируют  свои выводы в правильный ответ

3

Применение

Применяют практические действия в составлении схемы «Фишбоун»

4

Анализ

Анализируют выполненные действия, делают вывод;

5

Синтез

Обобщают  знания,устанавливают связь между предпосылками и причинами отмены крепостного права;

6

Оценка

Высказывают свое мнение о возникновении предпосылок, причин приведших к отмене крепостного права.

Таким образом, формируя информационную, учебно-познавательную, коммуникативную компетентности у подросткого возраста я формирую умения самостоятельно искать, анализировать полученную информацию, передавать и критически ее осмысливать, что в дальнейшем поможет им успешно пройти итоговую аттестацию и  прежде всего, понимать, оценивать и иметь свою точку зрения на происходящие события в стране и в мире.

Вывод: компетентностном  - ориентированное задание  делает урок  эффективным, эмоциональным, ярким и способствует повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Лекция "Отмена крепостного права в России"

Разработка конспекта лекции на урок в 10 классе по теме "Отмена крепосного права в России"...

тест "Отмена крепостного права в России"

данный тест содержит два варианта, может использоваться как в 8 так и в 10 классе...

Презентация "Отмена крепостного права в России"

Презентация к уроку в 8 классе, можно использовать на уроках в 10 классе.  В презентации карикатуры, диаграммы, историческая викторина, ребусы,задача...

Отмена крепостного права в России в XIX веке

Отмена крепостого права в России в XIX веке. Подготовка, причины,этапы и иитоги отмены крепостной зависимости крестьян в России....